_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер.закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ(ред. от 01.09.2012)] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — ст. 3823. — Режим доступа: [Консультант Плюс].
2. Боровяк С.Н., Ибрагимова Н.А., Пархоменко С.А., Тимошенко П.Н. Аудит эффективности использования бюджетных средств как перспективная форма осуществления государственного финансового контроля / С.Н. Боровяк, Н.А. Ибрагимова, С.А. Пархоменко, П.Н. Тимошенко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2014. - № 6 (45). - С. 105-111.
3. Анисимов А. Финансовый контроль в капиталистических странах. 1966. - с.99.
4. Козырин А.Н. Финансовый контроль. Финансовое право: Учебник Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 1996. - 400 с.
5. Кондрат Е.Н. Государственный финансовый контроль: основополагающие начала (принципы) / Е.Н. Кондрат // Юридическая наука: история и современность. - 2012. - № 1. - С. 103-109.
6. Конюхова Т.В. Правовые акты об органах, осуществляющих финансовый контроль. // Законодательство и экономика. 1997. - №19/20 - с.24-29.
7. Малеин Н.С. Кредитно-расчетные правоотношения и финансовый контроль. - М.: Наука, 1964. - 152 с.
8. Шохин С О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1999. - 352 с.
© Михайлова Н.С., Южакова Н.А., 2016
УДК 336.012.23
Моисеенко Татьяна Андреевна
Студентка 4 курса, ЭФ, ТУ СУР г. Томск, РФ E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ
Аннотация
Статья посвящена проблемам расширения клиентской базы в банковском секторе в современных условиях, а также развитию клиентских отношений, определению значимых проблем в деятельности банка и причин их банкротства.
Ключевые слова
Банковский сектор, банкротство, клиентская база, взаимоотношение банка и клиента, привлекательность
клиента, лояльный клиент, программа лояльности.
Банковский сектор - очень важный элемент в развитии рыночных отношений, который является основой для нормального, эффективного функционирования рыночного механизма. Коммерческий банк в современной России становится основным элементом банковской системы. Так как именно развитие данного направления должно быть приоритетным, потому что действие кредитно-финансового механизма и определяет уровень развития экономики страны в целом.
Во время экономического спада коммерческие банки работают в области повышенного риска. Об этом свидетельствуют наиболее распространённые причины банкротства банков:
- неудачные поиски участников нового капитала;
- предоставление "плохих" кредитов;
- неудачная торговля закладными ценными бумагами;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
- операции по торговле облигациями;
- коррупция в рядах верхнего менеджмента;
- неквалифицированное руководство, не умеющее вовремя распознать риск потери активов; рост банковских издержек;
- превышение возможностей над спросом;
- некачественный анализ информации о ситуации на финансовом рынке и клиентах банка [1].
Важными проблемами в деятельности банка также являются: неправильная кадровая политика, низкое
по качеству обслуживание клиентов банка, не информативный официальный сайт банка, слишком высокая процентная ставка, рост стоимости кредитов, а следовательно, уменьшение объемов выданных кредитов, низкая доступность кредитных средств, недостаточно инновационных банковских продуктов, несовершенные банковские технологии, а также невозможность выдачи инвестиционных кредитов.
При анализе деятельности банка, системы взаимоотношений «клиент - банк» была выявлена проблема в регулировании банковского менеджмента банка, что говорит о не качественном управлении, которое является главной составляющей прибыльной и надежной работы банка (качество банковского менеджмента означает успех или провал банка в трудное время).
На наш взгляд, анализ и информация о клиентах, принятие мер для улучшения существующей ситуации в своей деятельности - это важные условия, необходимые для сохранения имеющихся клиентов, установление эффективных взаимоотношений с ними и расширение клиентуры банка.
В последние годы наблюдается повышенный интерес банков к развитию клиентских отношений. Если в 90-х годах XX столетия кредитные организации уделяли больше внимание и решали в основном задачи разработки и внедрения новых продуктов, роста их конкурентоспособности, то уже в начале XXI века стали уделять внимание вопросам улучшения качества обслуживания клиентов.
За последние годы в российской банковской практике постепенно сложилось такое мнение, что для того, чтобы повысить устойчивость и конкурентоспособность коммерческих банков, а также получить постоянно возрастающую прибыль им необходимо формировать свою клиентскую базу и эффективно ею управлять.
Так, Масленченков Ю.С. считает, что наличие клиентской базы - необходимая предпосылка ведения банковского бизнеса. Поэтому все его аспекты должны быть ориентированы на создание достаточной для обеспечения прибыли клиентской базы и на сохранение ее устойчивости в процессе развития банка.
Ларионова А.А. отмечает, что состав и качество клиентской базы влияют на объем и качество дополнительных привлеченных ресурсов, на возможность увеличения и расширения кредитного и инвестиционного портфелей, а также на объем проводимых через банк платежей партнеров-корреспондентов.
По мнению Едроновой В.Н. и Бахтина Д.В., цель деятельности любого коммерческого банка — оптимизация клиентской базы при максимальном удовлетворении потребности клиентуры. При этом наиболее актуальной проблемой для банков является привлечение и удержание клиента, главного потребителя услуги и банковского продукта.
Аксенов А.И. также понимает под клиентской базой совокупность клиентов компании (банка). Однако он считает необходимым наличие между ними деловых отношений, удовлетворяющих следующим критериям:
1) компания располагает информацией о клиенте;
2) компания имеет регулярный контакт с клиентом;
3) клиент имеет возможность прямого обращения в компанию [2].
С этой точкой зрения следует согласиться и отметить, что под клиентской базой мы будем понимать совокупность всех клиентов банка, как юридически, так и физических лиц, которые пользуются какой-то услугой (продуктом) банка или имеют счета в банке.
