Научная статья на тему 'Проблемы применения отдельных норм законодательства РФ о недрах'

Проблемы применения отдельных норм законодательства РФ о недрах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1988
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕДРАХ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА НЕДРА / ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР / ДОГОВОР НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ / ЛИЦЕНЗИЯ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКОМ НЕДР / КОНТРАКТ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ / КОНЦЕССИЯ / ДОГОВОР О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ЛОГИКА / ОБЯЗЫВАЮЩИЙ ПРОЦЕДУРНЫЙ МЕХАНИЗМ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / LAWS ON MINERAL RESOURCES / STATE OWNERSHIP OF MINERAL RESOURCES / RIGHT TO USE SUBSOIL BLOCKS / AGREEMENT FOR USING MINERAL RESOURCES / SERVICE CONTRACT / CONCESSION / PRODUCT DISTRIBUTION AGREEMENT / STATE CADASTER OF PROPERTY / ALLOCATION OF LAND PLOTS / LAW-MAKING LOGIC / BINDING PROCEDURAL MECHANISM / LEGISLATION HARMONIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ненашева Ирина Анатольевна

Рассмотрены проблемы, возникающие из-за недостаточной проработанности и несогласованности отдельных положений российского законодательства, регулирующего правовые отношения государства и бизнеса, возникающие в процессе недропользования. Отмечается большая сложность исходной конструкции прав на недра и связанных с ними прав на их разработку. Особо выделены две проблемы, наиболее часто порождающие правовые коллизии: двойственный характер правоотношений государства и недропользователей и отсутствие четкой правовой логики при решении вопросов о предоставлении им земельных участков. Указывается, что подобная ситуация приводит к многочисленным негативным последствиям, и предлагаются возможные способы ее преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of applying certain RF legislative regulations on mineral resources

Problems arising due to insufficient development and inconsistency of certain Russian legislative provisions regulating relations between the state and business in the process of using mineral resources are considered. The author points out to a complicated initial structure of rights to mineral resources and their development. A special emphasis is placed on two problems that most frequently trigger legal collisions: ambiguous nature of legal relations between the state and users of mineral resources and lack of a clear legal logic in resolving land plot-relating issues. It is indicated that a similar situation leads to multiple negative consequences and possible ways of overcoming it are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения отдельных норм законодательства РФ о недрах»

И.А. Ненашева

Рассмотрены проблемы, возникающие из-за недостаточной проработанности и несогласованности отдельных положений российского законодательства, регулирующего правовые отношения государства и бизнеса, возникающие в процессе недропользования. Отмечается большая сложность исходной конструкции прав на недра и связанных с ними прав на их разработку. Особо выделены две проблемы, наиболее часто порождающие правовые коллизии: двойственный характер правоотношений государства и недропользователей и отсутствие четкой правовой логики при решении вопросов о предоставлении им земельных участков. Указывается, что подобная ситуация приводит к многочисленным негативным последствиям, и предлагаются возможные способы ее преодоления.

Ключевые слова: законодательство о недрах, государственная собственность на недра, право пользования участками недр, договор на пользование недрами, лицензия на пользование участком недр, контракт на предоставление услуг, концессия, договор о разделе продукции, государственный кадастр недвижимости, предоставление земельных участков, нормотворческая логика, обязывающий процедурный механизм, гармонизация законодательства.

Анализ правовых норм и правоприменительной практики в системе правоотношений пользователями недр в рамках законодательства о недрах выявляет отдельные вопросы и правовые коллизии несбалансированности интересов участников процесса и пределы их ответственности. Отсутствие как таковых гарантий в нормотворческом процессе зеркально порождает нестабильность бизнес-игроков в ресурсном секторе и регрессное состояние бизнес-среды. Попытаемся более подробно разобраться в сложностях применения субъектами правоотношений законодательных норм и их регулирования в хозяйственном обороте.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящая дефиниция закреплена законодателем в преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». Поэтому недра по своей правой природе не входят в понятие «земли как земной поверхности», в связи с чем «земля» и «недра» (участки недр как геометризованных блоков недр) рассматриваются в качестве самостоятельных объектов гражданских прав, в отношении которых действует свой правовой режим.

