УДК 342
ББК 67 © П.А. Бышков, 2018
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Павел Анатольевич Бышков,
доцент кафедры муниципального права, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент Юридический институт Российского университета дружбы народов (117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Обнаружение коррупционных рисков, характерных определенному контрольному органу местного самоуправления с учетом особенности его функций дает возможность получать целенаправленные меры воздействия, которые могут мешать осуществлению определенных сформировавшихся в практике коррупционных методик, развитие которых обуславливается определенными коррупциогенными условиями. Основными отрицательными результатами муниципального контроля могут быть нарушения неотъемлемых условий подконтрольными физическими и юридическими лицами, что способствует причинениюнегативных последствий. Установление списка функций органов муниципального контроля, рекомендуется реализовывать с помощью градации этих функций, при осуществлении которых имеются весомые причины происхождения коррупции. По итогам изучения коррупционных рисков оформляется единый список обнаруженных коррупционных рисков и методик их минимизации для использования в профессиональной деятельности инспекторов. Анализ коррупционных рисков состоит в раскрытии обстоятельств и факторов (операций, происшествий), появляющихся в процессе проведения определенного вида муниципального контроля, пользующихся официальными правами и обязанностями для извлечения, собственной выгоды. Итогом оценки коррупционных рисков необходимы для целей установления списка должностей, деятельность которых сопряжена с коррупционными рисками. Данная оценка необходима для эффективного осуществления муниципального контроля.
Ключевые слова: контроль, муниципальный контроль, местное самоуправление, противодействие коррупции, коррупционные риски, законность, гласность,
PROBLEMS OF COMBATING CORRUPTION IN THE CONDUCT OF MUNICIPAL CONTROL
Pavel A. Byshkov,
Associate Professor of the Department, Candidate of Law, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Law Institute of the Russian People's Friendship University (117198, Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, d. 6)
Abstract. The detection of corruption risks specific to a certain control body of local self-government, taking into account the peculiarities of its functions, makes it possible to receive targeted measures of influence that may interfere with the implementation of certain corrupt practices that have developed in practice, the development of which is determined by certain corruptogenic conditions. The main negative results of municipal control may be violations of inalienable conditions by controlled physical and legal persons, which contributes to causing negative consequences. Establishment of the list of functions of the bodies of municipal control, it is recommended to implement by means of a gradation of these functions, in the implementation of which there are significant reasons for the origin of corruption. Based on the results of the study of corruption risks, a single list of detected corruption risks and methods for minimizing them for use in professional activities of inspectors is drawn up. The analysis of corruption risks consists in disclosure of circumstances and factors (operations, incidents) arising in the process of carrying out a certain type of municipal control, using official rights and obligations for extraction, own benefit. The result of the assessment of corruption risks is necessary for the purpose of establishing a list of posts whose activities are associated with corruption risks. This assessment is necessary for effective implementation of municipal control.
Keywords: control, municipal control, local government, anti-corruption, corruption risks, legality, publicity.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Бышков П.А. Проблемы противодействия коррупции при проведении муниципального контроля. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):19-23.
Важность проблемы контрольнойдеятельности в Российской Федерации обусловлена проводимой государственной реформой, ставящей важнейшую цель, а именно, снижение рисков в деятельности физических и юридических лиц, а также соблюдение специальных требований.
Анализ проблемы противодействия коррупции на муниципальном уровне [14, с. 14—15] вы-
явил серьезную угрозу в реализации функции муниципального контроля органами и должностными лицами местного самоуправления, а именно,возникновение коррупционной составляющей при проведении контрольных мероприятий. Первостепенное значение в процессе борьбы с коррупцией имеет выработка мер, направленных на ее минимизацию [15, с. 61], снижение
неэффективности управленческой деятельности [16, с. 534].
Предметом рассмотрения настоящей статьи являются общественные отношения в сфере противодействия коррупции на уровне местного самоуправления при проведении муниципального контроля. Объектом является анализ правового регулирования и антикоррупционных норм в рассматриваемой сфере.
