- развитие туристско-рекреационного комплекса и привлечение туристических потоков всех типов;
- развитие регионального культурного и исторического потенциала;
- размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов и фондов государственного, международного и мирового значения;
- стимулирование развития малого и среднего бизнеса и кооперация деятельности этих предприятий с целью расширения их участия в межрегиональных и внешнеэкономических связях.
Формирование рыночно-конкурентной среды в ре-гаоне во многом определяется способностью промышленного производства вводить новшества и модернизироваться. Действительно, промышленность и сегодня остается ведущим производителем товаров инвестиционного и личного потребления, главным плательщиком налогов в государственный бюджет. От уровня ее развития зависят темпы научно-технического обновления, рост производительности труда в других сферах и отраслях, уровень благосостояния населения.
Мотивационные интересы экономического поведения региона на рынке должны учитывать негативную составляющую развития экономики на данной территории, обусловленную ослаблением конкурентных позиций в системе национальной экономики, с тем, чтобы на новом уровне укреплять свои позиции, реализуя новые идеи в технике, технологии, организации производства, маркетинге и менеджменте. Благодаря создаваемому новому имиджу региона на рынке, предприниматели могут получить своеобразную компенсацию за свой риск, который характерен для рыночной экономики.
По мере восстановления экономики между регионами страны будет происходить усиление интенсивности обмена товаров и услуг, чему способствует отсутствие таможенных барьеров, единая валюта, плотность национальной транспортной сети и другие. Межрегиональная торговля может выступить генератором эко-
номического роста в регионах. Товары поступают на межрегиональный рынок при том условии, что цены на них в разных регионах отличаются на величину, превышающую расходы на транспортировку этого товара из одного региона в другой. А товары, цены на которые примерно одинаковы в разных регионах, будут продаваться преимущественно на «своей» территории. Конкуренция в этом случае выступает механизмом реализации закона стоимости, в роли регулятора спроса и предложения, инструмента поддержания рыночного равновесия. Поэтому межрегиональная конкуренция способна стимулировать более высокий тонус хозяйственной жизни и предпринимательской активности в Республике Адыгея, повышение производственно-коммерческого потенциала, внедрение высоких технологий в народное хозяйство и тем самым способствовать высокому экономическому росту.
Библиографический список
1. Селезнев А.З, Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юристъ, 1999. — 384 с.
2. ШеховцеваЛ.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузов, сб. науч. труд./ Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — С. 20—32.
3. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 5. — С. 99— 122.
4. Ворохов С. Уровень жизни населения РА. // Международный сельскохозяйственный журнал. №6, 2003. с. 59-61.
5. Биктимирова 3.3. Качество жизни: проблемы измерения и оценки. // Экономика региона. 2005. №2. с. 147-163.
САПИЕВА Ирена Гучевна, ст. преподаватель.
Дата поступления статьи в редакцию: 19. 10. 06 г. © Сапиева И.Г.
УДК332 1 Д. С. САВЧЕНКО
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ_
В статье анализируется схема современной инфраструктуры инновационной деятельности отечественной экономики. Характеристика состояния отдельных объектов инфраструктуры выявила серьёзньт дисбаланс по уровню их эффективности и способности к взаимодействию. Отмечены актуальность и пути создания действенной системы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на внутренней и мировой рынки.
Повышение конкурентоспособности российс- новационной инфраструктуры. В основах политикой промышленности возможно только через раз- ки Российской Федерации в области развития на-витие инновационной деятельности. Одним из глав- уки и технологий на период до 2010 года и дальней-ных направлений развития и стимулирования шую перспективу построение инновационной инновационной деятельности является создание ин- инфраструктуры названо среди основных задач
формирования национальной инновационной системы.
Первые элементы инновационной инфраструктуры — научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90-х годов в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). В середине 90-х годов появляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было появление региональных технопарков, созданных для развития производства наукоёмкой продукции. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей, и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы.
В конце 90-х — начале 2000-х годов с участием Минпромнауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками. Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания. Поэтому п отличие от технопарков, которые должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому должны были создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах.
С 2003 г. развивается сеть центров трансфера технологий (ЦТТ), задачей которых является ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров.
В настоящее время в регионах России действуют более 100 организаций, выполняющих функции технопарков.
Кроме упомянутых элементов созданы и функционируют предприятия информационного обеспечения инновационной деятельности, подготовки кадров, финансирования и т. п. Несмотря на это, результаты развития инновационной деятельности оставляют желать лучшего. Доля России на рынках наукоёмкой продукции составляет лишь 0,3-0,5%, что в десятки и сотни раз меньше доли развитых стран. Одновременно с этим идёт сокращение числа малых инновационных предприятий, сокращается число научных сотрудников.