Вопросы оборотоспособности недр как объектов гражданских прав в хозяйственной деятельности

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В соответствии с ч. 1 ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» в границах территории Рос-

сийской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, недра относятся к объектам недвижимости и на участки недр распространяются нормы института права собственности.

Вопросы собственности на землю и другие природные ресурсы в Российской Федерации, порядок ее разграничения и регулирования уже исследовались Конституционным судом РФ в соответствии с ч. 4.1 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан». В постановлениях от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ и от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Конституционный суд РФ выразил следующую правовую позицию:

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2). Согласно ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3).

Из приведенных конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта РФ, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения.

Поэтому с Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из ст. 9 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 71 и 72 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях».

Таким образом, законодатель публично придает всенародную значимость природным ресурсам (в том числе и недрам), определяя их как основу жизни и деятельности всех проживающих на территории Российской Федерации граждан, достояние (ценность) и естественное богатство. Одновременно налагает обязанности в сфере обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации, поскольку это существенным образом влияет на ресурсный и промышленный потенциал государства, обеспечивает экономическую и сырьевую безопасность, энергетический баланс и стратегический потенциал в международном разделении сырьевых держав.

В отношении земли и недр (части природных ресурсов) установлено общее правило оборотоспособности в хозяйственной деятельности - могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ч. 3 ст. 129 ГК РФ). Специальной нормой ч. 2 ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» закреплено: участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме; права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. По существу право собственности как вещное право предусматривает: владение, т.е. владение вещью как своей собственной, пользование и распоряжение.

Поскольку недра в Российской Федерации являются государственной собственностью, государство в лице органов передает право пользования участками недр. Однако в силу правовой конструкции субъекты права первоначально приобретают право владения, только с момента титульного (законного) владения участками недр возникает право использования в хозяйственном обороте.

Право пользования по своему правовому содержанию предполагает использование участка недр по его целевому назначению титульным правообладателем и экономическому - с извлечением определенной выгоды (пользы). По существу земельные участки, в пределах которых расположены участки недр и где залегают полезные ископаемые, могут находиться в частной собственности, соответственно к ним применим иной правовой режим.

Специальной нормой ч. 3 ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» также предусмотрено, что добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности. По общему правилу на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы в полной мере распространяются общие положения ч. 1-3 ст. 129 ГК РФ об обороте в хозяйственной деятельности объектов гражданских прав. При этом государством как собственни-

ком недр установлен ограничительный перечень видов продукции, оборото-способность которых запрещена в соответствии с «Перечнем видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», утвержденным Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179.

Таким образом, государство, де-юре являясь собственником недр, формирует государственный баланс запасов полезных ископаемых с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Фактически добытые из недр ресурсы могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. В целях рационального комплексного использования недр проводится государственная экспертиза, которая позволяет объективно оценить баланс запасов, количество и качество запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственное значение.

Правовая природа договора на пользование недрами

Практически в настоящее время существуют два порядка приобретения права пользования недрами: специальное государственное разрешение в виде лицензии, включающей административно-правовые основания приобретения права пользования недрами, и договорный (прежде всего, соглашение о разделе продукции).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком и обязательства сторон по выполнению (ч. 4 ст. 11 Закона РФ «О недрах»). По существу пользование недрами начинается с момента выдачи соответствующей лицензии и продолжается до окончания срока ее действия, поэтому обязанность по выполнению условий лицензии (производство установленного минимального объема лабораторных работ, бурения скважин, горных работ, обогащения проб) возникает с момента получения лицензии (Постановление ФАС УО от 1 июня 2009 г. № Ф09-3573/09-С1).

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону, что пересекается с ч. 6.9 и ч. 8.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, где законодатель раскрывает перечень договорных форм: концессия, договор о разделе продукции, контракт на предоставление услуг (с риском и без риска) и п. 23 «Административного регламента Федерального агентства по недропользованию...», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. № 315.

Таким образом, законодателем использована сложная правовая конструкция договорных правоотношений государства в лице соответствующих органов с пользователями недр: с одной стороны - лицензия как удостоверяющий административный акт; с другой - договорная форма гражданско-правового характера в рамках одной из установленных законодательством контрактных форм либо дополнительного согласования условий.

