ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УДК 33
С. А. ШАХОВА
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СМК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Внедрение систем менеджмента качества обеспечивает успех строительных организации в России и на международном рынке.
Ключевые слова: строительные организации, международные стандарты, СМК.
Одним из способов повышения конкурентоспособности предприятий является внедрение систем менеджмента качества (СМК) и их сертификация. СМК нацелена на удовлетворение запросов клиентов и достижение экономического успеха предприятия. Должны быть выполнены требования клиентов, но поскольку требования могут со временем изменяться, предприятие должно быть в состоянии оперативно реагировать на эти изменения.
Разработка СМК предприятий и организаций в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 является не самым лёгким, но одним из наиболее надёжных путей обеспечения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, необходимым условием деятельности организации в рамках международного сотрудничества [1 ].
Важным фактором, сдерживающим в нашей стране процесс внедрения и сертификации систем менеджмента качества, является не столько нестабильное экономическое состояние предприятий, отсутствие экономических стимулов для активизации работ в этой области, но в большей степени недостаточный уровень знаний руководителей и специалистов предприятий о международных стандартах и новых подходах к решению вопросов обеспечения качества. Отсюда и неверие многих руководителей в возможности системы менеджмента качества на основе требований стандартов ИСО серии 9000.
Наряду с этим специалисты многих предприятий и организаций, принявших решение о сертификации внутрифирменных систем менеджмента качества, испытывают значительные трудности при определении основных направлений, этапов, подходов для достижения поставленной цели. Вопросы «Как? В какой последовательности? Каким образом? Кто конкретно? Что и как делать?» множатся день ото дня, поиск ответов на них отнимает много времени и сил, что не спо-
С. А. Шахова, 2007
собствует увеличению числа предприятий, приступивших к разработке СМК. Услышать исчерпывающие ответы можно лишь от специалистов, имеющих опыт разработки систем качества.
Уже несколько лет российские предприятия, в том числе и строительные организации, руководствуются при совершенствовании своей деятельности стандартами ИСО серии 9000. Если говорить о строительной отрасли, в которой более 160 тыс. предприятий (научно-исследовательских, проектно-конструкторских, проект-но-изыскательских, строительно-монтажных, предприятия стройиндустрии и строительных материалов, организации-заказчики по строительству), то успехи в освоении ими стандартов ИСО серии 9000 в абсолютных величинах достаточно скромные (примерно 550-600 организаций). Только «ЦНИО-проект» консультирует 396 строительных организаций по этим вопросам. Однако динамика роста числа предприятий, сертифицирующих свои СМК на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000, впечатляет: ежегодно оно увеличивается на 50-60% [2].
При внедрении СМК строительные организации встречаются с рядом трудностей как субъективного характера, так и объективного.
К условно «субъективным» можно отнести тот фактор, что примерно четверть организаций, имеющих сертификаты соответствия СМК требованиям стандарта ИСО серии 9000, купили их (в самом прямо смысле). Руководителя таких строительных организаций ограничились приглашением консультантов, которые разработали для них документы системы менеджмента качества или продали им универсальные шаблоны. Подобные решения приводят к плачевным результатам, которые не заставляют себя долго ждать и отражаются на качестве выполняемых работ.
Одна из объективных трудностей состоит в том, что универсальность стандартов ИСО серии 9000 требует их «привязки» к существующим у
нас в стране уровню организации производства и сложившейся практике управления. Также молено сказать применительно к строительной отрасли.
Другая трудность объясняется очень высоким уровнем обобщения, на котором излагаются требования стандарта ИСО серии 9000.
Этот уровень ниже уровня обобщения восьми принципов менеджмента, которые положены в основу международных стандартов.
Следовательно, СМК обладает потенциалом «самоорганизации и саморазвития», постоянно обеспечивает улучшение за счёт выявления и устранения ошибок, носящих, как правило, системный характер, в незначительной степени относящихся к отдельным исполнителям.
Таким образом, сертификация СМК, а также консалтинг в этой области стали сегодня большим самостоятельным бизнесом, или даже отраслью промышленности. Органы по сертификации систем качества заинтересованы в привлечении всё большего числа клиентов для завоевания влияния на этом рынке. С увеличением конкуренции увеличивается и рекламное давление и пропаганда стандартов. Иной раз из рекламы можно понять, что сертификация систем качества является непременной гарантией успеха и решения большинства проблем качества, с которыми поставщику приходится сталкиваться до сих пор. Это не так. Известный американский специалист доктор Джуран высказал любопытную мысль, заключающуюся примерно в следующем: высококлассная компания без проблем получит сертификат на систему качества, однако это не означает, что сертификат может сделать компанию высококлассной [3].
И действительно, в стандартах отражены всего лишь минимальные требования к поставщику, а не учебный курс по суперэффективным методам решения проблем качества.
