Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009
6. Современные криминологические проблемы борьбы с преступностью / под ред. Р.Н. Марченко. - М., 2000. - С.22.
Literature
1. Babaev, M. M. Criminology appreciation of socially-economical and demographical processes // Soviet Government and Law. - 1972. - № 6.
2. Ivanov, Y. I. Problems of Administration personnel preparation for organs of Governmental administration // Governmental Serves in Russian Federation: concepts, experience, problems. - Moscow, 1993.
3. Minaev, V. A. Personnel resources of bodies of internal affairs: modern Campaigns to management.
- Moscow, Academy of Ministry of Interior of Russia, 1993.
4. Mihaylichenko, A. A. Economical criminality in a context of reforms // Scientifically bulletin of Omsk Academy of the Ministry of Interior of Russia. - 2002. - № 1.
5. Novichkov, V. E. Complex forecasting of Struggle against criminal. - Moscow, 2003.
6. Modern criminality problems of struggle against criminal // Ed. R.N. Marchenko. - Moscow, 2000.
1См.: Иванов Ю.И. Проблемы подготовки управленческих кадров для высших органов государственного управления // Государственная служба в Российской Федерации: концепции, опыт, проблемы. М., 1993. С. 41-45.
2См.: Минаев В.А. Кадровые ресурсы органов внутренних дел: современные подходы к управлению. М.: Академия МВД, 1991. 163 с.
3См.: Бабаев М.М. Криминологическая оценка социально-экономических и демографических процессов // Сов. государство и право, 1972. № 6. С. 97-99.
4См.: Современные криминологические проблемы борьбы с преступностью / под ред. Р.Н. Марченко. М, 2000. С. 22.
5См.: Новичков ВЕ. Комплексное прогнозирование борьбы с преступностью. М., 2003. С. 47-52.
6 См.: Михайличенко А.А. Экономическая преступность в контексте реформ // Научный вестник Омской академии МВД России. Омск, 2002. № 1. С. 34-36.
УДК 31б. 477
О.В. Лукичев*, М.Б. Скворцова**, Н.Н. Шестакова***, С.А. Ширнова****
Проблемы правового сопровождения выпускников детских домов
Статья подготовлена в рамках гранта Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга № 146/08 от 06. 10. 2008 г.
По данным специалистов, более или менее нормально адаптируются в обществе только порядка 10% выпускников детских домов. Во многом это обусловлено слабостью их правового сопровождения, что является причиной не только проблем с адаптацией молодых людей в социуме, возникающих в
* Лукичев, Олег Васильевич, заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, член Криминологической ассоциации России (руководитель проекта). Россия, 19820б, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812) 744-70-19.
** Скворцова, Маргарита Борисовна, научный сотрудник, Институт проблем региональной экономики РАН. Россия,199013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38. Тел. (812) 31б-27-б5. E-mail: [email protected].
*** Шестакова, Наталия Николаевна, старший научный сотрудник, Институт проблем региональной экономики РАН. Россия,199013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38. Тел. (812) 31б-27-б5. E-mail: [email protected]
**** Ширнова, Светлана Анатольевна, старший научный сотрудник. Институт проблем региональной экономики РАН. Россия,199013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38. Тел. (812) 31б-27-б5. E-mail: [email protected]
* Lukichev, Oleg Vasilievich: professor of department of criminology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the deserved lawyer of the Russian Federation, candidate of juridical sciences, professor, member of Association of criminological Russia.
** Skvortsova, Margarita Borisovna: candidate in technical sciences, research fellow, Institute for Regional Economics Studies of Russian Academy of Sciences, Russia, 199013, St.Petersburg, ul. Serpukhovskaya, 38, telephone - +7 812 31б27б5, e-mail [email protected].
*** Shestakova, Natalia Nikolaevna: candidate in technical sciences, senior research fellow, Institute for Regional Economics Studies of Russian Academy of Sciences, Russia, 199013, St.Petersburg, ul. Serpukhovskaya, 38, telephone - +7 812 31б27б5, e-mail - [email protected]
**** Shirnova, Svetlana Anatolievna: candidate of economic sciences, senior research fellow, Institute for Regional Economics Studies of Russian Academy of Sciences, postal address (work), 199013, St.Petersburg, ul. Serpukhovskaya, 38, telephone - +7 812 31б27б5, e-mail - [email protected]
правовом поле, но и многочисленных проблем социального характера. Изложенное актуализирует необходимость исследования проблем правового сопровождения выпускников детских домов.
Ключевые слова: воспитанники, детский дом, правовое и социальное сопровождение, дети-сироты, профилактика правонарушений сирот.
O.V. Lukichev*, M.B. Skvortsova**, N.N. Shestakov***, S.A. Shirnova****. Problems of the lawful tracking of the graduates of the orphanages (Article it is prepared within the framework Grant of Committee on science and higher school of Saint Petersburg M 146/08 from 06. 10. 2008).
According to the data of specialists, more or less normally they are adapted in the society only of order 10% of graduates of orphanages. In many respects this is caused by the weakness of their lawful tracking, what is the reason not only for problems with the adaptation of young people in society, which appear in the lawful field, but also the numerous problems of social nature. That presented actualizes the need for the case study of the lawful tracking of the graduates of orphanages.
Keywords: pupils, children’s home, legal and social support, children-orphans, preventive maintenance of offences of orphans.
Общеизвестно, что более 30% выпускников детских государственных учреждений в течение первого года самостоятельной жизни совершают правонарушения, 20% приобретают статус лица без постоянного места жительства, 10% заканчивают жизнь самоубийством. По данным специалистов, более или менее нормально адаптируются в обществе только около 10% молодых людей данной категории. Во многом это обусловлено слабостью правового сопровождения выпускников детских домов, что, по сути, является причиной не только правовых проблем, связанных с адаптацией молодых людей в социуме, но и многочисленных проблем социального характера. Изложенное доказывает настоятельную необходимость исследования правового сопровождения выпускников детских домов.
