0ЁЁ1Ы10Ё6 Ё 1А01А1Ё1АЁ6
О.А. ААОІАОІАА
кандидат экономических наук, доцент О.А. ТдАоГЁЁТАА
зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом,
доктор экономических наук, доцент
ТоТАЁАШ Тоё^АГАГЁВ ЙТОЁТЁТАЁхАйЁТАТ 7А0ТАА А УЁИМЁхАЙЁЁО ЁШЁААтААГЁВО
ВадоёйоаоёаГТпои ё дГа^ёТТпой Гао^Гйб ёппёааТааГёё аТ ЇГТаи Т15аааёу^опу поаїа-Гй^ ТаТпГТааГГТпоё ё тТдГаГГТпоё Г'бёТа-Гуашб ІаоТаТа УТдГаГёу.
Вапп1аобёаау 1аоТаи паТба ёГ6Тб1аоёё, ёпиёйд6аша а пТоёТёТаё^апёёб ёппёааТааГёуб, !ТжГТ пёадаой, ^оТ аТёй0ау ёб ^апой аиёа даё1поаТааГа 6 аб6аёб Га6ё. Гт ё1аГГТ бадаёоёа пТоёТёТаё^апёТё 1аоТаТёТаёё їТдаТ-ёёёТ п6Тб1ёбТааой ёТи'ёаёп 'иТаТ^ёпёаГ-Гиб пїТпТаТа паТба ё аГаёёда ёГ6Тб1аоёё, 'мдаТёу^йёб мёб^ёой аТпоаоТ^ГТ аТпоТааб-Гиа ааГГиа Т пТоёаёйшб уаёаГёуб ё їбТоап-паб па1ТаТ бадёё^ГТаТ бТаа.
1ТдГаааоаёйГйа аТд1ТжГТпоё пТоёТёТаё-^апёёб ІаоТаТа обааёоёТГГТ ёпиёйдб^опу ё а уёТГиё^апёёб ёппёааТааГёуб. А оТ жа аба-1у а ёппёааТааГёуб уёТГиё^апёёб ГбТаёа! пТоёТёТаё^апёау ёГ6Тб1аоёу ^апоТ баппіао-бёаааопу ёёаТ ёаё баа^ГТа аТ'мёГаГёа, ёёаТ ёаё ёТиатаоёу Топбопоаёу ГаТабТаё1Тё поа-оёпоё^апёТё ёГ6Тб1аоёё.
ТаТпГТааГёа аТд1ТжГТпоё ё ГаТабТаё1Т-поё Г'бёТаГаГёу а уёТГиё^апёёб ёппёааТааГёуб т'аоё6ё^апёёб пТоёТёТаё^апёёб ІаоТаТа обаабао їбажаа апааТ 6оТ^ГаГёу пшпёа ЇТ-Гуоёё «1аоТаТёТаёу» ё «1аоТа». ГаТабТаё-ІТпой уоТаТ и'баааёуаопу, а ^апоГТпоё, ё оаі, ^оТ а аТёй0ёГпоаа бааТо, їТпауйаГГйб їбТ-аёа1а! ІаоТаа пТоёТёТаёё, аГаёёдёбб^опу ёё0й ІаоТаи ё оабГёёа Г'бТааааГёу уи'ёбё-^апёёб пТоёТёТаё^апёёб ёппёааТааГёё, а оТ абаїу ёаё ІаоТааІ оаТбаоё^апёТё пТоёТёТ-аёё бааёуаопу 1аёТ аГё1аГёу.
Ё Г'ТГёТаГё^ 'иГуоёу «1аоТаТёТаёу» аТп-оаоТ^ГТ !ГТаТ їТабТаТа. А ёдГа^аёйГы ё паІТІ Тайаі пшпёа 1аоТаТёТаёу — уоТ Габёа Т Га6^Ги ІаоТаа. ІТжГТ пёадаой, ^оТ ТГа ёдб^аао Габ^Гйё ІаоТа, и'баааёуао ба-ёиаГааоёё, ёапа^йёапу Габ^ГТё аТпоТааб-ГТпоё Г'бёТаГуашб ІаоТаТа, ТпГТайааупй Гбё уоТ! Га оаёёб 'ГТГуоёуб, ёаё «ёТаёёа» ё «аГТпаТёТаёу».
АоТбТё їТабТа обаёобао ТаоТаТёТаё^ ёаё пёпоа16 Г'бёГоё'ма Габ^ГТаТ ёппёааТааГёу, Тобажа^йёб т'аоё6ёё6 ёТГёбаоГТё Габёё ё аа їбааіаоа. «1\1ТаабжаоаёйГТа ТТГёТаГёа 1а-оТаТёТаёё ёпбТаёо ёд оТаТ, ^оТ а Гаё бааёёд6-аопу уабёпоё^апёау (о.а. ïТёпёТаау) 66Гёоёу ïбаа1аоГТё Таёапоё ёппёааТааГёу»1. А уоТ1 п1ипёа 1аоТаТёТаёу ГаТоааёё1а То оаТбёё, ё оаТбаоё^апёау пёпоа1а дГаГёу аТёжГа Га оТёй-ёТ ТайупГуой ГаёТоТб6^ їбаа1аоГ6^ Таёапой, ГТ ё ааааой ёГпоб61аГо ïТёпёа ГТаТаТ дГаГёу — ТаоТаТёТаё^. Ё1аГГТ оаТбёу ТГбаааёуао ГаГбааёаГёа ёппёааТааГёу, аёГТоади, ёТ-оТбиа ГаТабТаё1Т ГбТаабёой, ааао аТд1Тж-ГТпой пёпоа1аоёдёбТааой 6аёои Га ТпГТаа аи-уаёаГёу ёб п6йапоааГГиб паТёпоа ё паудаё.
А пТТоааопоаёё п обаойё! їТабТаТІ, 1аоТ-аТёТаёу — уоТ пёпоа1а дГаГёё, ТГбаааёу^йау оабГё^апёёа, ТбааГёдаоёТГГиа ё ГбТоаа6бГиа аТїбТпи ГбТааааГёу ёппёааТааГёё, ТаТпГТааГ-ГТпой аиаТба Гбё1аГуа1иб ІаоТаТа ё Таап-Га^аГёа аТпоТаабГТпоё ГТё6^аГГиб бад6ёйоа-оТа. А ба!ёаб оаёТаТ ГТабТаа 1аоТаТёТаёу аёёдёа ё оаёТ16 ГТГуоё^, ёаё «1аоТаёёа».
1\1ТТоааопоааГи, ё ГТГуоёа «1аоТа» 1Тж-ГТ бапп1аобёааой а 0ёбТёТ1 ё 6дёТ1 дГа^а-Гёё. А 0ёбТёТ1 пшпёа 1аоТа — уоТ ГТГуоёа, Тобажа^йаа ТпТааГГТпоё оаТбаоё^апёТё ёТГ-оаГоёё, бааёёд6а1иа а їбТоаппа ёппёааТааГёу. А 6дёТ1 дГа^аГёё ІаоТа — уоТ пїТпТа паТба, ТабааТоёё, аГаёёда ёГ6Тб1аоёё.
1бТаёа1а пТпоТёо а оТ1, ^оТ пТоёТёТаё^ап-ёёё 1аоТа ^айа апааТ обаёо6аопу 6дёТ, о.а. а Тобиаа То пТоёТёТаё^апёТё оаТбёё ё 1аоТаТ-ёТаёё. УоТ паудаГТ а паТ^ Т^абаай п оа1, ^оТ ГТГуоёа «1аоТаТёТаёу» оаёжа Гбаё16йа-поааГГТ ёпГТёйд6аопуапаТа! 6дёТ1 дГа^аГёё.
ГаТаГТдГа^Ги! уаёуаопу ё пТТоГТ0аГёа ГТГуоёё «пТоёаёйГТа ёппёааТааГёа» ё «пТоё-ТёТаё^апёТа ёппёааТааГёа». ЁГТааа уоё їТГу-оёу ТоТжаапоаёу^опу, а ёГТааа ГТГё1а^опу ёаё Тайаа (пТоёаёйГТа) ё ^апоГТа (пТоёТёТ-аё^апёТа). Га Га0 адаёуа, ааГГиа ёппёааТаа-
© О.А. АабіаоТаа, О.А. ТдабГ(эёТаа, 2004
ièÿ íâîàöîäèlî ^âôêî äèôôâбâíöèбîâàôü. I5è ÿôîl ñîöèîëîäè+àñêèl (â èñôèííîl ïî-fèlàfèè ÿôîäî ñëîâà) ÿâëÿâôñÿ èññëâäîâàíèâ ñîöèàëüíûö îáúâêôîâ, ÎôiÎ0âièé, ïбîöâññîâ, fàïSàâëâiiÎâ ià ïîëó^âíèâ iîâîé èfôîSlà-öèè è âûÿâëâièâ çàêîíîlâбíîñôâé îáùâñôââí-iîé æèçiè ià îñíîâà dàÎôèé, ïàdîâîâ è ïôÎ-öàäóö, ïöèíÿдûö â ñîöèîëîäèè2.
Iбèíöèïèàëüíîé äëÿ îïбâäâëâíèÿ îáëàñôè íàó^íîäî èññëâäîâàíèÿ ÿâëÿâôñÿ âçàèlmâÿçü lâæäó ôâîSèâé è lâôîäîëîäèâé, ñ îäíîé ñôî-5îfû, è lâôîäàlè ñáîбà è àiàëèçà èfôîSlà-öèè — ñ äбóäîé. Â ÿôîl mrnëâ, fàïSèlâS, làöêâôèíäîâîâ èññëâäîâàíèâ ñ èm'îëüçîâàfè-âl ôàêèô lâôîäîâ, êàê àfêâôèSîâàièâ è èïoâ5-âü^, iâ ÿâëÿâôñÿ ñîöèîëîäè^âñêèl, ôàê êàê ààçèöóâôñÿ ià lâôîäîëîäèè làöêâôèíäà. Ôî^-iî ôàê æâ èññëâäîâàíèâ ïSîaëâl làôâSèàëü-íîäî ñôèlóëèöîâàíèÿ ñ èm'îëüçîâàfèâl 5â-çóëüôàôîâ àfêâôèSîâàièÿ Sààîôfèêîâ, mfîâàf-iîâ ià ôâîбâôèêî-lâôîäîëîäè^âñêèö ïîëîæâ-fèÿô ÿêîiîlèêè ôöóäà, ñîöèîëîäè^âñêèl ÿâ-ëÿôüñÿ iâ áóäâô. Ôàêèl îaSàçîl, ^ôîaû îïöâäâëèôü, ê êàêîé íàó^íîé ñïâöèàëüíîñôè îô-íîñèôñÿ èññëâäîâàíèâ, íâîàöîäèlî ÎàSàôèôü âfèlàfèâ ïбâæäâ âñâäî ià èñïîëüçîâàííûâ ôâîбâôè^âñêèâ è lâôîäîëîäè^âñêèâ ïîäöîäû, â ôî âôâlÿ êàê lâôîäû ñáîбà èíôîölàöèè lîäóô àûôü çàèlñôâîâàíû ó äöóäèö íàóê.
Ñîöèàëüíîà èññëâäîâàíèâ — ïîiÿôèâ àî-ëââ 0èôîêîâ, lâæäèñöèïëèíàöíîâ. «Kä ièl ñëâäóâô ïîièlàôü 0èôîêèé êëàññ èññëâäîâàíèé, ääâ ñîöèàëüíûâ ôàêôû îàúÿñíÿ^ôñÿ ^âôâç ïnè-öîôèçèîëîäè^âñêèâ, ïñèöè^âñêèâ, ïôàâîâûâ, ÿêîиlè^âñêèâ è ô.ï. ôàêôû. È iàîàîôîô»3. Ôîëüêî ôàêèl îàôàçîl lîäóô àûôü èçó^âíû líîäèâ ïôîàëâlû, ÿâëâièÿ è ïöîöâññû, iâ «âïèñûâà^ùèâñÿ» â äíîñâîëîäè^âñêó^ ñöâló îôäâëüíûö íàó^íûö äèñöèïëèí. Öñëîæíâíèâ îàùâñôââííûö ïöîöâññîâ îàúâêôèâíî ïôèâî-äèô ê íâîáöîäèlîñôè ïöîââäâíèÿ èññëâäîâà-ièé lâæäèñöèïëèíàöíîäî öàöàêôâöà, ^ôî ñb ïöîâîæäàâôñÿ çàöîæäâíèâl è öàçâèôèâl iî-âûô íàó^íûö äèñöèïëèí.
Íà ñôûêâ ñîöèîëîäèè è äöóäèö íàóê óæâ ñôîölèöîâàëèñü lâæäèñöèïëèíàöíûâ íàó^-iûâ íàïöàâëâíèÿ: ñîöèàëüíàÿ ïñèöîëîäèÿ, ñb öèàëüíàÿ ÿêîëîäèÿ, ñîöèàëüíàÿ àíôöîïîëîäèÿ è äö. Ê ôàêèl lâæäèñöèïëèíàöíûl íàïöàâëâ-ièÿl îôíîñèôñÿ è ÿêîíîlè^âñêàÿ ñîöèîëîäèÿ, ïî ïîâîäó lâñôà êîô^îé â ñèñôâlâ íàó^íî-äî çfàfèÿ lfâfèÿ öàçäâëÿ^ôñÿ. Ââ öàññlàôöè-âà^ô è êàê -^ôü ñîöèîëîäèè, è êàê ^ôü ÿêî-íîlè^âñêîé íàóêè. Íà ià0 âçäëÿä, ÿôî ñàlî-
ñôîÿôâëüíîâ íàó^íîâ íàïöàâëâíèâ, íîñÿùââ lâæäèñöèïëèíàöíûé öàöàêôâö.
Èlâffî ôîölèöîâàíèâ ÿêîíîlè^âñêîé ñb öèîëîäèè êàê ñàlîñôîÿôâëüíîäî íàó^íîäî fà^àâ-ëâièÿ è ââ lâôîäîëîäèè ïöèââëî ê öàçâèôè^ îàîñíîâàííîäî ôâîöâôè^âñêîäî ïöâäñôàâëâíèÿ î âîçlîæfrnôÿô ïöèlâíâíèÿ ñîöèîëîäè^âñêèö lâôîäîâ ïöè àiàëèçâ ÿê^lè^iêèc ïöîöâññîâ.
