Научная статья на тему 'Проблемы проектирования яхт-клуба рекреационного типа в г. Нижний Тагил: градостроительный, композиционный и социальный аспекты'

Проблемы проектирования яхт-клуба рекреационного типа в г. Нижний Тагил: градостроительный, композиционный и социальный аспекты Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2130
1483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЯХТ-КЛУБ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / КОМПОЗИЦИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / MULTIPURPOSE GRADUATION PROJECT / YACHT CLUB / FUNCTIONALITY / CLASSIFICATION / COMPOSITION / URBAN SETTING / THE HOTEL COMPLEX / FITNESS CENTER

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Никитина Наталия Павловна, Истратов Александр Юрьевич

Cтатья анализирует последовательность выполнения этапов дипломного проектирования, обосновывает результат совместной проектной работы, доказывающий решение градостроительных, функциональных и типологических задач, профессиональную подготовленность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN DESIGNING OF YACHT-CLUB OF THE «RECREATION KIND» IN THE CITY OF NIZHNY TAGIL IN A TOWN-PLANNING, COMPOSITION AND SOCIAL ASPECTS

The structure of the multipurpose graduation project made 2014 by D. Vatolina and A. Shilova, the students of «Building Design» line, reveals a multifunctional hotel and fitness center, united in an urban aspect, in a yacht club of the «recreation kind».

Текст научной работы на тему «Проблемы проектирования яхт-клуба рекреационного типа в г. Нижний Тагил: градостроительный, композиционный и социальный аспекты»

УДК 725

НИКИТИНА Н. П. ИСТРАТОВ А. Ю.

Проблемы проектирования яхт-клуба рекреационного типа в г Нижний Тагил: градостроительный, композиционный и социальный аспекты

Никитина

Наталия

Павловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры архитектуры УрФУ

e-mail:

[email protected]

Истратов

Александр

Юрьевич

доцент кафедры архитектурного проектирования УралГАХА

e-mail: architect4ever.com

^атья анализирует последовательность выполнения этапов дипломного проектирования, обосновывает результат совместной проектной работы, доказывающий решение градостроительных, функциональных и типологических задач, профессиональную подготовленность студентов.

Ключевые слова: комплексный дипломный проект, архитектурное проектирование, яхт-клуб, функциональное назначение, классификация, композиция, градостроительная ситуация, гостиничный комплекс, физкультурно-оздоровительный комплекс.

NIKITINA N. P., ISTRATOV A. U.

PROBLEMS IN DESIGNING OF YACHT-CLUB OF THE «RECREATION KIND» IN THE CITY OF NIZHNY TAGIL IN A TOWN-PLANNING, COMPOSITION AND SOCIAL ASPECTS

The structure of the multipurpose graduation project made 2014 by D. Vatolina and A. Shilova, the students of «Building Design» line, reveals a multifunctional hotel and fitness center, united in an urban aspect, in a yacht club of the «recreation kind».

Keywords: multipurpose graduation project, yacht club, functionality, classification, composition, urban setting, the hotel complex, fitness center.

В статье представлены процесс и результат дипломного проектирования по специальности «Проектирование зданий»; анализируются этапы работы, системность и последовательность их выполнения. Авторы обосновывают результат комплексной работы, доказывающий, что в работе найдено оптимальное решение необходимых в дипломном проекте градостроительных, функциональных и типологических задач.

Проектирование и строительство яхт-клубов — тема популярная в мировой практике, сегодня она стала актуальной и для инвестиций российских девелоперов. Если учесть, что строительных норм для проектирования яхт-клубов не существует, а есть строительные нормы и правила проектирования спортивных сооружений и гостиниц, а также требования архитектурно-типологического характера, то становится интересной для проектирования тема, объединившая и тот и другой нормативный и типологический аспект.

