ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Т. П. ЕГОРОВА, кандидат экономических наук, заведующая отделом Институт региональной экономики Севера
Л. А. ЕФРЕМОВА, начальник отдела маркетинга и договорной работы ОАО АК «Железные дороги Якутии»
Реализация инвестиционных проектов «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», «Комплексного развития Южной Якутии» сопряжена с перевозками большого объема грузов для строительных нужд, материально-технических ресурсов для производства и вывоза произведенной продукции. Данная статья выявляет проблемы в провозной и пропускной способности, определяет перечень мероприятий, повышающих пропускную способность линии.
Ключевые слова: инфраструктура, железная дорога, транспорт, пропускная способность, объем перевозок.
Кризисные явления, происходящие сегодня в мире, не могут не сказываться и на внутренней региональной экономике. Текущие экономические проблемы не отменяют стратегического курса, стержнем которого является модернизация. Развитие инфраструктуры — транспортной, энергетической, информационной — создает основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики. В условиях мирового кризиса финансовое обеспечение проектов и программ развития становится проблемным вследствие сокращения банками кредитования.
Завершение строительства железнодорожной линии Беркакит—Томмот—Якутск, несомненно, является одним из самых капиталоемких проектов Республики Саха (Якутия) по развитию транспортной инфраструктуры. Вместе с тем формирование круглогодичных наземных транспортных сообщений создаст условия для появления новых эффективных секторов экономики, новых проектов. Район тяготения железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск обладает богатейшим природно-ре-
сурсным потенциалом. Начало реализации масштабного проекта «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», а также проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» (КРЮЯ) дает основание для расчета прогноза возможного объема грузопотока.
В перспективе до 2020 г. проектом КРЮЯ предполагается формирование в республике нового диверсифицированного промышленного района на базе объектов гидроэнергетики и кластера промышленных производств. При этом речь идет как о добыче полезных ископаемых, так и о развитии перерабатывающих производств: Эльконский горнометаллургический комбинат (ГМК), Таежнинский горно-обогатительный комбинат (ГОК), Инаглинс-кий угольный комплекс (УДК), Канкунская ГЭС, Се-лигдарский горно-химический комбинат, Алданский завод синтетических моторных топлив (СМТ).
Реализация каждого из данных инвестиционных проектов сопряжена с перевозками большого объема грузов для строительных нужд, материально-технических ресурсов для производства и произведенной продукции. Экономический подъем в регионе, в свою очередь, вызовет увеличение объемов перевозок потребительских грузов и пассажиров. Во внимание также принимается переориентация многих грузоотправителей с речного транспорта на железную дорогу. То есть железная дорога Беркакит— Томмот—Якутск становится одним из инфраструктурных гарантов реализации данных проектов.
Годом начала коммерческих перевозок по участку Томмот — Н. Бестях (Якутск) принят 2014 г. На перевозки решающее влияние будут оказывать
предприятия
Перспективная схема грузопотоков в зоне тяготения железной дороги Беркакит — Томмот
темпы развития производственного комплекса Южной Якутии. Исходя из планов реализации производственных проектов следует, что наиболее напряженными являются 2013—2017 гг., так как в этот период планируется разворот строительства всех объектов, а по ряду из них — этап отгрузки продукции. Взяв за основу планируемые сроки строительства и мощности объектов, можно просчитать прогнозируемый объем перевозок до 2020 г. По различным предварительным оценкам, их объем варьирует от 14,4 до 95 млн т.
Учитывая важность предстоящей работы, недостаточность финансовых ресурсов и прогнозируемый значительный рост объемов перевозок с 2014 г., возникает необходимость уточнения параметров развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, выделения проблемных вопросов в отдельную программу с выработкой единого механизма привлечения инвестиций. В этих целях ОАО АК «Железные дороги Якутии», осуществляющим перевозки грузов на участке Нерюнгри—Томмот, разрабатывает «Инвестиционную программу на 2009—2013 гг. и основные направления инвестиций до 2020 года». Данная программа выявляет «узкие» места в провозной и пропускной способности, позволяет определить перечень объектов инфраструктуры (производственные здания, сооружения, техника, программное обеспечение), создающих условия для увеличения провозной способности.
