УДК / uDC 377(470.25) И. В. Кононова
I. Kononova
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SECONDARY Professional EDuCATION IN PSKOV REGION
В статье анализируется современная ситуация в системе профессионального образования в Псковской области, характеризующаяся влиянием социально-экономических, географических и демографических факторов. Обосновывается необходимость создания организационно-педагогических условий управления развитием подготовки квалифицированных рабочих в регионе.
The modern situation of development of professional education in Pskov region is analyzed in this article. It is characterized by the influence of social, economic, geographical and demographic factors. It is necessary to create organizational pedagogical conditions for management of developing and preparation of skilled workers in this region.
Ключевые слова: система профессионального образования; региональное развитие; профессиональная подготовка рабочих кадров в регионе; социально-экономические, географические и демографические условия; организационно-педагогические условия управления.
Keywords: system of professional education; regional development; professional preparation of skilled workers in the region; social, economic, geographical and demographic conditions; organizational pedagogical conditions for management.
На современном этапе развития экономики страны возрастает потребность в высококвалифицированных практико-ориентированных работниках, способных реализовывать широкий спектр производственных функций. Поэтому концепция модернизации российского образования определена необходимостью опережающего развития среднего профессионального образования. Исследования в данной области сегодня особенно актуальны.
Профессиональное образование — это открытая система, которая активно взаимодействует с внешней средой, реагирует на все изменения и имеет от них прямую зависимость. Развитие и характер функционирования данной системы предопределяется колебаниями численности населения, его составом и предпочте-
ниями, зависящими от экономических, политических и социальных факторов.
Целью данной статьи является выявление основных факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование организационно-педагогических условий функционирования и развития региональной системы СПО и подготовку рабочих кадров в Псковской области.
Изучение аналитического материала, основанного на статистических данных и отражающего явления и процессы экономической и социальной жизни Псковской области, географические и демографические условия, становится основной задачей в достижении поставленной цели.
Систему профессионального образования как объект настоящего исследования нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономических условий ее функционирования — демографической ситуации, экономических и других показателей. На систему профессионального образования Псковской области оказывают непосредственное влияние следующие факторы.
По своему географическому положению Псковская область входит в состав Северо-Запада России, площадь территории составляет 55,400 кв. км. Область (единственная на западе Европейской России) граничит сразу с тремя государствами: Эстонией, Латвией и Белоруссией, на севере и востоке соседствует с четырьмя областями Российской Федерации: Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской. Такое географическое расположение является одним из главных системных достояний Псковской области, т. к. оказывает прямое влияние на капитализацию региона. В области нет стратегических полезных ископаемых, крупных регионообразующих предприятий, притягивающих к себе человеческие ресурсы, что делает ее население основным системным достоянием области.
Тенденция депопуляции (убыли населения] является самой главной угрозой для Псковской области как региона потенциального развития. Псковская область сегодня находится в состоянии обостряющейся конкуренции со всеми окру-
жающими (в том числе и удаленными] территориями за свой главный ресурс—людей. Стремление покинуть область наблюдается у молодого поколения еще в период обучения в общеобразовательных учреждениях. Близкое расположение городов-мегаполисов (Москва и Санкт-Петербург] и экономически более стабильных и развитых регионов, привлекающих молодежь и трудоспособное население, политика «упрощения» социальной карты региона, минимизация инфраструктуры жизни негативно влияют в том числе и на развитие системы профессионального образования Псковской области.
Проблемная демографическая ситуация Псковской области является серьезным фак-
В 2006 году смертность превышала рождаемость на 61,5%, в 2012 году — на 45,6% [2; с. 5-7]. В 2013 году смертность превысила рождаемость на 43 %. Наблюдается слабая динамика уменьшения убыли населения. В 2013 году естественная убыль в расчете на 1 тысячу населения уменьшилась на 4,8 %, по сравнению с 2012 годом [8]. Воспринимать подобную динамику можно было бы положительно, если не учитывать общую численность постоянного населения Псковской области.
По естественному приросту населения в 2007 году Псковская область занимала последнее, 89-е место по России [5, с. 22].
