экономические науки
Довготько Наталья Анатольевна, Медяник Наталья Витальевна, Скиперская Елизавета Викторовна и другие ПРОБЛЕМЫ, ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ...
УДК 502.131.1(470.621.67)
ПРОБЛЕМЫ, ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОРОССИЙСКИХ ГОРОДОВ)
© 2018
Довготько Наталья Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики АПК Ставропольский государственный аграрный университет (355017, Россия, Ставрополь, Зоотехнический пер., дом 12, e-mail: [email protected]) Медяник Наталья Витальевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, менеджмента и государственного управления Северо-Кавказский федеральный университет (355009, Россия, Ставрополь, улица Пушкина, дом 1, e-mail: [email protected]) Скиперская Елизавета Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики АПК Пономаренко Марина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики АПК Рязанцев Иван Иванович, кандидат экономических наук,
доцент кафедры туризма и сервиса Ставропольский государственный аграрный университет (355017, Россия, Ставрополь, Зоотехнический пер., дом 12, e-mail: [email protected])
Аннотация. Учитывая, что в настоящее время проблема экологически устойчивого развития стран, территорий и городов вышла на передовую научно-методологического поиска и общественного сознания, авторами статьи уделяется пристальное внимание концептуальным подходам относительно функционирования экономического сообщества в урбанизированном пространстве на примере городов Юга России. В этой связи в статье выявляются основные проблемные точки эколого-экономического городов Северо-Кавказского и Южного федерального округов РФ (далее - южнороссийских городов), для которых экологическая проблематика имеет определяющее значение и очевидную специфику, детерминированную эмерджентным влиянием многочисленных социально-экономических, институциональных, культурно-исторических и экосистемных факторов. Осуществляется поиск приоритетов, методов и направлений достижения устойчивого развития городов Юга России. Принципиальная новизна авторского взгляда на проблему заключается в системном исследовании и разработке научных основ для конструирования концепции экологически устойчивого развития южнороссийских городов.
Ключевые слова: устойчивое развитие, урбанизированное пространство, концепция развития, детерминанты устойчивости, экономический рост, южнороссийские города, экологические проблемы, городские агломерации, загрязнения среды, экологические риски.
PROBLEMS, PRIORITIES AND PROSPECTS OF ENVIRONMENTALLY SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF URBANIZED TERRITORIES (ON THE EXAMPLE OF SOUTH RUSSIAN CITIES)
© 2018
Dovgot'ko Natalia Anatolievna, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Economics of the Agro-Industrial Complex Stavropol State Agrarian University (355017, Russia, Stavropol, Zootechnic Lane, 12, e-mail: [email protected]) Medianik Nataly Vitalevna, Ph.D. (Econ.), Associate professor, associate professor at the department of economics, management, and public administration North Caucasus Federal University (355009, Russia, Stavropol, Pushkin Street, Building 1, e-mail: [email protected]) Skiperskaya Elizaveta Viktorovna, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Economics of the Agro-Industrial Complex Ponomarenko Marina Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Economics of the Agro-Industrial Complex Ryazantsev Ivan Ivanovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Tourism and Service Stavropol State Agrarian University (355017, Russia, Stavropol, Zootechnical Lane, 12, e-mail: [email protected])
Abstract. Considering that currently the problem of environmentally sustainable development of countries, territories and cities has reached the forefront of scientific and methodological search and public awareness, the authors of the article pay close attention to conceptual approaches to the functioning of the economic community in urbanized areas using the example of cities in southern Russia. In this regard, the article identifies the main problem points of the ecological and economic cities of the North Caucasus and Southern Federal Districts of the Russian Federation (hereinafter referred to as South Russian cities), for which environmental issues are of decisive importance and obvious specificity, determined by the emergent influence of numerous socio-economic, institutional, cultural - historical and ecosystem factors. The search for priorities, methods and directions for achieving sustainable development of cities in the South of Russia. The principal novelty of the author's view of the problem lies in the systematic research and development of scientific foundations for constructing the concept of the environmentally sustainable development of southern Russian cities.
Keywords: sustainable development, urbanized space, development concept, determinants of sustainability, economic growth, southern Russian cities, environmental problems, urban agglomerations, environmental pollution, environmental risks.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с довую научно-методологического поиска и обществен-важными научными и практическими задачами. В на- ного сознания, ей уделяется пристальное внимание как стоящее время проблема экологически устойчивого научным сообществом, так и правительствами различ-развития стран, территорий и городов вышла на пере- ных стран. Так, Генеральная Ассамблея Организации Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25) 93
Dovgot'ko Natalia Anatolievna, Medianik Nataly Vitalevna, Skiperskaya Elizaveta Viktorovna and others economic
PROBLEMS, PRIORITIES AND PROSPECTS OF ENVIRONMENTALLY ... sceinces
Объединенных Наций 25 сентября 2015 г. приняла резолюцию A/RES/70/1, в которой содержится документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [27]. Повестка дня - 2030 отражает конкретные направления формирования новой экономики, ориентированной не только на экономический рост, но и на обеспечение социального благополучия человека в обществе и сокращение рисков для окружающей природной среды. Итак, можно констатировать, что за последние годы в мировой науке фактически сформирована концепция развития и в качестве базовой модели до 2030 года принято устойчивое развитие.
Отметим, что модель устойчивого развития, разработанная под эгидой ООН, предусматривает также концептуальные подходы относительно функционирования экономического сообщества в урбанизированном пространстве. Действительно, процесс урбанизации в современном мире имеет стойкую тенденцию к увеличению: если в 1950 году 30% населения мира проживало в городах, то в 2014 году уже 54% стали их жителями, и, согласно прогнозам, к 2050 году 66% всего населения планеты будет жить в городах [12]. Из примерно 7 млрд. населения планеты свыше половины (52 %) живет в урбанизированном пространстве, и темпы роста числа городских жителей (в среднем ежегодно 2,2 %) значительно превышают темпы увеличения человечества [32]. Прогнозируется, что количество мегаполисов с населением более 10 млн. человек к 2025 году возрастет с 21 до 29, однако, основной прирост городских жителей в этот период будет происходить от роста малых городов, то есть с населением менее 500 тыс. человек [31].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Итак, в настоящее время благосостояние человечества все больше определяется качеством жизни в городах. Безусловно, в условиях города особенно отчетливо проявляется техногенное воздействие на природную среду и здоровье населения, например, в настоящее время городские агломерации используют около 75% мирового потребления энергии и продуцируют 80% выбросов парниковых газов во всем мире [23]. Российская Федерация, как и другие страны мира, стоит перед глобальным экологическим вызовом, а обеспечение экономического роста в ее территориях и городах непосредственно влияет на загрязнение и деградацию окружающей среды. Так, на заседании Государственного совета по проблемам эко-лого-экономического развития России было отмечено, что по ряду направлений антропогенная нагрузка на экосистемы достигла критических значений и ежегодный ущерб составляет около 6% ВВП [30]. В этой связи следует отметить, что в настоящее время большая часть населения Российской Федерации проживает в городах (на 1 января 2018 года - 74,4%) [22].
Данное обстоятельство, безусловно, стимулирует научный поиск приоритетов, перспектив и способов достижения устойчивого развития урбанизированных территорий. По мнению С.Н. Бобылева, О.В. Кудрявцевой и С.В. Соловьевой, оценка качества жизни городского населения требует исследования всех факторов, определяющих такое качество: экономических, социальных и экологических [2].
Формирование целей статьи (постановка задания). Обращаясь к предмету нашего исследования, обозначим ключевые проблемы экологически устойчивого развития городов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов современной Российской Федерации. Так, в южных регионах страны урбанизированные территории в связи с концентрацией хозяйственной деятельности, населения, транспорта испытывают массированный антропогенный прессинг. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, в частности, существенная доля 94
южнороссийских городов в эмиссии загрязняющих веществ. Например, объемы выбросов от стационарных источников в городе Владикавказе составляют 2752 тыс. т, или 52,1% в РСО - Алания в целом [10], Волгограде и Волжском - 84,8 тыс. т, или 53,03% в Волгоградской области [17], Нальчике - 2,992 тыс. т, или 75,8% в КБР, а вместе с городом Прохладным - 90,4% [16].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В список значимых экологических проблем южнороссийских городов можно отнести и недостаточное озеленение, где, как свидетельствуют данные таблицы 1, доля городской площади под зелёными насаждениями более чем в 1,6 раза меньше, чем в среднем в РФ (таблица 1).
