5.6. ПPOБЛEМЫ ПPOТИВOДEЙCТВИЯ КOPPУПЦИИ В OPГAНAX ГOCУДAPCТВEННOЙ ВЛACТИ
Aйpaпeтян Эдуapд Cтaниcлaвoвич, acпиpaнт. Место учебы: Киcлoвoдcкий гумaнитapнo-тexничecкий ин^итут. E-mail: [email protected]
Aннoтaция: Cтaтья пocвящeнa тaкoму вaжнoму и aктуaльнoму нa ceгoдняшний дeнь явлeнию -кoppупции. Кoppупция в пocлeднee вpeмя нocит мaccoвый xapa^ep и зaтpaгивaeт вce cфepы чeлoвeчecкoй жизнeдeятeльнocти. Oнa нacтoлькo въeлacь в poccийcкую жизнь, чтo пpeвpaтилacь в cиcтeмную пpoблeму. В cтaтьe pacкpывaютcя пpичины, пopoждaющие кoppупцию и oпpeдeляютcя мepы пo бopьбe c нeй.
Ключввыв cлoвa: кoppуnция, угoлoвнoe 6eno, npaвocoзнaниe, зaкoнoдaтeльcтвo, угoлoвнaя oтвeтcтвeннocть.
PROBLEMS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN LOCAL GOVERNMENT
Irapetyan Edward Stanislavovich, postgraduate student.
Place of study: Kislovodsk humanitarian and technical institute. E-mаil: [email protected]
Annotation: The article is devoted to such an important and relevant for phenomenon as corruption. Lately corruption has become widespread and affected all spheres of human activity. It's made its way into the life of Russian people and has become a systemic problem. The article also reveals the reasons that generate corruption and defines measures to combat it.
Keywords: corruption, the criminal case, sense of justice, legislation, criminal responsibility.
Коррупция, ee характер, масштабы и особенности развития - это следствие нерешенных политических, социальных и экономических проблем страны. Как показывает мировой опыт, коррупция, всегда растет в условиях трансформации общественных отношений. Это относится и к нынешнему переходу России от тоталитарного государства к демократическому, от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государством общества к открытому, демократическому обществу.
Противоречия этого перехода обусловили возникновение взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштабного распространения коррупции.
В 2011 году следователи рассмотрели 31251 сообщений о коррупционных преступлениях, по результатам которых было возбуждено 11465 уголовных дел [3].
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности Геннадий Гудков отметил, что 11 тысяч возбужденных уголовных дел - немало, и число продолжает расти, но это совершенно несопоставимо с тем масштабом коррупционных деяний, которые совершаются в стране. В коррупционные процессы в стране вовлечены не менее 6 миллионов человек, а может быть, и больше. Это если брать номенклатурную коррупцию. A если взять бытовую коррупцию - взятки врачам, учителям, в ЖЭКах, то счет пойдет на десятки миллионов. Серьезных коррупционных преступлений совершается не меньше нескольких миллионов». Такие меры, как кратные
штрафы и привлечение посредников к ответственности, по его мнению, будет действовать «в отдельных частных случаях, но причины и условия возникновения коррупционных явлений это не будет устранять» [6].
Основными причинами такого широкого распространения коррупции в России являются несовершенство законодательства, неэффективность государственного управления, неразвитость гражданского общества, моральные ценности и ограничения.
Одной из причин масштабного развития коррупции в стране является также смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая началась в 60-е годы XX века. Именно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому надлому подверглась общественная мораль в 1990-е годы - в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все сферы жизни российского общества.
Будучи главой государства, Дмитрий Анатольевич Медведев указывал, что коррупция связана с двумя моментами - уровнем жизни и традициями общества. Чем ниже уровень жизни, тем больше желание чиновников находить коррупционные схемы, пояснил он. Д.А.Медведев также отметил, что в России любят рассуждать о коррупции среди государственных служащих, и многие случаи взяточничества удается доказать. «Но если чиновники будут получать заработную плату на уровне, скажем, одной пятой от зарплаты, соответствующей позиции в бизнесе, это будет продолжаться. Одним из способов борьбы с коррупцией является общее улучшение качества жизни и оплаты труда», - заявил он [4].
Кроме того, Д.А. Медведев отметил, что необходимо повышать ответственность чиновников. Еще одной проблемой он назвал очень низкий уровень
правосознания населения России [4].
