гут рассматриваться как документальное подтверждение имеющейся полезной мощности.
Таким образом, при оценке результативности вуза односторонний монетарный подход не только можно, но и следует дополнять «сбалансированной» системой немонетарных показателей. Ведь финансовые показатели говорят о многом, но не обо всем, что было в прошлом, и они также не способны предоставлять адекватную информацию о том, какие действия нужно предпринять сегодня и завтра.
Важным значением применения пространственно-временных величин в системе по-
казателей обеспечения и обслуживания вузов является возможность показывать нагрузку подразделений обеспечения и обслуживания вузов и анализировать показатели в динамике применительно к данному вузу.
Построенная таким образом система оценочных показателей и критериев будет служить основой для объективной оценки деятельности проверяемого вуза, определения объема нагрузки и напряженности деятельности работников подразделений обеспечения и обслуживания, сведения к минимуму субъективных факторов при определении итоговых оценок.
Литература
1. Приказ Минобразования России от 10 ноября 2002 г. № 3906 «Об утверждении перечня документов и материалов, представляемых к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения».
2. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796.
3. Приказ Минобразования России от 29 июня 2000 г. № 1965 «Об утверждении перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида высшего учебного заведения».
4. Приказ Минобразования России от 26 февраля 2001 г. № 631 «О рейтинге высших учебных заведений».
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. Минск: ООО «Новое знание», 2000. С. 31.
6. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек: Учебник. С-Пб. —М. —Дубна, 2001. С. 82—83.
7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 46.
8. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек: Учебник. С-Пб.— М. —Дубна, 2001. С. 18.
9. БартиниР.Л. Система кинематических величин. М., 1965.
10. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М., 1996. С.15—45.
11. Большаков Б.Е. Основы теории развития системы общественное производство — природная среда с использованием измеримых величин. М., 2000. С. 1—40.
12. Мэнкью Г. Принципы Экономикс. СПб., 1999. С. 35—50.
13. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук. М., 2001. С. 98-195.
14. Бартини Р.Л., Кузнецов П.Г. Множественность геометрий и множественность физик. Брянск, 1974.
УДК 35.078.42
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Погребова Е.С., кандидат экономических наук, доцент,
Князев А.В.,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Scientific and industrial complex of the Moscow region is one of the largest in the Russian Federation. Small business has a special place in the regional economic system. It not only provides employment and reduces social tension, but also serves as a factor in the innovative aspect of economic growth. Small innovative
К вопросу о возможности использования пространственно-временных величин
enterprises are an important component of innovation development because they connect science and its practical applications. Moreover, small firms often take the risk to develop new products and technologies-to transform knowledge into a product. However, small business does not use effectively the accumulated scientific and technological capacity. Small businesses located in the region still demonstrate low innovation activity. The paper investigates the development of small innovation business in the Moscow region and focuses on the main directions of the innovation strategy for the Moscow region through the development of small enterprises.
Научно-промышленный комплекс Московской области является одним из самых крупных в стране. Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе области, обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности и являясь важнейшим фактором обеспечения инновационного характера экономического роста. Малые инновационные предприятия (МИП) являются важным компонентом развития инноватики, поскольку выступают в качестве связующего звена между наукой и ее практическими приложениями: именно малые фирмы часто принимают на себя риск по разработке новых продуктов и технологий, по превращению знаний в товар. Однако использование ими накопленного научно-технического потенциала продолжает оставаться неэффективным. Остается низкой инновационная активность малых предприятий, расположенных на территории региона. В статье изучены проблемы развития субъектов малого инновационного предпринимательства в Московской области и обозначены основные направления активизации стратегии инновационной деятельности в Московской области на основе развития малых предприятий.
Ключевые слова: малые предприятия, инновационная активность, научно-технический потенциал, инновации.
