МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070
расчетов производится наличными средствами и лишь небольшой процент населения используют банковские карточки при оплате товаров и услуг.
На сегодняшний день China UnionPay (CUP) является мировым лидером по числу эмитированных пластиковых карт, опережая даже платежную систему Visa.
Опираясь на этот пример, собираются создать свою карту и в России. Неизвестно как воспримут НПСК клиенты, станут ли её предпочитать хорошо известным и популярным Visa и MasterCard. Единственное, что можно сказать с уверенностью, Россия готова развиваться в данном сегменте бизнеса и для этого есть все ресурсы и условия.
В настоящее время в связи с возросшей активностью в использовании электронных платежных средств вырос интерес к криптовалюте Bitcoin.
Bitcoin - система электронной наличности, которая полностью децентрализована. Bitcoin использует специальную технологию, работающую без центрального контролирующего органа. Эмиссия производится коллективно усилиями одноранговой сети [5, с.114].
Банк России впервые обозначил свою позицию в отношении биткойна в 2014 году. Он предостерегает граждан РФ от использования криптовалюты и приравнивает биткойны к денежным суррогатам.
Однозначно нельзя сказать, хороши ли криптовалюты, но ясно одно: в криповалютах заложен огромный потенциал, который, с одной стороны, может дать сильный толчок экономике всего мира, а с другой - затормозить его развитие.
Таким образом, закрепление в России института электронных денег оказало значительное влияние на розничный финансовый сектор. Однако наиболее важные изменения в этой сфере еще впереди. Список использованной литературы:
1. Афанасьева Г. А., Евстифейкина А. А. Тенденции развития денежного обращения в России. -2015.- №7.-С.17-19.
2. Селезнева А.И., Рахматуллина Ю.А., Шарипова А.А. Денежное обращение. Кредит. Банки. Практикум. Учебное электронное издание. Уфа: УГАТУ, 2014.- С.109 (№ Гос. регистр. 0321400671)
3. Фокин Н.В. Проблемы денежного обращения в РФ/ Современные наукоемкие технологии.-2015.- №12/2.-С.238-240.
4. М.А. Абрамова, Л.С. Александрова. Характер развития наличного денежного обращения в России/ Монография.- 2015.- С.20-25.
5. Роббек А. Е. Bitcoin как явление в мировой экономике// Вестник СВФУ.- 2014г. - т. 11, №6. - с.114-118.
© Рахматуллина Ю.А., Вильданова Г.М., 2016
УДК 657 (075.8)
Н.Г. Сапожникова
д.э.н., профессор О. Ю. Трунаева
магистрант 2 курса Экономический факультет Воронежский государственный университет г. Воронеж, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПРАВЕДЛИВОЙ СТОИМОСТИ В КОРПОРАТИВНОМ
УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ
Аннотация
В статье исследуются проблемы применения справедливой стоимости при систематизации
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
информации в корпоративном учете и отчетности в соответствии с международными и российскими учетными стандартами, раскрываются методы расчетов справедливой стоимости, иерархическая структура оценки справедливой стоимости.
Ключевые слова
Справедливая стоимость, российские стандарты учета, международные стандарты финансовой отчетности.
Одним из видов оценки объектов бухгалтерского учета и элементов финансовой отчетности является справедливая стоимость, используемая Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), определение которой содержится в ряде МСФО, но основополагающим является МСФО (IFRS) 13 «Оценка по справедливой стоимости» [1,2,3]. В соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка по справедливой стоимости», справедливая стоимость - это цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства при осуществлении операции на добровольной основе между участниками рынка на дату оценки [3].
Методами оценки справедливой стоимости являются рыночный подход, затратный подход и доходный подход (рис.1). Корпорации необходимо использовать методы оценки, которые в сложившихся обстоятельствах являются наиболее приемлемыми и доступные данные которых, достаточны для оценки справедливой стоимости, при этом максимизировать использование уместных наблюдаемых исходных данных и минимизировать использование ненаблюдаемых исходных данных.