Реализация концепции стандартов ИСО серии 9000 требует существенной перестройки не только системы качества, но и всей системы административного управления предприятием. Внедрение стандартов ИСО является достаточно сложным, трудоёмким и длительным процессом, требует личного участия руководителя предприятия и всего персонала в разработке СМК. Практика внедрения стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях показала, что наибольшее количество проблем связано с социально-психологическими аспектами этой работы, поскольку отношение персонала предприятия к идее повышения эффективности деятельности предприятия на основе стандартов ИСО колеблется от энергичной поддержки до упорного сопротивления переменам. И необходимо прило-
жить немало усилий для того, чтобы количество сторонников и активных участников разработки СМК неуклонно увеличивалось, а количество противников было сведено к минимуму. Как правило, сотрудники предприятия не понимают необходимости внедрения СМК, так как не видят немедленной отдачи. Реальная же отдача от СМК возможна, только если весь коллектив, и в первую очередь его руководство, пройдёт обучение и усвоит основные принципы СМК по ИСО серии 9000. К сожалению, мало реально внедрить СМК, не менее сложно поддерживать её в рабочем состоянии, так как требуется создание и корректирование большого количества документов.
Для оказания помощи предприятиям во внедрении систем качества и в целях повышения эффективности этих систем необходимо развивать сеть квалифицированных консультационных организаций.
Государство и регионы должны создавать режим наибольшего благоприятствования деятельности этих организаций. В целях стимулирования работ по внедрению систем качества на малых предприятиях государство и регионы должны изыскивать средства для компенсации части расходов этих предприятий на консультационные услуги в этой области.
Работа по внедрению систем качества и их сертификации в последнее время значительно активизировалась, заметно выросло число предприятий, ведущих эту работу или приступающих к ней. Они, естественно, нуждаются в помощи компетентных специалистов. А спрос, как известно, рождает предложение: число консультационных центров постоянно растёт. Вместе с тем рядом с серьёзными организациями, способными оказать своим заказчикам квалифицированную помощь, множатся фирмы, рассчитывающие лишь на прибыль, которую даёт столь востребованный сейчас консалтинг.
Успешное внедрение и эффективное использование систем качества требует высокого профессионализма специалистов, знания работниками и руководителями всех уровней методов менеджмента качества, принципов системного управления качеством, основанных на передовом отечественном и зарубежном опыте и международных стандартах, а также владения методами проектирования, внедрения и совершенствования этих систем.
Наша страна располагает всем необходимым для возрождения своей экономики и интеграции в мировую хозяйственную систему в качестве равноправного партнера. Но для реализации этого необходимо обеспечить успешное решение
проблемы качества, необходимое повышение которого обеспечит конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. Плодотворная работа в этом направлении позволит России с достоинством выйти из экономического кризиса и повысить жизненный уровень населения [5].
БИБЖОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Эггерт, М. Система менеджмента: Подходы к внедрению // Стандарты и качество. - 2000. -№2.-С. 34-37.
2. Молчанов, А. Ю. Опыт управления качеством на строительном предприятии // Сертификация. - 2003. —№ 1.-С. 23-24.
УДК 620.9:314.17
3. Подольский, М. Об удовлетворении требований заказчиков // Стандарты и качество. - 2003. — № 3. - С. 86-87.
4. Черкасский, С. 180-9000: кому это нужно? // Новые рынки. -2001. - № 1. - С. 16-18.
5. Разработка и сертификация систем качества в России. Стратегия, проблемы, рынок услуг : Сборник статей и справочных материалов к внедрению стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. / сост. И. В. Матвеева. - М. : РИА «Стандарты и качество», 2001. - С. 7-8.
Шахова Светлана Александровна, аспирант кафедры «Управление качеством» УлГТУ.
С. Г. КАРАКОЗОВ
ГИПОТЕЗА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА: СНИЖЕНИЕ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ
Предложена гипотеза энергетического перехода, согласно которой одной из важнейших причин демографического кризиса на постсоветском пространстве и особенно в России является значительное сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в период рыночных преобразований. Соответственно, преодоление демографического кризиса в стране невозможно без существенного сокращения экспорта энергоносителей и увеличения потребления ТЭР на внутреннем рынке.
Ключевые слова: демографический кризис, энергопотребление, гипотеза энергетического перехода.
Концепция демографического перехода как способа объяснения смены типа воспроизводства населения была разработана в первой трети XX в. французским демографом А. Ландри. Переход от традиционного типа воспроизводства населения к современному он назвал демографической революцией, а сам термин «демографический переход» был предложен в 1945 г. Ф. Ноутстайном [2, 10].
В основе концепций демографического перехода лежит предпосылка социальной обусловленности процессов рождаемости и смертности. Первоначальная «классическая» концепция демографического перехода (А. Ландри, Ф. Ноут-стайн, Ж. Буржуа-Пиша) основывалась на гипотезе гомеостатического регулирования процессов рождаемости и смертности, то есть исходила из предположения о том, что рождаемость в итоге определяется уровнем смертности. В традиционном аграрном обществе при наличии высокой смертности высокая рождаемость является
© С. Г. Каракозов, 2007
компенсирующим фактором, позволяющим обеспечить замещение поколений и воспроизводство населения популяции. В городском индустриальном обществе при низкой смертности для замещения поколений вполне достаточным является невысокий уровень рождаемости. Поэтому нетто-коэффициенты воспроизводства населения в устойчивом состоянии близки к единице. А режим воспроизводства населения в аграрном обществе существенно отличается от режима воспроизводства в индустриальном обществе значением брутто-коэффициента воспроизводства населения (при традиционном типе воспроизводства населения он существенно выше, подчас в несколько раз). Изменения репродуктивных установок и рождаемости наступают позже изменений (снижения) смертности на несколько поколений, в этот период как раз и происходит значительный рост численности населения - демографический взрыв.
Другие варианты концепций демографического перехода исходят из относительной независимости процессов рождаемости и смертности.