Научная статья на тему 'Проблемы проектирования школьного комплекса на 1400 учащихся в жилом районе «Левенцовский» города Ростова-на-Дону'

Проблемы проектирования школьного комплекса на 1400 учащихся в жилом районе «Левенцовский» города Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
152
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТРОИТЕОТСТВО / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ / ОТДЕЛКА / ИНТЕРЬЕР / DESIGN / STROITEOTSTVO / SPACE-PLANNING DECISIONS / DECORATION / INTERIOR

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Стрельцова Наталья Геннадьевна

В статье рассматриваются проблемы проектирования крупно-комплектных школ, проблемы эксплуатации зданий школьных комплексов, противоречия актуальных требований нормативной документации. Анализируется объемно-планировочные решения, цветофактурные с применением современных экологически чистых и долговечных материалов и технологий в отделке, включая антивандальные покрытия. Проектировщиками были тщательно изучен выделенный участок земли под будущее строительство школьного комплекса с целью наиболее рациональной «посадки» здания школы, для обеспечения необходимых санитарно-гигиенических требований, инсоляции и аэрации территории, грамотное решение которых обеспечивают снижение затрат на эксплуатацию здания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of designing a new school complex for 1,400 students in a residential area "Leventsovsky" the city of Rostov-on-Don

This article discusses the design of complete largeschools, school building maintenance problems complexes contradictions relevant requirements of normative documents. Analyzes the space-planning decisions, tsvetofakturnye using modern environmentally friendly and durable materials and technologies in the finish, including vandal-proof coating. Designers have been carefully studied dedicated land for future construction of a school complex with a view to the most rational "landing" of the school building, to provide the necessary sanitary requirements, insolation and aeration territory, reliable solution that reduces the cost of running the building.

Текст научной работы на тему «Проблемы проектирования школьного комплекса на 1400 учащихся в жилом районе «Левенцовский» города Ростова-на-Дону»

Проблемы проектирования школьного комплекса на 1400 учащихся в жилом районе «Левенцовский» города Ростова-на-Дону.

Н.Г. Стрельцова

В новом жилом микрорайоне города Ростова-на-Дону «Левенцовский», расположенном со стороны западного въезда в город, планируется новый объект строительства - школьный комплекс на 1400 учащихся. Он представляет собой два здания - школу и бассейн, соединенные между собой переходной галереей. В связи большой наполняемостью школы перед проектировщиками стояли непростые задачи:

- принятие наиболее рациональной комбинации объемно-планировочных решений и оборудования с целью исключения возможности получения травм учащимися, персоналом и посетителями при передвижении внутри и около здания, при входе в здание;

- расчетные условия эксплуатации несущих конструкций здания обязаны исключить всякую возможность их разрушения, недопустимого ухудшения эксплуатационных свойств всего здания в целом;

- возможность эвакуации людей наружу на прилегающую территорию;

- возможность спасения людей;

- нераспространение пожара.

Для обеспечения комфортного пребывания школьников в здании школы, в целях повышения уровня теплозащиты и увеличения теплоэффективности наружных конструкций проектировщиками применены наиболее эффективные современные негорючие утеплители и технологии производства работ по утеплению конструкций [1].

Архитекторы ставили своей задачей применение отделочных

материалов и технологий, для внутренних работ в учебном заведении, с

повышенными требованиями экологических, эстетических и

антивандальных норм, применение которых уменьшают сроки проведение

работ, продлевают качественный эксплуатационный период здания и в конечном результате приводят к экономической выгоде. Все строительные и отделочные материалы имеют санитарно-эпидемиологическое заключение об их соответствии требованиям, предъявляемым к детским учреждениям [2].

Планировка и оборудование здания школы, бассейна и прилегающей территории обеспечивают ученикам, сотрудникам и посетителям с ограниченными возможностями передвижения полную доступность и равные условия жизнедеятельности для комфортного обучения и пребывания в любом месте школьного комплекса.

Архитектором и генпланистом изучен выделенный участок земли под будущее строительство школьного комплекса с целью наиболее рациональной «посадки» здания школы, для обеспечения необходимых санитарно-гигиенических требований, инсоляции и аэрации территории, грамотное решение которых обеспечивают снижение затрат на эксплуатацию здания [3].

Наружную отделку фасадов - кирпичную кладку было предложено

выполнить силикатным лицевым кирпичом изумрудно-зеленого цвета с

белой расшивкой швов. По четвертому этажу преимущественно и в местах

декоративных штукатурных вставок по фасаду, предусмотрена колерованная

тонкослойная штукатурка белого цвета (без оттенка).Выделение фасадов на

3-х этажную часть и 4-й штукатурный этаж зрительно понижает высоту

здания школы, что в свою очередь делает ее сомасштабной для учащегося,

создает более комфортное восприятие всего здания. Для удобства

эксплуатации рядом стоящего здания бассейна школы в холодный период

года предусмотрена переходная галерея к одноэтажной части здания [4].

Фасад бассейна целиком выполнен с применением системы «навесной

вентилируемый фасад» с сочетанием двух цветов - белого и изумрудного.