Экономический рост стран и отдельных регионов, уровень жизни населения во многом определяются эффективностью научной и инновационно-технологической деятельности. В странах-лидерах мировой экономики до 85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю наукоемких товаров и технологий. В течение последних двух-трех десятилетий в этих странах проводится политика, направленная на создание конкурентных преимуществ национальных и региональных экономических систем.
Сегодня стало очевидным, что именно степень развития инновационной сферы определяет границу между богатыми и бедными странами мира. Формирование национальных инновационных систем (НИС) как основного механизма саморазвития стало главным фактором долгосрочного роста стран-лидеров мировой экономики.
В настоящее время Россия осуществляет переход на инновационный путь развития. При этом основная тяжесть преобразований ложится на регионы, в которых сосредоточен значительный инновационный потенциал. Для них особенно актуальной становится про-
блема выработки обоснованной стратегии регионального инновационного развития.
Московскую область можно охарактеризовать как регион с высокой концентрацией инновационного потенциала. Именно здесь сегодня находятся наиболее успешные предприятия, экспортирующие высокотехнологичные изделия и услуги. Это, прежде всего, королевская РКК «Энергия» — основной участник и технологический инвестор таких глобальных проектов, как международная космическая станция, плавучий космодром «Морской старт», стартовая площадка российских «Союзов» на европейском космодроме Куру, разработчик и изготовитель оборудования для китайской космической программы. Химкинское НПО «Энергомаш» поставляет ракетные двигатели для американских тяжелых ракет-носителей «Атлас» и разрабатывает метановые ракетные двигатели для Европейского космического агентства. Десятки предприятий атомной промышленности и авиационной промышленности Московской области прочно удерживают международные рынки благодаря качеству своей работы. Всемирное признание получили научные и учебные
Таблица 1
Структуры поддержки малого предпринимательства
Название структуры Количество
1 Общественные советы по развитию предпринимательства при главе муниципального образования 38
2 Торгово-промышленные палаты 23
3 Фонды поддержки малого предпринимательства 17 (создаются 4)
4 Ассоциации предпринимателей 12
5 Социально-деловые центры 4
6 Прочие (научно-технические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, и т.п.) 27
Всего: 121
центры: дубнинский ОИЯИ, НИИ Троицка, Черноголовки, Пущино, долгопрудненский МФТИ, а также подмосковные наукограды.
В последнее время в инновационной инфраструктуре Подмосковья возрастающую роль приобретают малые инновационные предприятия. Экономическая реформа в качестве приоритетных направлений в развитии малого предпринимательства предполагает организацию его в производственной и научно-технической сферах.
Экономические успехи Московской области напрямую связаны с развитием малого бизнеса. Малое предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики Московской области. В этой сфере трудится около 27% от общего числа занятых в Московской области, и оборот малого предпринимательства вырос на 32% в общем обороте товаров и услуг всех организаций. Количество малых предприятий превысило 43,9 тыс. С учетом индивидуальных предпринимателей в малом бизнесе Московской области занято более 703 тыс. чел.
Развитие субъектов малого инновационного предпринимательства в Московской области происходит пропорционально общему развитию малого бизнеса. Более 20% субъектов малого предпринимательства Московской области занимаются инновационной деятельностью, в том числе 7% индивидуальных предприятий. Инновации малых предприятий применяются в таких отраслях, как металлообработка, нефтегазовая промышленность, медицина и биотехнологии, информационные технологии, создание новейшей инструментальной техники, электроника, экология, нанотехнологии и др.
Московская область определена одним из пилотных полигонов по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с поручением Президента РФ от 16 апреля 2003 г. № ПР-645.
Основной потенциал области сосредоточен в специализированных исследовательских производственных центрах, таких как Дубна (ядерная физика), Королев (аэрокосмическая промышленность), Пущино (биотехнологии), Троицк (физика), Фрязино (лазерные технологии), Черноголовка (химическая физика).