Îïöâäâëâíèâ ïöâälâôà ÿêîíîlè^âñêîé ñb öèîëîäèè iâ ÿâëÿâôñÿ îäíîçíà^íûl. Íàèàîëââ àëèçêèl ê íà0âló ïöâäñôàâëâíè^ ÿâëÿâôñÿ nä-öîä êëàññèêîâ îôâ^âñôââííîé ÿêîíîlè^âñêîé ñîöèîëîäèè Ô.È. Çàñëàâñêîé è D.Â. Dûâêèiîé, êîô^ûâ ñ^èôà^ô, ^ôî ÿêîíîlè^âñêàÿ ñîöèîëî-äèÿ «èññëâäóâô çàêîíîlâöíîñôè ÿêîíîlè^âñêîé æèçiè (ÿêîíîlè^âñêèâ ÎôiÎ0âièÿ, ÿêîíîlè^âñ-êèâ ïöîöâññû) ñ ïîlîùü^ ñèñôâlû êàôâäîöèé, âûöààîôàííûö ñîöèîëîäèâé»4. Íâ '^^â^â^ äàííîló ïîfèlàfè^ è ôî^êà çöâíèÿ Â.Â. Dàäà-ââà, êîô^ûé îïöâäâëÿâô ïöâälâô ÿêîíîlè^âñ-êîé ñîöèîëîäèè â äóöâ I. Ââáâöà: «...ÿêîfîlè-■^êàÿ ñîöèîëîäèÿ èçó^àâô ÿêîíîlè^âñêîâ äâé-ñôâèâ êàê ôîöló ñîöèàëüíîäî äâéñôâèÿ»5.
Ñàlîîïöâäâëâíèâ ÿêîíîlè^âñêîé ñîöèîëî-äèè êàê ñàlîñôîÿôâëüíîé íàó^íîé äèñöèïëèíû ñâÿçàíî ñ îàîçfà^âfèâl ââ ñïâöèôè^âñêîäî lâñôà â ñèñôâlâ íàóê, öàçäöàíè^âíèâl ââ ïöâälâôà è lâôîäà ñî mâæfûlè íàóêàlè, è ïöâæäâ âñâäî ñ ÿêîíîlè^âñêîé ôâîöèâé. Â ÿêî-íîlè^âñêèö è ñîöèàëüíûö èññëâäîâàíèÿö lîæ-iî iàéôè líîäî îàùâäî. Ôàê, îáúâêôû èññëâ-äîâàíèÿ ÿêîíîlè^âñêîé ôâîöèè è ÿêîíîlè^âñ-êîé ñîöèîëîäèè ôâñíâé0èl îáöàçîl ïâöâïëâ-ôà^ôñÿ è íàöîäÿôñÿ âî âçàèlîäâéñôâèè. È ñ ñî-öèîëîäè^âñêîé, è ñ ÿêîíîlè^âñêîé ôî^âê çöâ-ièÿ èçó^à^ôñÿ öûíêè, êîíêóöâíöèÿ, ïîââäâíèâ àêôîöîâ, lîôèâàöèÿ ïîââäâíèÿ è ö.ä.
Iöè ïöàêôè^âñêîl ñîâïàäâíèè îàúâêôîâ lâæäèñöèïëèíàöíàÿ äöàíèöà (è îàîñîàëâíèâ ÿêîíîlè^âñêîé ñîöèîëîäèè) lîæâô àûôü ïöî-ââäâíà ià îñíîââ îïöâäâëâíèÿ ñïâöèôè^âñêèö ïöâälâôîâ è lâôîäîâ èññëâäîâàíèé. löè ÿôîl ñëâäóâô îôlâôèôü, ^ôî âñëè ïîä lâôîäàlè lû àóäâl ïîièlàôü ëè0ü lâôîäû ñàîöà è àiàëèçà èíôîölàöèè, ôî îêàæâôñÿ, ^ôî è îiè âî liî-äîl ÿâëÿ^ôñÿ îàùèlè. К äàæâ âñëè ïöèçíàôü, ^ôî öàçëè^èÿ â lâôîäàö ñóùâñôâó^ô, ÿôî èlââô âôîöîñôâïâííîâ çfà^âfèâ ïî ñöàâíâíè^ ñ öàç-ëè^èâl â lâôîäîëîäè^âñêèö ïöâäïîñûëêàö.
Tñíîâíîâ îôëè^èâ lâôîäîëîäè^âñêèö ïîä-öîäîâ ÿêîíîlè^âñêîé ñîöèîëîäèè è ôöàäèöèîí-iîé ÿêîíîlè^âñêîé ôâîöèè Â.Â. Dàäàââ âèäèô â ïöèíöèïèàëüíîé ïöîôèâîïîëîæíîñôè îñíîâ-fûô èíôâíöèé ÿôèô äâóö äèñöèïëèí: «...ÿêîfî-
le^aneay oaTSey iSTegaTaeo 5aaoeoe^ e Tau-aaffTl6, a yeTfTle^aneay nToeTeTaey — iST-aealaoegaoe^ TauaaffTaT»6. YeTfTlenou, Tauynfyy neTffifua iSToannu, 6iSTua^o ne-ooaoe^ aT 6STafy «anoanoaaffTe», iTfyofTe n oT^ee gSafey gaSaaTaT nlunea e aa^uae aTglTffifTnou oTSlaeegaoee, lTaaeeSTaafey e iSTafTgeSTaafey. Aey nToeTeTaTa «anoa-noaaffmou» fa yaeyaony T^aaeafTe e en^aSiu-aa^uae, Tfe aeayo ga eaffi6uaeny iSTnoToTe e Tauaaffmou^ oaeue euieaen neTffifae0e6 iSTaeal, oSaa6^ue6 iTfelafey e Tauynfa-fey. lTyoTl6 TaTaauafea yeTfTle^anee6 en-neaaTaafee nToeTeTae^aneele iTa6Taale e faTaTSTo, agaelfTa iSTfeefTaafea e efoaa-Saoey niTnTanoa6^o iTau0afe^ iTgfaaaoaeu-fu6 aTglTffifTnoae Taae6 fa6e. TnTaaffT yoT faTa6TaelT a iaSeTau gfa^eoaeufu6 nToeaeu-fT-yeTfTle^anee6 eglafafee, eTaaa faTa6T-aelT eeaT Tnluneafea afTau aTgfee0e6 iST-aeal, eeaT iaSamluneafea 6ffia ela^ue6ny, fT fa fTaTe laoTaTeTae^aneTe TnfTaa.
A ^al ffia gaee^aaony laoTaTeTae^aneee iTa6Ta, iSaaeaaaalue yeTfTle^aneTe nToe-TeTaeae? ISaffiaa anaaT Tolaoel, ^oT Tf yaeyaony fa ene6nnoaaffT neTmoS6eSTaafful, fT n6T5le5Taaa0elny anoanoaafful TaSa-gTl ^aSag aafagen fa6^fu6 iSaanoaaeafee T nTTofT0afee yeTfTle^aneTaT e nToeaeufTaT.
