УДК 332.14: 338.124.4
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕВЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ
В.А. Горбов
В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы формирования региональных антикризисных программ. Предложены варианты стратегических направлений разработки региональных государственных антикризисных программ. Ключевые слова: кризис, региональные государственные программы, антикризисное управление, экономические возможности регионов.
Начиная с 1990-х годов в регионах России, начался кризис, который усугубился в связи с мировым финансовым кризисом. Если считать пиком кризисного состояния 2008 год, то спад производства, начавшийся в 1990 году, не только не закончился, но и продолжается в настоящее время.
Географически наиболее проблемными остаются регионы Центрального федерального округа (более 60% из них не преодолели кризисный спад), весь Уральский ФО, хотя динамика его регионов лучше, и более трети регионов Сибирского ФО. В сильно пострадавшем от кризиса Приволжском ФО осталось только пять регионов, не преодолевших спад промышленности, в том числе Нижегородская, Самарская области и республика Чувашия. Но производство в Самарской области восстанавливалось значительно быстрее благодаря господдержке "АвтоВАЗа". Лидеры промышленного роста не изменились - это Калужская, Калининградская и Сахалинская области, в Ленинградской области рост замедлился из-за инвестиционных проблем. Кризис показал не только разную степень устойчивости промышленности регионов, но и разную скорость адаптации к изменившимся условиям.[1]
Мировой финансовый кризис 2008 года наглядно показал, что глобализация и регионализация мировой экономики неизбежно приводят к усилению кризисного состояния регионов за счет дифференциации их экономического потенциала, влиянию мирового состояния экономики, а также к возрастанию роли регионов в обеспечении функционирования эффективного бизнеса. С другой стороны, выполнение регионами социальной функции государства, решение проблемы повышения качества жизни населения, предопределяют заинтересованность регионов в выходе из кризисного состояния и социально-экономическом развитии. Однако социальная политика и экономическое развитие неразрывно связаны междусобой, поскольку финансирование социальной сферы напрямую зависит от экономического потенциала регионов России.
Теоретические и практические проблемы формирования региональных антикризисных программ, несмотря на их значимость, разработаны недостаточно и касаются в основном отдельных аспектов этой проблемы. Сравнительный анализ подходов к разработке региональных антикризисных программ показывает отсутствие полноты и единства в определении понятия региональная антикризисная программа, преобладание изучения отдельных аспектов антикризисной программы над интегральными оценками.[2] Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано как с уровнем экономической активности, так и ресурсной базы, зависящей от степени экономического состояния региона или точнее сказать его экономического потенциала, который, отражает совокупные силовые возможности в достижении социально-экономических целей и содержит в себе интегральные оценочные характеристики всех аспектов деятельности регионов. На практике региональных экономических сопоставлений понятие «экономический потенциал» включает «уровень развития базовых и обеспечивающих потенциалов хозяйственной деятельности». Стратегия региональной государственной антикризисной программы должна
быть направлена на такое распределение ресурсов, при котором обеспечивался бы переход экономической системы региона на магистральный путь развития. При этом основным результатом реализации таких программ должно стать повышение уровня и качества жизни населения. Исходя из этого, проблема выбора между накоплением и потреблением должна решаться в пользу максимально возможного увеличения потребительских расходов населения на длительном промежутке времени. При разработке региональной государственной антикризисной программы экономический потенциал целесообразно определять через материальную и нематериальную базу, составляющие которые могут быть использованы при данном уровне развития техники и технологий, в качестве ресурсов для достижения антикризисных целей регионов.
Рис. 1 Структура экономических возможностей региона при формировании
антикризисных программ
Учитывая недостаточный уровень использования экономического потенциала региона в исходной временной точке, и на основании предложенных моделей траектории выхода из кризиса, следует предположить, что обязательным условием вывода региональной экономики на магистральный путь развития служит использование новых технологий, а также привлечение инвесторов на территорию регионов, поскольку именно они играют роль катализатора выхода из кризисного состояния и интегрирования региональной экономики в мировую конкурентную среду.