При анализе блока правовых проблем выпускников детских сиротских учреждений следует иметь в виду как минимум два исходных положения. Во-первых, правовой статус «сирота» регулируется целым рядом нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня. С другой стороны, специфика данного контингента молодежи в части склонности его к девиантному и делинквентному поведению при вступлении в самостоятельную жизнь предполагает выявление совокупности тех правовых проблем, с которыми сталкивается данная социальная группа, и анализ существующей в обществе системы их правового сопровождения.
С целью изучения отклонений в процессах социальной и правовой адаптации выпускников детских домов, поиска путей их адаптации к жизнедеятельности в условиях реального общества авторами было предпринято исследование «Социальное и правовое сопровождение выпускников детских домов». Проект был поддержан Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга в рамках гранта № 146/08 от 6 октября 2008 г.
В ходе исследования был проведен экспертный опрос наиболее компетентных и квалифицированных специалистов: представителей Комитетов Санкт-Петербурга по социальной защите населения, по образованию, представителей органов внутренних дел (прокуратуры и комиссии по делам несовершеннолетних), руководителей государственных и негосударственных социальных гостиниц и приютов, директоров детских домов, руководителей и сотрудников государственных и негосударственных общественных организаций соответствующего профиля, независимых экспертов и специалистов в области семьи и детства, в области ювенального здоровья.
Возможность адаптации выпускников детских сиротских учреждений к самостоятельной жизни во многом определяется степенью их правовой подготовленности. По мнению экспертов, молодые люди наилучшим образом осведомлены о правовых вопросах, касающихся их статуса «выпускник детского сиротского учреждения»: 77,3% респондентов показали знания различного уровня в этой области. Подготовленность в области общегражданского законодательства, включающего гражданское, трудовое, семейное и жилищное право, определили как слабую около 75% специалистов. Около 60,0% специалистов склонны полагать, что знания выпускников об организациях, где можно получить юридическую помощь, равно как и их знания в области основ уголовного права, находятся на низком уровне либо отсутствуют вовсе. Специфика правовых знаний выпускников сиротских учреждений, по оценкам экспертов, заключается в том, что «у данной группы молодежи отсутствует равновесие между правом и обязанностью» в силу «их нежелания знать обязанности».
Анализ современного состояния правовой базы по сопровождению выпускников детских домов позволил выявить более 30 нормативных актов: федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, посвященных регулированию вопросов, касающихся личных и имущественных прав детей, находящихся в трудных условиях, охраны здоровья детей, их социального обеспечения, воспитания и образования, трудовых прав несовершеннолетних. Приоритетность интересов детей и подростков устанавливается, в частности, в «Основных направлениях государственной семейной политики», утверждённых Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712, и развивается в Семейном кодексе Российской Федерации (вступил в силу с марта 1996 г.), а также в принятых в целях конкретизации его положений нормативно-правовых актах.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России M 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
В принятом 21 декабря 1996 г. Федеральном законе № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» впервые дается четкое определение таких понятий, как «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др. Помимо прочего, закон установил конкретные основания для отнесения ребенка к той или иной категории, определил объем прав, льгот, компенсаций и гарантий их предоставления, критерии предоставления. В частности, сироты и дети, оставшиеся без попечения, по закону получают возможность учиться бесплатно (в учебных заведениях начального, среднего и высшего образования), находясь при этом на полном государственном обеспечении и получая стипендию, выплачиваемую с 50%-ной надбавкой. В период производственного обучения и практики таким студентам выплачивается 100% заработной платы.
С принятием данного Федерального закона были объединены и систематизированы все дополнительные гарантии льгот детей-сирот в сферах образования, защиты жилищных прав, реализации права на труд, медицинского обслуживания и т.д. В дальнейшем Федеральный закон № 159-ФЗ, дополненный в редакции Федеральных законов от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 8 апреля 2002 г. № 34-Ф3, от 10 января 2003 г. № 8-ФЗ и от 22 августа 2004 г. № 1222-ФЗ, определил общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ).
Закон Санкт-Петербурга № 616-87 от 28 ноября 2005 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, находящихся на полном государственном обеспечении» конкретизировал и закрепил принципы, содержание и меры социальной поддержки данной категории лиц на региональном уровне.
Дальнейшее развитие и закрепление прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нашло отражение в следующих законодательных актах, постановлениях и решениях:
- Постановление правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2006 г. № 1539 «О Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 г.».
Пункт 6.2 Концепции. Повышение рождаемости и создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи:
- разработка и внедрение программ, способствующих адаптации выпускников детских домов и интернатов к самостоятельной жизни;
- создание служб социального и психологического сопровождения приемных семей с опекаемыми детьми;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 5 июня 2007 г. № 627 «О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 гг.». (В целях укрепления института семьи, возрождения социальных и экономических основ семейных ценностей, развития системы социальной поддержки семьи в Санкт-Петербурге).
Раздел 4. Концепции. Приоритетные направления семейной политики в Санкт-Петербурге:
Пункт 4.3. Совершенствование системы семейного воспитания, образования и досуга;
- поддержка и развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка программ и нормативных правовых актов, направленных на материальное стимулирование устройства детей на воспитание в семьи.
Пункт 4.5. Улучшение жилищных условий семей.
- разработка нормативных правовых актов, направленных на совершенствование механизма обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. детей-инвалидов.
План мероприятий на 2007-2008 гг. по реализации Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 гг. (Приложение к Концепции).
Пункт 4.1. Разработка государственных стандартов, норм и нормативов социального обслуживания семей, имеющих детей в Санкт-Петербурге. