Ахмедуев А.Ш.
д.э.н., профессор, гл.н.с. Института социально-экономических исследований Дагестанского НЦ РАН,
г. Махачкала
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДАГЕСТАНА ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Ключевые слова: инновационный потенциал, региональное развитие, Республика Дагестан.
Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. предусматривает, что новая экономика - экономика знаний и высоких технологий к 2020 г. станет одним из ведущих секторов национальной экономики. Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте к 2020 г. должна составлять не менее 1720%. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50%, а доля инновационной продукции в общем объеме выпуска - до 25-35%. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. предусмотрено увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.1
Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации особо подчеркнул, что нам нужно создать новые технологии и конкурентную продукцию, снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции2. «В современной экономике важнейшим фактором развития и обеспечения конкурентоспособности является не физический капитал и материальные активы, а знания, достижения
3
науки, их материализация в новые технологии, продукты и услуги» .
В свете этих задач в Республике Дагестан необходимо совершить подлинную научно-техническую революцию, обеспечивающую преодоление существующего отставания и достижения намечаемых до 2020 г. среднероссийских показателей. Для Дагестана это не просто первоочередная стратегическая цель, но и острейший вызов современности, от ответа на который в условиях глобализации и открытого мирового рынка зависит жизнеспособность экономики.
Серьезную тревогу вызывает оцениваемый с позиций этих императивов и долгосрочных целей технический и технологический уровень экономики республики. По многим показателям Дагестан существенно отстает от средних достижений не только по стране, но и по СКФО и отдельным его субъектам. Удельный вес инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров в РД снизился с 2,8% в 2000 г. до 0,1% в 2013 г., тогда как по стране, СКФО и большинстве субъектов СКФО он существенно вырос (см. табл. 1). По этому важнейшему показателю, характеризующему технический уровень и конкурентоспособность экономики, республика (0,1%) отстает от среднего уровня по стране (9,2%) в 92 раза, СКФО (6,4%) - в 64 раза, Ставропольского края (9,7%) - в 97 раза, Карачаево-Черкесской республики (4,2%) - в 4 раза.
Таблица 1
Объем инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров
(работ, услуг), %4
2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация 4,4 5,0 4,7 4,6 5,0 4,5 4,8 6,3 8,0 9,2
Северо-Кавказский федеральный округ 0,6 2,0 3,7 5,5 9,4 6,9 8,5 9,1 7,8 6,4
Республика Дагестан 2,8 2,4 5,5 3,5 3,2 0,8 5,9 0,3 0,9 0,1
Кабардино-Балкарская Республика 0,1 3,1 3,5 1,8 1,4 3,7 7,4 6,7 3,0 3,3
Республика Ингушетия 0,1 0,1 0,2 1,1 -
Карачаево-Черкесская Республика 0,0 0,5 4,7 1,5 8,5 1,2 12,0 24,1 4,2 0,4
Республика Северная Осетия - Алания 0,1 0,1 0,2 0,0 0,4 1,8 0,3 0,2 -
Чеченская Республика 13,6 0,6 0,0 -
Ставропольский край 0,7 2,3 4,0 7,5 13,3 9,5 9,1 9,9 11,1 9,7
1 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
2
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г.
3 Ахмедуев А.Ш., Рабаданова К. А. Инновационный потенциал модернизации экономики Дагестана // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. - № 4. - С. 269.
4 Здесь и далее для составления таблиц и расчетов использованы: Регионы России. Социально-экономические показатели. -М.: Росстат, 2012, 2013, 2014.
В последние годы в Республике Дагестан не наблюдается также устойчивой тенденции усиления инновационной активности организаций. Например, удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в 2002 г., составлял 14,5%, а в 2013 г. снизился до 10,3%. В Российской Федерации удельный вес таких организаций вырос с 8,8 в 2000 г. до 10,1% в 2013 г., а в СКФО снизился с 6,2 до 5,9% (см. табл. 2).
Таблица 2
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе
организаций,%
2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация 8,8 9,7 9,9 10,0 9,4 9,3 9,5 10,4 10,3 10,1
Северо-Кавказский федеральный округ 6,2 8,2 7,0 5,9 5,2 5,8 6,2 5,2 6,4 5,9
Республика Дагестан 6,4 9,2 10,9 10,7 8,3 7,9 6,7 2,9 6,5 10,3
Кабардино-Балкарская Республика 3,5 6,8 7,4 3,2 4,1 6,2 8,3 9,9 9,4 9,3
Республика Ингушетия 5,9 - -
Карачаево-Черкесская Республика 10,5 10,8 7,3 8,6 5,3 5,6 4,3 4,3 2,8 2,7
Республика Северная Осетия - Алания 3,2 2,1 2,5 4,4 3,3 5,5 7,7 5,4 4,5 5,3
Чеченская Республика 0,8 0,8 - -
Ставропольский край 7,6 10,5 8,1 6,9 7,2 7,3 7,2 5,8 8,8 8,1
Из вышесказанного вытекает, что инновационная модернизация экономики для Дагестана является неотложной стратегической задачей. Для этого представляется необходимым обеспечить дальнейшее развитие инновационной системы, существенно укрепить инновационный потенциал, поднять эффективность внедрения в производство и коммерциализации современных достижений науки и техники.