На 1 января 2013 года численность составила 661 507 человек, в том числе 464 716—жители городского населения и 196 791 — сельского
тором, усложняющим управление развитием профессионального образования. За годы демографической катастрофы население Псковской области сократилось более чем в два раза. В 1999 году были самые высокие показатели смертности во второй половине XX века. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года Псковская область заняла первое место в России по смертности. Показатели последней Всероссийской переписи населения (14 октября 2010 года] также не привлекательны. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области, естественный прирост населения Псковской области фиксировал убыль (табл. 1].
К этой категории относятся лица, постоянно проживающие на данной территории, включая временно отсутствующих на момент переписи.
По статистическим данным переписи, численность населения Псковской области на 12 января 1989 года составляла 845,3 тыс. человек, на 9 октября 2002 года — 760, 8 тыс. человек, на 14 октября 2010 года — 673,4 тыс. человек [8]. С 1995 по 2000 год число жителей уменьшилось на 44 тыс. человек и ежегодно снижается в среднем на 11 тыс. человек (табл. 2] [5, с. 26].
Таблица 2
[8]. То есть за 23 последних года область потеряла 183 793 человека, это в среднем по 8 тыс. человек в год. Объективно говоря, демографическая динамика в Псковской области такова, что регион приближается к «точке не возврата». При таком развитии событий через 80 лет в Псков-
Таблица 1
Естественный прирост населения Псковской области
Год (январь — июль] Кол-во родившихся Кол-во умерших Прирост/убыль (-], чел. Прирост/убыль (-], %
2006 6433 16721 -10288 -61,5
2007 6890 14796 -7906 -53,4
2012 4173 7675 -3502 -45,6
2013 4191 7360 -3169 -43
Численность населения Псковской области (оценка на конец года; тыс. чел.)
1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
826 782 737 734 725 713 705 696 673,4 661,5
ской области не останется ни одного жителя.
Немаловажно проанализировать и возраст населения Псковской области. Население в трудоспособном возрасте составляет 55 % от всех жителей Псковской области [1; с. 5-7]. Это очень низкий показатель, характерный обычно для развивающихся стран. Но в развивающихся странах доля населения в трудоспособном возрасте низка из-за высокого процента детей, а в Псковской области — из-за большой доли пожилого населения.
Пожилое нетрудоспособное население почти в два раза превысило число лиц моложе
трудоспособного возраста. Дети и молодежь (до 15 лет] составляют 18 %, а доля пожилых людей достигла 33 % от всех жителей области. В целом по России этот показатель составляет 20 %. Средний возраст жителей Псковской области составляет 43 года [1; с. 85-87]. Такой высокий показатель нельзя найти даже в «быстроста-реющих» странах Западной Европы. Например, средний возраст жителей нашей планеты едва превышает 23 года. По продолжительности жизни населения область занимает 43-е место по России (табл. 3].
Таблица 3
Продолжительность жизни (число лет)
Год Средний возраст населения в том числе
мужчин женщин
2005 60,2 53,7 68,2
200В 61,2 54,6 69,2
2007 64,1 57,8 71,1
2008 63,6 56,9 71,4
2009 63,1 57,3 69,7
Особенно высок коэффициент демографической нагрузки в сельской местности (табл. 4].
Таблица 4
Коэффициенты демографической нагрузки*
Всего Моложе трудоспособного возраста Старше трудоспособного возраста
2005 2009 2011 2005 2009 2011 2005 2009 2011
661 648 633 249 232 211 412 416 422
* На 1 тыс. человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного
В приведенных данных подразумевается, что население области моложе трудоспособного возраста — до 15 лет; трудоспособного возраста — мужчины 16-59, женщины 16-54; старше трудоспособного возраста — мужчины 60 лет и более, женщины 55 лет и более.
Мелконаселенные районы Псковской области имеют более высокий миграционный оттокна-селения. Это связано с худшим развитием сферы услуг, меньшим выбором мест трудоустройства. Проблемы безработицы, алкоголизма, преступности, отсутствие медицинского обслуживания в наибольшей степени порождают и другие социальные проблемы. По Псковской области в 2006 году у женщин, не состоявших в зареги-
стрированном браке, родилось 1957 детей, что составило 30,4 % от общего числа родившихся. В 2007 году вне брака родилось — 2126 детей, это 30,9 % от общего числа [2; с. 11]. Экономическая и социальная нестабильность отражается на составе семьи. Число разводов составляет 60 % от количества браков [8].
