цессов, происходящей при взаимодействии с компьютером. В результате возникает ряд негативных эффектов, снижающих эффективность мыслительной деятельности и ведущих к пассивному, нетворческому восприятию информации, ошибкам и эмоциональному дискомфорту.
Овладение работой на компьютере с самого начала выступает в качестве средства достижения значимой цели, реализует субъективную потребность. Использование компьютерных игр и игровых форм обучения, особенно на начальных этапах обучения, растормаживает творческое мышление, способствует усвоению нового, безболезненно стимулирует процесс обучения.
Создание адекватной мотивации, заинтересованности, помощь в определении места компьютера в собственной жизнедеятельности, начальный практический этап в доступной, упрощенной форме способствуют снятию страха перед компьютером, формируют положительную мотивацию изучения. «Безболезненное» обучение требует организации возможности переноса знаний и умений, приобретенных ранее, в новую ситуацию, возникновения связей прежнего интеллекту-
ального опыта с приобретаемым в ходе обучения, что способствуют профилактике и преодолению компьютерной тревожности.
ANXIETY FACTORS FOR MASTERING COMPUTER SCIENCE
S.E. Zhulikov, O.V. Zhulikova
The article discusses factors of computer anxiety. The inability to work independently with computer technology creates negative emotions and psychological distress in relation to the computer. Most students consider themselves advanced users, as well mastered information and communication technology and the search for a variety of platforms, but have little interest in the variety of opportunities even for these technologies. Formation of computer anxiety among students is often linked with the methods of teaching subjects of the information loop. Creating adequate motivation, interest, aid in determining the location of the computer in his own life, the initial practical step in an accessible, simplified form to remove any sense of fear of the computer, forming a positive motivation to study. "Painless" learning requires the organization to transfer knowledge and skills acquired earlier, in the new situation, the occurrence of ties with former intellectual experience acquired during the training, which contribute to the prevention and overcoming of computer anxiety.
Key words: computerization, computer anxiety, and information technology.
УДК 004(075)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
О.Н. Зенкина
Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с формированием информационной культуры в рамках продолжающегося процесса информатизации общества. Игнорирование процесса информатизации может привести к потере рынков сбыта и резкому снижению конкурентоспособности страны. Бездумная и слишком активная информатизация общества приводит к социальному регрессу.
В статье рассматриваются основные направления информатизации в стране, наметившиеся в России с 2002 г., после присоединения к Болонскому соглашению. Перечисляются направления информатизации образования, определенные Федеральной целевой программой развития образования. В качестве основной проблемы информационной культуры называется создание качественных электронных образовательных ресурсов для разных специальностей. Второй проблемой является снижение числа ^-специалистов в стране, в связи с тяжелой демографической ситуацией. В статье показаны направления решения поставленных проблем. Показано, что для гармоничного развития и процветания общества уровень информационной культуры населения должен быть достаточно высоким. Обеспечить его предназначена система образования. Формирование информационной культуры является одним из основных направлений информатизации общества, зависит от модернизации образования и является приоритетным в отношении молодого поколения.
Ключевые слова: информатизация, информационная культура, электронный образовательный ресурс.
В 2002 г. Россия присоединилась к Бо- 1) оснащение образовательных учреж-
лонскому соглашению, поэтому наметились дений современными средствами информа-
следующие основные направления информа- тизации и использование их для обучения
тизации в стране [1]: учащихся;
2) использование современных средств телекоммуникации и баз данных для информационной поддержки преподавателей и учащихся;
3) развитие и распространение средств дистанционного образования;
4) пересмотр содержания образования на всех его уровнях, связанных со стремительным ростом ИКТ. Эти изменения связаны с подготовкой молодых людей к жизни в условиях информационного общества.
На сегодняшний день в области информатизации образования разрабатываются и реализуются направления и концепции на разных уровнях (от федерального до уровня образовательного учреждения).
Под информатизацией общества понимается широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для дальнейшего совершенствования и развития [1]. Иначе говоря, информатизация общества - это процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, техническую и научную) и направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей всех видов организаций и людей [2].
Во многих странах мира (США, Канада, страны Западной Европы, Япония) уделяется особое внимание процессу информатизации, так как ее игнорирование может привести к потере рынков труда и сбыта, резкому снижению конкурентоспособности страны.
В настоящее время намечается переход общества от индустриального к информационному типу, где главными ценностями становятся не материальные ресурсы, а знания. При этом следует помнить, что бездумная и слишком активная информатизация общества может привести к социальному регрессу, подорвав устоявшиеся веками коммуникационные связи. Поэтому следует уделять внимание информационной культуре. Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы [3].
В процессе информатизации наблюдаются следующие проблемы: 1) недостаточная психологическая готовность людей к переходу в информационное общество; 2) низкий уровень информационной культуры населения; 3) недостаточная компьютерная грамотность; 4) низкие информационные потребности населения и отсюда нежелание их развивать.