В областную целевую программу «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на период до 2012 года» включен раздел по развитию малого инновационного предпринимательства, имеющий целевую установку на создание благоприятных условий для устойчивого развития малого инновационного предпринимательства, направленного на разработку и внедрение передовых наукоемких технологий, позволяющих производить конкурентоспособные продукцию и услуги.
Работа по развитию малого предпринимательства ведется в тесном взаимодействии с муниципальными образованиями Московской области (далее — МОМО). В МОМО на сегодняшний день действует 121 структура поддержки малого предпринимательства (см. табл. 1)
Создание сети технологических парков и высокотехнологичных бизнес-инкубаторов должно проводиться, прежде всего, за счет привлечения инвесторов. Основная цель
сети — более полное использование научнотехнологического потенциала МП, внедрение в производство инновационных разработок, привлечение инвесторов, повышение занятости, уровня жизни.
Основные принципы отбора муниципальных образований для реализации проектов по созданию научно-технологических парков включают рассмотрение вопроса о наличии на территории муниципального образования выделенного земельного участка; высших учебных заведений или их филиалов; высокотехнологичных производств.
В Московской области уже действуют 8 бизнес-инкубаторов (БИ) (г.г. Балашиха, Дзержинск, Дубна, Серпухов, Троицк, Дмитров, Фрязино, Пущино), в которых нашли поддержку и выросли конкретные инновационные проекты.
Организована работа по подготовке кадров для малого инновационного предпринимательства (сотрудничество с МФТИ, МГУС и др.) В рамках реализации областной целевой программы в 2006 году оказана финансовая поддержка по реализации 6 инновационных проектов.
Цель создания сети БИ — использование огромного интеллектуального и научного потенциала, создание в стране независимую от сырьевых ресурсов экономику. Наиболее активно в БИ развиваются проекты в области нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий. По этим направлениям планируется развитие сети БИ и технопарков.
Проводятся работы по развитию промышленной кооперации. Создан центр субконтрактации Подмосковья.
Создано НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы Московской области». Фонд позволит создать механизм привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную сферу. Основные получатели инвестиций — малые предприятия, работающие в научно-технической сфере.
В результате деятельности по развитию малого инновационного предпринимательства формируются:
• организационное обеспечение для предоставления полного спектра услуг МП, осуществляющим инновационную деятельность;
• информационная база для проведения мониторинга инновационных проектов;
• условия для малых инновационных предприятий по защите интеллектуальной собственности;
• механизмы для финансирования инновационных проектов;
• условия по обеспечению потребности субъектов малого инновационного предпринимательства в долгосрочных инвестиционных ресурсах путем предоставления лизинговых услуг;
• венчурные механизмы для финансирования высокотехнологичных проектов;
• условия привлечения высококвалифициро -ванных специалистов;
• разработана областная целевая программа «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на период до 2012 года»;
• проводятся работы по формированию подпрограмм развития малого предпринимательства в сферах транспорта и связи, сельского хозяйства, потребительского рынка, ТЭК.
Создана ассоциация малых инновационных предприятий Подмосковья (зарегистрирована в марте 2006 г.).
К основным направлениям работы в области инновационной деятельности относятся:
• содействие развитию структур поддержки малого инновационного предпринимательства, задачами которых станет реализация принципа «технологического коридора» — от получения новых знаний до получения новой конкурентоспособной продукции и презентация ее на рынке;
• подготовка малых предприятий к сертификации в системе ИСО и создание реестра предприятий;
• создание сети информационного обмена малого и крупного инновационного предпринимательства;
• организация проведения выставок, семинаров, конференций;
• подготовка кадров для малого инновационного предпринимательства;
• создание структуры организации инновационной деятельности в Московской области;
• разрешение проблем, сдерживающих создание, развитие и эффективную деятельность субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере науки и промышленности;
• повышение конкурентоспособности продукции и услуг малого бизнеса Московской области на отечественном и зарубежных рынках;
• привлечение негосударственных инвестиций в сферу наукоемкого малого предпринимательства области, обеспечение «кумулятивного» эффекта бюджетных инвестиций;
• оптимизация деятельности и реструктуризация крупных научных и производственных предприятий за счет развития субконтрактных, субподрядных и кооперационных взаимоотношений с субъектами малого предпринимательства.
