УДК 658.382.3
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
© 2018 Т.Г. Габричадзе, В.А. Куделькин, А.В. Болтовский, А.М. Зайцев
Консорциум «Интегра-С», г. Самара
Статья поступила в редакцию 23.04.2018
В статье вскрыты некоторые причины пожаров с человеческими жертвами и даны рекомендации по повышению качества и эффективности защиты населения и территорий, пожарной безопасности на критически важных (потенциально опасных) объектах и объектах с массовым пребыванием людей. Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, предотвращение, критически важные (потенциально опасные) объекты и объекты с массовым пребыванием людей, организация пожарной безопасности, информационные центры (дежурно-диспетчерские службы), комплексная и интегрированная система безопасности.
Опыт ликвидации ЧС природного, техногенного, террористического характера, связанных с пожарами на объектах с массовым пребыванием людей, показывает, что одни их собственники и (или) руководители алчно и нагло нарушают правила пожарной безопасности. При этом многие из них экономят буквально на всем, в том числе на обучении, охране, обслуживании и контроле работоспособности систем пожарной безопасности мониторинга, оповещения, дымоудаления, пожаротушения и путей эвакуации. На этом фоне пожарные и спасатели, сотрудники полиции, медицинские работники совершают подвиги, рискуя своей жизнью при спасении людей.
На знамени МЧС России значится главный девиз их деятельности —«Предотвращение, спасение и помощь». Вопросы спасения и помощи при чрезвычайных ситуациях в МЧС России и на местах отработаны. Это видно из бодрых докладов Министру МЧС России о количестве привлеченных пожарно-спасательных служб и других формирований (служб охраны правопорядка, медицинской и др.). Однако почему-то забыто главное предназначение органов МЧС, заключающееся в организации предупредительных мероприятий, исключающих возникновение угроз жизни и здоровью людей.
Между тем их профилактическая деятельность в обязательном порядке должна включать в себя наличие на объектах с массовым пребы-
Габричидзе Тамази Георгиевич, доктор технических наук, генерал-майор в отставке.
Куделькин Владимир Андреевич, президент Консорциума «Интегра-С», заслуженный изобретатель России. E-mail: [email protected]
Болтовский Андрей Витальевич, генеральный директор ООО «Промснабзащита».
Зайцев Александр Михайлович, Генеральный директор ВНИИ специальных технологий.
ванием людей информационных центров (де-журно-диспетчерских служб), оснащенных не только исправной пожарной сигнализацией, но и системами:
- телевизионного наблюдения;
- оповещения;
- автоматического пожаротушения и другими средствами пожарной безопасности;
- экстренной связи «гражданин - полиция»;
- контроля работоспособности автоматизированных рабочих мест;
- объектовой охранной сигнализации;
- взаимодействия с объектами информационного пространства муниципальных образований, центрами мониторинга геоинформационных систем (с использованием компьютерных технологий).
При этом приемно-контрольная аппаратура, обеспечивающая сбор информации о состоянии пожарной безопасности, должна объединять все элементы комплекса информатизации, безопасности и жизнеобеспечения в единую систему информационного центра (дежурно-диспетчер-ской службы) в целях обеспечения их согласованного функционирования и взаимодействия (как внутри самой системы, так и при сопряжении с внешними системами управления) [1].
Страшный пожар, который 25 марта 2018 года унес жизни десятков жителей г. Кемерово, посетивших в тот день злополучный торгово-развлекательный комплекс «Зимняя Вишня», вспыхнувший как спичка, свидетельствует о грубейших нарушениях норм пожарной безопасности, на которые соответствующие надзорные органы закрывали глаза.
Особое удивление вызывает работа органов власти Кемеровской области, ее Комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ), а также государственного пожарного надзора. Они почему-то не заметили и не выявили явных нарушений норм пожарной безопасности на данном объекте, требовавшем повышенного внимания в связи с массовым пребыванием на нем людей.
Думается, что на данном злополучном объекте какие-либо занятия по оповещению о пожаре и организации эвакуации людей, а также локализации и ликвидации источников горения не проводились либо же проводились формально, на бумаге, не говоря уже о проверках работоспособности всех систем пожарной безопасности.