В настоящее время одной из проблем кризисного состояния регионов в сложившихся условиях можно считать неэффективность регионального управления, обусловленную следующими факторами: отсутствием стратегии в деятельности региона направленной на выявление «точек роста»; отсутствием стимулов для субъектов экономической деятельности в регионе и невозможность привлечения инвесторов; низкий уровень ответственности руководителей региона перед населением за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование природно-сырьевого и промышленного комплексов, а также за социально-экономические результаты его деятельности. Итак, можно сделать следующий вывод, что, несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису региона, в большинстве случаев такими
факторами стали недостатки управления. Следовательно, региональным властям для их устранения необходимо четко определить приоритетное направление и сформулировать цели.
Главная цель при создании региональной государственной антикризисной программы базируется на использовании экономического потенциала региона и проявляется в системной упорядоченности. Главная цель в области управления формированием региональной государственной антикризисной программы призвана быть основой для внедрения инноваций в региональную экономику. Ключевым звеном декомпозиции служит выход из кризисного состояния и переход к стратегическим перспективам с вытекающими из них стратегическими целями перспектив, которые представляют собой единую взаимосвязанную систему.
Следовательно, стратегическими целями региональной государственной антикризисной программы служат формирование: потенциала эффективности антикризисного управления региональной власти; потенциала инвестиционной активности региона; потенциала инвестиционной активности региона; потенциала эффективности использования природно-ресурсной базы региона; человеческого потенциала региона. В свою очередь, совокупность стратегических целей региональной государственной антикризисной программы определяет стратегию региона в достижении главной цели - выход региональной экономики из кризисного состояния и переход на путь дальнейшего роста и развития экономики. Сформулировав стратегию достижения главной цели, на последнем этапе возникает задача концептуального подхода ее реализации. Анализ тенденций социально-экономического Развития областей ЦФО за последние годы дает основание считать, что формирование региональных антикризисных программ должно базироваться на использовании инноваций как главного локомотива выхода региональной экономики из кризисного состояния и перехода на магистральный путь развития. При этом необходимо обязательно учитывать экономический потенциал каждого отдельного региона. Реализация вышеперечисленных стратегических направлений разработки региональной государственной антикризисной программы требует решения следующих основных задач:
1) создания концептуальной модели системы эффективного управления формированием региональной государственной антикризисной программы и описание механизма ее функционирования;
2) выбора и прогнозирования индикаторов ее достижения;
3) формирование региональной государственной антикризисной программы;
4) расчет прогнозного уровня единичного показателя
доходов бюджета областей ЦФО от инновационной деятельности.
5) привлечение инвесторов в регион
Для выбора антикризисных решений при разработке региональной политики необходимо иметь интегральные показатели антикризисного развития региона, базирующиеся на оценке выполнения миссии территории как субфедерального образования. Обоснование содержания антикризисное развитие региона следует выполнить на основании таких функций региона, как воспроизводство человека (населения), воспроизводство товаров и услуг (экономики), воспроизводство территориального потенциала. Эти функции вытекают из определения понятия «регион».[3]
Антикризисное развитие региона - это свойство региона как экономической системы функционировать и развиваться в рыночной среде, эффективно обеспечивать процессы воспроизводства человека, благ и экономического потенциала региона, которое может изучаться в разных аспектах и на разных уровнях.
Таким образом, органы управления региона при разработке региональной государственной антикризисной программы должны рассматривать в качестве основного приоритетного направления выхода региональной экономики из кризисного состояния -
систему поиска инвесторов, внедрение инноваций в региональную экономику и использования всех возможных резервов региона. При этом, создавая региональную государственную антикризисную программу, главной целью должно стать не только преодоление кризиса, но и дальнейшее, посткризисное развитие региона по экспоненте.
The article examines the theoretical and practical problems of the formation of regional anticrisis programs. The variants of the strategic directions of the development of regional government anti-crisis program.
Key words: crisis, the regional government programs, crisis management, and economic opportunities of the regions.
Список литературы
1. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Экономика, 2010г.
2. Министерство экономического развития Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ №1662-р от 17.11.2008г. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020года» [электронный ресурс] // http://www.economy. gov.ru/
3. Министерство регионального развития Российской Федерации: Стратегия социально-экономического развития Орловской области до 2020 года [электронный ресурс] // http://www.minregion.ru/
Об авторе
Горбов В. А. - аспирант кафедры менеджмента и управления народным хозяйством ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», [email protected]