Согласно планируемым срокам строительства и мощности объектов проекта КРЮЯ прогнозируется относительно равномерный рост объемов перевозок (без учета перевозки строительных ма-
териалов) с существующих 2 до 14,4 млн т к 2020 г., при этом существенный (свыше 30 %) прирост прогнозируется в следующих периодах:
• 2010 г. — ввод Инаглинского УДК;
• 2011 г. — начало активной фазы строительства большинства объектов (ГЭС, ГМК);
• 2012 г. — начало отгрузки с Таежнинского ГОКа.
В остальные годы прогнозируется прирост объемов от 8 до 15 %. С учетом перевозки возможных объемов строительных материалов на участке Ко-саревский—Томмот совокупный объем перевозок может возрасти от 12 (2013 г.) до 35 млн т (2017 г.).
Реализация проектов КРЮЯ и ввод в эксплуатацию участка Томмот — Н. Бестях (Якутск) окажут существенное влияние на изменение грузопотоков по направлениям (см. рисунок):
• уже в 2010 г. прогнозируется 3-кратное превышение объемов вывоза груза над объемами ввоза за счет ввода Инаглинского УДК;
• в 2013 г. это соотношение может составить 4,3 раза (Таежнинский ГОК);
• к 2020 г. объемы вывоза в 5,6 раза превысят объемы ввоза груза (все проекты).
На основе прогноза объемов грузоперевозок разработана производственная программа ОАО АК «Железные дороги Якутии», представляющая собой долгосрочный план-прогноз, направленный на обеспечение возрастающих потребностей в железнодорожных перевозках. В качестве основных производственных показателей рассчитываются:
• прогноз объемов погрузки (выгрузки) по станциям (млн т);
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
33
• прогноз грузовой работы станций (тыс. ваг.);
• план формирования грузовых поездов (в парах поездов);
• среднесуточные показатели грузовой работы станций (в вагонах);
• среднесуточный показатель отправления поездов по участкам (в парах поездов);
• эксплуатационный грузооборот (в т-км) и грузовая работа брутто (т-кмб).
На основании прогнозного графика объемов перевозок по проектам произведен постанционный расчет прогнозных показателей погрузки (выгрузки), который показывает, что наибольший объем погрузки ожидается к 2020 г. (до 12,28 млн т), выгрузки — 2,12 млн т. По станциям наиболее существенное увеличение объемов погрузки (в вагонах в сутки) ожидается на станциях Чульбасс, Таежная, Косаревский:
Станция 2013 г. 2020 г.
ст. Чульбасс........................... 79 79
ст. Тенистый.......................... 42 51
ст. Таежная............................ 105 170
ст. Косаревский ................... — 196
Итого погрузка 226 496
Прирост объемов выгрузки ожидается относительно равномерным по всем раздельным пунктам за исключением новой станции Якутск с прогнозными объемами выгрузки от 0,8 до 1 млн т. С учетом внут-ридорожной перевозки строительных материалов показатели погрузки и выгрузки могут увеличиться в 2013—2019 гг. в 2,5—3 раза. В пассажирском движении, начиная с 2014 г., планируется ежедневное отправление пассажирского поезда Якутск—Нерюнгри в составе 10 вагонов (2 пары поездов в сутки).
Расчет прогноза поездной работы на участке Нерюнгри-Томмот произведен исходя из средней массы грузового поезда 2 050 т:
• 2008 г. — 4 пары поездов в сутки (максимально возможный — 8 пар поездов);
• 2013 г. — 12 пар поездов в сутки;
• 2020 г. — 23 пары поездов в сутки. Существенно возрастают среднесуточные
объемы приемо-сдаточных операций по стыковой станции Нерюнгри-грузовая — от 657 вагонов в 2013 г. и до 1 229 вагонов в 2020 г. На основании прогнозного плана погрузки (выгрузки) произведен расчет грузовой работы станций, план формирования грузовых поездов, а также среднесуточные показатели грузовой работы станций и отправления грузовых поездов по участкам.