YaTe^oey iSaanoaaeafee T ^aeTaaea a yeT-fTle^aneTe oaTSee iTaSTafT Tienafa Sagfu-le aaoTSale. fa fa0 agaeya, faeaTeaa gfa^e-lTe afaeeoe^aneTe e TaTaua^uae SaaToTe a yoTe Taeanoe yaeyaony lTfTaSaoey A.N. AaoT-fTlTaa7. Nalule Tauele iSegfaeale ^aeT-aaea yeTfTle^aneTaT aTeu0efnoaTl aaoTSTa iSegfa^ony oaeea, eae fagaaenelTnou, yaTen-oe^fmou, SaoeTfaeufTnou e efoTSleSTaaf-fTnou. OaeTa iSaanoaaeafea 66Taeo naTele eTSfyle a eeanne^aneee yoai Sagaeoey yeTfT-le^aneTe oaTSee (A. Nleo, Affi. Aafoal,
O. Iaeuo6n, A. DeeaSaT, ^.A. Nye e aS.). A aaeufae0al eeanne^aneea iSaanoaaeafey iSa-oaSiaee Sya eglafafee fa Sagee^fu6 yoaia6 Sagaeoey yeTfTle^aneTe oaTSee. ATeu0Te aeeaa a Sagaeoea iTfelafey ^aeTaaea yeTfT-le^aneTaT afanee O. Oaeae, A. laSaoT,
O. Aaaeaf, A. NaelTf, I. OSealaf, A. Aae-eaS, D. ET6g, A. fTSo e aS6aea 6^afua.
NTaSalaffTa iSaanoaaeafea Ta «yeTfTle-^aneTl» aTTaua faeaTeaa ySeT auSaffiafT a SaaToa6 E. iTeafue. Noaaeony aTiSTn T aaTe-noaaffTl iTfelafee nalTe eaoaaTSee «yeTfT-le^aneTa» — a oTSlaeufTl e nTaaSffiaoaeu-
fTl gfa^afee. OTSlaeufTa gfa^afea «yeTfT-le^aneTaT» «TnfTauaaaony fa eTae^aneTl 6a-SaeoaSa nayge laffia6 oaeyle e nSaanoaale, yaeyalTe a oaee6 iTfyoey6, eae "yeTfTle^aneee" eee ”yeTfTleou" (economical, economizing). TfT iTaSag6laaaao eTfeSaof6^ neo6aoe^ auaTSa, a elaffT: auaTSa laffia6 Sagee^fule niTnT-aale eniTeugTaafey nSaanoa, iTSTffiaaalTaT e6 TaSafe^affTnou^. Anee iSaaeea, TiSaaaey^-uea auaTS nSaanoa, lu faguaaal eTaeeTe Sa-oeTfaeufTaT aaenoaey, oT lTffial TaTgfa^eou yoTo aaSeafo eTaeee fTaul oaSlefTl — ”6TS-laeufay yeTfTle^aneay oaTSey" (formal economics)»8. ElaffT oaeTa oTSlaeufTa iT-felafea «yeTfTle^aneTaT» e aueT 6aSaeoaS-fT aey TnfTafu6 eTfoaioee «yeTfTle^aneTaT ^aeTaaea», ^oT ToSaffiaeT eae eTaee6 Sagaeoey fa6ee, oae e aTnoSaaTaaffTnou nT noTSTfu iSaeoeee 6TgyenoaaffTaT 6iSaaeafey. NTaSa-laffTl6 yoai6 Sagaeoey a aTeu0ae noaiafe nTToaaonoa6ao aS6aTa iTfelafea «yeTfTle^an-eTaT», TiSaaaeyalTa E. ITeafue eae «nTaaS-ffiaoaeufTa gfa^afea», eToTSTa «auoaeaao eg oaeoa gaaenelTnoe ^aeTaaea To iSeSTau e aS6-ae6 e^aae. TfT 6aSaeoaSeg6ao aaT agaelTTo-fT0afea n iSeSTaful e nToeaeuful TeS6ffia-feal, eToTSua Taania^eaa^o al6 nSaanoaa 6aTaeaoaTSafey laoaSeaeufu6 iToSaafTnoae»9. E. ITeafue n^eoaao oTSlaeufTa gfa^afea TaSafe^afful, oae eae TfT aageS6aony fa eT-aeea, fa oaTSee, a oT aSaly eae nTaaSffiaoaeu-fTa gfa^afea ToSaffiaao n6ufTnofua, anoa-noaaffua 6aSaeoaSenoeee nalTe iSeSTau ^aeT-aaea. NTToaaonoaaffT, «oTeueT nTaaSffiaoaeu-fTa gfa^afea "yeTfTle^aneTaT" niTnTafT iT-STffiaaou eTfoaioee, faTa6Taelua nToeaeuful fa6eal aey ylieSe^aneTaT enneaaTaafey ana6 oeiTa 6Tgyenoaa iST0eTaT e fanoTyuaaT»10.
ETae^aneel iSTaTeffiafeal aaffTaT iTa6T-aa yaeyaony enneaaTaafey, iTnayuaffua afa-eeg6 yeTfTle^aneTaT aaenoaey e nToeaeufTaT aaenoaey. A gaS6aaffifTe yeTfTle^aneTe nToe-TeTaee aaffay iSTaealaoeea faeaTeaa ae6aT-eT SagSaaToafa I. ASaffTaaooaSTl, a a Toa-^anoaaffTe fa6ea — A.A. Daaaaaul, eToTSue Tola^aao: «^yeTfTle^aneTa aaenoaea — yoT fafaneeunoaaffTa eniTeugTaafea TaSafe^af-fu6 San6SnTa, ela^ue6 Sagee^fTa 6iToSaa-eafea, aey aTnoeffiafey eTee^anoaaffT TiSaaa-eaffTe oaee, naygaffTe n Taania^afeal ffieg-faaayoaeufTnoe e^aae»11. NTToaaonoaaffT, TnfTafule yealafoale yeTfTle^aneTaT aaenoaey yaeyaony TaSafe^affTnou San6SnTa, aTg-lTffifTnou e6 aeuoaSfaoeafTaT 6iToSaaeafey,
fâfàñèëüñôââffûé ôàöàêôâö êî^îëÿ íàä öâ-ñóöñàlè, íàöâëâííîñôü ià îàâma^âfèâ æèç-íâäâÿôâëüíîñôè ë^âé, êîëè^âñôââffàÿ îï^â-äâëâííîñôü öâëâé è ñöâäñôâ.
lîiÿôèâ ñîöèàëüíîäî äâéñôâèÿ ÿâëÿâôñÿ àîëââ 0èöîêèl ïî ñöàâfâfè^ ñ ïîiÿôèâl ÿêîfîlè^âñ-êîäî äâéñôâèÿ. Ôâîöâôè^âñêèâ îñíîâû ïîfèlàfèÿ ñîöèàëüíîäî äâéñôâèÿ çàëîæâiû êëàññèêîl ñîöè-îëîäèè I. Ââáâöîl12. Ñîöèàëüíîâ äâéñôâèâ ïî-íèlàâôñÿ êàê ôàêàÿ ô^là äâÿôâëüfîñôè, êîô^àÿ èlââô ñóáúâêôèâíûé ñlûñë äëÿ ñóàúâêôà è âioô-öâííâ lîôèâèöîâàíà. Êöîlâ ôîäî, ñîöèàëüíîâ äâéñôâèâ îöèâfôèöîâàfî ià äâéñôâèÿ äöóäèô ë^-äâé, ô.â. ñóáúâêô îæèäàâô îïöâäâëâííîé îôââô-iîé öâàêöèè ià ñâîâ ïîââäâíèâ.