Из этих соображений для комплексного дипломного проекта студентов А. Шиловой и Д. Ватолиной по специальности «Проектирование зданий» в УрФУ (Уральский федеральный университет) выбрана тема «Яхт-клуб рекреационного типа в г. Нижний Тагил». Она связана с тем, что во всем мире возрастающей популярностью пользуются яхт-клубы. Они предназначаются не только для спортсменов-любителей, но и для отдыхающих. Престижный отдых обеспечивают: Dubai Marina Yacht Club (крупнейший яхт-клуб, расположенный в Дубае (Иллюстрация 1)), яхт-клуб на острове Yas island возле Абу-Даби (Иллюстрация 2), Atatoy Marina на европейском побережье Сингапура и многие другие. Они предоставляют в аренду суда, оборудование, производят ремонт, предоставляют место для стоянки судов. Комплекс сооружений яхт-клубов включает: эллинг, мастерские, причалы для швартовки и стоянки яхт, механизмы для подъема и спуска судов [2].

Иллюстрация 1. Dubai Marina Yacht Club. URL: http//uae-dubai.ru/uae-guide/object/dubai-marina/yacht-club/

Располагаются они обычно в бухте или устье реки, на морском побережье, образуя яхтенный порт. В нашей стране любителей яхт-спорта становится все больше с каждым годом. На берегу водных акваторий вырастают отечественные яхт-клубы: Архангельский речной яхт-клуб, MED Yacht Club в Ярославле на месте слияния рек Волга и Которосль, Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов, «Новый Берег» — развлекательный комплекс с яхт-клубом на Пироговском водохранилище в Москве, яхт-клубы «Адмирал» и «Командор» на берегу Клязьминского водохранилища в Московской области, губернский яхт-клуб «Киматек» на берегу Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге, яхт-клуб «7 озер», расположенный в 100 км от Екатеринбурга на семи озерах Челябинской области: Кире-ты, Силач, Большие и Малые Касли, Иртяш, Большой и Малый Кисегач, и многие другие.

Нижний Тагил — крупный промышленный центр Урала. Это город с нелегкой историей и множеством достопримечательностей. Большинство городских объектов построены еще в советское время и нуждаются в реставрации и обновлении, а многие не подлежат ремонту и дальней-

шей эксплуатации. Поэтому проблема реконструкции, проектирования и нового строительства, особенно социально значимых и архитектурно-интересных объектов, весьма актуальна. Ими могут стать спортивные и рекреационные объекты, тем более, что город находится на Нижнетагильском водохранилище, а такая тема, как строительство яхт-клубов, сегодня интересна для архитекторов и актуальна для инвестиций российских деве-лоперов. Потому задачи, вставшие перед проектировщиками яхт-клуба в Нижнем Тагиле, обширны: 1 Выбор места для любого типа яхт-клуба — это первостепенный вопрос, который определяется градостроительной ситуацией. В зависимости от водных путей яхт-клубы могут быть морскими, речными, озерными. Привязка клуба к территории и акватории всегда индивидуальна. Правильно выбранное место позволяет избежать дополнительных трат при строительстве, эксплуатации клуба, повышает рентабельность и окупаемость. Следует обращать внимание, что местоположение стоянки диктует ее будущее территориально-функциональное значение [1]. В настоящем

проекте выбор места на берегу Нижнетагильского водохранилища — оптимальное решение для строительства и эксплуатации яхт-клуба.

2 Вопрос о том, на какие суда ориентирован яхт-клуб.В соответствии с этим рассчитываются площади для стоянок, хранения плавсредств. При решении этой задачи определяется сам тип яхт-клуба, его задачи и инфраструктура [2]. Тип яхты, в первую очередь, определяется ее назначением и районом плавания, а также размером и конструкцией корпуса.

3 Определение типа яхт-клуба по следующим основаниям:

1) по функциональному признаку;

2) по возрастному критерию;

3) по типу сервиса и предоставляемым услугам и классу судов.

По функциональному назначению яхт-клубы можно подразделить на две основные категории: спортивные и рекреационные [2, 4]. В основную задачу спортивных зданий и сооружений яхт-клуба входит, естественно, спортивная подготовка населения. Спортивная подготовка может осуществляться как на любительском уровне, так и на профессио-

нальном. В соответствии с задачами спортивные яхт-клубы будут подразделяться на: олимпийские яхт-клубы; яхт-клубы дальнего спортивного плавания; гоночные (крейсерские) яхт-клубы;гоночные яхт-клубы для проведения гонок по замкнутым дистанциям. Для дипломного проектирования было задумано спроектировать яхт-клуб не спортивного, а рекреационного типа для предоставления возможности жителям города и области решить вопрос организации активного отдыха, и не только на воде. Существующий в структуре яхт-клуба физкультурно-оздоровительный комплекс содержит несколько залов, а в планировке территории предусмотрены теннисные корты, волейбольные площадки, велосипедные дорожки.