Чтобы понять причины сложившейся ситуации и проблемы, стоящие в инновационной сфере, необходимо рассмотреть место инфраструктуры в национальной инновационной системе (НИС) и выполняемую ею роль [4].
Определяющую роль в функционировании НИС играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. В НИС входят субъекты инновационной деятельности — организации и физические лица, участвующие в создании и продвижении инновационного продукта, и объекты инфраструктуры — организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности.
Как следует из определения НИС, основным результатом её функционирования является увеличение объёмов производства наукоёмкой продукции. Достижение практически всех целей, сформулиро-
ванных в последних материалах Правительства (удвоение ВВП, повышение уровня жизни населения и т. д.) сводятся в конечном итоге к тому, насколько эффективно будет организовано производство. Поэтому основной целью анализа функционирования НИС и инновационной инфраструктуры является определение мер, которые стимулируют рост объёмов продаж наукоёмкой продукции российских предприятий [1].
Ресурсы субъектов
инновационной деятельности
К предприятиям, которые можно называть субъектами инновационной деятельности, относятся исследовательские институты (отраслевые и академические), ву^ы, проводящие научные исследования, промышленные предприятия (малые и средние), занимающиеся разработкой новой продукции и выпуском небольших её партий, крупные предприятия, которые в идеале должны осуществлять масштабное производство инновационной продукции. Для полноты следует упомянуть также предпринимателей и изобретателей, занимающихся изобретательской и исследовательской деятельностью в частном порядке.
Процесс создания нового (инновационного) продукта проходит несколько стадий, начиная от фундаментальных научных исследований, через выдвижение идеи и разработку прототипа продукта (НИОКР) к серийному выпуску продукции и продаже его потребителю. Весь этот путь, иногда именуемый «инновационным коридором», основан на использовании целого комплекса ресурсов. Для того, чтобы заниматься своей деятельностью (проводить исследования или выпускать продукцию), предприятия должны обладать набором ресурсов, к основным из которых относятся (рис.):
— производственные помещения, исследовательская база или производственные мощности,
— кадры, обладающие необходимой квалификацией,
— научный задел, производственные технологии и т. п.,
— финансы для осуществления разработок или производства,
— информационные ресурсы,
— сбытовые сети, обеспечивающие продвижение продукции на рынки.
От наличия и состояния этих ресурсов, от возможностей предприятий их использовать зависит эффективность инновационной деятельности, поэтомунеоб-ходимо охарактеризовать перечисленные ресурсы с точки зрения возможных конкурентных преимуществ российских инновационных предприятий.
Для обеспечения выпуска современной продукции необходимо обеспечить предприятиям возможность доступа к современному оборудованию и технологиям. Особенно актуальна эта проблема для малых и средних предприятий, которые в силу слабых финансовых возможностей и небольших объёмов производства не могут приобрести современное оборудование. В то же время именно малые инновационные предприятия рассматриваются как один из основных источников инноваций для промышленности.
Следствием сложившегося положения вещей в промышленности стала ситуация, когда фундаментальная наука создаёт продукт, который не может быть рационально использован внутри страны российскими предприятиями. Вместо этого зачастую
Составляющие инфраструктуры
I]
Производственно-технологическая
Инновационно-
технологические центры
Технологические кластеры
Инновационно-промышленные
Технико-внедренческие зоны
Центры коллективного пользования
Консалтинговая
Центры
трансфера
технологий
Консалтинг в сфере
экономиики и финансов
Технологический консалтинг
Маркетннговы И консалтинг
Консалтинге
области внешнеэкономической деятельности
Финансовая
Кадровая
Бюджетные средства Повышение квалификации персонала в области инноваций
Бюджетные и внебюджетные фонды технологического развития
Подготовка специалистов в области технологическог
Венчурные фонды
Посевные и стартовые фонды
Гарантийные структуры и фонды
Информационная
Государственная система научно-технической информации
Ресурсы структур
поддержки
Региональные
информационные
сети
Интернет
Сбытовая
I
Внешнеторгов ые
объединения
Специализиров
Интернет
Выставки
Рис. Общая схема инфраструктуры региональной инновационной структуры
происходит передача перспективных научно-технических результатов в промышленно развитые страны, где уже и осуществляется их коммерциализация. В тех случаях, когда передаются результаты работ, осуществлявшихся за счёт средств госбюджета, идёт, по сути, спонсирование зарубежных стран за счёт государственных средств, без адекватного покрытия затрат нашего исследовательского сектора. С развитием глобальной информационной инфраструктуры, когда открытая информация о проведённых работах практически мгновенно становится доступной любому заинтересованному лицу, возможность «неформальных» контактов с разработчиками позволяет зарубежным фирмам покупать разработки за небольшую часть их реальной стоимости.