В Республике Дагестан в настоящее время имеется определенный инновационный потенциал. Однако этот потенциал, во-первых, крайне слаб и недостаточен для современной модернизации экономики; во-вторых, практически не развивается; в-третьих, организационно не сформирован и не управляется; в-четвертых, используется неэффективно.
Численность персонала, занятого в Дагестане научными исследованиями и разработками в последние годы колебалась существенно и с 2000 по 2007 гг. выросла с 1776 чел. до 1910 чел., а к 2013 г. снизилась до 1561 чел. В республике изобретательская деятельность, если верить статистическим данным, в последние годы развивается высокими темпами (см. табл. 3). Но масштабы этой работы и главное - использование изобретений и полезных моделей в производстве совершенно не соответствуют современным требованиям.
Таблица 3
Состояние изобретательской работы в РД, СКФО и РФ
2000 г. 2005 г. 201 1г. 2012 г. 2013 г. 2013 в % к
2000 г. 2005 г.
Выдано патентов, ед. на изобретения: РД 52 78 50 603 271 5,2 р. 3,5 р.
СКФО 218 338 393 994 581 2,7 р. 171,9
РФ 14420 19447 20339 22481 21378 148,3 109,9
на полезные модели:
РД 1 22 30 27 19 19,0 р. 86,4
СКФО 22 80 123 124 179 8,1 р. 2,2 р.
РФ 4033 6958 10571 11152 12154 3,0 р. 174,7
Всего: РД 53 100 80 630 190 5,5 р. 190,0
СКФО 240 418 516 1118 760 3,2 р. 181,8
РФ 18453 26405 30910 33633 33532 181,7 127,0
Общее количество выданных патентов на изобретения и полезные модели за 2001-2013 гг. возросло в Российской Федерации в 61,8 раз, в СКФО - в 3,2 раза, а в РД - в 5,5 раза (см. табл. 3).
Реализация инновационных проектов и новых разработок в республике встречает значительные трудности. Это связано с недостатком финансирования и отсутствием у предприятий оборотных финансовых средств и инвестиций, а также физическим и моральным износом основных фондов. Эти обстоятельства определили, что в РД в 2003 году было создано только 3 передовых производственных технологий, в 2004 - 4, в 2005 - 4, в 2006 - 5, 2007 - 13, а в последующие годы произошло снижение и в 2011 г. было создано 8, в 2012 г. - 7 и в 2013 г. - 9 передовых производственных технологий.
Вместе с тем в Республике Дагестан количество используемых передовых производственных технологий 20022010 годы увеличивалось высокими темпами, но в 2011-2013 гг. произошло резкое снижение и в 2013 г. составило 30,0% к 2005 и 23,8% к 2010 г.
Существенное отставание Дагестана во всех сферах инновационного процесса обусловлено недостатком ресурсов на эти цели и прежде всего финансовых. Обращает на себя внимание, что внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к общему объему ВРП в РД ниже в 5,2 раза, чем в России и в 1,7 раза, чем в СКФО.
Финансовое обеспечение инновационного процесса характеризует динамика внутренних затрат на научные исследования и разработки в расчете на душу населения и на одного занятого в экономике (см. табл. 4). Эти показатели
в Республике Дагестан в действующих ценах стабильно растут высокими темпами. Однако средний размер внутренних затрат на научные исследования и разработки на душу населения ниже среднероссийского в СКФО в 13,5 раза, в РД - в 17,3 раза, и на одного занятого в экономике соответственно - в СКФО в 10,2 раза, в РД - в 12,3 раза. Эти показатели по РД на душу населения ниже по сравнению с СКФО - в 1,3 раза и на одного занятого - в 1,2 раза.
Таблица 4
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, в действующих ценах, (рубль)
На душу населения На одного занятого в экономике
2000 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г 2013 г.
РФ 524 1611 3663 4882 5219 1189 3455 7745 10 297 11 043
СКФО 36 104 280 361 385 117 329 796 1015 1079
% к РФ 6,9 6,5 7,6 7,4 7,4 9,8 9,5 10,3 9,9 9,8
РД 30 76 231 296 301 92 235 711 889 898
% к РФ 5,7 4,7 6,3 6,1 5,8 7,8 6,8 9,2 8,6 8,1
% к СКФО 83,3 73,1 82,5 82,0 78,2 78,6 71,4 89,0 87,6 83,2
Еще более удручающе выглядят показатели состояния затрат на технологические инновации в стране, СКФО и особенно в Республике Дагестан. Доля Республики Дагестан в общем объеме затрат на технологические инновации России в целом практически равна нулю, в СКФО составляет всего 1,8%. Тенденция такова, что доля Дагестана в подобных затратах СКФО, составлявшая в 2000 г. 0,9%, с 2002 г. возрастала и в 2004 г. составляла 4,6%, но к 2012 г. снизилась до 0,8% и в 2013 г. до 1,8% (см. табл. 5).