В функцию рекреационных яхт-клубов входит предоставление населению различных услуг и форм досуга [1, 2]. В зависимости от характера досуга, особенностей предоставляемого сервиса рекреационные яхт-клубы классифицируются так: развлекательный;туристический; обучающий; «ботель» (boat — лодка, hotel — гостиница; ботель — гостиница на воде). Говоря о классификации по типу сервиса и предоставляемым услугам, следует заметить, что в настоящее время в России в связи с активным строительством элитных поселков в их состав для обеспечения статуса элитарности входит яхт-клуб, если имеется водная акватория. Исходя из зарубежного опыта, яхт-клубы разделяют на четыре категории по предоставляемому типу сервиса (набор предоставляемых услуг). Следует согласиться с этой классификацией [2, 3]:

1 Стоянка для яхт и катеров категории «Рыбацкая слобода» или «Гостевая гавань», причальные конструкции которой будут состоять из нескольких металлических понтонов (эконом-класс). На такой стоянке может разместиться не менее 15 маломерных катеров, в основном рыбацких, и яхт до 4 тонн весом. Именно такой уровень услуг предусмотрен в данном проекте яхт-клуба на берегу Нижнетагильского водохранилища.

2 Яхт-клуб категории «Яхтенный порт» (бизнес-класс). Минимум причальных конструкций. Здесь разместится не менее 20 корпусов среднего размера яхт и катеров. Такая стоянка может включать в себя слип или док для подъема-спуска катеров, кафе-бар, душ, туалет.

3 Яхт-клуб категории «Скандинавия» (первый класс). Эта категория включает в себя наличие сервиса. В такой яхт-клуб может входить следующий пакет услуг: заправка топливом, обеспечение водой, электричеством,ресторан, бар, мини-гостиница с душевыми, магазины, ремонтная база и т. д.

4 Яхт-клуб класса-премиум «Монако». Эта категория клуба предназначена для обслуживания престижной публики. По предлагаемым услугам он сравним с 3-й категорией, но уровень сервиса, капитальность причальных сооружений позволяет обслуживать круизные яхты.

В составе любого яхт-клуба, исходя из его типологических особенностей, можно выделить основной функциональный состав и дополнительный функциональный состав [2, 4]. Основной функциональный состав: стоянки яхт и катеров (причал, пирс); главное здание клуба — «harbour office» (harbour — гавань) с административной зоной, учебной зоной; эллинги для ремонта и хранения судов; мастерские по ремонту судов; крытые площадки для хранения и ремонта судов в период навигации и зимнего периода, и/или открытые площадки для хранения судов в период навигации и зимний период; площадка для просушки парусов; автостоянки. Дополнительный функциональный состав: зрелищно-развлекательная зона; спортивно-оздоровительная зона; учебная зона; торговая зона; зона предприятий общественного питания (кафе, рестораны); гостиница.

Основной функциональный состав имеют все типы яхт-клубов независимо от их классификации. В зависимости от типа яхт-клуба могут только изменяться количественные характеристики: количество мест для хранения плавсредств, его габариты в зависимости от типа судов, длины причалов, пирсов, размеры зданий и сооружений в зависимости от состава групп помещений, входящих в них. Этот состав имеют яхт-клубы категории «Рыбацкая слобода» и яхт-клуб класса-пре-миум «Монако», а также яхт-клуб, разработанный в данном дипломном проекте. В зависимости от классификации по функциональному признаку к основному составу добавляются необходимые для этого типа яхт-клуба зоны: учебная для обучающих рекреационных яхт-клубов, гостиница для рекреационных яхт-клубов типа «ботель», спортивно-оздорови-

Иллюстрация 3. Генеральный план участка яхт-клуба. Дипломный проект. 2014 г. Авторы: Д. Ватолина, А. Шилова

тельная для спортивных яхт-клубов. Практически в зависимости от задания на проектирование каждый из перечисленных яхт-клубов может иметь нужный ему дополнительный функциональный состав помещений, зданий и сооружений в необходимом объеме для обеспечения рентабельной и, что важно, круглогодичной эксплуатации [4].