Серьёзным ресурсом является научный задел, оставшийся от старых времён. Уникальные технологии, созданные в советское время, пока остаются ресурсом, поддерживающим отдельные островки высокотехнологичного бизнеса в российской промышленности. Ряд предприятий продолжает выпускать небольшие партии приборов, которые успешно реализуются на внутреннем и внешних рынках. Однако примеров, когда осуществляется масштабное использование старых технологий, очень немного. Кроме того, следует отметить, что используемые отечественными предприятиями технологии со врёменем морально стареют и сравнительная эффективность их постепенно уменьшается за счёт разработки новых направлений и технологий, создаваемых на новой научной и технологической базе, которая отсутствует в российской промышленности.
Насущной проблемой предприятий, выпускающих такую продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями этих технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны. Средний возраст научных и конструкторских кадров высшей квалификации научно-исследовательских предприятий близок к пенсионному (таблица).
Восполнение кадрового потенциала за счёт молодёжи не покрывает потерь за счёт оттока специалистов старшего поколения. Сложная ситуация складывается со средним техническим персоналом, который во многом определяет эффективность использования технологий в промышленности. Высо-
кий кадровый потенциал, который в течение последних лет был нашим преимуществом, может постепенно сойти на нет без адекватной его подпитки молодыми сотрудниками [2].
Важным ресурсом является развитие системы сбыта наукоёмкой продукции. У большинства предприятий высокотехнологичного сектора она практически отсутствует. Отдельные положительные примеры не становятся образцом для изучения и тиражирования. В результате сбыт наукоёмкой продукции у большинства предприятий организован очень плохо. Это во многом объясняет неоправданно низкую долю российских предприятий на мировом рынке. Не имея опыта торговли на мировых рынках и квалифицированных кадров, наши предприятия не в состоянии успешно бороться за рынки с зарубежными конкурентами.
На основе изложенных фактов можно сделать вывод, что отдельные стратегические преимущества российской инновационной системы не подкреплены комплексом ресурсов и со временем теряют своё значение. Решение существующих проблем возможно за счёт развития инфраструктуры инновационной деятельности.
Объекты инновационной инфраструктуры представляют довольно разветвлённую сеть организаций (рис.), но каждая из них решает лишь часть проблем. Поэтому, чтобы успех инновационной деятельности не зависел только от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры, она должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу и эффективную систему вывода на рынки продукции инновационных предприятий.
Производственно-технологическая часть инфраструктуры призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки (ТП), инновационно-технологические центры (ИТЦ) и инновационно-технологические комплексы, обеспечивающие доступ к производственным площадям и мощностям.
Одной из проблем существующей технологической инфраструктуры является то, что в технопарках и ИТЦ практически отсутствует ротация малых предприятий (МП), то есть малое предприятие, попав в технопарк, остаётся в нем неопределенно долго. Это
связано с отсутствием в большинстве регионов рынка производственных площадей и МП вынуждено держаться за площади технопарка до тех пор, пока это возможно. Следствием такой ситуации является то, что, с одной стороны, через некоторое время прекращается рост объёмов производства МП, расположенного в технопарке, а с другой — прекращение роста количества МП.
Реальной альтернативой такой ситуации может стать строительство промышленных парков - набора стандартных модулей с необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где МП могли бы для начала арендовать, а затем - выкупать производственные площади. Другой вариант -организация промышленных парков на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов.
Создавая площади для размещения малых предприятий, нужно иметь ввиду и необходимость обеспечения их достаточными мощностями для изготовления производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы (ИПК) и технологические кластеры.
Следующий блок инфраструктурных предприятий включает консалтинговые организации. Важность этих структур для обеспечения инновационной деятельности заключается в том, что инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры (офисы) трансфера технологий. В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах. Гораздо слабее развита сеть ЦТТ в отраслевых институтах и государственных научных центрах (ГНЦ), хотя именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. Основной задачей ЦТТ является коммерциализации разработок, создаваемых в материнских организациях. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностями оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру вопросов — финансовых, экономических, маркетинговых, а также часто и по внешнеэкономической деятельности.
При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5 — 10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).