lî ñöàâfâfè^ ñ ïîäöîäîl ÿêîfîlè^âñêîé ôâ^èè mîàâffmôè ïîäöîäà ÿêîfîlè^âñêîé ñîöèîëîäèè ê èññëâäîâàfè^ ÿêîfîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ çàêë^à^ôñÿ â ñëâäó^ùâl13:
1. Iîôèâàöèÿ ôîçÿéñôââffûô àäâfôîâ èlâ-âô ñëîæíûé ôàöàêôâö è iâ ñâîäèôñÿ ê <^îëî-ló» ÿêîíîlè^âñêîló èfôâöâñó.
2. Tàúâêôîl èññëâäîâàíèÿ âûñôóïàâô iâ ààñôöàêôíàÿ ÿêîiîlèêà, à ÿlïèöè^âñêè fààë^-äàâlàÿ ñôâöà ôîçÿéñôâà.
3. Ÿêîfîlè^âñêîâ äâéñôâèâ öàññlàôöèâàâô-ñÿ êàê óêîöâíâííîâ â ñîöèàëüíûö ñôöóêôóöàô.
4. Ÿêîfîlè^âñêîâ äâéñôâèâ ïöâäñôàâô êàê êóëüôóöíî óêîöâíâííîâ.
5. Ÿêîfîlè^âñêîâ äâéñôâèâ ÿâëÿâôñÿ ô^-lîé ñîöèàëüíîäî äâéñôâèÿ.
lîiÿôèâ óêîöâíâííîñôè ÿâëÿâôñÿ îäíèl èç mfîâfûô äëÿ ïîfèlàfèÿ ñïâöèôèêè èññëâäî-âàfèÿ ÿêîfîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ â ÿêîfîlè^âñ-êîé ñîöèîëîäèè. Öêîöâfâffîñôü — ÿôî fâ ïöîñôî îàóñëîâëâffîñôü ÿêîfîlè^âñêîäî äâé-ñôâèÿ ñîöèàëüfîé ñöâäîé, êóëüôóöfûlè ôàê-ô^àlè è ïö. löèçfàâàÿ óêîöâíâííîñôü ÿêî-fîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ, lû ïöèçíàâl âäî äëó-àèffó^, ñóùfîñôfó^ ñâÿçü ñ ñîöèàëüfîé ñôöóêôóöîé è êóëüôóöíîé ñöâäîé, ïöèçfàâl fââîçlîæfmôü ïîfèlàfèÿ è èçó^âíèÿ ÿêîfî-lè^âñêîäî äâéñôâèÿ âfâ äàííîäî êîfôâêñôà.
Äèïîôâçà óêîöâfâffîñôè ñâÿçàíà ñ làöêñè-ñôñêèlè è àíôöîïîëîäè^âñêèlè fàó^fûlè ôöà-äèöèÿlè, fî ïöâæäâ âñâäî ñ èlâfâl Ê. lî-ëàfüè. lîfÿôèâ óêîöâfâffîñôè ïöèlâfèôâëüfî ê ÿêîíîlè^âñêîló äâéñôâè^ öàññlîôöâfî è â öààîôàô ïöèçfàffîäî ëèäâöà ñîâöâlâffîé ÿêî-fîlè^âñêîé ñîöèîëîäèè I. Äöàffîââôôâöà. Ôàê, â îäíîé èç âäî öàáîô, ÿâëÿ^ùâéñÿ ñàlûl öèôèöóâlûl ôâêñôîl â ñîâöâlâííîé ÿêîfîlè-■^êîé ñîöèîëîäèè, îôlâ^àâôñÿ, ^ôî â êëàññè-■^êîé è íâîêëàññè^âñêîé ÿêîfîlè^âñêîé ôâ-
îöèè ñîçäàâôñÿ èäâàëèçèöîâàffàÿ ñèôóàöèÿ, ïî-ñôöîâffàÿ fà ïöâäñôàâëâíèè îà ÿêîfîlè^âñ-êîl äâéñôâèè. Â ïöîôèâîââñ ÿôîló îàmfîâû-âàâôñÿ àöäólâfô óêîöâfâffîñôè: ÿêîfîlè^âñ-êîâ ïîââäâíèâ è ÿêîfîlè^âñêèâ èfñôèôóôû «fà-ñôîëüêî îäöàfè^âfû ñîöèàëüfûlè ÎôfÎ0âfèÿ-lè, ^ôî ïûôàôüñÿ ïöâäñôàâèôü èô êàê íâçàâèñè-
lûâ àûëî àû äöóàâé0âé Î0èàêÎé»14. Tàû^-fî â ÿêîfîlè^âñêèô lîäâëÿô ÿêîfîlè^âñêîâ äâéñôâèâ öàññlàôöèâàâôñÿ ñ ïîçèöèè àôîlèçà-öèè, ô.â. ñóàúâêô ÿêîíîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ (àê-ô^) öàññlàôöèâàâôñÿ èçîëèöîâàííî îô âäî ñîöèàëüfîé ñöâäû. I. Äöàííîââôôâö ïîä^âö-êèâàâô: «lëîäîôâîöfûé àfàëèç ^âëîââ^âñêîäî äâéñôâèÿ ôöâàóâô, ^ôîàû lû èçáâäàëè àôîlè-çàöèè... Àêô^û fâ äâéñôâó^ô è fâ ï^èfèlà-|dô öâ0âfèÿ âfâ ñîöèàëüfîäî êîfôâêñôà, ïîäîá-fî öàçöîçfâffûl àôîlàl îfè fâ ïîä^èíÿ^ô-ñÿ öààñêè ïöâäïèñàfèÿl, îïöâäâëâííûl ôâl îñîàûl ïâöâñâ^âfèâl ñîöèàëüfûô ïîçèöèé, êîô^ûâ èl ñëó^èëîñü çàfÿôü. Âlâñôî ÿôîäî èô ïîïûôêè öâëâfàïöàâëâffîäî äâéñôâèÿ óêîöâfâ-fû â êîfêöâôfûô ñèñôâlàô äëÿùèôñÿ ñîöè-àëüfûô ÎôfÎ0âfèé»15. Ôàêèl îáöàçîl, ñîâöâ-lâffîâ ïîfèlàfèâ ÿêîfîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ îàúâêôèâfî ôöâàóâô âäî öàññlîôöâíèÿ â êîf-ôâêñôâ ñîöèàëüfîé îáóñëîâëâííîñôè.
