ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ Ю.В. Павкина, студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
Аннотация. В данной статьи рассмотрены проблемы проектного финансирования на современном этапе развития. Обусловлена важность данного вида финансирования в условиях текущего уровня экономики страны, определены задачи, поставленные перед руководством страны для ускорения темпов проектного финансирования и его развития, рассмотрены перспективы и возможности реализации масштабных инвестиционных проектов. Актуальность темы заключается в том, что с развитием проектного финансирования в Российской Федерации будут совершенствоваться методы оценок и анализа различного рода проектов, их мониторинг и оценка рисков, что в дальнейшем будет оказывать положительный эффект на страну.
Ключевые слова: проектное финансирование, экономика, инвестиционные проекты, законодательная база, финансовые инструменты, банки.
Правительство Российской Федерации и Президент Российской Федерации поставили задачу развить систему проектного финансирования в стране [1].
Но главным вопросом остается вопрос о том, с какими трудностями сталкивается проектное финансирование, что конкретно затрудняет и тормозит этот процесс.
Финансовый рынок и рынок инвестиционных проектов в России имеет высокий уровень неопределенности и непредсказуемости, и это непосредственно сказывается на объеме инвестиций в основной капитал и темпах развития современной российской экономики. В сложившейся ситуации нужен серьезный отбор и анализ проектов для финансирования с точки зрения целесообразности и эффективности, а также обоснованный выбор организационно - экономического механизма для индивидуального финансирования каждого проекта.
Само проектное финансирование - это сложный и рискованный механизм финансирования инвестиционных проектов. Несмотря на это, проектное финансирование, начиная с 2000-х годов, имеет профессиональное развитие в коммерческих банках и компаниях России. Вся договорная база, методология и многолетняя практика данного вида финансирования развита на высоком уровне в "Сбербанке", банке "Финансовая корпорация", "Газпромбанке",
"Внешэкономбанке", Евразийском банке развития[2].
В России за 2013-2014 годы произошел большой сдвиг в законодательной базе проектного финансирования, включая использование средств Фонда национального благосостояния для финансирования масштабных проектов государственной значимости. Вместе с этим уменьшились возможности банков и компаний России по долгосрочным займам на европейском и американском рынках капитала, также уменьшилось число инвестиционных программ компаний и их финансирование за собственный счет.
Участникам российского финансового рынка не хватает так называемых целевых ориентиров для развития как проектного финансирования в целом, так и четкой программы скоординированных и структурированных действий со стороны государства и частного бизнеса, компаний реального сектора и банковской системы. При постановке задачи по развитию проектного финансирования нужно четкое определение целевых и количественных показателей, которые должны быть достигнуты к конкретно запланированному моменту, также необходима формулировка программы мер со стороны государственных органов, органов управления и бизнес-структур, которые будут способствовать достижению намеченных целевых по-
казателей. Нельзя назвать это стратегией, так как сама стратегия является атрибутом системы управления хозяйствующим субъектом. Наиболее корректным стало бы оформление целеполагание в развитии проектного финансирования и программу мероприятий, которые будут включать в себя ресурсное обеспечение в виде дорожной карты. Данный формат эффективно работает на практике [3].
Все целевые показатели по развитию проектного финансирования в Российской Федерации смогут быть грамотно обоснованы лишь при наличии актуальной информации, данных по статистике о потенциале емкости данного рынка, объемах фактических сделок по проектному финансированию, их структуре, как региональной, так и отраслевой, возможностях нарастания срочности пассивов банков и прибыли организаций сектора региона. Следовательно, анализ рынка сделок по проектному финансированию должно быть первостепенным этапом до поручений по развитию данного рынка [4].
К сожалению, в Российской Федерации проектное финансирование рассматривается как кредитование проектной компании, которая создана для реализации проекта инвестиций. Именно такое определение понятия может привести к неблагоприятным последствиям.
У всех банков нет стимула к применению новых инструментов финансирования, затем происходит сокращение спроса на финансовый инжиниринг и применение самих ценных бумаг и их производных.