В дипломном проекте «Яхт-клуб рекреационного типа в г. Нижний Тагил» студентов специальности «Проектирование зданий» Д. Вато-линой и А. Шиловой, выполненном под руководством доц. Н. П. Никитиной в 2014 г., разрабатывается многофункциональный гостиничный комплекс и физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) в структуре яхт-клуба. Место строительства — г. Нижний Тагил, южный берег Нижнетагильского водохранилища (Иллюстрации 3-6).

Для дипломного проектирования выбрана площадка, расположенная на южном берегу Нижнетагильского водохранилища в 5 км от центра города, т. е. выбранный для проектирования участок имеет необходимую транспортную и пешеходную доступность в структуре города. Интересная геометрическая форма участка, близость к акватории пруда делают его привлекательным для размещения гостиничного центра рядом с прекрасной зоной отдыха и хорошим видом из окон. Участок имеет достаточно ровный и в целом спокойный рельеф. В настоящее время на площадке имеется частная застройка, подлежащая сносу. Предложение запроектировать здания гостиницы именно на рассмотренном участке в комплексе с физкультурно-оздоровительным блоком и в структуре рекреационного яхт-клуба экологи-

чески и географически оправдано, градостроительно интересно.

Основной задачей для проектирования ФОК яхт-клуба рекреационного типа стало объединение различных групп не только спортивного характера. На территории яхт-клуба предусмотрены эллинг для хранения и ремонта яхт на 48 мест, стоянки для судов на 72 места вдоль береговой линии, а также открытые трибуны для зрителей на 350 мест.

Согласно нормам СНиП [8, 9] и классификации яхт-клубов по функциональному признаку, в здание ФОК яхт-клуба входят:

Блок универсального зала. На первом этаже блока расположены универсальный зал, раздевалки с душевыми и туалетами, а также комната для тренеров и комната для инвентаря, на втором этаже — балконы для зрителей.

Блок плавательного бассейна. На первом этаже блока расположены плавательный бассейн, раздевалки с душевыми и туалетами, комната тренеров, инвентарная, лаборатория. На втором этаже — балкон для зрителей.

Лечебный блок. На первом этаже блока расположены залы для лечебных процедур, на втором этаже — кабинеты врачей, зал для лечебных процедур.

Все основные помещения дополнены необходимыми, вспомогательными, подсобными и техническими помещениями. Планировочная схема компактна и функционально продумана.

Зона общей физической подготовки расположена на втором этаже. Она включает в себя тренажерный

зал, раздевалки с душевыми и туалетами, комнату тренеров, инвентарную. Кроме того, предусмотренная учебная зона в ФОК обеспечивает проведение теоретических, учебных занятий для начинающих осваивать яхт-спорт.

Строительно-конструктивная система здания — каркасная: несущий остов здания — рамно-связевый железобетонный каркас; колонны монолитные железобетонные сечением 400 х 400 мм; наружные самонесущие стены из глиняного кирпича с опи-ранием на ленточный фундамент. Для утепления стен используются минераловатные плиты «Технофас», для утепления эксплуатируемой кровли — плиты минераловатные «Техноруф». Используемые строительные и отделочные материалы соответствуют требованиям ГОСТ [11].

Основной идеей для проектирования многофункционального гостиничного комплекса в структуре яхт-клуба рекреационного типа, согласно нормам СНиП [12, 13], а также приведенной классификации яхт-клубов по функциональному признаку, стало объединение различных групп функциональных зон, включая обязательный набор: жилая зона, обслуживающая зона, хозяйственная зона, административная зона, общественно-досуговая зона, зона общественного питания (Иллюстрация 2). Кроме того, в комплексе присутствует рекреационная зона (галерейная), предназначенная для непосредственной связи с ФОК и проведения культурно-досуговых мероприятий.

