УДК 159.922.4
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНОЙ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ISSUES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION OF MODERN YOUTH IN RELIGIOUS, SPIRITUAL AND MORAL CULTURE
Г. С. Дулина
G. S. Dulina
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»,
г. Чебоксары
Аннотация. Показана связь психолого-педагогического воспитания с духовной, религиозной культурой. Рассматриваются проблемы формирования духовно-религиозной культуры учащихся, ее влияния на развитие духовно-нравственного потенциала молодежи.
Abstract. The article presents the interrelation of psychological and pedagogical education with spiritual and religious culture. It considers the issues of formation of spiritual and religious culture of students, its influence on development of spiritual and moral potential of the youth.
Ключевые слова: воспитание, религия, духовность, нравственность, культура.
Keywords: education, religion, spirituality, morality, culture.
Актуальность исследуемой проблемы. Современная действительность диктует необходимость формирования культуры физического, психического, религиозного, духовно-нравственного воспитания молодежи. Отсутствие нравственных ориентиров, обесценивание общечеловеческих гуманистических идеалов, слабое развитие моральных ценностей и общей культуры приводят к развитию социальных пороков, расцветших за последние десятилетия. Безвременье породило целое поколение, выросшее на чуждых российскому народу идеалах быстрого обогащения, гедонистического мировоззрения, индивидуализации. Возник большой разрыв между поколениями в жизненном укладе, мироощущении, мировоззрении и духовно-нравственных ценностях [4]. В связи с этим актуальность приобретают проблемы психолого-педагогического воспитания современной молодежи в рамках религиозной, духовно-нравственной культуры.
Материал и методика исследований. Материалом исследования явились труды ученых, посвященные изучению религиозной культуры. Были использованы методы теоретического анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации.
Результаты исследований и их обсуждение. В отечественной и зарубежной литературе последних лет (М. И. Мамардашвили, Л. Н. Митрохин, В. И. Мурашов, А. Я. Гуревич, М. И. Шинкарук, М. С. Каган и т. д.) высказывается точка зрения о том, что в ос-
нове любой культуры независимо от ее типа и происхождения лежит определенное мировоззрение, интегрирующее содержание всех ее форм. Оно пронизывает все составляющие данной культуры, организует их в целостную систему. Религия, будучи мировоззрением, особенно в период становления исторических цивилизаций, формирования мировой культуры, была опорой, интегратором и хранительницей культурного опыта человечества. Ею задавалась иерархически выстроенная картина мира, где содержались предельно обобщенные представления о Боге, мире и человеке. Религия давала ответы на фундаментальные вопросы бытия, задавала человеку цель и смысл его индивидуального и общественного существования. Религиозные образы мира были той основой, из которой вырастала устойчивая система нравственных, правовых, художественных, экономических, семейных и других ценностей, культурных норм, определяющих образ жизни и ментальность народов, ценностные ориентации личности. Длительное время религия была практически единственной формой, в которой складывалось и сохранялось историческое и культурное наследие народов, цивилизаций. В сущности, культурный опыт человечества на протяжении тысячелетий и ныне пронизан религиозными воззрениями. Таким образом, содержание культуры, связанное с религией, может быть определено как религиозное культурное наследие или как религиозная культура - в широком смысле [5].
При этом следует подчеркнуть, что не существует религии и, соответственно, религиозной культуры вообще. Она представлена в форме культуры христианства различных деноминаций, мусульманства, буддизма, иудаизма, индуизма, конфуцианства, даосизма, различных видов язычества. Эти религии составляют мировоззренческие основы конкретных локальных культур и цивилизаций - русской, арабской, индийской, китайской и т. д., в том числе и локальных этнических национальных культур [3].
Религиозная культура в широком понимании (религиозное культурное наследие) включает специфические для каждой религии особые представления, всю совокупность соответствующей материально-предметной культуры, сформированной под мировоззренческим, духовным влиянием данной религии, - бытовую, художественную культуру, литературу, архитектуру и т. д. Сохранение и воспроизведение религиозного культурного наследия обуславливается особым вниманием к прошлому, что свойственно именно религиозной культуре. В нашей работе, рассматривая проблему влияния религиозной культуры на развитие духовно-нравственного потенциала молодежи, мы опираемся именно на это широкое определение понятия «религиозная культура».