Таким образом, описанные негативные явления влияют на сокращение численности учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Данный факт приводит к закрытию образовательных учреждений, в то время как одним из условий модернизации системы образования является расширение числа организаций, предоставляю-
щих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров. Имеющийся негативный фактор затрудняет развитие профессионального образования в Псковской области.
Не могут не оказывать влияния на развитие системы образования и экономические факторы. Без определения экономических приоритетов Псковской области, составления прогноза рынка труда невозможно спланировать и рынок образовательных услуг.
На фоне других регионов Северо-Запада область имеет низкие показатели. Областной бюджет на 40 % зависит от поступлений из федерального бюджета. Розничный товарооборот и реальные доходы населения остаются на уровне предыдущих лет. Удельный вес убыточных организаций составил на начало 2013 года 38,9 % от общего числа организаций — 118 организаций (2011 год — 107 организаций] с суммой убытка 2 587 684 тыс. рублей [8].
Около 20% поступлений в бюджет Псковской области дает малый и средний бизнес (МСБ], в среднем по России — около 10 % [7; с. 11]. Причина столь высокой доли понятна — отсутствие в области крупных и даже средних по российским меркам предприятий. Тем важнее роль этого сектора региональной экономики. Ориентиры известны — в развитых странах доля МСБ в налоговых поступлениях доходит до 80%, а 4060 % являются нормой. Это говорит о доступности успешной экономической деятельности для рядовых граждан, что приводит к уменьшению социальной нагрузки на бюджет — происходит переход активных людей из бюджетной сферы в сферу свободной экономической конкуренции. В бюджетной сети при этом освобождаются места для тех, кто за ее пределами реализовать себя не может. Таким образом, граждане, получая профессиональное образование, стремятся реализовать себя в частном секторе бизнеса, открывая собственные предприятия.
Рынок труда и уровень жизни Псковской области характеризуется очень низким уровнем доходов населения (в 8-10 раз ниже, чем в ближайших столичных городах]. Уровень безработицы самый высокий, а реальные доходы населения области — самые низкие из СевероЗападного региона. Среднемесячная номинальная зарплата в 2006 году составила 6 974 рубля. В 2008 году — 11 381 рубль. Для сравнения: Санкт-Петербург—22 473 рубля, Архангельская область — 41 181 рубль [5; с. 56]. В 2013 году среднемесячная заработная плата одного работника составила 17 921,5 рубля («по опе-
ративным данным» — пометка Псковстата]. В 2000 году среднемесячные доходы на душу населения в месяц составляли 1374,8 рубля, в 2007 году — 7923,2 рубля, в 2010 году — 12 797,6 рубля, в 2012 году — 16 091,6 рубля. Величина прожиточного минимума по состоянию на 22 февраля 2007 года в Псковской области — 2951 рубль, в 2013 году—6308,5 рубля в месяц. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума на начало 2013 года — 104 300 человек, что составляет 15,6 % от всего населения [8].
Уровень безработицы в Псковской области в 2005 году составлял 11,4 тысячи человек. По данным 2007 года, по уровню безработицы Псковская область находится на 24-м месте по России среди всех субъектов (6,9 тысячи зарегистрированных безработных]. В 2008 году в области увеличилось число безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года — до 8,5 тысячи человек] [5; с. 41]. В 2012 году численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, насчитывает 4,9 тысячи человек, что составляет 21 % от общего числа безработных [9].
Проведенный подробный анализ однозначно свидетельствует о прямой зависимости продолжительности жизни, слабой рождаемости, миграционных процессов от уровня жизни населения.
Таким образом, можно отметить, что Псковская область имеет наиболее яркую картину социального неблагополучия, по сравнению с другими регионами.