Таблица 1 - Обеспеченность зелеными массивами и насаждениями в городах Юга Российской Федерации (фрагмент)
2005 I 2010 2014 2015
Общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты, тыс. га
всего Б % ОТ городских всего в % от городских всего в % от городских всего Е % ОТ городских
Российская Федерация 2000,1 22,7 2143,8 24,9 2305,9 25,6 2332,0 25,4
Южный федеральный 103 18,б 97,4 16,7 99,6 15,9 99,5 15,8
Республика Адыгея 1=6 9,7 1,6 11,3 1,7 12,9 1=6 11,2
Республика Калмыкия 3,8 16,7 3,8 16,7 4,9 21,5 4,9 21,5
Краснодарский край 35,9 25,7 25,6 16,0 25,7 15,5 25,7 15,5
Астраханская область 5,1 12,1 2,1 4,8 2,1 4,8 2,1 4,8
Кавказский федеральный 53,3 17,9 54,6 16,2 56,1 15,1 57,5 15,4
Республика Дагестан 7,8 9,7 б,б 8,1 6,7 8,1 6,7 8,1
Республика Ингушетия 0,2 0,6 0,2 0,8 0,5 1,5 0,5 1,4
Кабардино-Балкарская Республика 4 21 3,8 18,8 3,7 7,3 3,7 7,3
Карачаево-Черкесская Республика 2,4 23,1 2,4 21,7 2,5 22,0 2,5 21,2
Подобная статистика указывает не только на дефицитность древесно-кустарниковой растительности, обеспеченность которой городских территорий Юга России не соответствует рекомендациям ВОЗ (не менее 10 м2/ чел), но также и на факты их уничтожения в целях селитебной или коммерческой застройки.
Кроме того, существенным источником дестабилизации экологической ситуации в южнороссийских городах выступает транспорт. Например, в городе Краснодаре, занимающем лидирующие позиции в списке городов РФ по количеству автомобилей на душу населения, зарегистрировано 428978 легковых и грузовых автомобилей, автобусов, не считая других видов транспортных средств, при ежегодном росте автопарка на 15-20 тысяч единиц [14]. Очевидно, что концентрация транспортных средств, особенно в городской среде, сопровождается повсеместной фиксацией вблизи автомагистралей высокого уровня загрязненности воздуха. Так, замеры, произведенные в городе Владикавказе, показали превышение ПДК по оксиду углерода в 56-100% проб, диоксиду азота в 7 - 30%, взвешенным веществам в 20 - 56% [21].
Суть региональной экологической политики в основном рассматривается в двух аспектах: политика государства в отношении регионов (государственная региональная экологическая политика) и экологическая политика, которая осуществляется регионами. Первая реализуется центральными органами государственной власти, вторая - местными органами власти и самоуправления. В этой связи значительную роль играет разграничение полномочий между различными ветвями власти, уточнение и детализация распределения функций между специально уполномоченными16 властными органами различных уровней в сфере природопользования и охраны окружающей среды19 .
Понятие региональной экологической политики напрямую связано с экологической безопасностью.
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)
экономические науки
Довготько Наталья Анатольевна, Медяник Наталья Витальевна, Скиперская Елизавета Викторовна и другие
ПРОБЛЕМЫ, ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ...
Последнюю можно определить как общественное благо, социально необходимый уровень качества окружающей природной среды, за которого не существует угроз здоровью людей и жизнедеятельности общества, возникновение негативных изменений в функционировании природных экосистем. О региональной экологической безопасности следует говорить как о конечном результате региональной экологической политики, которую нужно строить на определенных принципах, учитывающих тактические и стратегические ориентиры. Кроме того, не все эти принципы могут быть неизменными, отдельные из них следует корректировать согласно ситуации в государстве. В основу региональной экологической политики положены следующие
- регулирование использования ресурсов местного значения;
- определение нормативов окружающей природной среды;
- естественное загрязнение механизма
- природоиспользование;
- осуществления мониторинга и учета объектов
- природопользование и загрязнение окружающей среды.