В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки вузов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать по специальности и есть проблемы даже с комплек-
Таблица 1
Средний возраст научных кадров, в годах
Кадровый состав 1994 год 2004 год
Всего 45 48
Доктора наук 58 60
Кандидаты наук 49 53
тованием небольшого числа центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки. Комплектация их, как правило, происходит специалистами, которые отбираются по практической пригодности к выполнению стоящих перед ЦТТ задачами и функциями.
В этой связи ещё раз следует отметить роль системы консалтинга. Поскольку обучение кадров - процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоёмкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, следует предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоёмкой продукции.
Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему экспресс-обучения основам инновационных подходов. На первом этапе (1-3 года) система консалтинга должна закрыть потребность в информации в области продвижения и маркетинга инновациоиной продукции предприятий. Целесообразно предусмотреть государственную поддержку для этой системы на первые 3-5 лет для того, чтобы сформировать потребность у предприятий в таких услугах (для предприятий услуги должны иметь на первом этапе символическую стоимость). Для успешного решения проблемы обеспечения доступа к консалтингу необходимо обеспечить поддержку работы таких центров со стороны местных администраций. Создаваемые центры целесообразно связать в единую сеть, обеспечивающую доступ к консалтинговым ресурсам других организаций — членов сети при отсутствии нужных специалистов в регионе. Подсчитано, что количество центров консалтинга должно составлять несколько сотен, из расчёта 1 центр консалтинга на 500 — 1 ООО промышленных предприятий.
Следующий блок инфраструктуры поддержки инновационной деятельности связан с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвлённая сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающие малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.
Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так, техническая информация сейчас доступна в больших объёмах практически по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач инновационного развития
и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.
Ещё одна группа вопросов информационного обеспечения инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.
В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, инновационной деятельности, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остаётся слишком дорогим, а его сроки -слишком короткими для развития инновационной деятельности. Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий, но даже для них масштаб обеспечения бюджетными финансовыми средствами составляет не более 5 — 10% от необходимых объёмов. Развитие же МИП финансируется в основном самими учредителями, их родственниками и знакомыми. Ограниченность таких источников приводит и к торможению роста числа МИП.
Серьёзным вкладом в решение проблемы финансирования могло бы стать привлечение в инновационный бизнес денег крупных производственных предприятий, но большая часть промышленных предприятий пока не заинтересована в оплате (или не в состоянии оплатить) НИОКР. Сдвинуть ситуацию с мёртвой точки могут только очень крупные покупатели инноваций из сырьевого сектора экономики.
Другой пугь привлечения рыночных денег в инновационные предприятия — ускорение инновационного цикла в части расширения масштабов выхода предприятий на рынки с готовой продукцией. Этот путь позволит уже существующим инновационным предприятиям получить дополнительные ресурсы для вывода на рынки своих новых разработок.
Ещё одним источником финансирования инноваций является участие предприятий в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с развитием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнёров.
Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия является развитая сбытовая система. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта наукоёмкой продукции. Низкая востребованность наукоёмкой продукции со стороны российских промышленных предприятий, на которую часто ссылаются как на одну из причин слабого развития инновационного сектора экономики, объясняется, с одной стороны, низкой платёжеспособностью предприятий, а с другой — отсутстви-
ем информации о предлагаемых разработчиками возможностях, то есть активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны её производителей.
В связи с этим создание действенной системы продвижения наукоёмкой продукции российских предприятий на внутренний и мировые рынки является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода промышленности на инновационный вариант развития. Её решение можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с Рособоронэкспортом или советских внешнеторговых организаций, обслуживавших экспорт отраслей). Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединённых по региональному или отраслевому принципу. Естественно, при этом необходимо развивать и другие методы продвижения, существующие в настоящее время —через выставочную деятельность, профессиональные объединения предприятий, посреднические фирмы и систему консалтинговых и маркетинговых фирм [4].
Приведённый анализ состояния инновационной инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что существуют серьёзные дисбалансы в создании эффективных объектов (организаций) инфраструктуры, Если по части направлений существует достаточно развитая система, то по другим работа практически не начата. Серьёзной задачей на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволяет обеспечить необходимый баланс ресурсов инновационных предприятий.
Библиографический список
1. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок / ИЭПП. - М., 2004,- с.
2. Наука России в цифрах. - ЦИСН, М.:2005;
3. М.Портер, Конкуренция. - М..ИД «Вильяме», 2003;
4. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновационные ресурсы России и государств — участников СНГ: Материалы научно-практической конференции 15-18февраля2005г. - Второй выпуск. - М.: ВВЦ, 2005,-С.130-149.
САВЧЕНКО Дмитрий Сергеевич, аспирант кафедры общей экономики.
Дата поступления статьи в редакцию: 07. 07. 06 г. © Савченко Д.С.