Обнаружение рисков коррупционных проявлений, характерных для определенного контрольного органа местного самоуправления, учитывая его особенности функционирования, дает возможность использования антикоррупционных методик. Среди наиболее встречающихся коррупционных проявлений в контрольной деятельности органов местного самоуправления следует отметитьнарушение, так называемых обязательных требований и общепринятых правил, принятых как на государственном и региональном, так и на местном уровнях.
Значительным фактором минимизации коррупции в контрольной деятельности органов местного самоуправления является сложившаяся система принципов, оценивающая риск коррупционного поведения. Так одним из наиболее значимых является принцип законности, на основании которого осуществляется оценка рисков. Правовые основы регулирования антикоррупционной составляющей контрольных органов местного самоуправления осуществляются на федеральном [1; 2; 3], региональном [4; 5; 6; 7] и муниципальном [8; 9; 10] уровнях.
Принцип открытости аппарата контрольных органов подразумевает предоставление для широкого круга лиц сведений об итогах антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления на официальных сайтах в сети интернет.
Не маловажным является принцип целостной оценки коррупционной опасности при проведении мероприятий муниципального контроля. Данный принцип дает возможность всесторонности существенно уменьшить возможность ошибок управленческих операций при осуществлении которых может быть сформирован коррупционный риск. Это позволит спрогнозировать появление таких рисков, которые ранее не были распознаны и не считались коррупционными.
Универсальность при установлении коррупционных рисков дает возможность обнаружения коррупционных условий и исследование возможных методов совершения коррупционных преступлений (коррупционных методик), что предопределяет возможность выработать более действенные мероприятия предотвращения коррупции в контрольном органе местного самоуправления.
Оперативность и систематичность в изучении коррупционных рисков дает возможность осуществлять оценку коррупционных рисков в разумные сроки и на систематически. Глубокую оценку коррупционных рисков необходимо осуществлять при каждом значимом изменении законодательства в определенной области контрольной деятельности органов местного самоуправления, но не реже, чем один раз в два года. Кроме того контрольным органам следует проводить оценку коррупционных рисков, исследование функций контрольной деятельности контрольного органа, сориентированного на минимизацию неблагоприятных результатов обнаруженных рисков.
Установление определенного списка функций контрольных органов, при осуществлении которых возможно формирование коррупции, необходимо формировать с помощью классификации функций, при осуществлении которых имеются коррупционные риски.
Среди таких функций можно выделить, например, функции управления контрольными органами местного самоуправления и их внутренними подразделениями; функции по контролю за финансами (внутренний муниципальный финансовый контроль); муниципальный контроль в сфере закупок; муниципальный контроль в земельной, лесной, жилищной и иных сферах.
Отметим, что сведения о появлении коррупционной опасности выявляется в процессе заседания специальной комиссии, на которой рассматривается вопрос соблюдения условий, применяемых к должностному лицу при урегулировании инцидента с заинтересованностью муниципального служащего или иного представителя органа местного самоуправления.
Кроме того данная информация может получена при рассмотрении обращений физических лиц по средствам «горячей линии», «электронной
приемной», включающих передачу сведений о коррупционных преступлениях, в том числе призывов к ним. Также уведомлений в СМИ о коррупционных преступлениях либо прецедентах неисполнения официальными должностными лицами обязательных требований к должностному действию. Помимо этого могут быть предоставлены материалы правоохранительными и надзорными органами, лицами, осуществляющими общественный контроль, свидетельствующие о коррупционных действиях.
Свойствами, определяющими коррупционное действия официального лица, исполняющие функции муниципального контроля являются, например, необоснованная задержка заключения по вопросу свыше определенных сроков (медлительность); применение собственных должностных возможностей при решении индивидуальных проблем, сопряженных с должностными обязанностями самого лица или его членов семьи; обеспечение никак не предустановленных законодательством преференций для поступления на муниципальную службу; применение в индивидуальных либо массовом порядке данных, в случае если подобные сведения никак не подлежит распространению; нарушении официальными лицами условий, предустановленных официальными прямыми обязанностями; искажение, сокрытии либо понятии умышленно неверных данных в должностных учетных и отчетных бумагах, представляющих значимым компонентом должностной работы; попытки неразрешенного допуска к информативным ресурсам; бездействии при вариантах, необходимых для принятия заключений в согласовании с должностными прямыми обязанностями.