Рисунок 1 - Методы оценки справедливой стоимости
Рассмотрим подробнее методы, используемые в рамках каждого подхода. Применяя рыночный метод необходимо рассматривать цены и другую уместную информацию, на основе аналогичных рыночных сделок с аналогичными активами, обязательствами либо группами активов и обязательств. В качестве подходов можно использовать:
1) метод рыночных мультипликаторов основан на соотношении балансовой и рыночной стоимости, который скорректирован на влияние количественных и качественных факторов, специфических для оценки;
2) метод матричного ценообразования представляет собой математический метод, который используют преимущественно для оценки некоторых видов финансовых инструментов, например, долговых ценных бумаг, не полагаясь лишь на котируемые цены, на определенные ценные бумаги, а, скорее, на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
отношении ценных бумаг к другим котируемым ценным бумагам, выступающим как ориентир.
При затратном методе справедливая стоимость основывается на цене, которая могла бы быть получена за актив, и которую покупатель как участник рынка готов заплатить для приобретения или создания замещающего актива, обладающего аналогичными преимуществами, с учетом морального износа (метод текущей стоимости замещения).
Доходный метод предполагает приведение будущих денежных потоков (расходов) к данному моменту времени. Использование доходного метода, учитывает текущие рыночные ожидания относительно будущих сумм. К методам, совместимым с доходным методом, можно отнести: 1) метод оценки по приведенной стоимости; 2) модели оценки опциона (Блэка-Шоулза, биномиальная модель, включающих методы оценки по приведенной стоимости и отражающих не только временную, но и внутреннюю стоимость опциона); 3) метод дисконтированных денежных потоков, используемый для оценки справедливой стоимости некоторых нематериальных активов.
Рассматривая метод дисконтированных денежных потоков, обратимся к нескольким примерам.
Пример 1. Корпорация 17 мая 2015 г. получила кредит в банке на сумму 10000 тыс. руб. под 17% годовых на четыре года. В день получения кредита корпорация в качестве комиссии банку выплатила 400 тыс. руб.
По факту корпорацией было получено не 10000 руб., а 9600 руб., что и будет являться справедливой стоимостью кредита на дату признания (с учетом, что 17% является рыночной ставкой). Амортизации подлежит разница между справедливой (первоначальной) стоимостью и стоимостью на дату погашения в размере 400 тыс. руб.
Как показывает практика затраты на получение займа, кредита или выпуск долговых бумаг появляются за некоторый период (год, месяц) до осуществления сделки. При этом корпорация имеет право отражать произведенные расходы в активе баланса в качестве внесенных авансов, в том случае если возможность реализации сделки весьма высока. Если же корпорация несет расходы по получению финансовой поддержки, вероятность получения которой низка, расходы периода списываются по мере их возникновения.
Пример 2. Корпорация выдала дисконтный вексель номиналом 200 тыс. руб. Величина транзакционных затрат составила 10 тыс. руб. Вексель был реализован 1 марта 2016 г. за 150 тыс. руб. и подлежит погашению через четыре года. Вексель будет признан в отчетности 1 июня 2015 г. в размере 140 тыс. руб. (справедливая стоимость). Амортизации подлежит разница между первоначальной стоимостью и стоимостью на дату погашения в размере 60 тыс. руб.
При получении финансовых инструментов на нерыночных условиях, их справедливая стоимость определяется методом дисконтирования. При определении дисконтированного денежного потока, пользуется коэффициент дисконтирования, рассчитываемый на основе, преобладающей на дату возникновения обязательства рыночной процентной ставке, в частности ставке рефинансирования Центрального Банка России.
Процесс выбора метода оценки является элементом учетной оценки и предполагает соблюдение последовательности. Изменение метода оценки оправдано для обеспечения справедливой стоимости объекта учета. К факторам, обуславливающим изменения учетной политики в области используемых методов оценки справедливой стоимости, отнесятся доступность новой информации, развитие новых рынков, усовершенствование методов оценки, изменение рыночных условий; недоступность ранее используемой информации. Необходимо отметить, что рыночный и затратный методы наиболее доступны в использовании, в отличие от доходного метода. Проводя оценку справедливой стоимости, корпорации должны установить приоритетность исходных данных. С этой целью МСФО (IFRS) 13 «Оценка по справедливой стоимости» вводит иерархию источников справедливой стоимости, включающую три уровня (табл. 1).