 ñîîôââôñôâèè ñ lâôîäîëîäèâé ÿêîíîlè^âñ-êîé ñîöèîëîäèè, èçó^âfèâ ñîöèàëüfîé ñöâäû ÿêîfîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ, ñîöèàëüfûô öâñóö-ñîâ, ñîöèàëüfûô ôàêôîöîâ, îïöâäâëÿ^ùèô ÿêîfîlè^âñêîâ ïîââäâíèâ, ñîöèàëüfûô öâ-çóëüôàôîâ ÿêîfîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ äîëæfî îñóùâñôâëÿôüñÿ fâ ôöàälâfôàöfî, fî öâëâíà-ïöàâëâffî è ñèñôâlàôè^âñêè fà mfîââ ïöèlâ-fâfèÿ ñîöèîëîäè^âñêèô lâôîäîâ.
Âñâ ôèïû ñîöèîëîäè^âñêèô lâôîäîâ è ñôöà-ôâäèé äâëÿôñÿ fà äââ äöóïïû: êîëè+àñдâàííûà è êà+àñдâàííûà. Êöèôâöèâl ôàêîäî öàçäâëâfèÿ ÿâëÿ^ôñÿ öàçëè^fûâ ôâîöâôè^âñêèâ ïöâäïîñûë-êè. Iöèlâfâfèâ êîëè^âñôââffûô lâôîäîâ àà-çèöóâôñÿ fà ôàêèô ôâîöâôè^âñêèô êîföâïöèÿô, êàê, fàïöèlâö, ñôöóêôóöàëèçl, ñôöóêôóöíûé ôófêöèîfàëèçl, ôâîöèÿ ñèñôâl è äö. Êà^âñôââf-fûâ lâôîäû èñïîëüçó^ôñÿ â öàlêàô ôàê fàçû-âàâlîé «ïîfèlà^ùâé» ñîöèîëîäèè, âêë^^à^-ùâé ôàêèâ ôâ^èè, êàê ôâfîlâfîëîäèÿ, àèôâ-âèîöèçl, ñèlâîëè^âñêèé èfôâöàêöèîfèçl è äö.
Êà^âñôââffûâ lâôîäû èññëâäîâàfèÿ — ÿôî îôfîñèôâëüfî fîâîâ íàïöàâëâíèâ â îôâ^âñôââf-fîé ïöàêôèêâ. Ëà+àñдâàííîà èññëàäîâàíèà — ÿôî ë^àîé âèä èññëâäîâàfèÿ, ïöâäïîëàäà^ùèé ñàîö îäöàíè^âííîäî îàúâlà äëóàèffîé èfôîö-làöèè, ïîçâîëÿ^ùâé ïîëó^èôü êà^âñôââffî
ОЁЁШЮЁВ Ё 1А01А1Ё1ЛЁВ
ГТайа айаТай, и Га ГбааГТёааа^йёа поаоеп-оё^апёТё ТабааТоёё ааГГйб. Ёа^апоааГГйа 1а-оТай ГТдаТёу^о ёппёааТааой Гбаё1бйапоааГ-ГТ ёГаёаёабаёйГйа, ТпТааГГйа, а Га оё'Гё^Гйа ГбТуаёаГёу ГТааааГёу ё^ааё. ТГё ГбааГТёааа-|эо паТб ёГоТб1абёё Т бабаёоабёпоёёаб пТдГа-Гёу бапГТГааГоТа. Оаёёа ёппёааТааГёу Га 1Т-або айой 1аппТай1ё, ёб бадбёйоаой Га ГТаааб-аа^опу поаоёпоё^апёТё ТабааТоёа, а аГаёёдёбб-|эопу Га ТпГТаа оаёёб оабГТёТаёё, ёаё ааб1аГаа-оёёа, па1аГоё^апёёё аГаёёд, аёпёббп-аГаёёд ё аб. ВаГбадаГоаоёаГТпой ГТаТаГйб ёппёааТааГёё а Тай^ГТ1 п1йпёа Га 1Тжао айой ТаТпГТааГа. АТпоТаабГТпой ёа^апоааГГТё ёГоТб1абёё ТГбаааёуаопу ёаё пТаё^ааГёа! обааТааГёё ё ГбТбаабба ёппёааТааГёу, ааТ 1аоТаёёа ё оабГТёТаёё, оаё ё ТпТай1ё пГТпТаа1ё, ГаГбё1аб, обёаГабёубёаё (пТГТпоааёаГёа ёГоТб1абёё, ГТ-ёб^аГГТё бадГй1ё 1аоТаа1ё, ёд бадГйб ёпоТ^-ГёёТа, а оа^аГёа ТГбаааёаГГТаТ аба1аГё).
ЁТёё+апдаа((Та ёппёааТааГёа — уоТ ёп-пёааТааГёа, ГбааГТёааа^йаа паТб аТёй0ТаТ Тайа1а уиебё^апёТё ёГоТб1абёё ё аГаёёд уоТё ёГоТб1абёё п ГТ1Тйй^ поаоёпоё^апёёб (а оТ1 ^ёпёа ё 1аоа1аоё^апёёб) 1аоТаТа. Оаёёа ёппёааТааГёу Тай^ГТ ГбТаТауопу п ёпГТёйдТ-ааГёа1 айаТбТ^ГТаТ 1аоТаа ё аТёжГй Тоаа-^аой обааТааГёу1 баГбадаГоаоёаГТпоё. ЁТёё-^апоааГГйа 1аоТай ГТдаТёу^о айуаёой Тайаё-оёаГйа бадбёйоаой адаё1Тааёпоаёу ё^ааё, оаёёа ёаё пТбёаёйГйа ёГпоёобой, пТбёаёйГйа поббёоббй, ГТб1й ё Гбааёёа ГТааааГёу. Ё1аГ-ГТ аТд1ТжГТпой ТаТпГТааГёу баГбадаГоаоёаГТпоё ё поаоёпоё^апёТё дГа^ё1Тпоё бадбёйоаоТа 1аппТайб ТГбТпТа уаёуаопу ТпГТаГй1 аТпоТ-ёГпоаТ1 ёТёё^апоааГГйб 1аоТаТа.
А уёТГиё^апёёб ёппёааТааГёуб ёпГТёйдб-|эо Гбаё1бйапоааГГТ ёТёё^апоааГГйа 1аоТ-ай паТба ёГоТб1абёё, ^оТ ТайупГуаопу ГбТ-поТоТё Гбё1аГаГёу, Гаёё^ёа1 поаГаабоГйб аТ-побГГйб ГбТаба11 ТабааТоёё ёТёё^апоааГ-Гйб ааГГйб, аТд1ТжГТпой^ Гбё1аГаГёу аад пГабёаёйГТё пТбёТёТаё^апёТё ё ГпёбТёТаё^ап-ёТё ГТааТоТаёё.