Затраты на технологические инновации к общему объему ВРП в РФ и СКФО имеет тенденцию роста. В РФ эта доля возросла с 0,36% в 2000 г. до 1,8% в 2012 г., по СКФО с 0,16% до 0,2%, а в РД осталась на том же уровне - 0,01% (см. таблицу 5). Такая величина затрат, учитывая зарубежный опыт, является ничтожной и не способствует интенсивному использованию инноваций и модернизации экономики. Такой объем затрат не может гарантировать использование имеющегося инновационного потенциала и обеспечить перелом в развитии инновационной деятельности.
Таблица 5
Затраты на технологические инновации в РД, СКФО и РФ
2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Доля РД в общем объеме затрат на технологические инновации, % по:
РФ 0,0 0,04 0,03 0,04 0,03 0,01 0,01 0,0 0,0 0,0
СКФО 0,9 3,2 2,4 4,3 1,6 1,7 0,8 1,6 1,8 1,8
Затраты на технологические инновации к общему объему ВРП, % по:
РФ 0,36 0,79 0,94 0,84 0,91 1,25 1,07 1,6 1,8
СКФО 0,16 0,52 0,6 0,34 0,67 0,38 0,73 0,2 0,2
РД 0,01 0,06 0,05 0,05 0,04 0,04 0,02 0,01 0,01
Первоочередной стратегической задачей является создание республиканской инновационной системы, объединяющей и координирующей инновационную деятельность всех академических и отраслевых научных подразделений, вузов, исследовательских, проектно-конструкторских и технологических звеньев предприятий, организаций, предпринимательских объединений.
Одной из основных составляющих системы являются институциональные структуры, организационно и функционально определяющие четкую ориентацию на поэтапное осуществление всей инновационной деятельности в республике. От их организованности, компетентности и активности зависит успех и эффективность инновационной деятельности.
Мировой и отечественный опыт показывает, что одним из основных условий развития современной экономики знаний является массовое формирование и распространение инновационного предпринимательства. «Ключевым фактором эффективного функционирования инновационной системы России в рыночных условиях должно стать появление крупных компаний, заинтересованных в постоянном обновлении структуры выпуска продукции под давлением конкурентной среды»1.
Становление и развитие венчурного бизнеса требует создания надежного финансового обеспечения. Эту задачу необходимо решать в нескольких направлениях: во-первых, путем создания государственного финансового инновационного фонда и введения иных форм финансовой поддержки инновационного бизнеса; во-вторых, путем формирования совместных государственно-частных венчурных инвестиционных, страховых, кредитных и иных фондов; в-третьих, путем формирования частного и корпоративного венчурного капитала (фондов) за счет вложений частных лиц и предприятий, организаций, банков, страховых компаний, общественных (некоммерческих) организаций и т. д.
Самым надежным и перспективным направлением финансового обеспечения всей инновационной деятельности, по нашему мнению, является создание специального республиканского государственно-частного инвестиционно-
1 Экономика России в условиях глобализации. - М.: Институт экономики РАН, 2006. - С. 178.
485
го банка развития инновационной сферы, основной задачей которого является накопление средств из всех возможных источников и направление их на реализацию приоритетных инновационных проектов.
Одним из важных факторов инновационного преобразования экономики должна стать экономическая и инновационная политика. «Для успешной реализации инновационной деятельности необходима продуманная и согласованная инновационная политика»1.
На данном этапе становления рыночной экономики важную роль в формировании и развитии инновационной сферы должно играть государственное стратегическое управление. Необходимость государственного регулирования инновационной деятельности обусловлена тем, что в разных секторах экономики существуют неодинаковые стимулы к созданию инноваций. Среди факторов, влияющих на сокращение стимулов хозяйствующих субъектов к инновациям, прежде всего выделяется отсутствие (недостаток) финансовых ресурсов для проведения исследований и разработок. Система финансирования как один из основных инструментов реализации государственной политики в области инновационной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям в научно-технической сфере должна адекватно реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни в целях достижения максимально возможной эффек-2
тивности .
Для определения задач модернизации экономики региона и осуществления функций республиканской инновационной системы назрела необходимость формирования государственного органа управления инновационной деятельностью (в статусе Агентства, Комитета или Координационного центра), функцией которого является объединение усилий проектных, творческих команд и динамично развивающихся компаний, которые готовы впитывать передовые разработки, подключить ведущие университеты, исследовательские центры, Дагестанский научный центр РАН, крупные деловые объединения региона и т. д.
Предлагаемые меры, на наш взгляд, будут способствовать дальнейшему развитию и консолидации инновационных ресурсов, формированию и дальнейшему развитию единой региональной инновационной системы, рациональному использованию ее потенциала для модернизации экономики.
1 Петросянц Д.В., Симонов К.В. Подготовка менеджеров в сфере инноваций: коррекция спроса и согласование предложений // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. - № 1. - С. 235.
2 Романов В.В. К проблеме исследования эволюции моделей инновационного процесса // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. - № 1. - С. 288.