Таблица 1
Иерархическая структура оценки справедливой стоимости
Уровни оценки Примеры применения
Уровень 1. Котируемые цены на активном рынке Цены акций, котируемых на фондовой бирже
Уровень 2. Прямо или косвенно являются наблюдаемыми ценами для активов и обязательств Котируемые цены на аналогичные активы и обязательства на активном либо не активном рынке, другая наблюдаемая информация
Уровень З.Ненаблюдаемые цены для оценки активов и обязательств Финансовый прогноз, историческая волатильность
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Подходы, представленные в МСФО совпадают с подходами к определению рыночной стоимости, содержащимися в международных стандартах оценки. К первому уровню относят котируемые цены (некорректируемые) на активных рынках для идентичных активов или обязательств, доступные для корпорации на дату оценки. Согласно МСФО (IFRS) 13 «Оценка по справедливой стоимости», под котируемой ценой на активном рынке понимают доступную и надежную цену, используемую без дополнительных корректировок. Согласно пункту МСФО 13 (IFRS) «Оценка по справедливой стоимости», исходные данные первого уровня могут быть доступны для различных объектов учета, обращающихся на активных рынках. В частности, к первому уровню относятся котировки активов и обязательств, по результатам биржевых торгов.
Ко второму уровню относят данные, которые не могут быть отнесены к первому уровню, но являются наблюдаемыми для актива или обязательства. Например, к этой группе можно отнести процентные ставки и кривые доходности, которые пересматривается в определенный период времени, в частности кредитные спреды. К этому уровню относят такие активы и обязательства, для которых отсутствуют котировочные цены на активном рынке, но, не смотря на это, их оценка по справедливой стоимости может осуществляться на основании следующих факторов: 1) котировочные цены на идентичные и аналогичные активы или обязательства на активных рынках; 2) котировочные цен на аналогичные или идентичные активы или обязательства на рынках, которые не являются активными.
К третьему уровню относят ненаблюдаемые исходные данные для оценки актива или обязательства. Согласно МСФО (IFRS) 13 «Оценка по справедливой стоимости» под ненаблюдаемыми данными понимают сведения, используемые для оценки справедливой стоимости в тех случаях, когда недоступны наблюдаемые исходные данные. В ненаблюдаемых исходных данных должны отражаться допущения, на основании которых участники рынка устанавливали бы цены на актив или обязательство, включая допущения о риске. Например, это темпы роста, которые применяются к ожидаемым денежным потокам для оценки бизнеса или к неконтролирующей доле участия в корпорации, акции которой на бирже не котируются, долгосрочный валютный своп, процентная ставка свопа, и другие. В МСФО (IFRS) 13 «Оценка по справедливой стоимости» отмечается, что корпорация должна проводить оценку релевантности факторов доступными способами. Таким образом, к третьему уровню иерархии справедливой стоимости активов и обязательств относят цены, не основывающиеся на рыночных данных.
По сути, МСФО (IFRS) 13 «Оценка по справедливой стоимости» представляет собой концептуальную основу определения справедливой стоимости в корпоративной отчетности, что является одним из ключевых требований международных стандартов финансовой отчетности. В то же время, названный стандарт не применяется к операциям, связанным с арендой, выплатами на основе долевых инструментов, в соответствии с МСФО (IAS) 17 «Аренда» и МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе долевых инструментов». Оценка объектов бухгалтерского учета и элементов финансовой отчетности по справедливой стоимости является обязательной при расчете гудвила (деловой репутации дочерней и ассоциированной компаний), стоимости чистых активов корпораций и иных показателей корпоративной отчетности, используемых инвесторами при принятии экономических решений. Обязательным является использование справедливой стоимости при расчете обесценения активов. [4]. Отечественным корпорациям, целесообразно использовать данный метод оценки, обеспечивающий надежность информации публичной отчетности, что действующими нормативными документами предусматривается лишь частично. В настоящее время использование справедливой стоимости отечественными корпорациями возможно при формировании консолидированной корпоративной отчетности. По мнению авторов, использование данного метода оценки необходимо и при разработке отечественных учетных стандартов, что повысит надежность учетной и отчетной информации.