Региональная экологическая политика включает:
- законодательное обеспечение прав и полномочий субъектов региональной политики - политика в отношении регионов собственно региональная политика должны регламентироваться нормативно-правовой базой, соблюдение требований которой является обязательным условием регулирования взаимоотношений между всеми участниками процесса;
- сочетание интересов, то есть текущие и стратегические задачи региональной политики должны учитывать государственные региональные и местные интересы, а ее практическое осуществление - сглаживать возможные противоречия между ними;
- учета особенностей регионов, что означает потребность дифференцированного подхода к регулированию региональных процессов с учетом исторической, естественной, социальной, демографической и экономической специфики территорий;
- сбалансирование критериев социальной справедливости и общенациональной активности-выбор методов и форм государственной селективной поддержки отдельных территорий следует направлять на выравнивание социально-экономического развития регионов;
- партнерства, предусматривающего необходимость налаживания тесного сотрудничества между органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, обеспечения политической стабильности и общественного согласия в процессе осуществления национальной политики.
Следовательно, задачей региональной политики является разработка общей стратегии и тактики согласованного развития субъектов хозяйствования в интересах прогресса всех сторон жизни регионального и региона в целом. Ее другая задача - реализация разработанных стратегии и тактики через свои особые институты и с помощью специфических методов.
Основу подобной модели составляет обустройство городской среды, прежде всего, в формате зеленого де-велопмента, проектными решениями которого выступают как отдельные дома (например, пассивные дома, или «с нулевым потреблением энергии»), так и целые кварталы и эко-города, одновременно являющиеся своеобразными полигонами для инноваций в строительстве, энерго-, ресурсосберегающих, адаптированных к климатическим изменениям и прочих эко-технологий .
Особой проблемой для юга страны является эколо-го-хозяйственная реабилитация техногенных территорий как действующих промышленных городских центров - Волгограда, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Владикавказа, Каспийска, Невинномысска, так и выводимых из хозяйственного оборота. Считаем, что здесь
следует заимствовать конструктивный опыт Рурской области (Германия), где бывшим промышленным зонам после реконструкции придан новый статус в устойчивом развитии городского пространства (как центров событийного, выставочного туризма, а также индустрии экологических технологий) [5].
Отмеченная выше низкая обеспеченность южнороссийских городов древесно-кустарниковой растительностью актуализирует проблему озеленения урбанизированных территорий. Очевидно, что являясь категорией общих благ и служа источником многочисленных положительных экстерналий, механизм воспроизводства и управления зелеными насаждениями нуждается в четком институциональном оформлении. Так, с одной стороны, в рамках зеленого пространственного планирования городской территории следует обособить, полностью выведя из хозяйственного оборота, зоны общего доступа, предназначенные для целенаправленного обустройства зеленых массивов, в том числе с оздоровительным эффектом , а с другой стороны - провести инвентаризацию, паспортизацию, геоинформатизацию электронных систем управления зелеными насаждениями и, наконец, легитимировать компенсационный механизм изъятых насаждений. Примером этому служит Республика Дагестан, активно внедряющая с 2010 года подобный инструментарий в сфере городского озеленения. В контексте повышения энергетической эффективности и сбережения коммунальных ресурсов техническим решением может выступать децентрализованное электро- и теплоснабжение на базе когенерации или с учетом климатической адаптации тригенерационной технологии. Существенный блок не столько «зеленых» трансформаций, сколько связанных с формированием комфортного селитебного пространства является комплекс мер по обеспечению экологически безопасного режима функционирования водопроводно-канализаци-онной инфраструктуры, имеющей множество проблем, таких как:
- некомплектности сооружений: например, в Республике Дагестан из 1272 водопроводов на 35% отсутствует системы очистки, на 55,1% - обеззараживающие установки [15];
- высокой изношенности: например, в Республике Адыгея износ водопроводных сетей составляет 77,8%, канализационных - 61,2% [18]; в Республике Калмыкия износ выявлен на 108,7 км республиканских водоводов, на распределительной сети - 100% [19]; в Краснодарском крае из 31477 км водопроводных сетей 48,4% нуждаются в замене, из 16322,11 км канализационных сетей 67,9% эксплуатируются свыше 20 лет, имея при этом износ 63,9% [14];
- дефиците мощностей, прежде всего, по очистке хозяйственно-бытовых стоков: например, ныне на очистные сооружения канализации города Черкесска поступающие стоки не только с селитебной и промышленной территорий, но также от совхоза «Южный» п. Московский и г. Усть-Джегута, что на 39% превышают проектную мощность комплекса (69350 м3/сутки)[11];
- повсеместном нарушении технологических режимов работы водопроводно-канализационных объектов: например, в Краснодарском крае из 42 глубоководных выпусков только 2 имеют нормативную протяженность [14].