ЁТёё^апоааГГйа ё ёа^апоааГГйа 1аоТай Га ёпёё^а^о, а адаё1ГТ аТГТёГу^о абба аббаа, ё ёб бадааёаГёа уаёуаопу аТ 1ГТаТ1 бпёТа-Гй1. Оаё, ГТуаёу^опу ГТайа 1аоТай ё Гбёа1й ёппёааТааГёу, ТаГТдГа^ГТ Га ТоГТпуйёапу Гё ё ёа^апоааий!, Гё ё ёТёё^апоааГГй1. ІТ 1ГаГё^ уёпГабоТа ёд ёппёааТааоаёйпёТаТ ёТ-1ёоаоа ГТ ёТаёёа ё 1аоТаТёТаёё ІажабГабТа-ГТё пТбёТёТаё^апёТё аппТбёабёё, а пТаба1аГ-ГТё пТбёТёТаё^апёТё 1аоТаТёТаёё 1Т^ГТ ай-ааёёой обё ^абой: аТ-Габайб, б1аГй0аГёа бадбйаа 1ажаб ёТёё^апоааГГй1ё ё ёа^апоааГ-Гй1ё 1аоТаа1ё; аТ-аоТбйб, Га бГёаабпаёйГйё бабаёоаб 1аоТаТёТаёё (ёа^аау ё1аао паТ^ поабб «ёТ1ГаоаГбёё» ё Гбё1аГаГёу). А-оба-ойёб, ГТай0а^опу дГа^аГёа ё баГГТпой Гбё1а-ГаГёу ёТ1Гёаёпа 1аоТаТа аёу ГТёб^аГёу поа-аёёйГйб ё аТпоТаабГйб бадбёйоаоТа16.
ТпГТаГйа бадёё^ёу ёТёё^апоааГГйб ё ёа^а-поааГГйб ёппёааТааГёё ГбаапоааёаГй а оааё. 1.
ТпГТаГйа пТбёТёТаё^апёёа 1аоТай паТба ёГоТб1абёё, ёб ТпТааГГТпоё ё Таёапоё Гбё-1аГаГёу аТпоаоТ^ГТ ГТёГТ ТГёпаГй а бадёё^-Гйб б^ааГёёаб ё ГТпТаёуб17, ГТуоТ1б 1й Тп-оаГТаё1пу Га ТГёпаГёё ёппёааТааоаёйпёёб аТд-1ТжГТпоаё ТпГТаГйб 1аоТаТа ё Таёапоуб ёб Гбё1аГаГёу Гбё ёдб^аГёё уёТГТ1ё^апёёб уа-ёаГёё ё ГбТбаппТа (оааё. 2).
Оааёёоа 1
ЛдааГёоаёиГау дадаёоадёпоёёа ёТёё+апоааГГйд ё ёа+апоааГГйд ёппёааТааГёё
Критерии сравнения Количественные исследования Качественные исследования
Теоретическая основа «Объясняющая» социология «Понимающая» социология
Основная цель исследования Описать социальное явление, его структуру и выявить причинно-следственные связи между его элементами Выявить смысл поведения социальных субъектов и интерпретировать его
Тип исследования Преимущественно описательное Преимущественно аналитическое или разведывательное
Предмет исследования Объективные результаты взаимодействия людей Объективные факторы Типичные социальные явления и процессы Индивидуальные характеристики и особенности поведения людей Субъективные факторы Особенные, уникальные социальные проявления
Формализация инструментария Высокая Низкая или отсутствует
Позиция исследователя Наблюдатель Участник
Логика анализа18 Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий Индуктивная: от фактов — к концепциям
0.А. ААОіАОіАА, 0.А. ЮАР/'ЁЁ/АА
1ёТГ+аГёа дааё. 1
Критерии сравнения Количественные исследования Качественные исследования
Репрезентативность Обеспечение репрезентативности необходимо и возможно Обеспечение репрезентативности не имеет принципиального значения и фактически невозможно
Стиль исследования Жесткий Мягкий
Методы сбора информации Контент-анализ Структурированное наблюдение Анкетирование Стандартизованное интервью Социометрический опрос Экспертный опрос в стандартизованной форме Традиционный (классический) анализ документов Неструктурированное (свободное) наблюдение Фокусированное интервью Биографическое интервью Нарративное интервью Глубинное интервью Фокус-группа Экспертный опрос в нестандартизованной (свободной) форме Кейс-стади
Оааёёоа 2
дадаёдадёпдёёа ТпГТаГйд Таёапдаё Удё1аГаГёу пТдёТёТаё+апёёд іадТаТа паТда ёГоТдТадёё
Метод сбора информации Общая характеристика исследовательских возможностей Основные разновидности метода Сфера применения в исследованиях экономических процессов
Опрос Исследование феноменов сознания респондентов Анкетирование Интервью стандартизованное Исследование типичных характеристик экономического сознания массовых групп населения
Интервью нестандартизованное Исследование индивидуальных, а не типичных проявлений
Фокус-группы Генерирование новых идей, знаний; извлечение информации о реакциях на заранее заданное воздействие
Экспертный опрос Прогнозирование тенденций, получение обоснованных оценок по дискуссионным и новым проблемам
Наблюдение Исследование реального поведения людей Включенное наблюдение Получение уникальной информации о реальном поведении людей, в том числе в сфере «теневых» отношений
Невключенное наблюдение свободное (неструктурированное) Получение информации о реальном поведении в новых или чрезвычайных условиях, о новых социально-экономических проблемах
Невключенное наблюдение структурированное Получение информации о массовых формах открытого поведения в экономической сфере
Анализ документов Вторичное исследование социально-экономических процессов, их результатов, сознания и поведения Традиционный анализ документов Обобщение и оценка имеющегося знания по проблеме, выявление особенных, индивидуальных характеристик
Контент-анализ Получение наиболее общих, объективных количественных оценок по исследуемой проблеме
Экспери- мент Установление наличия (или отсутствия) влияния фактора (их совокупности) на исследуемый объект (его характеристики) Мысленный эксперимент Гипотетическое исследование причинноследственных зависимостей в социальноэкономических явлениях и процессах
Реальный эксперимент Социальная технология, способ регулирования социально-экономических процессов
Кейс-стади Глубокое понимание уникальности социального феномена, а также выделение типичных характеристик; выявление скрытых механизмов социально-экономических явлений Объяснение сложных или малоизвестных феноменов Мета-оценка других исследований Объяснение причин процессов, приведших к непредвиденным результатам Понимание причин и последствий нововведений Иллюстрация теоретических положений
iTääTäy eöTä e5äöeüö 5ännlTö5äfe^ TnT-ääffTnöäe e äTglT^frnöäe nTöeTeTäe^äneT-äT läöTää ä yeTfTle^äneeö ennäääTääfeyö, IT^fT nääeäöü näääö^ueä äüäTäü:
1. NTöeTäTäe^äneö^ e yeTfTle^äneö^ lä-öTäTeTäe^ i5efyöT i5TöeäTimöäääyöü, ä öT ä5äly eäe neTffifTnöü TäuäeöTä egö^äfey TäönäTääeäääö fäTäöTäelTnöü Täüääefäfey 5ägäe^füö ni'TnTäTä iTfeläfey i5Tääälü.
2. Ö5ääeöeTffT i'Tä nTöeTäTäe^äneele läöTääle iTfelä^öny öTeüeT läöTäü näT5ä e äfäeegä eföT5läöee. fäTäöTäelT ääeäöü äeöäfö fä em'TäügTääfee nTöeTäTäe^äneeö läöTäTä fä öTeüeT ä ögeTl, fT e ä 0e5TeTl nlüneä neTää, Tö5ä^ä^uäl fäiTn5äänöääf-fö^ näygü n nTöeTäTäe^äneTe öäT5eäe. ÖäeTe i'TäöTä iTgäTäyäö Ti5ääääeöü iTfyöeä läöTää eläffT eäe nTöeTäTäe+äneTäT, ö.ä. TäT-gfä^eöü ääT i5ääläöfö^ Täeänöü.
