Секция ««Маркетинг и коммерциализация космоса»
УДК 339.1
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ
Д. Д. Гальчина, М. А. Губанова Научный руководитель - Е. А. Рыбакова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Раскрывается основные проблемы маркетинга в России, определяется роль маркетинга для ведения бизнеса, представляются решения проблем маркетинга.
Ключевые слова: маркетинг, проблемы маркетинга, бизнес, реклама, продвижение продукта.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MARKETING IN RUSSIA
D. D. Galtchina, M. A. Gubanova Scientific Supervisor - E. A. Rybakova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article reveals the main problems of marketing in Russia, defines the role of marketing for business, presented the problems of marketing.
Keywords: marketing, marketing, business, advertising, product promotion.
Маркетинг - это широко используемый термин, который требуется для описания способов коммуникации между определенной компанией и потребительской аудиторией. С социальной точки зрения, маркетинг обеспечивает связь между материальными требованиями общества и его экономических форм реагирования. Следовательно, маркетинг удовлетворяет потребности и желания потребителей через обменный процесс на основе построение долгосрочных отношений.
Маркетинг в России является молодой наукой, по сравнению с западными странами, во время изменения политического строя в стране, Россия оказалась в ситуации, когда она могла перенять западные бизнес-модели, но неорганизованный рынок, отсутствие рыночного сознания у населения, несформированная правовая база, нехватка культуры потребителей, наличие несформированных логистических связей приводили к стагнации маркетинга. При этом мнение производителей в стране разделилось: одни считали, что для прибыльной реализации товаров и услуг необходимо вести бизнес, ориентируясь на западные стандарты, а другие считали, что ведение бизнеса основывается по принципу: «если товар пользуется спросом, следовательно, нет необходимости ничего менять». Поэтому, в российской экономике существуют одновременно несколько концепций маркетинга [1].
Есть множество методов, которые используются в маркетинге для продвижения и реализации продукции. Самыми основными методами являются определение целевого рынка, его сегментация и анализ поведения потребителей.
В период кризиса и нестабильности мировой экономики множество организаций и предприятий проводят сокращение собственных расходов, в числе таких затрат и затраты на продвижение продукции. Одним из способов уменьшения расходов на маркетинг являются сокращение штаба работников в отделах маркетинга и снижения зарплат оставшимся работникам.
Но нельзя недооценивать роль маркетинга и сокращать собственные расходы за его счет. Отсюда вытекает первая проблема маркетинга в России, а именно недооценка его значимости. Как известно маркетинг выступает в роли навигатора на рынке товаров и услуг, то есть он является одним из основных инструментов, позволяющим эффективно конкурировать на рынке. Исходя из этого, очень часто, маркетингу отводят второстепенную роль, хотя он должен занимать один уровень с коммерческими и финансовыми отделами предприятий и организаций [2].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Второй по значимости проблемой является монополизация некоторых рынков, а именно сырьевых и энергетических ресурсов. Данная проблема маркетинга особенно актуальна для отдаленных и провинциальных участков нашей страны, где существуют уже сформировавшиеся монополисты и, как правило, конкуренция либо ограничена, либо вовсе отсутствует. Такой монополизм не дает право выбора потребителям, тем самым вынуждая их покупать товар по более высоким ценам. При невозможности выбора, пробелы законодательной базы по защите интересов потребителей, искусственных ограничениях конкуренции, или вовсе недопущению на рынок новых игроков через административный ресурс, потребители поставлены в полную зависимость от организаций, предоставляющих товары или услуги, которые и без маркетинга легко реализует свою продукцию по высоким ценам, снижая ценовую конкурентоспособность конечной продукции [3].
Реклама окружает нас повсюду. Поэтому еще одной значимой проблемой являются высокие тарифы на рекламу. Простым примером этого может быть реклама на популярных телевизионных каналах. Один показ ролика, в среднем, за 30 секунд на 1 канале составляет 609 600 рублей, ТНТ -385 400 рублей, СТС - 288 000 рублей, Россия 1 - 397 300 рублей, НТВ - 280 700 рублей. Так же популярным методом размещения рекламы является радио. Так, на радио России стоимость 30 секунд, в среднем, 54 500 рублей, Дорожное радио - 123 000 рублей, Радио Шансов - 85 000 рублей. Из полученных данных, можно увидеть, что цены на услуги рекламы на 1 канале значительно отличаются от тарифов других телеканалов (больше в два и более раза). Аналогичная ситуация складывается и на радиостанциях нашей страны. Дорожное радио является наиболее популярным среди других радиостанций, следовательно, прайс цен за рекламу более высокий. В условиях кризиса производители не имеют возможности воспользоваться данными услугами вследствие высоких цен. Фирмы вынуждены прибегать к бюджетным вариантам. К таким вариантам относятся размещение рекламы в социальных сетях, таких как: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube - блогеры. Такой вид продвижения товара не требует особых затрат, так как информация по сети Интернет распространяется с невероятной скоростью [4].
