ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
ОНИПКО Е.А.,
соискатель,
Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные проблемы развития участников регионального рынка молока и молочной продукции Ростовской области и инструменты его регулирования.
Ключевые слова: государственное регулирование; региональный рынок молока и молочной продукции.
In this article the basic problems of development of participants for Regional Market of milk and dairy products, and the Rostov region, Tools for its regulation.
Keywords: government regulation; a regional market of milk and dairy products.
Коды классификатора JEL: Q13, Q18.
Молочная промышленность Ростовской области представлена более чем 50 крупными и средними предприятиями, которыми вырабатывается более тысячи наименований продукции [1]. Данная отрасль регионального хозяйства производит социально значимую продукцию, формирующую здоровье нации и способствующую обеспечению продовольственной безопасности страны. Такая постановка проблемы позволяет оценить важность государственного регулирования сферы производства и переработки молока и молочной продукции. Экономическая и территориальная доступность молока и молочных продуктов для всех слоев и групп населения, контроль за соблюдением качественных характеристик продукции, содействие развитию производственной и перерабатывающей базы молочной промышленности и межотраслевых связей в системе «поставщик-потребитель» — вот основные задачи государственного регулирования в условиях кризисного развития российской экономики.
В ходе аграрной реформы в России произошли существенные социально-экономические преобразования в сельском хозяйстве. К положительным переменам следует отнести преодоление практически полного огосударствления экономики путем приватизации госимущества и содействия частным формам организации производства, развитие рыночных отношений, мно-гоукладности и т.д. В то же время негативным результатом непродуманных рыночных реформ в агропромышленном комплексе стало снижение объемов производства, уровня оплаты труда, научного и материально-технического обеспечения, эффективности функционирования сельскохозяйственного производства и усиление разбалансированности системы производства и сбыта аграрной продукции. Выход сельского хозяйства из перечня приоритетных отраслей российской экономики, как следствие, повлек за собой снижение бюджетного финансирования
© Е.А. Онипко, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
и уровня продовольственной самообеспеченности страны. Кроме того, недостаточный уровень конкуренции на агропродовольственном рынке стал катализатором роста цен на сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки. В процессе рыночных преобразований на селе из-за перманентных неплатежей была разрушена обслуживающая его инфраструктурная сеть (система ремонтных баз, сбыта и материально-технического снабжения, агрохимическая и мелиоративная службы и т.д.).
Текущее состояние агропромышленной сферы экономики Ростовской области характеризуется обострением конкурентной борьбы между субъектами рынка аграрной продукции (в том числе молочнопродуктовой). Перед донскими предприятиями-производителями молочной продукции стоит задача не просто удовлетворять потребности регионального рынка, но и сделать это наилучшим образом. Переход в процессе рыночной трансформации главенствующей роли на рынке от производителей к потребителям привел к созданию такой ситуации, когда прежде всего сам потребитель определяет, какую продукцию, у кого и за сколько он хочет приобрести. Такое состояние дел, характерное для большинства рынков аграрной продукции, наиболее ярко проявляется на региональном рынке молока и молочной продукции, функционирование которого в значительной степени детерминирует специфики реализуемой на нем продукции (особые условия хранения, скоропортящийся характер, невысокая транспортабельность и т.д.). Все это обусловливает необходимость разработки новых, более эффективных, инструментов развития регионального рынка молока и молочной продукции, которые позволят решить многие застарелые проблемы этого сектора экономики и будут способствовать максимальному удовлетворению потребительских предпочтений.
Отличительными особенностями рынка молока и молочных продуктов являются:
■ низкая эластичность спроса и предложения по отношению к ценам по сравнению с агропромышленными рынками;
■ достаточно острая конкуренция в ряде регионов в сфере предложения молока со стороны производителей, позволяющую предприятиям, занимающимся переработкой молока, снижать закупочные цены на продукцию;
■ занижение отпускных цен на молоко по договоренности руководителей предприятий с предприятиями переработки за вознаграждение (в целях уклонения от уплаты налоговых сборов или укрывания доходов от собственников предприятия);
■ доминирование нескольких крупных переработчиков молока, диктующих цены для определенного района;
■ конкуренция между стабильно работающими предприятиями и предприятиями, находящимися в условиях кризиса, которые стремятся продать свою продукцию по низким ценам за наличный расчет;
■ конкуренцию между крупными аграрными организациями и личными (подсобными) хозяйствами (ЛПХ) граждан, которые производят значительную часть молока и не платят налогов.
Мировой опыт функционирования молочнопродуктовых рынков свидетельствует о том, что в странах с развитой экономикой молочному комплексу оказывается значительная государственная помощь с целью обеспечения населения по доступным ценам молоком и молочной продукцией, оставляя при этом стимулы для производителей для обеспечения его расширенного воспроизводства. Одним из основных рычагов государственного воздействия на экономические условия воспроизводства служит цена. Эффективное развитие рынка молока и молочной продукции обеспечивается развитой материальной базой отраслей молочно-продуктового комплекса, их сбалансированностью; модернизацией торгово-закупочной инфраструктуры; развитием кооперации между предприятиями, в том числе и на межрегиональном уровне; при необходимости — государственным регулированием основных этапов производства и доведения молочной продукции до потребителя.