Органы местного самоуправления определяют группы должностей контрольных органов [11; 12, с. 5; 13] с целью пресечь потенциальное совершение коррупционных преступлений. Отметим, что они формируются с учетом высочайшей уровня независимости принятия заключений, инициированной особенностью должностной работы по муниципальному контролю.
Исходя из норм антикоррупционного законодательства данные лица, обязаны предоставлять сведения, как своих, так доходов и расходов ближайших родственников.
Анализ коррупционных рисков состоит в раскрытии обстоятельств и факторов (операций, происшествий), появляющихся в процессе определенного действия, дающего возможность пользоваться официальными прямыми обязанностями в коррупционных целях. Данная работа осуществляется специально созданной комиссией формируемой руководителем органа муниципального контроля.
С целью изучения коррупционных рисков, комиссии рекомендуется создать список действующих нормативных правовых актов иных документов, которыми руководствуются органы муниципального контроля.
К ним относятся, содержащие сведения о на-правленностях работы (функциях) и внутренней организации контрольного органа, обязанностей его служащих. Как правило, они регулируются положениями, штатным расписанием, регламентами работы.
Концепция управления коррупционными рисками подразумевает осуществление регулярной деятельность согласно проводимым исследованиям и фактическим осуществлением требований согласно предупреждению и минимизации подобных рисков. При подготовке предложений по минимизации коррупционных рисков следует целенаправленно учитывать результаты применения проверочных листов с требованиями; установление подробных списков нормативных правовых актов, включающих неотъемлемые условия; обеспечение доступности и понятности данных о подконтрольных предметах; применение профилактики патологий неотъемлемых условий; применение справочно-коммуника-ционных технологий и других мероприятия, снижающие коррупционные риски при принятии решений должностными лицами, а кроме того увеличение результативности контрольной деятельности.
Отметим, что для любого обнаруженного коррупционного проявления обязательным является установление надлежащих мероприятий по их минимизации. При этом важно учитывать размер экономических расходов при реализации данных мероприятий, а кроме того необходимость в профессиональных и других ресурсах.
Минимизировать коррупционные риски или их ликвидировать можно разными способами, к примеру, регламентацией управленческих операций
выполнения надлежащей функции, их упрощением или изъятием, установлением ограничений, затрудняющих реализацию коррупционных методик.
Данная система мер поможет существенно минимизировать деформации поведения должностного лица; уменьшить уровень влияния официальных лицна принятии административных заключений; гарантируется однообразное выполнение функций официальными лицамипри осуществлении муниципального контроля; сформируется открытую модель проведения контрольных мероприятий.
Важнейшей составляющей минимизации коррупционных рисков является организация наблюдения за выполнением официальных прямых обязанностей муниципальными служащими, работа каких сопряжена с коррупционными рисками. Это будет выражаться в актуальном фиксирование операций официальных лиц с определенными общепризнанных мерами отклонения от должного действия; обнаружение и исследование условий, содействующих неразумному выполнению или превышению официальных возможностей; разработка услуг согласно минимизации коррупционных рисков или их уничтожению в работы официальных лиц; исправление списка коррупционно-небезопасных функций и списка должностей в контрольных органах, замена каких сопряжено с коррупционными рисками.
Осуществление наблюдения исполняется посредством аккумулирования данных о свойствах и прецедентах коррупционной работы официальных лиц.
Сбор показанной данных имеет возможность реализовываться в этом части посредством выполнения выборочных опросов в официозном портале контрольных органов, организаций, а кроме того с применением электрической почты, телефонной и факсимильной взаимосвязи с лицами и учреждениями, располагавших навык взаимодействия с официальными лицами.