Четвертой проблемой является коррупция в маркетинге. Если в некоторых странах коррупция является не основным аспектом маркетинга, то в России - наоборот. Чаще всего взятки в маркетинге применяют в тех случаях, когда фирма не способна произвести и реализовать качественный продукт. Следовательно, к коррупции прибегают неконкурентоспособные компании, компенсирующие свою неконкурентоспособность на рынке. С этой позиции коррупция не только поддерживает слабых, но еще и негативно влияет на рынок, фактически убивая его, ведь слабые не способны развивать рынок и он начинает деградировать. Существует мнение, что если российские бизнесмены перестанут давать взятки, то их компании в скором времени станут неконкурентоспособными.
Следующей проблемой, которую стоит отметить, является отсутствие в России аналитических отделов. Такие отделы позволяют определить, насколько эффективно будет внедрение новых технологий, изменение ориентации товаров, текущих правил и норм, а также введение социальных программ. В западных странах такие отделы существуют достаточно длительное время и дают исчерпывающий ответ на данные вопросы [5; 6].
Нехватка квалификационных работников в сфере маркетинга является немаловажной проблемой. Ранее, когда маркетинг только появился в России, на предприятиях не было должного спроса на работников в сфере маркетинга. В настоящее время, ситуация в корне изменилась. Почти каждой организации необходим человек, который будет исследовать необходимый им сегмент рынка. Но проблема заключается в том, что сейчас нужны не только квалификационные работники, но и директора по маркетингу, рядовые маркетологи, и даже отдельно представленные маркетологи-аналитики, занимающиеся только аналитической работой. Естественно это является также дорогим удовольствием, особенно для небольших фирм. Таким образом, вышеперечисленные проблемы оказывают серьезное влияние на российский маркетинг, тем самым замедляя его развитие и значения в экономике страны.
Проанализировав данные проблемы, необходим ряд мероприятий, которые позволят улучшить текущую ситуацию. Такими мероприятиями могут быть: усовершенствование законодательной базы, устранение ее пробелов, снижение тарифов по рекламе на телеканалах и радиостанциях страны, повышение уровня квалификации работников предприятий в сфере маркетинга, контроль над уровнем монополизированности и конкурентности рынка, а так же ликвидация слабых фирм.
Так же, хотелось бы отметить, что проблемы развития маркетинга связаны с тем, что в России, к сожалению, пока еще нет рыночной экономики в чистом виде, как это наблюдается в развитых странах, где маркетингу отводится ведущая роль. Знание и тщательное изучение маркетинга - залог развития фирмы, ее активной деятельности в условиях высокой конкуренции. Недооценка важности
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
маркетингового взаимодействия с потребителями может привести к разрушению самых успешных производственных и технических начинаний, так как они оказались лишенными логического финала, то есть доведения товара до потребителей.
Библиографические ссылки
1. Кандаурова И. Р. Проблема маркетинга в России // Сборники конференций НИЦ Социосфе-ра. 2013. № 57. С.13-15.
2. Spirit of Time, Scientific Journal for Everybody [Электронный ресурс]. URL: http://spiritoftime. su/ru/building.html?start=26 (дата обращения: 19.03.2016).
3. Борисова Е. С. Об актуальных проблемах исследований в маркетинге территорий // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2012. № 2. С. 78-82.
4. Симоменко В. Н. Современные проблемы маркетинга // Успехи современного естествознания. 2014. № 3. С. 191-193.
5. Рекламный центр Бренд Медиа [Электронный ресурс]. URL: http://www.brandmedia.ru/ price_idP_1.html (дата обращения: 19.03.2016).
6. Одинец Т. А., Томко С. А. Чего следует ожидать обществу от системы маркетинга в современных условиях // Актуальные проблемы авиации и космонавтики [Электронный ресурс] : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летия Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнева (6-10 апреля 2015 г., Красноярск) : в 2 т. Т. 2. С. 325.
© Гальчина Д. Д., Губанова М. А., 2016