Лицензия по своей правовой природе носит распорядительный характер властного органа, что соответствует административно-правовому порядку предоставления прав пользования участками недр в рамках п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ. В судебной практике соглашение об отдельных условиях рассматривается как отдельная гражданско-правовая сделка, что дает право предъявлять исковые требования о признании недействительными отдельных условий таких соглашений вследствие нарушения закона о недрах с применением последствий недействительности ничтожной сделки. Следует отметить, что требование о недействительности лицензии в данном случае в зависимость не ставится (Постановление Президиума ВАС РФ от 5 сентября 2006 г. № 856/06; ФАС ВСО от 13 января 2010 г. № А69-474/2009). Следовательно, с позиции материального права лицензия включает заранее согласованные условия и по своей правовой природе близка к отношениям «власти и подчинения» с доминирующей позиции властных структур, а в процессуальном порядке условия лицензии рассматриваются как различные сделки административного и гражданско-правового характера.

Имеет место смешения властных правоотношений, где по своей правовой природе субъекты изначально находятся в зависимом положении (подчинении) в отличие от гражданско-правового характера, где субъекты равно-поставлены. Для более прозрачного и ясного понимания недропользователями порядка и механизма правоотношений органов государства и бизнеса необходимо внести коррективы в законодательные нормы для урегулирования системных правил игры на основе принципа доброй совести, прозрачности и беспристрастности.

Сложности правоприменительной практики норм по предоставлению земельных участков

По общему правилу согласно ч. 4 ст. 25.1 Закона РФ «О недрах» после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода пользователю недр предоставляется земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Законодательство о недрах свидетельствует, что предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется после утверждения проекта проведения работ (ч. 6 ст. 11 Закона РФ «О недрах») и предоставляется пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов)

(ч. 2 ст. 25.1 Закона РФ «О недрах», ч. 2.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 25.1 Закона РФ «О недрах» образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах.

Отсылочная норма ч. 4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1, направляет к земельному законодательству в части порядка и условий предоставления земельных участков для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. В то же время ч. 4 ст. 88 Земельного кодекса РФ установлено, что организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Данная норма действует в отношении специального субъектного состава и не охватывает всех участников геологического изучения недр.

Следует заметить, что в рамках налоговых правоотношений отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может являться основанием для освобождения от уплаты земельного налога при фактическом использовании участка. Данной точки зрения придерживается фискальная служба и аналогичную позицию высказал ФАС Волго-Вятского округа в своем Постановлении от 12 декабря 2005 г. по делу № А29-10043/2004а, где суд произвел доначисление земельного налога на фактически используемый земельный участок.

Одновременно административным правонарушением в соответствии ст. 7.1 КоАП РФ признается самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. По данному пути следует и арбитражная практика: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 ноября 2010 г. № 17 АП-10362/2010-АК по делу № А60-27809/2010. Подобная ситуация возможна при более позднем оформлении прав на земельный участок, порой бездействием со стороны государственных органов, что приводит к дополнительным рискам для недропользователей как с позиции развития бизнеса, так и налоговой и административной ответственности.

Анализ вышеизложенных норм, их противоречивость для ведения дел пользователями недр свидетельствуют, что на основе действующего законодательства представляется достаточно сложным понять ясность нормотвор-ческой логики законодателя. С одной стороны, законодатель напрямую ука-

зывает, что земельный участок предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода; с другой - обязывающий процедурный механизм последовательных действий не урегулирован для всех участников при оформлении прав на землю. В результате в системе правоотношений «власти и подчинения» возникает превалирование доминирующей стороны в силу своих правомочий и, исходя из существа правоотношений, дает право для злоупотребления, что способствует нарушению хозяйственных связей в системе экономических отношений и порождает недоверие к органам государственной власти со стороны хозяйствующих субъектов.