По определению богословов, религиозная культура в целом выступает как посредник между Богом и миром, является способом сохранения и развития в нем духовнорелигиозного начала, возвращая его к истинному бытию, которое лежит не в мире материи и времени, но простирается в сферу духовного и в вечность. Хотя с процессом секуляризации важным конституирующим элементом современной культуры стала выступать наука, религиозная культура продолжает занимать значительное место в жизни человечества, храня и транслируя масштабный позитивный опыт освоения человеком условий своего бытия. И ныне для значительной части российской молодежи религиозная культура не реликт, а живая функционирующая область действительности, определяющая духовную жизнь их семьи, общины, этноса, отвечающая их мировоззренческим, духовнонравственным интересам и просто жизненным потребностям [2].
В данной работе мы придерживаемся уже достаточно устоявшегося представления об образовании как феномене, органично включающем все процессы обучения, воспита-
ния и психологического развития личности учащихся, приобретения ими социального опыта. Причем в контексте, когда возникает необходимость подчеркнуть значимость психолого-педагогического аспекта духовно-нравственного компонента образовательной деятельности, ее направленность не столько на накопление информации, рациональных знаний и практических навыков, а на личностное развитие индивида, приобщение его к ценностным, аксиологическим пластам культуры, на первый план выходит понятие «педагогической психологии». Человеческое общество не может развиваться без передачи накопленной культуры от поколения к поколению. Образование является, таким образом, ядром и инструментом культурного наследования, обеспечивающим преемственность и развитие каждой человеческой личности и общества в целом, народов и цивилизаций как уникальных феноменов человеческой истории. Психологическая функция образования состоит в буквальном образовании человека в духовном и социальном отношении, в его личностном развитии, освоении им исторического, культурного и социального опыта. Индивид осваивает культурное наследие в основном не механически, а сознательно, активно. Будучи активным и деятельным существом, он избирательно, в соответствии со своими ценностными ориентациями, наследственными и приобретенными качествами отбирает информацию извне. Онтологическими свойствами человеческого сознания являются поиск и создание смыслов. Осваивая знаки и символы культуры, человек не просто копирует запечатленные в них значения, но преобразует их в свои личностные смыслы. В процессе психолого-педагогического воспитания, преобразования социально значимого опыта родовое содержание культуры воплощается в личностные смыслы и ценности, культурные реалии становятся внутренним достоянием индивида, что обеспечивает его саморазвитие, а вместе с тем - развитие общества [1].
Изменения в общественной, политической и экономической жизни оказывают большое влияние на развитие системы образования. Складывается новое многомерное социальное пространство, в ситуации которого меняется сам характер социализации молодого поколения. Перед системой образования встает задача подготовки молодого поколения к культурному, профессиональному и личностному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой. Становление образования, сочетающего в себе фундаментальную общенаучную подготовку с духовным, эстетическим и нравственным, гражданственным разделением личности учащегося, а также переход на новые организационные и методические принципы преподавания предметов социально-политического и гуманитарного цикла делают необходимым принципиальное изменение места и роли духовно-нравственного наследия в системе среднего образования. Современное общество выдвигает свои условия, требуя от человека проявления его творческих и духовных способностей. Современные представления о целях и задачах среднего образования исходят из необходимости обеспечить широкую демократизацию и гуманитаризацию этого процесса, дающие возможность учащимся овладеть достижениями мировой и отечественной культуры, свободно определить свои мировоззренческие позиции, выбирать духовные ценности и развивать творческие способности.
Проблема подлинной демократизации жизни, повышения материальной и духовной культуры, нравственности, религиозности и развития личности, реализации творческого потенциала учащихся, воспитания ответственного отношения к труду, зрелого экологического сознания - все это невозможно вне русла общечеловеческой религиозной куль-
туры, основы которой заключаются в процессе образования. Проблема формирования духовно-религиозной культуры учащихся в настоящее время стоит очень остро из-за того, что общество, потерявшее нравственные ориентиры, не может продвигаться вперед. Именно духовная православная культура может стать одновременно средством обновления и средством продвижения вперед. Этот взгляд очень понятен и близок нашей стране, так как всегда понятия «Россия», «духовность» и «духовная культура» были взаимосвязаны. В психолого-педагогических трудах отечественных специалистов (И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, А. И. Клизовский) можно всегда найти мысль о духовной культуре. Например, Е. Б. Сырейщиков писал, что нравственное воспитание юношества, составляющего подпору и подкрепление всякого общества, есть столько трудное, сколько же и важное дело, потому что от него непосредственно зависит благоденствие не только частных семейств, но и всего общества (1790). К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский рассматривали эстетическое воспитание как воспитание у человека чувства красоты, изящества и любви, стремления к нравственному идеалу, что улучшает воспитание нравов. В. Г. Белинский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев в своих исследованиях пришли к тому, что значимость духовной, религиозной культуры была и остается очевидной.
Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно по двум основным видам производства - материального и духовного. Так как психологопедагогическое воспитание связано с духовной, религиозной культурой, оно охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Культура и духовность близки по смыслу. Оба эти понятия соединяются в третьем - духовная культура. Его содержательным ядром является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение личности к жизни. Культура как целостное образование своеобразно преломляется в целостности культуры личности.
Как никакие другие предметы в школе, православная духовная культура и основы православного мировоззрения обогащают духовную культуру учащихся, ориентируют на лучшее, расширяют их представление о современном мире, прививая им общечеловеческую культуру общения. Предназначение учителя - донести до каждого ученика эти простые понятия нравственности и духовной культуры.
Таким образом, во-первых, именно в процессе общественного развития культура выступает как многофункциональное социальное явление, охватывающее все стороны жизни общества, начиная от материального производства и кончая художественным творчеством и формами общения людей между собой. Только через культуру как социальный механизм ориентации и регулирования многообразной деятельности, в которой формируются и развиваются человеческие способности, а вместе с тем они же и реализуются в материальных и духовных ценностях, общество обеспечивает передачу от индивида к индивиду и от поколения к поколению форм социального опыта, трудовых навыков, знаний и нравственных норм [2].
Во-вторых, огромная социальная значимость религиозной культуры в жизни человеческого общества определяется тем, что именно она формирует социальнонравственную активность человека, ориентируя его, прежде всего, на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие индивида и любой общности людей. И в такой же мере, в какой человек формируется трудом, он формируется и развивается культурой. Религиозно-духовная культура - это не только и не столько продукт, предшест-
вующий деятельности человека, она вплетена в саму эту деятельность, пронизывая все ее стороны. Более того, культура - это в известном смысле проект человеческого существования, содержащий в себе многогранную композицию идей, ценностей, образцов поведения, которые играют огромную формирующую роль в развитии цивилизации, равно как и в развитии отдельной личности. Культура представляет собой осуществляемую в сферах материального и духовного производства активную творческую деятельность людей по освоению мира, созданию и потреблению общественно значимых материальных духовных ценностей, в ходе которой осуществляется процесс развития общества и личности (Д. С. Лихачев).
В-третьих, более углубленным является рассмотрение духовно-религиозной культуры как трехкомпонентной системы деятельности «материальные ценности - духовные ценности - саморазвитие общества и человека». Мы выделяем следующие аспекты этой системы, которые важны в нашем исследовании:
• коммуникативный аспект религиозной культуры, который предполагает изучение особенностей и возрастающей роли культуры в обществе в качестве мощного средства коммуникации между творцами и потребителями культурных ценностей, между различными культурными регионами и культурами, а также как средство общения между народами и их сближения;
• гуманистический аспект, связанный с выяснением направленного влияния культурных, нравственных ценностей на процесс формирования духовного мира человека;
• психологический аспект, который связан с выяснением особенностей психологии духовного творчества.
Резюме. Религиозная, духовно-нравственная культура формирует социальнонравственную активность человека, ориентируя его на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие. Лишь в процессе овладения духовной культурой, активного изучения, воспроизведения и обогащения всего, что создано предшествующими поколениями людей, человек становится действительно человеком.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. - М. : Наука, 1993. - 432 с.
2. Добреньков, В. И. Методологические вопросы исследования религии : спецкурс / В. И. Добрень-ков, А. А. Радугин. - М. : Изд-во МГУ, 1989. - 189 с.
3. Левада, Ю. А. Социальная природа религии / Ю. А. Левада. - М. : Наука, 1965. - 264 с.
4. Писманик, М. Г. Личность и религия / М. Г. Писманик. - М. : Наука, 1976. - 152 с.
5. Угринович, Д. М. Психология религии / Д. М. Угринович. - М. : Политиздат, 1986. - 352 с.