Низкая эффективность системы государственного управления страной связана с тем, что исполнительная власть осталась по существу
нереформированной: почти в неизменном виде
сохранились принципы ее организации, методы управления, стереотипы деятельности
государственных служащих, сформировавшиеся в условиях совершенно иного механизма властвования, предполагавшего неправовые способы воздействия как на объекты управления, так и внутри самой системы управления. Диссонанс между нереформированной системой исполнительной власти и новыми условиями жизни, определяемыми Конституцией Российской Федерации, обусловил ощутимую потерю эффективности управления.
Серьезной причиной, порождающей коррупцию, является неразвитость гражданского общества.
Высокий уровень бедности, отсутствие сильного среднего класса, низкий уровень правовой культуры, примирительное отношение людей к попранию своих прав и свобод, деформация моральных ценностей -все это способствует развитию и укоренению теневых общественных отношений.
Разрыв между бедными и богатыми стремительно увеличивается, демонстрируя растущую поляризацию социальных групп и слоев по уровню доходов. Углубляется неравенство между регионами. Наблюдается рост и углубление неравенства в
6'2012
Пробелы в российском законодательстве
величине оплаты труда. Все это свидетельствует о том, что тенденция «богатые становятся богаче, а бедные беднее» набирает все большую силу.
Слабость гражданского общества в России обусловлена также масштабами бедности. Согласно официальной статистике численность населения в настоящее время с доходами ниже прожиточного минимума составляет 22,3 миллион человек [3].
Огромными проблемами для развития гражданского общества являются низкий уровень правовой культуры россиян, терпимое отношение общества к коррупции. Правовой порядок есть только там, где обеспечиваются и защищаются права и свободы человека. На протяжении всей истории России главная проблема состояла в том, чтобы преодолеть произвол государственной власти по отношению к человеку, его собственности, достоинству, правам и свободам. Эта проблема особенно актуальна для современной России. Без соблюдения прав и свобод человека и гражданина, не может быть высокого правосознания людей.
А в настоящее время все социологические опросы свидетельствуют о терпимости граждан к коррупции. Согласно исследованиям Общественного фонда, до 80 % граждан спокойно относятся в проблеме коррупции [5].
Важной причиной, порождающей и стимулирующей коррупцию, является несовершенное
законодательство. Несмотря на неоднократные попытки систематизации правовых и организационных мер борьбы с использованием должностными лицами и иными лицами, выполняющими управленческие функции, своего служебного положения в целях получения незаконного вознаграждения, в законодательстве Российской Федерации до сих пор отсутствует правовое определение понятия и признаков коррупции, коррупционного преступления и коррупционного правонарушения. Не определен круг предусмотренных законодательством норм ответственности за преступления и правонарушения, охватываемые понятием коррупции. До сих пор в законодательстве не установлен объем допустимых мер контроля и правового воздействия, необходимых и достаточных для пресечения и предупреждения коррупционной деятельности. Не закреплены полномочия институтов государства и общества по обеспечению функционирования системы
антикоррупционного воздействия и т.д. Таким образом, отсутствие системного законодательства по борьбе с коррупцией не позволяет повысить эффективность мер антикоррупционного воздействия.
Препятствием в борьбе с коррупцией является и то, что российское законодательство не обеспечивает открытости правотворческой деятельности. Процесс лоббирования принятия нормативных решений в представительных органах не урегулирован нормами права. Законы о законодательной деятельности и регламенты представительных органов не требуют обязательного проведения общественных слушаний по проектам бюджетов и отчетов об их исполнении. До сих пор Федеральное Собрание Российской Федерации не имеет законодательного обеспечения парламентских расследований. В связи с этим Государственная дума и Совет Федерации не в состоянии провести результативного расследования фактов коррупции в высших эшелонах власти или халатного отношения высших должностных лиц к коррупции в подчиненных им органах.
Недостаточно эффективно способствует борьбе с коррупцией уголовное право. В Уголовном кодексе РФ есть две главы, одна из которых предусматривает ответственность за преступления против интересов государственной службы, а другая против интересов службы в коммерческих организациях [1]. Большинство таких преступлений содержит признаки коррупционности. Более чем в 20 статьях УК РФ предусмотрена ответственность за корыстные преступления, совершенные с использованием служебного положения. Однако этого недостаточно, чтобы результативно бороться с коррупцией.