В этой связи можно вспомнить пожар, который имел место в двухэтажном торговом центре «Радиотехника» г. Ижевска в 2006 году (в бытность одного из авторов настоящей статьи начальником Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике). После его возникновения сработала установленная на этом объекте пожарная сигнализация, которая в тот период времени еще не была сопряжена с ЕДДС -01 (112) и ЦУКС Республики. Речь идет о сигнале от дымовых извещетелей, поступивших на диспетчерский пункт службы охраны указанного торгового центра. Последняя в течение 10 мин выявляла очаг возгорания, хотя в соответствии с инструкцией в первую очередь была обязана позвонить в пожарную часть и проинформировать руководство объекта о случившемся. Только после 5-7 минут тщетных попыток локализовать и ликвидировать пожар служба охраны удосужилась вызвать пожарных. В результате оперативного прибытия пожарных, спасателей, бригад скорой помощи и полиции удалось экстренно эвакуировать посетителей, персонал торгового центра, затем локализовать и ликвидировать пожар [2]. Главное, что нерасторопные действия охраны, работающего и руководящего персонала названного торгового центра стали предметом пристального обсуждения на республиканской КЧС и ОПБ. По результатам заслушивания соответствующих должностных лиц были выработаны предложения по предупреждению ЧС, связанных с пожарами, а виновные в несвоевременном оповещении пожарных понесли должное наказание.
Более того, решение КЧС и ОПБ по данному случаю было доведено до всех критически важных (потенциально опасных) объектов, глав администраций муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций для сведения, учета в работе и неукоснительного исполнения. Важно, что реализация этого решения была взя-
та на контроль сотрудниками МЧС России по Уд -муртской Республике, которые в свою очередь жестко контролировались ее руководством.
Однако это частный случай, который из-за фундаментальных проблем, подлежащих обязательному разрешению, мог завершиться гибелью людей.
Одна из главных причин, тормозящих организацию качественной и эффективной защиты населения и территорий со стороны Главных управлений МЧС России в субъектах Российской Федерации (далее — РФ), кроется в стратегической ошибке МЧС России, допущенной в 2006—2007 годах. Её суть состояла в разделении всех формирований МЧС на две части, одна из которых была подчинена МЧС России, а другая — субъектам РФ.
До 2007 года федеральная и субъектовая пожарные службы входили в исключительное подчинение начальников Главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Существовало и два бюджета (федеральный и субъектовый). Правда, подавляющее большинство вопросов, связанных с обеспечением деятельности федеральной пожарной службы, чаще всего решалось за счет бюджета субъекта РФ, который, как правило, был значительно выше федерального. Например, приобретение пожарных машин, пенообразователей, ГСМ, спецодежды, изолирующих противогазов и т. д. В результате главными распорядителями бюджетных денежных средств субъектов РФ стали руководители, назначаемые субъектам, а их мнение не всегда совпадало с мнением начальников Главных управлений МЧС России по субъектам, которых назначал федеральный центр. Это фундаментальное противоречие, особо проявляемое при принятии и реализации субъектовых целевых программ в области защиты населения и территорий, нарушило некогда незыблемый принцип единоначалия и привело к противостоянию, которое длиться до сих пор.
Остается только догадываться, почему была разделена на две части система, которая достаточно жизнеспособна лишь при ее целостности и единстве. Между тем только при её нераздельном существовании можно успешно решать вопросы гражданской обороны, защиты населения и территорий в мирное и военное время (с учетом территориальности субъекта РФ) и т. д.
Формальным поводом для указанного разделения стал Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ [3].
Вместе с тем в данном законодательном акте говорится об общих принципах организации соответствующих органов государственной власти в субъектах РФ, которые естественно не предусматривают специфику деятельности органов МЧС и исполнительной власти в центре и на местах.
Не меньшую озабоченность вызывают проблемы обучения личного состава критически важных (потенциально опасных объектов), объектов с массовым пребыванием людей и всего населения действиям в условиях возникновения и развития угроз природного, техногенного и террористического характера, сопряженных с пожарами.
Не секрет, что это обучение, как правило, проводилось в рамках ежегодных проверок, о которых стоит поговорить особо.
Например, в Удмуртии ежегодно проверялось до 6 муниципальных образований, 1—2 министерства и 1—2 крупных предприятия. При этом в состав проверочной комиссии включались представители МЧС, МВД России по субъекту и субъектовых служб ГО. На проверки отводилось 4 дня.
В первый день изучалась документация служб.
В течение второго проверочного дня отрабатывались мероприятия ГО мирного и военного времени.
В третий день доводились вводные о ЧС, характерные для данного муниципального образования или предприятия, учреждения и организации. После их отработки заслушивались соответствующие руководители проверяемого объекта по вопросам организации защиты населения и территорий в касающейся их части.
На четвертый день подводились итоги проверки и объявлялись предварительные результаты, которые в последующем утверждались председателем правительства названного субъекта и доводились до проверяемых с указанием конкретных мероприятий и сроков по устранению выявленных недостатков.
Примечательно, что освобождение тех или иных проверяемых лиц в ходе проверок носило исключительный характер и всецело зависело от решения главы субъекта РФ или председателя правительства, которое, к счастью, ни разу не принималось.
Главное, что основная цель, которая преследовалась членами проверочных комиссий, состояла в оказании практической и методической помощи, которая является важной составляющей процесса обучения.
Отдельно следует подчеркнуть:
- широкое применение повторных контрольных проверок;
- учет выставленных в ходе проверок оценок главой субъекта РФ при определении эффективности деятельности тех или иных руководителей.
Такая методика проверок носила положительный характер и практиковалась в МЧС России по Удмуртской Республики вплоть до 2009 года. Позже начались новые организационные проблемы, которые в конечном итоге привели к фактическому свертыванию вышеуказанного полезного опыта.
Мина замедленного действия была заложена с введением селекторных совещаний, проводимых руководством центрального аппарата МЧС России с постоянным и обязательным участием всех руководителей МЧС на местах.
Причем, периодичность проведения селекторных совещаний постепенно возрастала. Вначале они носили ежемесячный характер. Позже их стали проводить еженедельно, а затем - 2-3 раза в неделю. В настоящее время они проводятся ежедневно в течение 2—3 часов. Такой «подход» к делу отвлекает силы и средства от насущных проблем обеспечения безопасности и исключает возможность личного участия в проверках руководителей МЧС и службы ГО субъектов РФ. В результате основная масса проверок проводится в течение 4-6 часов (вместо 4 дней) и носит формальный характер, расхолаживающий руководителей проверяемых объектов. При этом вопросы защиты населения и территории от ЧС природного, техногенного и террористического характера перешли в разряд второстепенных.
Отдельно отметим положительный опыт работы надзорных органов ГУ МЧС России, который был накоплен в Удмуртской Республике в 2003—2007 годах. Именно эти органы жестко проверяли объекты с массовым пребыванием людей (школы, детские сады, лечебные учреждения, дома инвалидов и престарелых, торго-во-развлекательные центры и т. д.) на предмет соблюдения мер пожарной безопасности и подготовленности персонала к действиям по вводным о пожаре. Под давлением надзорных органов соответствующие республиканские министерства разработали целевые программы по совершенствованию пожарной безопасности. В этих программах основное внимание уделялось своевременному доведению (в автоматическом режиме) сигналов о пожарах до диспетчерских пожарных частей, оперативному реагированию на них со стороны работающего персонала и со-
трудников охраны объектов с массовым пребыванием людей и т. д.
Разработке данных целевых программ противились многие руководители различных уровней вплоть до министров. Однако в результате тщательно выверенной программы действий удалось достичь соответствующего компромисса, который привел к положительным результатам на этом участке работы, всецело поддержанным руководством республики.
К этому следует добавить инициированную ГУ МЧС России по Удмуртской Республике реальную заинтересованность главы республики и председателя правительства в ежегодном подведении итогов республиканской работы по защите населения и территорий, которые завершались сборами и учебно-методическими занятиями по противодействию ЧС различного характера. В них участвовали все главы администраций муниципальных образований, руководители министерств и ведомств, а также критически важных (потенциально опасных) объектов республиканского и федерального уровней и др. В ходе их проведения отрабатывались насущные вопросы локализации и ликвидации последствий ЧС, организации эвакуации людей и их всестороннего жизнеобеспечения, а также давались необходимые методические рекомендации.
Итак, что же надо предпринять, чтобы нормализовать обстановку, сложившуюся в стране в связи с пожарами?
Во-первых, следует коренным образом изменить подход к оценке деятельности руководящего состава муниципальных образований и регионов, их комиссий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и организации пожарной безопасности, а также МЧС России в центре и на местах.
Во-вторых, в первую очередь надо спрашивать с соответствующих должностных лиц всех уровней за конкретную работу именно по предупреждению ЧС на основе широкого внедрения новых технологий комплексной безопасности, позволяющих избежать или минимизировать гибель людей и причинение невосполнимого урона окружающей природной среде — среде нашего с Вами обитания.
В-третьих, нельзя забывать о необходимости обязательного поощрения активных участников локализации и ликвидации ЧС природного, техногенного и террористического характера, независимо от их званий и рангов [1, с. 388].
В-четвертых, следует широко внедрить комплексные системы безопасности критически
важных (потенциально опасных) объектов и объектов с массовым пребыванием людей муниципального и регионального уровней. Их основы разработаны одним из авторов настоящей статьи [1] и предусматривают обязательность:
- внутрипроизводственного контроля помещений опасного объекта и контроля производственной территории вокруг него;
- вывода данных систем мониторинга на ДДС опасного объекта и ЕДДС-01 (112) муниципального образования [2, с. 48—49].
В-пятых, повсеместно ввести интегрированную систему безопасности (ИСБ-4Б), разработанную В. А. Куделькиным. Она:
- объединяет все подсистемы безопасности и мониторинга в единую геоинформационную систему 4Б;
- представляет собой ситуационный анализ объектов и территорий (с отображением инцидентов и просмотром изменений ситуации во времени и пространстве на многослойных 3Б-картах). Это необходимо для оперативного реагирования на сложившуюся обстановку и предупреждения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера силами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Последняя способна на постоянной основе системно обеспечивать надлежащую защиту населения, критически важных (потенциально опасных) объектов и объектов с массовым пребыванием людей, а также всей территории нашей страны от всевозможных угроз. Это достойная альтернатива разрозненным системам безопасности, требующая широкого внедрения в практику. Однако практическая отдача от этой системы во многом зависит от знаний и умений должностных лиц, имеющих отношение к вопросам обеспечения безопасности на объектах и территориях нашей страны [4, с. 241—263].
В-шестых, при оценке деятельности органов исполнительной власти и МЧС России в центре и на местах обязательно учитывать качество и эффективность их предупредительной работы по защите населения и территорий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Габричидзе Т.Г. Основы комплексной многоступенчатой системы безопасности критически важных (потенциально) опасных объектов муниципального и регионального уровней: монография. Самара: СамНЦ РАН, 2012. 392 с.
2. Габричидзе Т.Г. Кризис предупреждения чрезвычайных ситуаций и пути его преодоления. Самара: СамНЦ РАН, 2015. 264 с.
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 27.03.2018).
4. Терроризм — угроза обществу : учеб.-метод. пособие / А.В. Болтовский, С.Г. Варданян, Т.Г. Габри-чидзе и др. [под ред. В. А. Куделькина и С. А. Савки-ной/. Самара: СамНЦ РАН, 2017. 464 с.
THE PROBLEM OF PREVENTION OF EMERGENCIES AND THEIR SOLUTIONS
© 2018 T.G. Gabrichidze, V.A. Kudelkin, A.V. Boltovskiy, A.M. Zaitsev
Consortium "Integra-S", Samara
The article reveals some causes of fires with human victims and gives recommendations to improve the quality and effectiveness of protection of population and territories, fire safety at critical (potentially dangerous) objects and objects with mass stay of people.
Keywords: emergencies, prevention, critical (potentially dangerous) objects and objects with mass stay of people, organization of fire safety, information centers (duty and dispatching services), complex and integrated security system.
Tamazi Gabrichidze, Doctor ofEngineering, Major General, retired Vladimir Kudelkin, President of the Consortium "Integra-S", Honored Inventor of Russia. E-mail: [email protected] Andrey Boltovskiy, General Director of LLC "Promsnabzaschita".
Alexander Zaitsev, General Director of the Research Institute of Special Technologies.