Все малые предприятия, действующие в настоящее время в инновационной сфере в Московской области, можно разделить на две основные группы: предприятия, созданные при материнских НИИ или вузах, и самостоятельные структуры.
Малые предприятия первого типа — это фирмы, которые были основаны сотрудниками НИИ или вузов, а также компании, владеющие лицензиями на ключевые технологии материнской организации. Большинство малых инновационных фирм относится именно к этому типу. Существование при НИИ дает им целый ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги, пользоваться наработанными ранее связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, его брэндом при продвижении своих разработок, использовать опытно-экспериментальную базу и, наконец, получать через материнскую организацию часть госзаказа. Отчасти именно преобладанием этого типа малых инновационных предприятий можно объяснить их постепенное сокращение в последние годы.
Самостоятельных малых фирм значительно меньше, и они выживают благодаря тому, что смогли найти свою «нишу» на рынке наукоемкой продукции.
Перечислим основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных предприятий:
• несовершенство нормативно-правовой базы инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства;
• неразвитость инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства;
• затрудненный доступ малых инновационных предприятий к финансовым ресурсам;
• отсутствие системы подготовки управленческих кадров для малых инновационных предприятий.
С другой стороны, потенциальные венчурные инвесторы, которые появляются в России, предъявляют свой список претензий к малому бизнесу. Их основной тезис: деньги в стране уже есть, нет хороших проектов. Чаще всего малые фирмы ведут свой бизнес непрозрачно, не умеют составлять убедительный бизнес-план, опасаются передавать фирму в управление внешним менеджерам и запрашивают контрольный пакет в 51% акций. Наконец, во многих фирмах не прояснен вопрос о принадлежности прав на интеллектуальную собственность, и до недавнего времени лишь небольшое число малых фирм уделяло этому вопросу серьезное внимание.
В то же время инвесторы все еще хотят финансировать краткосрочные проекты, со сроком окупаемости в несколько месяцев, что для высокотехнологического бизнеса абсолютно нереально.
Выборочный анализ историй успешно развивающихся малых компаний показал, что становление малой наукоемкой фирмы может происходить одним из четырех основных способов.
1. Ученые или инженеры разрабатывают технологию или продукт, по их мнению, имеющие коммерческий потенциал. Они создают малую фирму, а затем пытаются найти потребителей (покупателей) своей разработки. Выделение в самостоятельную фирму нередко продиктовано желанием сохранить научную школу и уникальных специалистов в материнской организации. Это классическая ситуация так называемого «технологического толчка», когда процесс начинается от разработки, а не от потребностей рынка.
2. Более редкая модификация предыдущего подхода, когда создание фирмы предваряется патентованием разработки, а начало работы малого предприятия связано с грамотной лицензионной политикой. После прохождения данного этапа происходит создание собственного производства.
3. Третья модель основана на том, что ученые сначала уходят из науки, занимаются торгово-посреднической деятельностью, зарабатывая первоначальный капитал, а
затем создают малое инновационное предприятие.
4. Наконец, четвертый подход базируется на изначальном альянсе бизнеса и науки. Представители бизнеса, заинтересованные в том, чтобы производить наукоемкую продукцию, изучают потребности рынка, находят разработчиков, развивают НИОКР и затем — собственное производство. Указанная ситуация обратна первой. В данном случае спрос диктует заказ на разработку технологий (demand pull), и, как правило, этот подход оказывается наиболее успешным, поскольку в основе лежат потребности рынка.
Однако в настоящее время наиболее распространены первая и третья стратегии создания МИП.
Как свидетельствуют истории развития многих МИП, происхождение начального капитала может быть разнообразным, но доминируют собственные средства организаторов фирмы.