Наконец, экологические ориентиры транспортного развития городского пространства юга России следует связать как с общефедеральными мерами по технической модернизации транспортных средств и топливным технологиям, обеспечивающим соблюдение стандартов ЕВРО-4 и ЕВРО-5, стимулированию низкоуглеродных транспортных средств (автомобилей гибридного типа, заряжаемых от электросети, и электромобилей) , так и с инициативами местного масштаба, связанными с новейшими инженерными решениями по развитию улично-дорожной сети и городской транспортной инфраструк-
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25)
95
Dovgot'ko Natalia Anatolievna, Medianik Nataly Vitalevna, Skiperskaya Elizaveta Viktorovna and others PROBLEMS, PRIORITIES AND PROSPECTS OF ENVIRONMENTALLY ...
economic sceinces
туры, оптимизацией транспортной логистики , зонированием транспортной доступности городской территории, стимулированием немоторизованных передвижений и спроса на городской пассажирский транспорт.
В этой связи мы солидарны с мнением А.В. Шевчука, отмечающего, что для перехода к экологически устойчивой экономике - «зеленой» экономике, в том числе в аспекте развития городов России, следует осуществлять финансовую оценку природных ресурсов, ввести налоги на загрязнение окружающей среды, осуществлять политику государственных закупок, поощряющих производство «экологичной» продукции и использование соответствующих «экологичных» методов производства, направлять государственные инвестиции в «экологичную» инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных зданий) и природный капитал для восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала [4].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в сложившихся эколого-экономических условиях развития южнороссийских городов актуализируется необходимость разработки концепции устойчивого развития, удовлетворяющей экономические потребности населения и бизнеса и способствующей охране окружающей природной среды как источника удовлетворения этих потребностей. По мнению авторов, достижению устойчивого развития южнороссийских городов могут способствовать различные направления институциональных, экономических, экологических преобразований, такие как научное обоснование и определение критериев, принципов и механизмов достижения экологически безопасного хозяйствования, разработка и усовершенствование институциональной, организационно-экономической, социальной и технологической основ инновационного развития городских агломераций, разработка направлений совершенствования системы управления отходами, формирование кластеров по обращению с отходами производства и потребления, а также разработка схем формирования эффективной бизнес-ориентированной
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бобылев С.Н., Соловьева С.В., Ховавко И.Ю. Государственная экологическая политика: идентифицируя новые экономические и правовые приоритеты //Экологическое право. 2016. № 4. С. 43-49.
2. Бобылев С.Н., Кудрявцева О.В., Соловьева С.В. Индикаторы устойчивого развития для городов // Экономика региона. 2014. № 3.С.101-110.
3. Киселева Н.Н., Медяник Н.В. Организационное проектирование энергоменеджмента и направления реализации муниципальной политики в области энергосбережения/ В кн. Разработка модели реализации Стратегии развития КМВ: организационно-экономические и экологические аспекты / Под общей редакцией Н.Н. Киселевой, Н.В. Медяник. Научное издание. — Пятигорск: ФГАОУВПО «СКФУ», филиал в г. Пятигорске, 2013. — 213 с.
4. Шевчук, А.В. Экологизация экономики: проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 6. С. 4-10.
5. Шпилевая А.Н. Зарубежный опыт преобразования промышленных зон // Экономика и управление: проблемы, решения. Том 1., 2015. №1. С. 119-124.