Анализ данных расчетов показывает, что пропускная способность существующих объектов
инфраструктуры и технических средств на участке Нерюнгри-Томмот для перевозок предстоящего объема грузов недостаточна. Среди мероприятий, повышающих пропускную способность линии, можно выделить следующие:
• увеличение длины и массы поездов (с 1 800 до 2 050 т, в перспективе — до 4 000 т);
• повышение мощности локомотивов (модернизация);
• повышение скорости движения поездов;
• совершенствование системы сигнализации и связи;
• увеличение количества раздельных пунктов (10 дополнительных);
• путевое развитие (удлинение путей раздельных пунктов, реконструкция и строительство дополнительных путей).
Каждый цикл мероприятий включает участие специалистов всех железнодорожных служб, в том числе путевой, локомотивной, вагонной, сигнализации и связи, безопасности движения и эксплуатационной.
Расчет необходимого парка тепловозов также показывает дефицит тяговых мощностей. Учитывая данные обстоятельства, а также большой износ парка тепловозов, ОАО АК «Железные дороги Якутии» начата программа модернизации локомотивного парка, а также приобретения б/у секций и их модернизации с использованием механизма лизинга, рассчитанная на 6 лет (до 2016 г.). В связи с ожидаемым ростом локомотивного парка и увеличением протяженности железной дороги более чем в 2 раза (ввод участка Томмот—Якутск в 2014 г.) возникает потребность в создании собственной системы ремонта инфраструктуры (локомотивного депо), приобретении технических средств обслуживания инфраструктуры (путевая техника, спец. автотранспорт и т. д.).
По другим направлениям капитальных вложений в инфраструктуру в ближайшие три года запланированы ввод систем электрической централизации стрелок станций Нерюнгри-грузовая и Денисовский, усиление эпюры шпал на участке Васильевка—Алдан, прокладка оптико-волоконной линии связи между станциями Нерюнгри-грузо-вая и Томмот, создание поездной диспетчерской радиосвязи.
Реализация программы усиления и развития инфраструктуры железнодорожного транспорта на участке Нерюнгри-Томмот позволит увеличить провозную и пропускную способность, что обеспечит улучшение качественных показателей работы компании, сокращение расходов на ремонт, сни-
жение транспортных издержек, а также создание благоприятных условий для развития экономики региона, повышение доходности и привлекательности компании как объекта для дальнейших инвестиций.
Общий объем капитальных вложений в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта составляет ориентировочно 26 млрд руб., в том числе:
• инфраструктурные объекты — 17,2 млрд руб.,
• локомотивный парк — 7,4 млрд руб.,
• средства обслуживания инфраструктуры — 0,6 млрд руб.,
• программно-технический комплекс — 0,3 млрд руб.,
• прочие мероприятия — 0,64 млрд руб.
Из общей суммы финансирования капитальных вложений собственные средства предприятия составляют 45 %, остальные источники пока не определены. Финансирование таких масштабных проектов наиболее целесообразно из средств государственного инвестиционного фонда, так как реконструкция и усиление железной дороги Беркакит — Томмот является инфраструктурным проектом, обеспечивающим реализацию КРЮЯ.
Для долгосрочного развития железнодорожного транспорта региона ключевое значение имеет формирование инвестиционных механизмов, обеспечивающих согласование интересов самой компании, ОАО «РЖД», частных инвесторов и государства. Масштабное развитие железнодорож-
ной отрасли возможно только за счет объединения усилий всех заинтересованных в развитии железнодорожного транспорта сторон: государства, региона, частного бизнеса и, конечно, ОАО «РЖД» — в соответствии с тем эффектом, который каждая из этих сторон получит от строительства конкретных линий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Инвестиционная программа ОАО АК «Железные дороги Якутии» на период 2009—2013 годы и основные направления до 2020 года. Проект.
2. Концепция инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Подготовлена Институтом региональной политики, одобрена инвестиционной комиссией МЭРТ РФ. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 № 302-р.
3. Схема комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411 и Правительством РФ 08.02.2007 (протокол от 08.02.2007 № 5).
4. Шимохин В. В. Основные направления модернизации локомотивного парка ОАО АК «Железные дороги Якутии». /Модернизация тепловозов. Пути решения. Сборник докладов. М.: А-принт. 2007. С. 8-14, 182 с.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2008 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2009 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2009 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 721-85-75
http:\\www.fin-izdat.ru Е-таН: [email protected]