Перечислим источники финансирования в порядке снижения частоты их использования:
• собственные средства организаторов малой фирмы;
• средства инвесторов;
• банковский кредит;
• федеральный бюджет;
• средства заказчиков (как правило, заказ делается не фирме, а ученым, пока они еще находятся в составе НИИ);
• региональный бюджет.
Финансирование НИОКР происходит, как
правило, из несколько иных источников. Зачастую исследования и разработки финансируются за счет:
• заказов и реинвестирования прибыли;
• средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
• средств Российского фонда технологического развития (РФТР);
• средств международных программ (CORDIS, Eureka);
• венчурного финансирования.
Наиболее распространенным является реинвестирование прибыли в новые разработки.
По результатам опроса сотрудников малых предприятий Московской области и специалистов поддержки предпринимательства значимыми факторами, сдерживающими раз-
витие МП, в настоящее время являются следующие:
• ограниченность внутреннего рынка, в том числе падение спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с низкой платежеспособностью потребителей;
• непривлекательность малых предприятий для инвесторов вследствие отсутствия надежной залоговой базы и производственной устойчивости, что создает менее благоприятные финансовые условия для деятельности малых предприятий;
• жесткость налоговой политики в отношении субъектов малого предпринимательства, что приводит к резкому сокращению оборотных средств и, как следствие, вынужденному уходу субъектов малого предпринимательства в “теневую” экономику;
• отсутствие научно-технического потенциала, реализации высокотехнологичных проектов, снижение объема производства конкурентоспособной продукции;
• неразрешенность проблемы платежей и, как следствие, высокий предпринимательский риск субъектов малого предпринимательства, не обладающих запасом финансовой устойчивости;
• отсутствие стройной системы в решении вопросов регистрации, сертификации, лицензирования, контроля, что приводит к дополнительным трудностям субъектов малого предпринимательства при взаимодействии с органами власти;
• малоразвитость рынка лизинговых услуг;
• недостаточная мобильность инфраструктуры поддержки предпринимательства. Проблемы развития малого бизнеса в инновационной сфере деятельности, на наш взгляд, можно разделить еще на две группы: 1) проблемы государственной поддержки, 2) методическое обеспечение механизма управления МП.
Анализ действующих правовых актов, посвященных деятельности МП, и анализ практики их реализации позволяет отметить несовершенство налогового законодательства в отношении малого инновационного бизнеса.
Во-первых, это двусмысленность трактовок отдельных положений налогового законодательства. Хорошо, что на сегодняшний день законодательство позволяет выбирать при
разночтении той или иной статьи более выгодный для организации вариант.
Во-вторых, это экономическая необоснованность введения некоторых налогов, как, например, ситуация двойного налогообложения, когда предприятие уже заплатило налог на прибыль, но вынуждено еще раз делать отчисления из дивидендов.
И, наконец, в-третьих, это нестыковки регионального и федерального законодательств. Так, согласно неофициальной статистике более 30% актов субъектов Федерации выходят с нарушением Конституции или федеральных законов.
Таким образом, необходимо проводить активную работу по упорядочению и совершенствованию правового обеспечения развития малого инновационного предпринимательства в регионе.
При этом необходимо осуществить следующие мероприятия:
• анализ применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства и ее совершенствование с целью увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
• оптимизацию налоговой политики в отношении малого предпринимательства (предоставление дополнительных льгот);
• разработку плана занятости в малом предпринимательстве;
• взаимодействие с местными органами по использованию малыми предприятиями незагруженных производственных мощностей крупных предприятий.
Осуществлять финансово-кредитную и
инвестиционную поддержку, в том числе:
• создание и развитие резервов регионального фонда поддержки предпринимательства;
• реализация соглашений с коммерческими банками и специализированными фондами по льготному кредитованию инвестиционных проектов малого предпринимательства;
• формирование портфельных инвестиционных проектов малого предпринимательства в регионе;
• создание и освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов: лизинг, франчайзинг, факторинг, системы взаимного кредитования и взаимного страхования субъектов малого предпринимательства и др.