Развитие информационной культуры среди молодого населения особенно важно [4, 5], так как уровень культуры человека, сформированный в молодые годы, определяет его будущее благополучие в профессиональной деятельности, в связи с этим изменяются требования к системе образования.
Существуют основные направления информатизации образования, определенные Федеральной целевой программой развития образования (ФЦПРО) [6, 7]:
1) развитие информационных (электронных) образовательных ресурсов (ЭОР);
2) развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса;
3) развитие информационных систем управления отраслью;
4) развитие сетевой научно-образовательной инфраструктуры;
5) закупка и поставка аппаратно-программных средств (компьютеры, системное и прикладное программное обеспечение);
6) подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров;
7) системная информатизация школы.
Одной из проблем развития информационной культуры можно назвать создание качественных электронных образовательных ресурсов для разных специальностей и направлений подготовки. Обеспечение в должной мере информационной поддержки учебных планов школ, вузов при помощи электронных средств представляет собой перспективу для работы на долгое время вперед. Как решить эту задачу так, чтобы электронные учебники и учебные программы не устаревали, а развивались параллельно с прогрессом в области информационных технологий? Поэтому каждый преподаватель, творчески относящийся к своему делу, становится сам разработчиком новых информационных технологий обучения и программно-методических
учебных комплексов. В свою очередь это требует от него высокого уровня технологической и методической подготовленности, а значит высокого уровня информационной культуры. Хорошие, качественные ЭОР позволяют получать дополнительное образование и повышать квалификацию, при этом в процессе могут участвовать люди разных возрастных категорий, а не только студенты.
К счастью, многие передовые образовательные учреждения (школы, гимназии, вузы) используют свои интернет-порталы для размещения учебно-методических материалов, созданных самими преподавателями для своих учащихся, что значительно помогает осваивать изучение различных дисциплин студентам и школьникам, а также оказывает существенную информационную поддержку преподавателям [9, 10].
Подготовка профессионалов, непосредственно имеющих отношение к повышению информационной культуры населения, преподавателей, умеющих использовать ИКТ в своей деятельности, а также других специалистов, способных обеспечить развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса, в настоящее время также испытывает трудности.
В связи с тяжелой демографической ситуацией в стране, однозначно прогнозируется, что количество студентов, обучающихся в вузах страны, в том числе и по ^-специальностям, будет прогрессивно падать.
Если в 2011 г. в российских институтах и университетах обучалось чуть более 250 тыс., то в 2013 г. число 1Т-студентов снизится до 200 тыс., а в 2015 г. - до 120-130 тыс. Такое резкое падение числа обучающихся приведет к такому же резкому уменьшению числа выпускников по ГГ-специальностям: с 75 тыс. человек в 2009 г. до 30-40 тыс. в 2015 г. По прогнозу [11, 12], во всех вузах России в 2013 г. будут учиться 3-4 млн студентов по сравнению с 7,5 млн в 2010 г.
Прогноз [12] показывает, что в ближайшие годы ожидается общее снижение численности студентов на 20-50% в течение ближайших 3-4 лет. Решать данную проблему предстоит в основном за счет изменений в самой системе образования, в том числе задействовав систему профессиональной ориентации школьников.
Ясно, что для гармоничного развития и процветания общества уровень информационной культуры населения должен быть достаточно высоким. Обеспечить его предназначена система образования.
Поскольку формирование информационной культуры является одним из основных направлений информатизации общества, зависит от модернизации образования и является приоритетным в отношении молодого поколения, то для всех участников образовательного процесса предстоит большая работа.
Литература
1. Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы
[Электронный ресурс]. иКЬ: Шр://апШго-pology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html
2. Понятие информатизации. Роль информатизации в развитии общества [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://inf1.info/informatization
3. Основы информационной культуры: учебное пособие. Сибирский государственный университет путей сообщения [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.ssti.ru/kpi/informatika/ Content/biblio/b 1/inform_man/index.html
4. Голикова Н.Н., Зенкина О.Н. О формировании информационной культуры у студентов младших курсов ВУЗов на современном этапе информатизации образования // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Физика-математика. 2011. № 3. С. 123-128.
5. Кравец В.А., Кухаренко В.Н. Вопросы формирования информационной культуры [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.e-joe.ru/ sod/00/4_00/ku.html
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://fcpro.ru/
7. Ваграменко Я.А. Тенденции и результаты информатизации российского образования [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://pravmisl. ru/index.php?option=com_content&task=view&i d=632
8. Корнещук Н.Г. Современные тенденции информатизации образования: содержательный и организационно-технологический аспекты // Инновационные информационно-педагогические технологии в системе ГГ образования-2012: мат-лы II междунар. Интернет-конф. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://ip2012.it-edu.ru/ posts/ipt-v-it-obra-zovanii/1069
9. Зенкина О.Н. О состоянии студенческих московских информационных порталов // Педагогическая информатика. 2008. № 3. С. 70-82.