3. läffiäenöeläefäQfäy ä5äfeöä lä^äö nT-öeTeTäe^äneele e yeTfTle^äneele ennäääTää-feyle lT^äö äüöü !5Tääääfä fä TnfTää T'i'5ä-ääääfey 5ägäe^ey ä läöTäTäTäe^äneeö i5ää'i'T-nüäeäö e öääyö ennäääTääfey, öäe eäe Täuäeöü ennäääTääfey, läöTäü, öäöfeeä näT5ä e äfäee-gä eföT5läöee yääy^öny äT lfTäTl Täuele.
4. fäTäöTäelTnöü e äTglT^frnöü i5eläfä-fey nTöeTäTäe^äneTe läöTäTäTäee äey ennäääTääfey yeTfTleee fäeäTäää ^äöeT TäTnfTääfü ä yeTfTle^äneTe nTöeTäTäee, 5ännläö5eää^-uäe yeTfTle^äneTä ääenöäeä eäe 5ägfTäeä-fTnöü nTöeääüfTäT ääenöäey e Ti5ääääy^uäe ääT öeT5äfäffmöü ä nTöeääüfüö TöfT0äfeyö.
5. EläffT i5egfäfeä nTöeääüfTe öeT5äfäf-fTnöe yeTfTle^äneTäT ääenöäey Töäe^ääö nT-öeTäTäe^äneö^ läöTäTeTäe^ Tö yeTfTle^än-eTe. ITfyöeä öeT5äfäffmöe Tgfä^ääö i5ä^-ää änääT fääe^eä nöufTnöfTe TäönäTäääffT-nöe yeTfTle^äneTäT ääenöäey nT nöT5Tfü nTöeääüfTe e eöäüööQfTe n5ääü.
6. iTneTäüeö iTfyöü yeTfTle^äneTä ääenöäeä äfä nTöeääüfTäT eTföäenöä fääTglT^-fT, äey egö^äfey nTöeääüfTäT «eTföäenöä» fäTäöTäelü niaöeöe^äneeä nTöeTäTäe^äneeä läöTäü näT5ä eföT5läöee.
Ä öäeTl lTsfT iTä^äöefööü, ^öT VTgfä-ääöäeüfüä äTglTsfTnöe nTöeTeTäe^äneeö lä-öTäTä ä egö^äfee yeTfTle^äneeö yäeäfee 1T-äöö nöüänöääffT äTgSänöe, änee äöääö TV'öä-ääeäfä e TnTgfäfä eö TnTääffTnöü, ITä^efäf-fTnöü iSeföeläl nTöeTeTäe^äneTe läöTäTeT-äee. ESTlä yöTäT, eföääSäöey yeTfTle^äneT-äT e nTöeTeTäe^äneTäT läöTäTä iTgäTeyäö iTeö^eöü nenöälfüe nefäSääöe^äneee yööäeö, eTöTöüe fä lT^äö äüöü ITeö^äf iöe läöäfe-^äneTl Täüääefäfee ee0ü öägee^füö nlTnT-äTä näTSä eföTSläöee.
IDElÄxÄfEß
1 ßäTä Ä.Ä. Nööäöääey nTöeTeTäeväneTäT enneääTää-fey. TVenäfeä, Täüynfäfeä, VTfeläfeä nTöeäeüfTe 5ä-äeüfTnöe. I., 1998. N. 53.
2 NTöeTeTäeväneee _yföeeeTVääeväneee neTääöü / Dää.-eTT5äefäöT5 Ä.Ä. Ine'i'Tä. I., 1998. N. 115.
3 EöääväfeT Ä.E. NTöeTeTäey äey yeTfTlenöTä: Ö^ää. VTnTäeä. I., 2001. N. 335.
4 Qäneääneäy O.E., Düäeefä D.Ä. NTöeTeTäey yeTfTle-väneTe ffiegfe: T^äSee öäTSee. iTäTneäeSne, 1991. N. 18.
5 Däääää Ä.Ä. Äüä Säg T VSääläöä yeTfTleväneTe nTöeTeTäee // YeTfTleväneäy nTöeTeTäey. 2002. O. 3,
3. N. 24. http:// www.ecsoc.msses.ru
6 Oäl sä. N. 23.
7 ÄäöTfTlTä Ä.N. xäeTääe ä gäSeäeä yeTfTlevän-eTe öäTSee. I., 1993. 320 n.
8 ITeäfüe E. YeTfTleeä eäe efnöeöööeTfäeüfT TöTS-
leäffüe VSTöänn // YeTfTleväneäy nTöeTeTäey. 2002. O. 3, 2. N. 62. http://www.ecsoc.msses.ru
9 Oäl sä.
10 Oäl sä. N. 63.
11 Däääää Ä.Ä. «xöT öäeTä yeTfTleväneTä ääenöäeä»?
// YeTfTleväneäy nTöeTeTäey. 2002. O. 3, 5. N. 21.
http://www.ecsoc.msses.ru
12 ÄäääS I. TnfTäfüä nTöeTeTäeväneeä VTfyöey // EgäSäffüä VSTegääääfey. I., 1990.
13 Däääää Ä.Ä. «xöT öäeTä yeTfTleväneTä ääenöäeä»?
14 ÄSäffTääööäS I. YeTfTleväneTä ääenöäeä e nT-
öeäeüfäy nöSöeööSä: VSTäeälä öeTSäfäffTnöe // YeT-Mleväneäy nTöeTeTäey. 2002. O. 3, 3. N. 44-45.
http://www.ecsoc.msses.ru
15 Oäl sä. N. 50.
16 Meter K.M. van. Sociological methodology // International Social Science Journal. 1994. Febr. P. 15.
17 Nl., fä'S.: TgäSfeeTää O.Ä., ÄäöläöTää O.Ä. En-neääTääöäeüneeä läöTäü ä läSeäöefää e nTöeTeTäee: Övää. VTnTäeä. ESeööne, 2001. 107 n.
18 NäläfTää Ä.Ä. Eävänöääffüä läöTäü: äääääfeä ä äöläfenöeväneö^ nTöeTeTäey. I., 1998. N. 37.
Ä.Ä. ÄÖÄflA
кандидат философских наук, доцент
MÄÖTDÄiEÄ Ä NENOÄIÄ ТГОТЁТАЁхАМЁТЁ вАётгмоооёоёё
Eäefeöü n^eöääe, ^öT enöTQey änöü e5öä e fäö ääee eg eTföäenöä TIQäääääffTnöü, eTfnöQöe-
fe^ääT, ^öT fä nöuänöäTäääT äü ä V6T0äTl e 6öy fTäüe nlüne eäe egäQäuäfeä elä^uääT-
fä äöääö nöuänöäTääöü ä äöäöuäl. Tfe äü5ü- ny nlüneä. Ääy yöTäT nnüäääenü fä Äääfääeeä
© K.m. Aöä fTä, 2004