Гостиница рассчитана на 76 номеров. Из них 61 номер 1-2-местные (90%), 11 номеров 3-местных (15%)

и 4 номера 4-местных (5%). Данное соотношение соответствует нормативным условиям проектирования [13]. Максимальная вместимость гостиницы составляет 170 проживающих человек. Число работников гостиницы составляет 39 человек. Максимальная вместимость столовой-ресторана, исходя из количества проживающих, — 117 человек.

Здание гостиницы запроектировано состоящим из трех частей переменной этажности: 2-этажной, 3-этажной и 4-этажной. Это обусловлено образным решением комплекса яхт-клуба. Высота жилого этажа 3,0 м, переходных галерей между зданиями гостиницы — 3,0 м, галереи, переходящей из гостиницы в яхт-клуб, — 4,2 м. Каждое здание, кроме жилых номеров, содержит определенный состав вспомогательных помещений.

2-этажное здание. На первом этаже, в левой части здания изолированно расположены кухня, гардеробная, магазин с отдельным входом, складское и служебное помещения. В правой части расположены номера 1-2-местные, с обходной галереей. На втором этаже, в левой части здания изолированно расположена столовая-ресторан. В правой части расположены номера 1-2-местные и 3-местные, с обходной галереей. В центре идет переход — галерея во второе здание гостиницы.

3-этажное здание. На первом этаже, в левой части здания изолированно расположены регистратура, помещение охраны и администрации. В правой части расположены номера 1-2-местные с обходной галереей. На втором этаже, в левой части здания изолированно располо-

Иллюстрация 5. Вид на яхт-клуб со стороны гостиницы и зри- Иллюстрация 6. Вид на яхт-клуб со стороны физкультурно-оздо-тельских трибун. Дипломный проект. 2014 г. Авторы: Д. Ватоли- ровительного комплекса. Дипломный проект. 2014 г. Авторы: на, А. Шилова Д. Ватолина, А. Шилова

жены гримерная для артистов и служебное помещение. В правой части расположены номера 1-2-местные и 3-местные, с обходной галереей. Посередине идет переход — галерея в третье здание гостиницы. На третьем этаже располагаются как стандартные номера, так и номера для больших семей — 3-4-местные. Переход-галерея соединяет этот корпус с четырехэтажным зданием гостиницы.

4-этажное здание. На первом этаже, в левой части здания изолированно расположена бельевая. В правой части расположены номера 1-2-местные с обходной галереей. На 2-м этаже, в левой части здания изолированно расположены помещения для горничных. В правой части расположены номера 1-2-местные и 3-местные с обходной галереей. На 3-м и 4-м этажах располагаются как стандартные номера, так и номера для больших семей 3-4-местные.

В кровле гостиницы используется гибкая черепица. Среди множества используемых для устройства мягкой кровли материалов гибкая битумная черепица является наиболее привлекательной как по внешнему виду, так и по цене, кроме того, она удачно подходит для скатной кровли и соответствует нормам ГОСТ [11]. Используемая при создании мягкой кровли технология позволяет добиться оптимального по стоимости, надежности и физическим свойствам решения: неподверженность ОТ-из-лучению и процессу гниения; отличная морозостойкость и способность к влагоотталкиванию;огнестой-кость; нечувствительна к грибковым реагентам.

Планировочная композиция зданий гостиницы, как бы «нанизанных» на галерею-переход, удачно связана со зданием ФОК и с градостроительной схемой участка яхт-клуба, включающего стоянки судов и автомобилей, причалы, зритель-

ские трибуны, спортивные площадки.

В гостинице и здании ФОК выполнены все требования, предназначенные для комфортного передвижения, работы и проживания ММГН (маломобильных групп населения) в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Предусмотрены три номера для инвалидов (4% от общего числа номеров). В оборудовании санузлов учтены потребности представителей маломобильных групп. Высота умывальника от пола — не более 0,8 м, расстояние от боковой стены — не менее 0,2 м. Оборудование поручнями (подвесными трапециями) санузлов. Во всех помещениях, доступных для инвалидов, предусмотрены дополнительно световая и звуковая сигнализация, предупреждающая о возгорании в здании. В рекреационной части ФОК расположены поэтажные санузлы для ММГН. На стоянках личного автотранспорта предусмотрены места шириной 3,5 м, расположенные на расстоянии менее 50 м от входа в гостиницу и ФОК. На пешеходно-транспортных путях оборудованы пандусы. Входы в здания оборудованы пандусами с поручнями уклоном 8%.