Постоянный отток молодых кадров формирует их дефицит. Но данный факт не увеличивает спрос на образовательные услуги профессионального цикла по рабочим профессиям. Кроме того, необходимо учитывать продолжающиеся последствия «демографической ямы». Согласно социологическим прогнозам, численность выпускников 9-х классов общеобразовательных школ будет сокращаться до 2015 года, а выпускников 11-х классов — до 2017 года, как следствие — уменьшение численности учащихся учреждений НПО и СПО. Снижение же численности студентов российских вузов, по мнению социологов, будет сокращаться до 2021 года [4; с. 207-208].
Основываясь на анализе социально-экономической, географической и демографической ситуации, характеризующей Псковскую область, становятся совершенно очевидными факторы влияния на все сферы жизни. Все то, что на конкретной территории обеспечивает существование человека, является инфраструктурой
и сказывается на работе всех систем, особенно системы образования. Сложившаяся на данный момент ситуация в регионе характерна для регрессивного развития: сокращение численности населения (низкая рождаемость, миграция молодежи и трудоспособного населения из-за низкого уровня заработных плат, экономической нестабильности и отсутствия перспектив], сложная ситуация на рынке труда не являются единственными проблемами Псковской области.
Характеристика Псковской области как субъекта управления говорит о спонтанности руководства в сфере профессионального образования. Государственный заказ на осуществление подготовки рабочих кадров под конкретные нужды конкретного региона не осуществляется. Не учитывая реальные потребности экономики и социальной сферы региона, продолжается массовая подготовка по невостребованным профессиям.
Данные проблемы, являются основными факторами, которые оказывают непосредственное влияние на формирование организационно-педагогических условий функционирования и развития региональной системы СПО и подготовку рабочих кадров в Псковской области. А именно:
— создание авторской программы развития СПО в Псковской области с учетом специфики географических, социально-экономических, демографических и других региональных факторов;
— соответствие качества образовательных услуг запросам регионального рынка труда и потребителей;
— создание региональной системы мониторинга и статистики рынков труда и образовательных услуг;
— осуществление управления системой профессионального образования через взаимодей-
ствие: государственно-общественное управление, новые формы социального партнерства.
Таким образом, состояние экономики, общественные и политические условия, присущие данному региону, для развития профессионального образования и диктуют требования к особым организационно-педагогическим условиям, которые должны учитываться руководством при модернизации и планировании деятельности учреждений профессионального образования. Помимо создания основных организационно-педагогических условий для успешного развития системы профессионального образования необходимо осуществлять комплексное социальноэкономическое развитие Псковской области.
1. Возрастно-половой состав населения по районам Псковской области. 2010: стат. сб./Псковстат — Псков, 2010. — 87 с.
2. Естественное движение населения Псковской области за 2007 г.: стат. бюл./Псковстат. — Псков, 2008. — 80 с.
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: стат. бюл./Псковстат. — Псков, 2004. — 60 с.
4. Шереги Ф. Э., Савинков В. И. Образование, как фактор формирования интеллектуального потенциала России. — М.: ЦСПиМ, 2011. — 288 с.
5. Регионы Северо-Западного федерального округа. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб./Коми-стат. — Сыктывкар, 2009. — 203 с.
6. Статистический бюллетень/Псковстат. — Псков, 2008. -19 с.
7. Экономические и социальные индикаторы регионов Северо-Западного федерального округа. Бюл./Псковстат. — Псков, 2004. — 120 с.
8. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области [Электронный ресурс]. — ШІ_: ИИ;р://р8І<0У8ІаІ. gks.ru (дата обращения 22.09.2013).
9. Официальный сайт Государственного комитета
Псковской области по труду и занятости населения [Электронный ресурс]. — Ш1_: http://trud.pskov.ru/
(дата обращения 18.09.2013).
УДК / uDC 377(470.44) О. Л. Шарова
О. Sharova
модернизация системы профессионального образования В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ SECONDARY VOCATIONAL EDuCATION MODERNIZATION IN SARATOV REGION: LOOK FROM THE INSIDE
В статье представлены результаты автор- в Саратовской области. Особый упор делается
ского социологического исследования, посвя- на анализе процесса принятия реформ и фено-
щенного вопросам модернизации системы СПО мене сопротивления инновациям сотрудниками