10. Зенкина ОЛ. Электронное обучение в системе студенческих информационных порталов // Информатизация сельской школы и жизнедеятельности молодежи: труды VI Всероссийского научно-методического симпозиума. (ИЛФОСЕЛЬШ - 2009). С. З80-З8б.
11. Агапов И. Инновационной экономике России не хватит IT-специалистов // Маркер. І7.05.І2 [Электронный ресурс]. URL: http://marker. ru/ news/524б0б
12. Прогноз потребности в новых ИТ-специа-
листах в 2010-2015 годах (по материалам отчета «ИТ-кадры 2010. Численность занятых в российской экономике 2009 г. и прогноз потребности 2010-2015 гг.»). Исследование
Аналитического центра REAL-IT по инициативе АП КИТ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fem-sut.spb.ru/abiturientam/255-prog-noz-it
References
1. Prokudin D.E. Informatizatsiya otechestvennogo
obrazovaniya: itogi i perspektivy [Elektronnyy resurs]. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/
prokudin/art_inf_edu.html
2. Ponyatie informatizatsii. Rol' informatizatsii v razvitii obshchestva [Elektronnyy resurs]. URL: http://infi .info/informatization
3. Osnovy informatsionnoy kul'tury: uchebnoe po-sobie. Sibirskiy gosudarstvennyy universitet pu-tey soobshcheniya [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.ssti.ru/kpi/informatika/Content/biblio /bi/inform_man/index.html
4. Golikova N.N., Zenkina O.N. O formirovanii informatsionnoy kul'tury u studentov mladshikh kursov VUZov na sovremennom etape informa-tizatsii obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser.: Fizika-matematika. 20ІІ. № 3. S. І2З-І28.
5. Kravets V.A., Kukharenko V.N. Voprosy formi-rovaniya informatsionnoy kul'tury [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.e-joe.ru/sod/00/4_00/ ku.html
6. Federal'naya tselevaya programma razvitiya ob-razovaniya na 20ІІ-20І5 gody [Elektronnyy resurs]. URL: http://fcpro.ru/
7. Vagramenko Ya.A. Tendentsii i rezul'taty infor-matizatsii rossiyskogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. URL: http://pravmisl.ru/index.php? option=com_content&task=view&id=632
8. Korneshchuk N.G. Sovremennye tendentsii in-formatizatsii obrazovaniya: soderzhatel'nyy i or-ganizatsionno-tekhnologicheskiy aspekty // In-novatsionnye informatsionno-pedagogicheskie
tekhnologii v sisteme IT obrazovaniya-20i2: mat-ly II mezhdunar. Internet-konf. [Elektronnyy resurs]. URL: http:// ip20i2.it-edu.ru/posts/ipt-v-it-obrazovanii/i0б9
9. Zenkina O.N. O sostoyanii studencheskikh moskovskikh informatsionnykh portalov // Peda-gogicheskaya informatika. 2008. № 3. S. 70-82.
10. Zenkina O.N. Elektronnoe obuchenie v sisteme studencheskikh informatsionnykh portalov // In-formatizatsiya sel'skoy shkoly i zhiznedeya-tel'nosti molodezhi: trudy VI Vserossiyskogo nauchno-metodicheskogo simpoziuma (INFO-SEL''Sh - 2009). S. З80-З8б.
11. Agapov I. Innovatsionnoy ekonomike Rossii ne khvatit IT-spetsialistov // Marker. І7.05.І2 [Elektronnyy resurs]. URL: http://marker.ru/ №ws/524606
12. Prognoz potrebnosti v novykh IT-spetsialistakh v 20І0-20І5 godakh (po materialam otcheta «IT-kadry 20І0. Chislennost' zanyatykh v ros-siyskoy ekonomike 2009 g. i prognoz potrebnos-ti 20І0-20І5 gg.»). Issledovanie Analiticheskogo tsentra REAL-IT po initsiative AP KIT [Elek-tronnyy resurs]. URL: http://www.fem-sut.spb. ru/abiturientam/255-prognoz-it
PROBLEMS OF INFORMATION CULTURE IN EDUCATION INFORMATION
O.N. Zenkina
The article deals with the problems associated with the formation of information culture in the ongoing process of information society. Ignoring the process of information can lead to the loss of markets and a sharp decline in the competitiveness of the country. Thoughtless and too active informatization of society leads to social regression. The paper examines the main areas of information in a country emerging in Russia since 2002, after joining the Bologna agreement. Paper lists the areas of education and information, certain federal target program for the development of education. The main problem of information refers to creating a culture of high-quality e-learning resources for different specialties. The second problem is to reduce the number of IT-specialists in the country, due to the severe demographic situation in the country. The article shows the direction of solving the problems. For the harmonious development of society and prosperity level of information culture of the population should be high enough. Ensure it is the education system. Formation of information culture is one of the main areas of information society depends on the modernization of education is a priority in respect of the younger generation.
Key words: informatization, information culture, e-learning resource.