Конструктивная схема гостиницы бескаркасная с несущими наружными и внутренними стенами. Строительная система: наружные стены несущие, выполняются из кирпича 380 мм с минераловатным утеплителем «Технофас» 140 мм, кирпичные несущие стены лестничных клеток толщиной 380 мм, плиты перекрытия — многопустотные железобетонные 220 мм, в холле монолитная железобетонная плита толщиной 200 мм. От правильного выбора теплозащитной оболочки здания во многом зависят его эксплуатационные характеристики, такие

как комфортность внутреннего микроклимата и энергоэффективность здания в процессе эксплуатации. При выборе типа стенового ограждения были учтены как теплотехнические, так и экономические характеристики, требования пожарной безопасности [11].

В студенческом проекте «Яхт-клуб рекреационного типа в г. Нижний Тагил: градостроительный, композиционный и социальный аспекты» учтены и решены вопросы энергосбережения. Давно известны и применены в данном объекте «умные» системы освещения. Энергосберегающий эффект основан на том, что свет включается автоматически, именно когда он нужен. Выключатель имеет оптический датчик и микрофон. Днем, при высоком уровне освещенности, освещение отключено. При наступлении сумерек происходит активация микрофона. Если в радиусе до 5 м возникает шум (например, шаги или звук открываемой двери), свет автоматически включается и горит, пока человек находится в помещении. Такие системы освещения используют энергосберегающие лампы.

Заключение

В статье представлены анализ и последовательность выполнения этапов дипломного проектирования студентов специальности «Проектирование зданий» Д. Ватолиной и А. Шиловой, начиная с выбора места строительства. Подробно исследованы типы яхт-клубов по функции и по типу сервиса, определены основной и дополнительный функциональный состав. Обоснован результат совместной проектной работы, доказывающий решение градостроительных, функциональных и типологических задач, профессиональную пригодность студентов.

Строительство яхт-клубов сегодня — интересная и актуальная тема

для проектировщиков. Студентки оптимально решили комплекс задач, стоящих перед ними: правильно выбранное место яхтенного порта позволит избежать дополнительных трат при строительстве и эксплуатации яхт-клуба, повысит рентабельность и окупаемость [3, 4]. Решен вопрос о том, на какие суда ориентирован яхт-клуб — в соответствии с этим рассчитаны площади для стоянок, хранения плавсредств. При решении поставленных проектных задач определился сам тип яхт-клуба, его интересная планиро-вочно-градостроительная и композиционно-художественная структура. Правильная разработка концепции функционирования рекреационного яхт-клуба — залог его будущей рентабельной круглогодичной эксплуатации, актуальной не только для Нижнего Тагила, но и для всего Уральского региона.

Список использованной литературы

1 Кринский В. Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М., 1968.

2 Кусков А. С., Джаладян Ю. А. Туристский бизнес : справочник-словарь. М., 2008. С. 62-63.

3 Предтеченский В. М. Архитектурно-строительное образование и научные основы проектирования. М., 2003.

4 Савкина О. В. Новый подход к классификации коллективных средств размещения рекреационного типа // Актуальные проблемы экономики и управления в сфере туризма и сервиса : сб. статей всерос. заоч. науч.-практ. конф. 27-28 апреля 2011 г. С. 42-46.

5 Хан-Магомедов С. О. О композиции формы в архитектуре. Архитектурная композиция. М., 1990.

6 Шимко В. Т., Гаврилина А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды. М., 2006.

7 СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения».

8 Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий и крытых катков».

9 СНиП П-Л.11.70 «Спортивные сооружения. Нормы проектирования».

10 СНиП 10-01-94 «Системы нормативных документов в строительстве. Основные положения».

11 ГОСТ 12.1.004.91 «Пожарная безопасность. Общие требования».

12 ГОСТ Р50 681-94 «Проектирование туристских услуг».

13 МГСН 4.16-98 «Гостиницы» Система нормативных документов в строительстве. Московские городские строительные нормы.

14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.