Список использованной литературы:
1.Сапожникова Н.Г. Международные стандарты финансовой отчетности / Н.Г. Сапожникова. М.КНОРУС. 2012.
2.Сапожникова Н.Г. Место оценки в формировании информационной системы корпоративного учета // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия 2008, №8. С.47-53.
3.Междунардный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» // www.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
minfin.ru.
4.Сапожникова Н.Г. Проблемы формирования корпоративной отчетности. Вестник Казанского государственного финансово-экономического института.2008. №2. - С.4-8.
© Сапожникова Н.Г., Трунаева О.Ю, 2016.
УДК 65.290:336
И.И.Сафина
студентка 3 курса ФК Галлямова Т.Р., к.э.н., доцент
РОЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИНАНСОВОМ УСПЕХЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Сегодня без рекламы не начинается ни один проект, ни одно предприятие не развивает свою деятельность без маркетинга. Для увеличения объемов продаж и привлечения новых клиентов все фирмы прибегают к разным маркетинговым ходам.
Однако, в ситуации ограниченных финансовых ресурсов руководители многих компаний не придают должного значения маркетингу, и финансируют маркетинговые мероприятия, особенно исследования, по остаточному принципу, урезая бюджет маркетинга при каждом удобном случае, что незамедлительно негативно сказывается на результатах деятельности всего предприятия.
Формируя бюджет маркетинга, необходимо не только определить общие расходы, но и распределить их как по основным направлениям маркетинговой деятельности (маркетинговые исследования, разработка товаров, реклама, стимулирование сбыта и т.д.), так и внутри них.
Затраты на маркетинг - совокупность расходов, необходимых для осуществления деятельности службы маркетинга и маркетинговых мероприятий организации по формированию и воспроизводству спроса на товары и услуги.
И хотя следует принимать во внимание вероятные дополнительные затраты на маркетинг, например, дополнительные рекламные расходы, которые потребуются, чтобы информировать существующих клиентов о появлении улучшенного продукта или услуги исследований.
В качестве примера влияния на прибыль стратегии выручки с одного клиента рассмотрим сегмент традиционных покупателей. Значительное улучшение ассортимента товарной линии могло бы поднять среднюю выручку от покупателя с 90 до 100. Однако это также увеличило бы удельные переменные затраты на покупателя на 5 из-за возросших производственных затрат. Кроме того, потребуется еще 2 млн на маркетинговые расходы, чтобы информировать потребителей об улучшенной товарной линейке и сообщить о ее преимуществах. Как указано ниже, такая стратегия привела бы к увеличению NMC на 1,1 млн по сравнению с текущим показателем NMC, составляющим 15,4 млн.
NMC традиционного покупателя = [6,8 млн покупателей х 0,09 х ( 100 - 60)] - 8 млн = [612 000 покупателей х 40 за единицу] - 8 млн = 24,5 млн - 8 млн = 16,5 млн
Хотя показатель чистой прибыли от инвестиций в маркетинг позволяет нам измерить влияние маркетинговой стратегии на размер прибыли, это не помогает нам проникнуть в суть относительной эффективности маркетинга различных NMC. Например, как указано ниже, за прошлый год компания А получила NMC на сумму 4 млрд, а в В показатель NMC составил 6,9 млрд:
Чистая прибыль от маркетинга (А) = объем продаж х маржа валовой прибыли - затраты на маркетинг и продажи = 14,2 млрд х 46% - 2,5 млрд = 4,03 млрд
Чистая прибыль от маркетинга (В) = объем продаж х маржа валовой прибыли - затраты на маркетинг