Государственная политика, направленная на повышение конкурентоспособности участников рынка молока и молочной продукции, включает ряд обязательных направлений, в числе которых следует выделить: развитие конкуренции, организационную, информационную и экономическую поддержку товаропроизводителей, развитие рыночной и товаропроводящей инфра-
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ.
181
структуры (расширение сети магазинов фирменной торговли, развитие торгово-закупочных предприятий с мощностями по сортировке, охлаждению, упаковке, хранению и переработке продукции в районах ее непосредственного производства и потребления).
В Ростовской области производство молока не обеспечивает в полном объеме потребность на внутреннем рынке области. Увеличение производства молока следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе удовлетворить спрос населения области на молоко и молочные продукты в соответствии с минимальным уровнем потребления молочных продуктов в перерасчете на молоко. Для успешного функционирования отрасли молочного скотоводства племенное поголовье коров должно составлять около 15% от общего маточного поголовья. В настоящее время этот показатель составляет всего 9%. В целях создания экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства в Ростовской области в настоящее время реализуется подпрограмма «Развитие молочного скотоводства в Ростовской области на 2010-2012 гг.» областной долгосрочной целевой программы (ОДЦП) развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 20102012 гг. Оценка результативности мероприятий проводится по выполнению целевых показателей (таблица 1).
Таблица 1
Целевые показатели подпрограммы «Развитие молочного скотоводства в Ростовской области на 2010-2012 гг.» областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 гг. [2]
№ п/п Целевые показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.
1 Валовое производство молока, тыс. т 1056 1088 1120
2 Удельный вес племенного поголовья в общем поголовье крупного рогатого скота молочного направления, % 10,1 12 13,1
3 Объемы реализации племенного молодняка молочного направления, голов 300 350 400
4 Приобретение племенного молодняка молочного направления, голов 530 530 530
5 Удой на корову в год во всех категориях хозяйств, кг 4100 4270 4350
6 Производство на душу населения, кг 250 257 260
7 Выход телят на 100 маток, голов 76 78 82
Законодательными актами Ростовской области предусмотрены следующие виды государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) за счет средств областного бюджета:
• субсидии на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления;
• субсидии (также кроме сельхозпотребкооперативов) на возмещение части затрат за произведенное молоко, реализованное перерабатывающим предприятиям области (субсидии предоставляются при условии продуктивности коров в среднем по стаду не менее 5000 кг молока);
• субсидии на возмещение части затрат на приобретение семени племенных быков-производителей для искусственного осеменения коров;
• субсидии организациям по племенному животноводству на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления;
• субсидии организациям АПК, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельхозпотреб-кооперативам на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организа-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
циях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 8 лет.
Поскольку в аграрной сфере существуют значительные страховые риски, то следует обратить пристальное внимание на государственное стимулирование практики гарантированного страхового возмещения убытков, связанных с природными явлениями.
Государственная поддержка, позволяющая повысить финансовую устойчивость и конкурентоспособность участников рынка Ростовской области, прежде всего, предприятий молочной промышленности, должна осуществляться по следующим основным направлениям:
♦ институциональное (развитие институтов производственно-рыночной и торговопосреднической инфраструктуры и поддержка конкурентоспособности агробизнеса, производителей и переработчиков молока);
♦ финансово-кредитное (создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий субъектами агробизнеса и молочной промышленности в целях формирования сильных конкурентных преимуществ, улучшение потребительских свойств продукции;
♦ организационное (установление упрощенного порядка сертификации продукции, привлечение участников рынка региона к выполнению государственных и муниципальных контрактов; поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию их торговых, производственных и иных связей с зарубежными партнерами; привлечения иностранных инвестиций, поощрение межхозяйственной и межрегиональной кооперации);
♦ научно-методическое (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и менеджеров агропредпринимательских структур и сельхозпредприятий региона, обмен опытом по формированию конкурентных стратегий и ведения конкурентной борьбы в условиях нестабильной внешней среды).
Таким образом, эффективное развитие регионального рынка молока и молочной продукции обусловлено рядом отраслевых и специфических черт агропродовольственного сектора (прежде всего, сезонность, зависимость от природно-климатических условий). Его эффективное функционирование в российских условиях должно строиться на рыночных принципах с учетом развития предпринимательства и инновационной деятельности. Базы межотраслевой координации эффективного функционирования рынка молока и молочных продуктов создает использование ценовых методов управленческого воздействия, совершенствование ценообразования на всех стадиях единого технологического процесса (производство, переработка и реализация), эффективное распределение корпоративного дохода (при этом основная часть прибыли должна оставаться у производителей и переработчиков, а не у торгово-посреднических организаций). Роль органов государственного управления сводится к поддержанию конкурентной среды на рынке, его институционализации и повышению конкурентоспособности участников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 гг. // Правовая база «Консультант Плюс».
2. Отчеты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области за 2009 г., 2010 г. // www.donagro.ru.