Проблемы противодействия
финансированию терроризма
в Северо-Кавказском регионе
Старцев Г.В.
The analysis of sources offinancing of terrorism is basic at formation of system of counteraction to terrorism. The terrorism as institute is impossible without large financial expenses as which sources act both the financial help of legal subjects, and incomes of the terrorist organizations of various criminal crafts. Overlapping of channels offinancing of terrorism will allow to struggle effectively with it, not resorting to only power actions.
Анализ источников финансирования терроризма является основополагающим при формировании системы противодействия терроризму. Терроризм как институт невозможен без крупных финансовых затрат, источниками которых выступают как финансовая помощь легальных субъектов, так и доходы террористических организаций от различных криминальных промыслов (наркоторговля, похищение людей, рэкет и др.). Перекрытие каналов финансирования терроризма позволит эффективно бороться с ним, не прибегая к чисто силовым действиям1.
В Концепции противодействия терроризму 2 при определении основных принципов государственной политики в области противодействия терроризму, наряду с усилением взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов, на возникновение и распространение терроризма как одной из основных тенденций современного терроризма и реальных угроз национальной безопасности отнесено и повышение уровня финансирования террористической деятель-
ности и материально-технической оснащенности террористических организаций. К основному внешнему фактору, способствующему распространению терроризма, отнесена финансовая поддержка международных террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации.
Значительные финансовые ресурсы, поступающие из внешних источников в распоряжение идеологов и организаторов терроризма, являются одним из основных факторов, обеспечивающих возможность рекрутировать в бандгруппы представителей местного населения и иностранных наемников, закупать оружие и боеприпасы, готовить и осуществлять террористические акты.
Всего на территории Российской Федерации, по данным МВД России, в первом полугодии 2010 г. из 1 млн 376,8 тыс. зарегистрированных преступлений зафиксировано 370 преступных проявлений, которые по объективной стороне схожи с преступлениями экстремистской и террористической направленности (аналогичный период прошлого года (АППГ) — 442) (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Динамика террористических проявлений в 20072010 гг. (по месяцам)
Специалист-эксперт Департамента аппарата Совета безопасности Российской Федерации, кандидат экономических наук.
CJ
OI
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о m ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
СМ
Ol
О CM
О
о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
За указанный период на территории Российской Федерации из 18 террористических актов зафиксировано 9 эпизодов самоподрывов террористов-смертников.
Нельзя не вспомнить 29 марта 2010 г., когда ранним утром в вагоне поезда, прибывшего на станцию метро «Лубянка» в Москве, произошел взрыв. В 8.36 в третьем вагоне поезда, прибывшего на станцию «Парк Культуры», произошел второй взрыв. Погибли 40 человек, еще почти сто получили ранения и увечья. Бомбы взорвали две террористки-смертницы.
В Ставрополе 26 мая 2010 г. около входа в концертный зал «Ставрополь» Дворца культуры и спорта сработало самодельное взрывное устройство (СВУ) направленного действия, начиненное поражающими элементами. В результате взрыва погибли 7 чел., 42 — получили ранения различной степени тяжести.
Терроризм по-прежнему представляет реальную угрозу безопасности и стабильности на юге России и в целом оказывает негативное влияние на решение задач постконфликтного строительства в регионе. Можно с уверенностью констатировать, что террористическая активность бандгрупп и бандподполья значительно возрастает именно после очередного поступления финансовых средств из-за рубежа.
С начала 2010 г. в Северо-Кавказском федеральном округе3 зафиксировано более 160 преступлений террорстической направленности, в том числе 11 терактов.
Очевидно, что федеральным органам исполнительной власти не удалось в полной мере перекрыть внешние каналы финансирования и обеспечения оружием, боеприпасами и материально-техническими средствами террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Северо-Кавказского региона (далее — СКР).
По-прежнему финансирование банд-подполья на территории СКР осуществляется в значительной мере из стран Ближнего и Среднего Востока, в частности: Турции, Королевства Саудовской Аравии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Кувейта, Ирана, Пакистана и др. В указанных государствах в оказании финансовой и материальной помощи террористическим и экстремистским организациям, действующим в регионе, задействованы международные экстремистские организации, иностранные фирмы и банковские группы.