Вышеуказанные умозаключения подтверждаются уже сложившейся правоприменительной практикой:

1) когда фактически недропользователи сталкиваются с неприемлемыми условиями аренды земельных участков: Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2012 г. по делу № А14-12056/2011 о признании недействительным требования оплаты права на заключение договоров аренды земельного участка и об обязательстве заключить договор аренды; Постановление ФАС Центрального округа от 2 октября 2012 г. по делу № А14-12056/2011 - аналогичный прецедент;

2) имеет место превышение властных полномочий со стороны органов местного самоуправления - Постановление ФАС Поволжского округа от 8 ноября 2011 г. по делу № А12-6016/2011 об отказе о взыскании задолженности по арендной плате и пени по договору аренды земельного участка для добычи песка в месторождении силикатных песков, поскольку в силу закона органы местного самоуправления не вправе определять порядок расчета размера арендной платы, взимаемой с недропользователей за земельные участки, предоставленные им в аренду для размещения объектов открытой разработки недр - карьеров;

3) незаконное бездействие уполномоченного органа: Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2012 г. по делу № А35-9797/2011; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 марта 2012 г. по делу № А27-10257/2011; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2012 г. по делу № А33-678/2012; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2011 г. по делу № А42-2226/2010; Постановление ФАС Центрального округа от 22 ноября 2012 г. по делу № А35-9797/2011 о признании факта незаконного бездействия в непринятии решения по вопросу предоставления в аренду земельного участка с целью разработки месторождения песка; Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2012 г. по делу № А54-1444/2012 о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в выдаче обществу согласия о переводе земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли про-

мышленности»; об обязательстве устранить нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи согласия о переводе земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности»;

4) незаконные действия, направленные на уклонение от проведения мероприятий по выбору земельного участка со стороны уполномоченного органа: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. № 07АП-2087/12 по делу № А27-15622/2011; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2012 г. № 07АП-46/12 по делу № А27-10257/2011 о признании незаконными действий уполномоченного органа по отказу в осуществлении выбора и предварительного согласования места размещения земельных участков; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 марта 2012 г. по делу № А27-10257/2011 о признании незаконным отказа в осуществлении выбора и предварительного согласования места размещения земельных участков с целью использования лицензии на право пользования недрами;

5) применение последствий недействительности сделки в отношении земельного участка: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2010 г. № 15АП-11719/2009 по делу № А53-14220/2009 о признании недействительным договора аренды, применении последствий недействительности ничтожной сделки и об обязательстве вернуть уполномоченному органу земельный участок; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2011 г. № 15АП-15058/2010 по делу № А32-15917/2010 о признании ничтожным договора аренды лесного участка; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2012 г. по делу № А74-1100/2012 о признании соглашения о возмещении убытков при изъятии земель для разработки месторождения угля недействительным и о применении последствий недействительности сделки в виде обя-зания вернуть уплаченные денежные средства.

Арбитражная практика свидетельствует о сложности толкования в принятии решений, с одной стороны, уполномоченными органами, а с другой - дополнительной нагрузки для судебных инстанций.

Право по своей правовой природе консервативно и требует простоты изложения норм и их благоразумности. На современном этапе вполне приемлемым видится формирование конструктивных разумных правовых новелл с учетом оценки предшествующего положительного опыта в нормотворчестве и правоприменительной практике (как, например, последовательная разовая операция по оформлению участка недр и приходящейся доли земельного участка как единого комплекса согласованных работ органов власти, прямо или косвенно причастных к процедуре оформления), возможно в рамках упрощенной процедуры «одного окна».

Формирование же единообразного подхода в правотворчестве и практике правоприменения, гармонизация законодательства о недрах (включая подзаконные акты) в целом с природоресурсным и с иными отраслями права по существу будет способствовать пресечению попыток злоупотребления правом и снижению мотивирующих факторов со стороны властных структур налагать дополнительное бремя ответственности (не имеющего таковых оснований по своей правовой природе, исходя из существа правоотношений) на хозяйствующие субъекты, а также повышению оборачиваемости товарно-денежных отношений в системе хозяйственных связей ресурсного сектора и конкурентных преимуществ на энергосырьевых рынках.

Литература

1. Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст.823.

3. Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.

4. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. - М.: Юрид. литература, 2013.

5. См:. Российские недра // Независимая геологическая газета. 2013, 1 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.