Также, если рассматривать проектное финансирование только как один из видов кредитования, то происходит сокращение глубины всего анализа возможных рисков проектов при проектном финансировании, сужаются возможности применения и развития таких инструментов, которые обеспечивают их сокращение и достижение поставленной проектной цели в определенные сроки при запланированном бюджете. Более того, узкое понимание проектного финансирования может привести к применению упрощенных схем , недостаточной оценке стоимостных параметров
проекта. В Федеральном Законе от 21 декабря 2013 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прослеживается упрощенное понимание всего проектного финансирования, где главной целью создания специализированной компании проектного финансирования является обособление имущества проекта и использование этого имущества для реализации проекта и предоставления обеспечения кредиторам, несмотря на то, что главным является локализация всех возможных рисков проекта и строгий контроль за целевым использованием средств, которые были предоставлены для реализации данного проекта.
Актуальное определение проектного финансирования гораздо глубже и раскрывает главные особенности данной формы финансирования. Современным проектным финансированием является мульти-инструментальная форма по финансированию, которая создана с целью реализации инвестиционных проектов организации, причем будущие финансовые потоки проекта считаются основной гарантией возврата всех заемных средств, расчетов с кредиторами и выплаты доходов инвесторам [5].
Использование проектного финансирования осуществляется каждым банком индивидуально для определенного проекта. Нормативные документы крупных банков России содержат в себе требования относительно критериев к проектам, финансируемых непосредственно на принципах проектного финансирования. Нужно отметить, что само проектное финансирование может быть реализовано только при наличии подтвержденных документов и анализа имеющейся информации о наличии спроса на все услуги или товары проекта и иных данных, которые позволят построить финансовую модель проекта и денежные потоки.
Проектное финансирование в современном мире требует использование большого числа как финансовых, так и нефинансовых инструментов, правовой базы договоров, проведения множества конкурсов, тендеров. В совокупности все
это требует больших затрат со стороны проектной компании на правовую проработку всего проекта и его юридическое сопровождение. Дополнительные расходы могут уменьшить количество инвестиционных проектов, в которых рационально и целесообразно было бы применение проектного финансирования [6].
Перспективы и возможности реализации масштабных инвестиционных проектов зависят от развития законодательной базы проектного финансирования. Специализированная компания проектного финансирования и механизм ее взаимодействия с участниками проекта должны быть дополнительно проработаны, особенно во внесении изменений в нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, которые определяют требования к оценке текущего финансового заемщика и к формированию резервов по ссудам.
Чтобы развивать проектное финансирование, необходимо усовершенствование методологии всего анализа, оценки рисков проектов, которые включают в себя их стоимостную оценку, мониторинг и управление проектами. При сокращении возможностей для заимствования на американских и европейских рынках капитала
для активного привлечения иностранных инвестиций с рынков Востока, банки России должны подтверждать соответствие своей деятельности принципам ответственного финансирования, то есть проводить информирование инвесторов и кредиторов о технологиях социальной и технологической экспертизы проектов, контроля экологических и социальных эффектов данного проекта и его мониторинга
[7].
Задачи, которые поставлены руководством страны для развития проектного финансирования и ускорения темпов его внедрения в практику банков Российской Федерации и организаций, могут свидетельствовать об имеющемся информационном вакууме о результатах внедрения проектов с использованием принципов проектного финансирования. Нужно повышение доступности и открытости такого рода информации, также создание и развитие отечественных информационных баз, в которых будут отражены данные об объемах и структуре всех сделок, выпуск журнала России, которые будет содержать всю информацию по вопросам проектного финансирования, специальные выпуски на телеканалах, посвященные данной тематике.
Библиографический список
1. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 14 мая 2014 года № Пр-1159 «О дополнительных мерах по стимулированию экономического роста».
2. Никонова И. А. Проектный анализ и проектное финансирование. - М. : Альпина Паблишер, 2012.
3. Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О банке развития».
5. Смирнов А.Л. Проектное финансирование. Инструменты и технологии. - М.: Макс-пресс, 2013.
6. Никонова И.А. Развитие законодательной базы проектного финансирования // Банковское дело. - 2014. - №3.
7. Федотова М.А., Никонова И. А. Перспективы развития проектного финансирования в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2012. - 508 с.
PROBLEMS OF PROJECT FINANCING IN RUSSIA Y.V. Pavkina, student
Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. The article considers problems ofproject financing at the present level of development. Due to the importance of this type of financing in the current level of the economy, determined the tasks set before the country's leadership to accelerate the pace of project financing and development, the prospects and possibilities of realization of large investment projects. The relevance of the topic explained by the fact that with the development ofproject financing in the Russian Federation methods of assessment and analysis of various projects will be improved either, their monitoring and risk assessment that will continue to have a positive effect on the country. Keywords: project finance, economics, investment projects, legislative framework, financial instruments, banks.