Рассматривая складывающуюся ситуацию в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности в материалах, имеющихся в правоохранительных органах, публикациях СМИ находит свое подтверждение тот факт, что на территории региона в настоящее время не прекращается реализация одного из запланированных направлений военной стратегии зарубежных стран «сетевые войны» 4.
Концепция «сетевой войны» включает в себя финансирование нескольких направлений, сведенных в единую систему: военно-техническое, информационное, дипломатическое, общественно-социальное, элементы которых на территории Российской Федерации операторы будут стараться держать под полнейшим контролем.
В качестве инструмента «сетевой войны», обеспечивающего получение информации и осуществление выгодного им влияния на обстановку, зарубежными странами уже используются иностранные некоммерческие неправительственные и международные организации (далее ИННО и МО).
По последним данным, опубликованным правоохранительными органами и средствами массовой информации, на юге России так или иначе финансируется деятельность более сотни иностранных организаций, всевозможных фондов и мониторинговых сетей в форме союзов, ассоциаций и обществ, которые проникают в различные сферы деятельности.
Примером реализации концепции «сетевых войн» является деятельность на территории СКР американских фондов Сороса, Карнеги, Мак-Артуров, немецких фондов Ф. Эберта, К. Аденауэра и другие:
> «Организация непризнанных народов и наций»;
> «Международный институт стратегических исследований» (г. Лондон);
> «Кавказская сеть НКО по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев «СШ^О»;
> «Международная сеть «Молодежное правозащитное движение» и др. Идеология, цели, задачи и тактика данных структур определяются финансирующими их организациями и координируются из единого центра, в частности США.
Следует обратить внимание, что значительная часть результатов исследований, проводимых на средства зарубежных фондов отечественными организациями, направляется за границу без опубликования. Например, сеть этнологического мо-
ниторинга и раннего предупреждения конфликтов (ЕАМАЯМ), включающая более 30 экспертов в различных регионах бывшего Советского Союза, проводит мониторинг этнополитической ситуации в Российской Федерации и других постсоветских государствах. Ежегодный доклад ЕАМАЯМ называется «Этническая ситуация и конфликты в странах СНГ и Балтии». Анализ доклада однозначно показывает, что эксперты сети с высокой точностью указывают на негативные моменты исследуемых проблем, особенно касающихся миграции и взаимоотношений между этносами, четко определяют социальные группы, в которых возможны межэтнические конфликты. Сбор информации сетью ЕАМАЯМ осуществляется в местах предполагаемых конфликтов, предлагая тем самым максимально объективную степень анализа, и, если наложить все сказанное на нынешнюю общественно-политическую ситуацию в Северо-Кавказском регионе, цель очевидна.
Однако стоит отметить, что результаты анализа информации в зарубежных офисах инвесторов остаются неизвестными даже для самих специалистов, собиравших эти сведения на местах. Игра втемную характерна для спецслужб и актуальна всегда.
Выполнение задач, финансируемых зарубежными «работодателями» в рамках деятельности осуществляемой ИННО и МО, отмечено попытками оказания информационно-пропагандистского воздействия на народы Кавказа, направленного на устранение пророссийской ориентации в кавказском обществе, формирование идеологии ненависти к России, как стержневой основы «новой кавказской идентичности» и в итоге на разрушение единого цивилизационного пространства Кавказа и России.
Само по себе географическое положение северокавказских республик с точки зрения геополитики имеет важное стратегическое значение для многих государств Евразии и оказывает заметное влияние на развитие целого ряда социально-экономических и политических процессов в регионе.
Перед Россией существует объективная необходимость решения весьма сложной и многоаспектной задачи: борьбы с религиозным экстремизмом на своих южных границах. Территория Северного Кавказа является одним из исторически сложившихся форпостов Российского государства, обес-
печивающих безопасность южных рубежей, роль и место которой определялись в сдерживании воинствующих народов.
Финансовые потоки радикальных мусульманских движений направлены на долгосрочную задачу: создание теократического сообщества путем слияния Кавказского имарата с территориями Астраханской области, Северного Казахстана, Татарстана и Башкирии, населенными преимущественно мусульманами-единоверцами.
Идея возрождения всемирного халифата рассматривается как высшая политическая цель некоторыми исламистскими организациями, прежде всего, партией «Хизб ут-Тахрир».
Финансовая подпитка со стороны радикальных мусульманских организаций проводится с целью использования миграционного потока выходцев из СКР в республики Южного федерального округа, а затем и далее в Приволжский федеральный округ. Предполагается осуществить как один из вариантов дальнейших действий «ненасильственную» ассимиляцию их районов с последующей религиозной переориентацией местного населения в сторону ислама для решения главной задачи, указанной выше. И основной упор ими будет сделан на качественный состав миграционного потока из представителей народов Северного Кавказа, не сумевших интегрироваться в современную жизнь своего этноса на малой родине (в силу низкого уровня материального достатка и образования на фоне высокого уровня коррупции в СКР). Что позволяет воспользоваться проблемами их финансового обеспечения, уязвимости и подверженности идеям радикального ислама.
Для организации идеологической обработки данной категории мусульманского населения Северо-Кавказского региона наиболее подходящим является финансирование строительства мечетей и оплата обучения за рубежом имамов. Данный фактор может стать системообразующим началом для реализации идей Кавказкого имарата и будет способствовать дальнейшей исламизации Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.
Одним из факторов, способствующих росту популярности экстремистской идеологии и созданию ячеек террористических организаций, является рост потоков, в том числе и трудовой миграции, на территорию России граждан стран ближнего зарубежья в первую очередь Азербайджана и
см
01
г •
о
о
см •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СЧ
Ol
О CJ
О О
о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
республик Центральной Азии. Миссионеры исламистских организаций (как правило, выходцы из Центральной Азии) стараются действовать в первую очередь в этнически близкой им среде. В частности, эмиссары «Хизб ут-Тахрир» и «Таблиги Джамаат» стараются создавать ячейки посредством обработки выходцев из стран Центральной Азии (киргизы, узбеки, таджики) поскольку последние, по их мнению, наиболее подвержены исламистскому влиянию и обособлены в экономической и социально-культурной сфере.
В процессе обучения многие российские студенты попадают под влияние радикальных религиозных лидеров, под предлогом углубления теологических знаний переправляются в специальные учебные центры, расположенные в Йемене, КСА и других странах Ближнего Востока, где вербуются в различные террористические группировки, проходят соответствующую подготовку и направляются в районы вооруженных конфликтов (афгано-пакистанская зона, Ирак, Ливан, Палестина) для участия в боевых действиях. По возвращении в Россию ряд лиц из указанной категории предпринимают попытки по созданию собственных террористических и радикально-экстремистских ячеек, втягивают в создаваемые группировки новых членов.
Террористической деятельности на Северном Кавказе в значительной мере способствует политика грузинского руководства. Территория Грузии продолжает использоваться главарями северокавказских бандформирований в качестве места для отдыха, подготовки и пополнения банд-групп людскими ресурсами. При этом правоохранительные структуры и органы власти Грузии непосредственно содействуют формированию новых отрядов боевиков, а также созданию дополнительных лагерей по диверсионной подготовке, в том числе из граждан зарубежных государств.
Не секрет, что при финансовой поддержке США в 2009 г. в Грузии начал вещание телеканал «Первый кавказский». Основными целями проекта являются подогревание роста протестной активности, воспитание в среде морально несформи-ровавшейся кавказской молодежи экстремистских настроений, подрыв авторитета России на международной арене.
Представители международных террористических организаций в основном принимают участие в координирующей деятельности бандподполья, руководят
вербовкой новых членов бандформирований, финансированием и организацией терактов на территории России, выступают в роли инструкторов при подготовке боевиков. Лица, подозреваемые в причастности к международным террористическим организациям «Аль-Каида» и «Братья-мусульмане», выявлены в Чеченской Республике и зафиксированы в республиках Дагестан и Кабардино-Балкария, а также Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях.
Несмотря на предпринимаемые федеральными силами и правоохранительными органами субъектов Российской Федерации меры, в результате которых нейтрализованы наиболее одиозные лидеры бандформирований, а также значительная часть бандгрупп и активных боевиков, бандподполье на сегодняшний день продолжает функционировать. На территории СКР, в частности в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Дагестан, регулярно продолжают совершаться террористические акты.