6. В гармонии с природой URL: http://www.rg.ru/2010/07/30/ proekty.html (дата обращения: 26.08.2018)
7. Видение 2050. Новая повестка дня для бизнеса. - Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию (WBCSD), 2010. www.wbcsd.org/web/vision2050.htm(дата обращения: 22.08.2018)
8. Внедрение стандартов «зеленого» строительства: 5-й отчет, декабрь 2012. 125 с.URL:http://sochi2014.Ыob.core.wmdows.net/ storage/legacy/ecology/5-th_Green_Building_implementation_report. pdf(дата обращения: 22.08.2018)
9. Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска. Утвержден Решением Думы города Пятигорска от 28 июля 2009 года № 68 — 45 ГД. URL: http://www.pyatigorsk.org/city/ architecture/gen_plan/(дата обращения: 22.08.2018)
10. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия — Алания в 2015 году». — С. 3.
11. Государственный доклад «Об экологической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике за 2015 год» - Черкесск, Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики, 2016. — С. 41.
12. Доклад «Мировые перспективы урбанизации» за 2014 год. URL: http://www.un.org/en/development/desa/publications/index.html(dama обращения: 20.09.2018)
13. Доклад «О состоянии окружающей среды и природопользовании в Ставропольском крае в 2015 году». С. 45-46.
14. Доклад «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2015 году». Краснодар, 2015. — 336с.
15. Доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Дагестан в 2015 году». — С. 11.
16. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Кабардино-Балкарской Республике в 2015 году. — С. 106.
17. Доклад о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2015 году. — С. 123.
18. Доклад об экологической ситуации в Республике Адыгея за 2015 год. - С. 106.
19. Доклад об экологической ситуации на территории Республики Калмыкия. — Элиста: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, 2016. - 86 с.
20. Инвестиционная привлекательность «зеленых» проектов URL: http://www.cre.ru/ms/analytics/4/0/15737(дата обращения: 26.08.2018)
21. Качество атмосферного воздуха в г.Владикавказе в 2015г. URL: http://15.rospotrebnadzor.rU/300/-/asset_publisher/4Dqw/content/ (дата обращения: 20.09.2018)
22. Население России 2018. Куда движемся, чего ожидать? URL: bankstoday.net>last-articles/naselenie 2018-kuda (дата обращения: 28.08.2018)
23. Новые модели развития городов. Точка зрения McKinsey&Company. По материалам статьи: SnannonBouton, JonathanWoetzel, MollyLindsay. The McKinsey Quarterly. № 27, 2013. URL http://gtmarket.ru/laboratory /expertize.ru (дата обращения: 26.08.2018)
24. Об утверждении Порядка выдачи разрешений на вырубку и пересадку зеленых насаждений: постановление Правительства Республики Дагестан от 12.11.2010 № 418. URL: http://docs.cntd.ru/ document/473104169 (дата обращения: 23.09.2018)
25. Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2016г. № 197. URL: https://rg.ru/2016/03/25/othodi-site-dok.html (дата обращения: 24.08.2018)
26. От солнечных батарей к экогородам. URL: http://expert.ru/ expert/2010/34/ot_solnechnuh_batarey_k_ekogooda (дата обращения: 26.09.2018)
27. Преобразование нашего мира: Повестка дня в ^области устойчивого развития на период до 2030 года. ООН, Нью-Йорк. 2015. URL: http://docs.cntd.ru/document/420355765 (дата обращения: 25.09.2018)
28. Приложение к сборнику (информация в разрезе субъектов Российской Федерации), 2016г. (1,6 Мб). URL: http://www.gks.ru/free_ doc/doc_2016/Pril-jil16.rar (дата обращения: 26.09.2018)
29. Проект Генерального плана развития городского округа города-курорта Кисловодска. URL: http://www.kislovodsk-kurort.org/index. php/pm-all-news/pm-architektura/872-mat-novoe-v-genplane (дата обращения: 26.09.2018)
30. Стенограмма Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений от 27 декабря 2016 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/53602 (дата обращения: 26.09.2018)
31. Устойчивые городские транспортные системы URL:http:// www.mintrans.ru/activity/detail.php (дата обращения: 28.08.2018)
32. Development Indicators. World Bank, Washington DC, 2013. URL: http://data.worldbank.org) (дата обращения: 28.09.2018)
33. Dixon, T. Sustainable Urban Development to 2050: Complex Transitions in the Built Environment of Cities. 2011. Oxford Institute for Sustainable Development, Oxford Brookes University. URL: http://www. retrofit2050.org.uk/sites/default/files/ resource^u (дата обращения: 28.09.2018)
Статья поступила в редакцию 01.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
96
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)