Итогом такого наблюдения станут разработка требований о неисполнении официальными лицами выполнении официальных прямых обязанностей условий к должностному действию и (либо) условий о решении инцидента заинтересованностей. Кроме того.разработка услуг согласно минимизации коррупционных рисков или их уничтожению в
работы официальных персон, а кроме того согласно внесению перемен в список коррупционно-небез-опасных функций и список должностей в контрольно-присматриваемых органах, замена каких сопряжено с коррупционными рисками, а также отчеты начальству контрольного органа об итогах выполнения прогноза.
Мероприятия согласно минимизации обнаруженных коррупционных рисков в последствии их установления разумно ввести в проект противодействия коррупции контрольного органа.
Согласно итогам анализа коррупционных рисков оформляется единый список обнаруженных коррупционных рисков и требований по их минимизации.
Наблюдение осуществлении требований согласно минимизации обнаруженных коррупционных рисков представляется компонентом концепции управления подобными рисками и ведется командой в производительности реализуемых требований согласно минимизации обнаруженных коррупционных рисков.
Литература
1. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, № 10, ст. 1152.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249.
4. Закон ЧР от 05.10.2007 № 62 «О муниципальной службе в Чувашской Республике» // Республика, № 42-45, 10.10.2007.
5. Закон Камчатского края от 04.05.2008 № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» // Официальные Ведомости, № 70-72, 08.05.2008.
6. Закон Калининградской области от 26.05.2017 № 73 «О противодействии коррупции в Калининградской области» // Калининградская правда (вкладыш «Официальный вестник
Правительства Калининградской области), № 94, 31.05.2017.
7. Закон ЯНАО от 30.10.2017 № 72-ЗАО «О противодействии коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе» // Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, № 7, октябрь—ноябрь, 2017.
8. Постановление администрации Юргинско-го городского округа от 01.02.2011 № 110 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // Приложение Вестник к газете Юргинский резонанс, № 3-4, 30.03.2011.
9. Решение районного Собрания Перелюбско-го муниципального района от 31.03.2015 № 5 п. 3 «О некоторых вопросах урегулирования конфликта интересов лиц, замещающих муниципальные должности» // Целинник, № 14(10092), 11.04.2015.
10. Постановление Главы Новоуральского городского округа от 22.12.2017 № 150 «О Плане мероприятий по противодействию коррупции вНово-уральском городском округе на 2018—2019 годы» (вместе с «Перечнем целевых показателей реализации Плана мероприятий по противодействию коррупции в Новоуральском городском округе на 2018—2019 годы») // Нейва, № 3, 12.01.2018 (Сборник официальных документов, № 1).
11. Постановление администрации г. Иланский Иланского района Красноярского края от 03.03.2011 № 60 «Об утверждении Перечня должностей муни-
ципальной службы, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Иланские вести, № 10, 09.03.2011.
12. Постановление Администрации г. Заречного от 30.09.2010 № 1407 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы в Администрации города Заречного Пензенской области, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Ведомости Заречного, 15.10.2010, № 43.
13. Постановление администрации Палехского муниципального района от 02.08.2011 № 384-п «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Информационный бюллетень органов местного самоуправления Палехского муниципального района, 05.08.2011, № 12.
14. Васильев В.И. Борьба с коррупцией и местное самоуправление // Журнал российского права. М.: Норма, 2012, № 4.
15. Костин Ю.В. Актуальные проблемы повышения эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления современной России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 4.
16. Кузнецова О.А. Некоторые особенности детерминации коррупции в России на современном этапе // Вестник ТГУ. 2013. №12 (128).
Теоретико-методологические и правовые основы регулирования миграционных процессов (На примере России и государств — членов Европейского Союза): Монография / Прудникова Т. А. М.: Изд-во ЮНИТИ, 2016.
В монографии раскрываются развитие миграционных процессов и основы их административно-правового регулирования. Анализируется опыт международно-правового регулирования миграционных процессов. Рассматриваются основные направления совершенствования национального законодательства, регулирующего миграционные процессы.
Для аспирантов юридических вызов, практических работников системы правоохранительных органов, а также студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля.