пытался оказать влияние с целью совершения преступления;
- какими именно должностными полномочиями (контрольного, регистрационного или иного характера) был наделен виновный, какими нормативными и (или) локальными актами данные полномочия регламентировались;
- каким образом, путем совершения каких именно действий и в отношении каких лиц осуществлялось неправомерное воздействие виновного с целью совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ;
- выражал ли виновный угрозы и в чем они заключались, в отношении определенных лиц, выполняющих свои служебные обязанности;
- обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание;
- обстоятельства, которые могли бы повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
- наличие или отсутствие имущества, подлежащего конфискации в соответствии со ст. 104.1 УК РФ;
- выявленные субъектом расследования обстоятельства, способствовавшие совершению незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, и предложения следователя (дознавателя) по их устранению впредь.
Представляется, что установление вышеуказанных обстоятельств в процессе расследования преступлений, предусмотренных ст. 256 УК РФ, способствовало бы формированию полной и непротиворечивой доказательственной базы по уголовному делу и внесло бы определенный вклад в деятельность по борьбе с преступностью в данной сфере.
Литература
1. Драпкин Л. Я. Предмет доказывания и криминалистические характеристики преступлений // Криминалистические характеристики в методике расследования преступлений. Свердловск, 1978.
2. Филиппов А. Г. Общие положения методики расследования отдельных видов и групп преступления (криминалистической методики) // Криминалистика / под ред. А. Г. Филиппова, А. Ф. Волынского. М., 1998.
© 2014 г. А. П. Бохан,
В. В. Мясников
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНОМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРИНУЖДЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Статья посвящена анализу применения уголовно-процессуальных средств принуждения при проведении оперативно-разыскных мероприятий и возможности их использования органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. Авторы высказывают ряд предложений, направленных на совершенствование механизма перехода из оперативно-разыскного законодательства в уголовно-процессуальное при проведении оперативно-разыскных мероприятий и документировании преступной деятельности.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные мероприятия, уголовно-процессуальные средства принуждения, возбуждение уголовного дела.
Практика последних лет показывает, что при проведении оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность (ОРД), ограничивается документированием преступной деятельности фигурантов в рамках конкретных ОРМ и для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и, соответственно, применения уголовно-правовых средств принуждения, передает собранный материал следователю.
К уголовно-процессуальным средствам при-
нуждения в первую очередь относится задержание. Личный обыск, обыск в жилище, хотя и называются следственными действиями, но фактически носят принудительный характер, ограничивают право на личную неприкосновенность и право на неприкосновенность жилища.
Изучение механизма проведения таких ОРМ, как проверочная закупка и контролируемая поставка предметов и веществ, оборот которых запрещен, оперативного эксперимента, а также некоторых других, свидетельствует о том, что
задержание, досмотр фигуранта, досмотр вещей, находящихся при фигуранте, осмотр жилища являются составными их элементами, что позволяет своевременно получать оперативно-разыскные данные, впоследствии могущие стать доказательствами.
Однако Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ не содержит системы мер оперативно-разыскного принуждения и не предоставляет органу, осуществляющему ОРД, право на задержание и принудительное изъятие предметов у граждан при проведении любого ОРМ даже в случае, если их преступная деятельность задокументирована. То есть после проведения ОРМ оперативно-разыскное право заканчивается, и задержание лица, изъятие предметов, находящихся при нем, в его ручной клади, может быть осуществлено с использованием уголовно-процессуального законодательства, поскольку совершается преступление.
Рассмотрим алгоритм применения уголовно-процессуальных средств принуждения на примере проверочной закупки наркотических средств.
Так, если незаконная передача наркотиков происходит на открытой местности, в нежилом помещении, из здания, сооружения, автомобиля, то после передачи наркотиков фигурант задерживается и доставляется в отдел полиции. В соответствии с задачами ОРД сотрудники органов внутренних дел обязаны незамедлительно принять меры, предупреждающие возможность сокрытия или уничтожения находящихся при сбытчике наркотиков, меченых средств платежа и других вещей, которые могут стать вещественными доказательствами.
Следует отметить, что на необходимость немедленного задержания сбытчиков наркотиков неоднократно указывалось и в определениях Верховного суда Российской Федерации по конкретным уголовным делам с целью решения задач ОРД, получения доказательственной базы и недопущения в последующем провокационных действий со стороны сотрудников оперативных подразделений [ 1]. Наличие ранее помеченных средств платежа у сбытчика наркотиков является прямым доказательством незаконного сбыта наркотиков, и задача заключается в том, чтобы изъять их с соблюдением действующего законодательства.
После доставления сбытчика в отдел полиции в срок, составляющий не более трех часов, должен быть оформлен протокол задержания в порядке ст. 91, 92 УПК РФ. То есть через три часа должно возбуждаться уголовное дело.
Таким образом, орган, осуществляющий ОРД, в течение трех часов обязан полностью оформить оперативно-служебные документы по провероч-
ной закупке, направить предметы, закупленные лицом, осуществившим проверочную закупку, на исследование, получить справку эксперта о природе закупленного вещества и передать результаты проверочной закупки в соответствии с требованиями приказа МВД России от 27 сентября 2013 года № 776 «Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» следователю для их оценки и возбуждения уголовного дела.
Если орган, осуществляющий ОРД, не успевает полностью оформить надлежащим образом результаты проверочной закупки и передать их следователю, то по истечении трех часов сбытчик должен быть отпущен, причем за это время «залезть к нему в карман» и изъять помеченные средства платежа закон не позволяет. Прямые доказательства преступной деятельности (помеченные средства платежа) будут утрачены.
Следователь получает результаты проверочной закупки, возбуждает уголовное дело, составляет протокол задержания подозреваемого, проводит личный обыск, допрос подозреваемого и иные следственные действия. В этом случае следователь руководит всем процессом, а сотрудники органа, осуществляющего ОРД, ему помогают.
Вместе с тем оперативно-разыскная практика показала, что установленный законодательством механизм перехода из оперативно-разыскной отрасли в уголовно-процессуальную за три часа не всегда работает, а при проверочной закупке наркотических средств никогда.
Во-первых, отведенного времени недостаточно для полного сбора материала по проверочной закупке, проведения исследования закупленного вещества и передачи по подследственности для принятия решения в порядке ст. 145 УПК РФ. На это потребуются сутки, а в отдельных случаях, в зависимости от тактических приемов незаконного сбыта и места нахождения следственного органа, данный период исчисляется одними - тремя сутками.
Во-вторых, даже если орган, осуществляющий ОРД, укладывается в этот срок, следователь не торопится с решением вопроса о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству и соответственно применению уголовно-процессуальных средств принуждения. И его можно понять. Следователь обязан изучить представленные материалы и установить: получены ли они в соответствии с требованиями закона, свидетельствуют ли о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств, сформировавшегося независимо от деятельности
сотрудников оперативных подразделений, совершило ли лицо все подготовительные действия, необходимые для совершения противоправного деяния [2].
Кроме того, следователь должен оценить возможность использования результатов ОРМ в качестве доказательств по уголовному делу, а именно содержат ли они данные, свидетельствующие о незаконной деятельности лица, в отношении которого проведена проверочная закупка, и можно ли придать им такую процессуальную форму, которая позволит в будущем признать их доказательствами по делу [1]. Этот процесс занимает определенное количество времени, но он неизбежен.
Тогда орган, осуществляющий ОРД, использует административный механизм задержания сбытчика наркотиков. Сбытчик задерживается за совершение административного правонарушения, за которое предусматривается наказание в виде административного ареста. Отсюда орган, осуществляющий ОРД (орган дознания), получает возможность своим решением задержать сбытчика наркотиков на 48 часов.
К сожалению, следует признать, что в действительности, как правило, сбытчик этого административного правонарушения не совершал. Чаще всего задержание проводится за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3), мелкое хулиганство (20.1) и так далее. В обязательном порядке оформляются протокол об административном правонарушении, протокол доставления, протокол задержания, протокол личного досмотра. При необходимостив порядке ст. 27.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется досмотр транспортного средства, о чем составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
В результате орган, осуществляющий ОРД, получает одни - двое суток, в течение которых оформляет полностью оперативно-служебные документы по проверочной закупке, производит изъятие помеченных денег, возможно, наркотиков, направляет на исследование и получает справку эксперта о природе закупленных средств, передает собранный материал следователю для принятия решения в соответствии со ст. 145 УПК РФ. В это время сбытчик отбывает административный арест по решению суда за совершенное административное правонарушение.