Для успешной деятельности банку необходимо формировать широкую клиентскую базу. По мнению Кендры Ли, формирование базы перспективных клиентов — первичный поиск потенциальных клиентов, проведение с потенциальными клиентами работы, направленной на выделение из их числа перспективных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
клиентов, определение потребностей клиентов, выявление решений, подходящих для этих перспективных клиентов, презентация данных решений, этап предъявления доказательств. To есть рассматриваются все этапы продажи, предшествующие превращению перспективных клиентов в действительных и последующему заключению сделки [3].
Привлекательность клиента для банка во многом зависит не только от экономических факторов. Так, некоторые клиенты, несмотря на убыточность работы с ними, могут быть вполне привлекательны с точки зрения престижа, имиджа банка. Таких клиентов называют лояльными. Поэтому кредитная организация может пойти на их обслуживание с целью завоевания определенного рынка, либо улучшения своего имиджа.
В настоящее время недостаточное внимание уделяется вопросам повышения лояльности существующих и потенциальных потребителей банковских услуг, несмотря на то, что лояльность клиентов является важной составляющей взаимоотношений банка с клиентом.
Лояльный клиент - это такой клиент, которого необходимо изо всех сил «любить», обслуживать, выполнять его требования, ведь завоевание новых клиентов стоит в несколько раз дороже, чем удержание старых. Главная задача банка- «не разочаровать». Лояльность сложно завоевать и легко потерять.
В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой темы программ лояльности клиентов, можно назвать Шэрона Бартона, И.Б. Манна, К.А. Балашова, Д.Е. Горелика, А.Б. Садешова, и других.
Исследователи отмечают, что наличие большого количества лояльных по отношению к организации и платежеспособных клиентов может обеспечить ей ряд существенных преимуществ, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Программы лояльности - один из важнейших маркетинговых инструментов, позволяющих увеличить частоту и сумму покупки, построить обратную связь с клиентами, получить важную маркетинговую информацию о потребительском поведении и привлеченных покупателей. Правильно подобранная и грамотно организованная программа поощрения потребителей позволяет достичь значительных результатов при минимальных финансовых затратах.
Под традиционными материальными факторами лояльности Ю.М. Пустынникова понимает удобство, обеспечиваемое потребителю с точки зрения доступности предлагаемых компанией продуктов и услуг. Программные факторы включают в себя весь спектр возможностей, направленных на предоставление покупателю финансовых льгот. Процедурные нематериальные факторы касаются удобства взаимодействия с организацией для клиента, а персональные - уровня обслуживания клиента в компании. Материальные факторы обеспечивают поведенческую лояльность, а нематериальные - воспринимаемую лояльность [4].
Необходимой задачей банка является не только реализация программ лояльности клиентов, но и расширение клиентской базы. Кроме постоянной работы с уже существующими покупателями, он должен привлекать новых, грамотно рекламируя свои продукты (услуги). Расширить клиентскую базу можно следующим образом: повышение качества обслуживания, изучение потребностей клиентов, разработка продуктов для конкретного сегмента, составление совместных планов развития сотрудничества с ключевыми клиентами, применение дифференцированного подхода к системе оплаты банковских услуг.
В заключение отметим, что, кроме отмеченных проблем, важным является также: анализ финансового состояния потенциальных клиентов, изучение их проблем с обслуживанием в банке, внедрение системы стимулирования сотрудников банка, которые способствовали привлечению стратегически важных и приоритетных клиентов, проведение представительских мероприятий.
Список использованной литературы:
1. Российские коммерческие банки в современных условиях: основные направления качественного совершенствования и перспективы развития. [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/flc/article_641.html (дата обращения: 20.10.15).
2. Управление клиентской базой коммерческого банка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/finansy/upravlenie-klientskoj-bazoj-kommercheskogo-banka.html (дата обращения: 22.10.15).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
3. Кендра Ли. Создание клиентской базы: пошаговое руководство по превращению контактов в деньги. 2009 г.
4. Программы лояльности/ И.Б. Манн // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2004г.
© Моисеенко Т.А., 2016
УДК 330
Морозова Ирина Михайловна
Старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита, ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень E-mail: [email protected]
КАК БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ МАЛЫЙ БИЗНЕС Аннотация
Проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России за последний год внимания стало уделяться даже больше, чем в предыдущие годы. Это во многом зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию. В статье рассматривается современное состояние бизнеса и его возможности и перспективы на будущее.
Ключевые слова
Малое и среднее предпринимательство, кредитование, микрофинансирование, бизнес, стратегия развития
Национальной гарантийной системы,
Развитие малого и среднего предпринимательства - одно из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников.
Малый бизнес сегодня является неотъемлемой частью рыночной экономики и не только устойчиво сохраняет достигнутые позиции, но и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих экономических показателей в различных отраслях экономики. Именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши.
По итогам прошлого года ВВП России в физическом выражении в 2015 году упал по сравнению с прошлым годом на 3,7%. Инвестиции в основной капитал в РФ в 2015 году сократились на 8,4%.
Сектор малого предпринимательства обеспечивает большую часть ВВП любого развитого государства. Поэтому такой стратегически важный вид бизнеса просто необходимо тщательно оберегать и поддерживать.
Правительство РФ предлагает в данном направлении решить стратегические проблемы развития бизнеса путем использования инструментов государственной поддержки, к которым относятся:
• внедрение инвестиционных проектов и программ;
• совершенствование методов кредитной и налоговой политики.
Проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России за последний год внимания стало уделяться даже больше, чем в предыдущие годы. Это во многом зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.