Для гармоничной визуальной связи двухэтажного отдельно стоящего здания

бассейна с фасадом школы было предложено внести третий элемент отделки

фасада. Проектировщиками предложен оригинальный рисунок фасада

2

бассейна и переходной галереи, ведущей в бассейн - имитация морской волны, опоясывающей весь объем здания. Данный вариант фасада вносит игровой момент в школьный комплекс. Для улучшения визуальной связи с внешней средой предложены светопрозрачные ограждающие конструкции -витражи в местах общего пользования, рекреаций, вестибюля, поэтажных холлов, лестничных клеток. Таким образом, на фоне жилых высотных зданий, фасады которых окрашены в нежной акварельной гамме, здания школьного комплекса, по замыслу архитекторов, должны привнести яркий организующий акцент в квартале жилой застройки.

В процессе организации внутреннего пространства и принятия

объемно-планировочных решений, здание школы обеспечено соответствием

всех площадей и высот помещений действительной потребности и

выполнением санитарно-гигиенических требований [1]. К ним относятся:

правильная ориентация помещений по странам света, инсоляция,

освещенность естественным светом, нормальный температурно-влажностной

режим воздушной среды помещений и ограждающих конструкций,

надлежащая звукоизоляция [2]. Пространственная колоннада главного

фасада школы задает тон в декоративной отделке центрального вестибюля

школы на 1-м этаже и объединяет внутреннюю часть школы с наружным

дворовым пространством. Для визуального единения внутреннего и

внешнего пространств, в интерьере главного вестибюля первого этажа

применена та же отделка, что и по фасаду здания - «антивандальная»

декоративная штукатурка. Глубина вестибюля сглажена светлыми, небесного

оттенка, тонами в мягкий рельеф поверхности декоративной штукатурки.

Внесена дополнительная отделка - чередование штукатурки и вертикальных

полос из одного, двух рядов керамогранитной плитки с растительным

рисунком, ряд колонн вестибюля облицован той же плиткой, что в свою

очередь разбивает монотонные стены, растворяя их в неком присутствии

искусственного эффекта естественного озеленения. В основу архитектурной

композиции плана положены, в первую очередь, практические требования,

3

вытекающие из назначения здания - это требования удобства, экономичности, структурной рациональности планировки здания школы и четкой композиционной организации его внутреннего пространства. По периметру стен ниже подвесного потолка выполнен карниз по типу наружного в колоннаде. Цветовое решение декоративной штукатурки и фона керамогранитной плитки едины. Пол вестибюля по цвету перекликается с витражом главного входа и орнаментом керамогранитной плитки - нежно желтого тона с матовым и глянцевым покрытием для эффекта отражения рисунка керамогранитной плитки в покрытии пола. Этот прием имеет повторение на 2-м этаже при актовом зале, на 3-м, 4-м этажах, в холлах поэтажно над главным входом - для их визуального выделения, тем более что они имеют единые вертикальные коммуникации - лестничную клетку ЛК2, лифтовый холл, и планировочно являются центральными объединяющими и распределительными холлами школы. Все стены коридоров-рекреаций школы окрашены в спокойные монохромные тона, полотна дверей акцентированы, благодаря применению ярких цветов. Цветовое решение дверей поддержано в отделке полов.

Для психологического поддержания благоприятной атмосферы в

местах общего пользования проектом предложены витражи с цветными

стойками-импостами. Отделка учебных помещения выдержана в спокойных

прозрачных тонах и лишь небольшие декоративные элементы в покрытии

полов позволяют интерьеру перекликаться с ярким цветом полотен дверей и

смежными коридорами-рекреациями школы. В интерьер актового зала

школы добавлены декоративные карнизы, которые работают на понижение

высоты помещения, за счет членения стены по горизонтали и позволяет

разделить части стен одним цветом разных оттенков. Интерьер обеденного

зала из-за большого количества столов и стульев, занимающих все

пространство, решен за счет цветовых пятен стен и подвесного потолка.

Спортивные залы [3-4] выделены в части современного решения покрытия

полов. Стены разделены на две части, нижняя - панельная, высотой до уровня

4

двери, материалы отделки предусматривают регулярную влажную обработку. Верхняя часть стены и потолок выкрашены в светлые тона.

Проект прошел государственную экспертизу и в ближайшее время будет реализован [5-8].

Литература:

1. Набокова Я.С. Эффективные строительные материалы и способы возведения зданий [Электронный ресурс]// «Инженерный вестник Дона» 2008/4

2. Моргун В.Н. Размышления об эффективности стеновых материалов [Электронный ресурс]// «Инженерный вестник Дона» 2008/4.

3. Bansal T.K., Sigh Mohinder, Bed: R.B.L /Effest of concrete//lrans. SAEST-1988.23.-N2-3.-p.279-280.

4. Perrot C., Deviterne D., Perrin P. Influence of training on postural and motor control in acombative sport.//J. Hum. Mov. Studies.-1998.-V.35.-P.119-135.

5. СНиП, СП 118.13330.2012, «Общественные здания и сооружения».

6. СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.».

7. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

8. СанПин 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования».

9. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

10. СНиП РК 3.02-20-2004 «Культурно-зрелищные учреждения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.