В ходе проведенных исследований было выявлено, что большинство руководителей малого бизнеса Московской области не знают, оказывают ли помощь инновационному предпринимательству власти их города или области (42,7% опрошенных). Пятая часть руководителей указала на то, что местные власти стараются оказывать помощь всем, кто к ним обращается. На вопрос об использовании существующих форм поддержки ответы предпринимателей распределились следующим образом: 26% пользуются существующими формами поддержки; 68% не пользуются.
Представляют несомненный интерес мнения руководителей об основных мерах государственной поддержки малого бизнеса. Ответы предпринимателей распределились следующим образом:
• инвестиционная поддержка — 25%;
• снижение налоговой базы (налоговые льготы) — 13%;
• предоставление производственных площадей — 8%;
• поддержка на рынках сбыта — 8%;
• другие индивидуальные методы — 17%.
По рейтинговой оценке опрошенных руководителей малых предприятий, основными проблемами, препятствующими развитию и внедрению результатов инновационной деятельности, являются: экономические трудности (недостаток собственных денежных средств; слабая финансовая поддержка со стороны государства; высокая стоимость нововведений; низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений). Среди факторов производственного характера — низкий инновационный потенциал предприятия; недостаток информации о новых технологиях, о рынках сбыта и возможностях для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями; отток кадров как барьер, существенно препятствующий инновациям. Вышеназванные проблемы указывают на необходимость создания организационнохозяйственного механизма инновационного предпринимательства, что чрезвычайно актуально на современном этапе.
Таким образом, активизация стратегии инновационной деятельности в Московской области на основе развития малых предприятий должна лежать в плоскости решения следующих проблем (в порядке оцененного ранга):
Таблица 2
Задачи, решаемые в рамках инновационных систем
Инновационные системы Подмосковья Главные задачи, решаемые в рамках разно уровневых инновационных систем
Инновационная система Московской области 1. Планирование и программирование в соответствии приоритетными направлениями инновационной деятельности регионального, отраслевого и местного уровней 2. Создание условий инновационного развития (в соответствии с прогнозом развития направлений научно-технического прогресса)
Муниципальные инновационные системы 1. Обеспечение развития предприятий малого бизнеса 2. Непосредственная организация инновационных процессов
Корпоративные инновационные системы предприятий области 1. Организация инновационной работы 2. Производство новых продуктов и услуг 3. Внедрение новых технологий
• создание эффективного рыночного механизма управления МП, который был бы адекватен сложившимся условиям на рынке и сущности малого предпринимательства;
• обеспечения государственной (федеральной и муниципальной) поддержки малого бизнеса;
• формирования нормативно-правового обеспечения;
• создания эффективной системы проектного финансирования;
• развития межрегионального и межгосударственного кооперирования.
Комплекс задач, подлежащих решению региональной и территориальными инновационными системами Московской области, можно представить следующим образом (см. табл. 2).
Литература
1. Среднесрочная программа социально-экономического развития Московской области до 2010 года.
2. Областная целевая программа «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в Московской области на период до 2012 года».
3. Говорин А.А. Инфраструктура современного предпринимательства, проблемы теории и практики. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
4. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
6. Рекомендации по созданию в регионах Российской Федерации организационных элементов инфраструктуры малого предпринимательства в научно-технической сфере / Под общ ред. Ю .А.Евдокимова, Г.В .Козлова, Ю.П.Пимошенко. М., Экономика,1996.
7. http://www.mbmo.ru
8. http://www.technet.ru
9. http://www.nisse.ru
10. http://www.tpprf.ru
11. http://www.interecoms.ru
УДК 332.8.021.8
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ жКх
Скрипник О.Б., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент»,
Московский государственный университет инженерной экологии, г. Москва