Основной упор в осуществлении ди-версионно-террористической деятельности бандглаварями сделан на совершение вооруженных нападений и терактов в отношении личного состава подразделений федеральных силовых структур и правоохранительных органов, а также представителей органов власти и управления. Особо это проявляется в Республике Дагестан.
Становится очевидным, что если деятельность бандподполья поддерживается наличием неразрешенных проблем в социально-экономической сфере, высокой милитаризованностью населения и распространенностью радикальных взглядов, то этому в значительной степени способствует рассчитанная не столько идеологически сколько финансовая и материальная подпитка северокавказского бандподпо-лья международными террористическими и экстремистскими организациями.
Дополнительным фактором, оказывающим влияние на осложнение оперативной обстановки, является деятельность так называемых европейских джа-маатов, сформированная выходцами с Северного Кавказа, которые занимаются распространением идеологии радикального ислама среди молодежи с последующей вербовкой и направлением рекрутов в лагеря подготовки боевиков. Конечной целью их деятельности является ресурсное пополнение бандподполья на Северном Кавказе.
При непосредственном участии США > в г. Стамбуле (Турция) создан Центр исследования Кавказа (имеет название «Центр социальных и стратегических исследований Кавказский дом»). Его основными задачами являются сбор информации об исторических аспектах и современной обстановке на Кавказе, а также установление рабочих контактов с национальными неправительственными организациями юга России (в частности, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарского края). Учитывая связи работни- > ков центра с американским посольством в Стамбуле и фондом «Джеймстаун» (США) нет никаких сомнений, что его деятельность будет проходить под их контролем и направляться на реализацию планов внешней политики Соединенных Штатов в Кавказском регионе в ущерб интересам Российской Федерации.
Таким образом, к основным направлениям противодействия финансирова- > нию терроризма в Северо-Кавказком регионе относятся:
> разработка дополнительных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению новых и обострению существующих конфликтных ситуаций, перерастанию их в конфликты и открытое политическое противостояние. В частности, принятие дополнительных мер по перекрытию каналов поступления финансовых и материальных > средств деструктивным силам как из внутренних, так и от внешних источников; совершенствование работы по повышению социально-экономического уровня жизни населения;
> минимизация негативного влияния финансово-экономического кризиса на уровень обеспечения национальной безопасности через усиление контролирующих функций государства в экономических и социально-полити- > ческих процессах, за расходованием выделяемых средств, направляемых
для решения антикризисных задач;
создание государственной системы прогнозирования и раннего предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, в том числе единого органа, отвечающего за проведение государственной политики в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений, за координацию деятельности всех ветвей и органов власти, а также управления в этой сфере, за регулирование внутри-миграционными процессами; формирование системы (на федеральном и региональном уровнях) антикризисных межведомственных групп по раннему выявлению и формированию предложений по недопущению, предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций на межнациональной (этноконфессиональной) почве и противодействию финансированию терроризма;
создание государственной системы экспертизы материалов печатных и электронных СМИ, учебно-методической литературы и других изданий на предмет выявления в них признаков разжигания межнациональной и межрелигиозной розни, включая правовое регулирование. Предлагается создать на базе территориальных органов Минюста России специализированные подразделения для своевременной и эффективной работы в этом направлении; реализация комплекса мер, направленных на совершенствование взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований с общественными и религиозными объединениями, политическими партиями по вопросам, связанным с профилактикой экстремизма и этносепаратизма и противодействия финансированию терроризма. организация системного изучения зарубежного опыта противодействия финансированию терроризма с целью его использования в России.
Литература и примечания
1. Латов Ю.В. Экономический анализ терроризма: учеб. пособие. М.: Академия управления МВД России, 2007. С.5.
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.) // Рос. газ. 2009. 20 октября.
3. В 2010 г. из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский. В Российской Федерации сейчас насчитывается 8 федеральных округов (См.: О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»: Указ Президента РФ от 19 января 2010 г. № 82 // Рос. газ. 2010. 21 января.).
4. Горбунов Г., Костюхин А., Сажин А. Информационные операции в планах командования ВС США // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 5. С.712.
СМ
01
г •
о
о
см •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со