Нормы отечественного уголовного права не охватывают своими составами деяния, признаваемые коррупционными в международном праве. Так, не считаются коррупцией принятие решения в условиях конфликта интересов, незаконное обогащение должностного лица и подкуп иностранного должностного лица. Коррупция лиц, выполняющих управленческие функции на государственных (муниципальных) предприятиях, отнесена к категории дел частного, а не публичного обвинения, что позволяет им уходить от ответственности. Правовая ответственность за подкуп не применяется к юридическим лицам. Отечественные исследователи отмечают, что в российском уголовном праве отсутствуют такие составы преступлений, как коррупционный лоббизм, коррупционный фаворитизм, внесение тайных взносов на политические цели, внесение взносов в избирательные фонды с целью получения впоследствии государственных
должностей, закрытое проведение приватизации, залоговых аукционов, незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот (в том числе неприменение санкций за нарушение норм налогового, таможенного, хозяйственного права), переход
государственного служащего на работу в частную компанию, которая находилась в его ведении во время несения государственной службы [5].
Со второй половины 90-х годов ситуация с законодательством постепенно стала меняться в лучшую сторону. Вместе с тем, процесс принятия новых законов был противоречивым. Нормативно-правовая база с одной стороны избыточна, а с другой -
неполна. Законов принято к настоящему времени много, однако они часто дублируют друг друга, а в целом ряде случаев так при этом и не решают поставленных задач, поскольку приняты под
давлением узких групповых или ведомственных интересов. Многие законы были не обеспечены ни организационно, ни материально, что деформировало исполнение бюджета, открывало возможности для коррупции. Огромное число принятых декларативных норм, их противоречивость открывали возможности для произвола.
Российское законодательство содержит сегодня большой коррупционный потенциал в силу значительного завышения требований норм права, обилия дискреционных полномочий чиновника, огромного количества отсылочных норм. Так, например, из-за того, что налоговое законодательство предполагает сегодня избыточное налоговое бремя, оно способствует росту взяток и поборов чиновниками.
Ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров - это лишь часть борьбы с коррупцией. Она необходима, но она не будет иметь большого значения, если не искоренить системные причины и условия, порождающие коррупцию. Если
причины и стимулы коррупции остаются в неприкосновенности, устранение одних
коррумпированных чиновников приводит только к возникновению новых коррумпированных чиновников и взяткодателей. В связи с этим будет ошибкой полагать, что все проблемы можно решить только принятием закона о противодействии коррупции.
Чтобы устранить данные причины, победить коррупцию как систему общественных отношений, необходима активная антикоррупционная
деятельность, как государства, так и общества. Нужен национальный план по борьбе с коррупцией, основной целью которой будет проведение комплексной работы, направленной на совершенствование
законодательства, устранение главных причин и стимулов, порождающих коррупцию, ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров, а также повышению правосознания населения.
Спи^к литературы:
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-Ф3 (в редакции ФЗ от 28.07.2012 N 141-ФЗ).
Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции»
Российская статистическая отчетность по видам преступлениям за 2011 года [электронный ресурс]: statistika.ru.
Дмитрий Медведев приступил к реформированию судебной системы и борьбе с коррупцией //Ведомости.-2008.-21 мая.
Материалы фонда «Общественное мнение»,- fom/, 2011
Совещание по противодействию коррупции //Газета.-2008.-20 мая.
Literature list:
1. The oiminal ^de of the Russian Federation dated 13.06.1996 N 63-FL ( edition of the Federal law dated 28.07.2012 N 141-FL).
2. The Federal law dated 25.12.2008. №273-FL «On сои^егас^пд согшрйоп».
3. Russian statists героИ: оп the types of ^imes for 2011 [е!ес^опю resource]: statistika.ru.
4. Dmitry Medvedev has started the reform of the judidal system and the fight against сотр^оп //Vedomosti.-2008. - may 21.
5. Materials of the Fund '^ЬНс ортю^ - 2011
6. The meeting on ^u^era^ing согшрйоп //the News-рарег-2008.- may 20.
Рецензия
на статью Айрапетяна Эдуарда Станиславовича «Проблемы противодействия коррупции в органах государственной власти»
Статья Айрапетяна Эдуарда Станиславовича посвящена важному и актуальному на сегодняшний день явлению - коррупции. Коррупция существует практически во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах.
В статье раскрываются причины, порождающие коррупцию и определяются меры по борьбе с ней.
Научная статья Айрапетяна Эдуарда Станиславовича «Проблемы противодействия коррупции в органах государственной власти» соответствует всем требования, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Преподаватель кафедры правовых дисциплин НОО ВПО КГТИ, к.ю.н., доцент