Однако следует отметить, что применение указанного механизма вызывает множество вопросов в части его законности. Во-первых, права на свободу передвижения, личную неприкосновенность являются конституционными правами
и свободами, и их нарушение считается существенным нарушением прав и законных интересов граждан [3]. Во-вторых, привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, которого сбытчик не совершал, является действием сотрудника органа, осуществляющего ОРД, явно выходящим за пределы его полномочий. В совокупности с первым это не что иное, как превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). И потому подобные действия органа, осуществляющего ОРД, недопустимы.
Рассмотренный механизм государственно-правового принуждения при проведении ОРМ органом, осуществляющим ОРД, применяется довольно часто и фактически не соответствует нормам действующего законодательства.
Однако Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность применения уголовно-процессуальных средств принуждения другим субъектом (кроме следователя). Так, в ст. 41 УПК РФ устанавливается, что полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действияи и принимать процессуальные решения, давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
Орган, осуществляющий ОРД, является органом дознания, а его начальник может возложить полномочия дознавателя на оперативного сотрудника. Тогда оперативный сотрудник на основании ст. 41 УПК РФ, рассмотрев материалы ОРМ в порядке статей 144 и 145, возбуждает уголовное дело, проводит процессуальное оформление задержания подозреваемого, неотложные следственные действия (допрос свидетелей, личный обыск, обыск жилища и так далее), и передает уголовное дело по подследственности.
На основании ч. 5 ст. 165 УПК РФ дознаватель имеет право на проведение обыска жилища, личного обыска без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательств, с последующим уведомлением судьи и прокурора о производстве следственного действия в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия.
Вместе с тем важно учитывать, что ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускает возложения полномочий
по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия.
Использование подобного механизма перехода из оперативно-разыскного права к уголовно-процессуальному позволит уменьшить вероятность утраты вещественных доказательств, оптимизировать процесс оперативного сбора и поступления оперативно-разыскных данных в доказательственную базу, а следовательно, будет способствовать совершенствованию работы не только по выявлению и пресечению преступлений, но и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Производство неотложных следственных действий оперативным сотрудником позволит сократить сроки предварительного следствия, поскольку то, что следователь сделает за два месяца, сотрудник органа, осуществляющего ОРД, исполняя обязанности дознавателя, - за 10 дней до передачи уголовного дела по подследственности. Следователь должен будет только предъявить обвинение и направить уголовное дело в суд.
Применение данного механизма требует от сотрудников органа, осуществляющего ОРД, безукоризненного знания оперативно-разыскного и уголовно-процессуального законодательства, умения качественно документировать преступную
деятельность при проведении ОРМ, проводить следственные действия и так далее. Другими словами, оперативный сотрудник должен обладать высоким уровнем профессионального мастерства, который, к сожалению, в настоящее время остается недостаточным.
Литература
1. Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ (утвержден президиумом Верховного суда Российской Федерации 27 июня 2012 года // СПС КонсультантПлюс.
2. Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» № 14 от 15 июня 2006 года // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2006. № 7.
3. Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // СПС Кон-сультантПлюс.
© 2014 г. Д. В. Пономарева, Е. А. Гужов, В. А. Иноценко
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
В статье рассматриваются основные аспекты совершенствования законодательства в области противодействия незаконному использованию персональных данных пользователей социальных сетей.
Ключевые слова: социальные сети, защита данных, пользователь, персональные данные.
Социальные сети в современных условиях -это не просто способ коммуникации, но и бесценная база данных, которая может использоваться как для работы правоохранительных органов, так и служить источником информации в целях реализации преступного замысла.
Несмотря на то, что результаты исследований ведущих мировых и российских исследовательских центров свидетельствуют о том, что с каждым днем социальные сети покидает все
большее количество людей, другая статистика приводит к выводу о появлению в них новых пользователей. Это означает, что число преступлений, совершаемых в социальных сетях или при помощи таковых, будет неуклонно расти. Данное обстоятельство не осталось незамеченным российскими законодательными и правоохранительными органами. Как результат, принятие Федерального закона «О защите персональных данных», который, однако, не стал панацеей, хотя бы в слу-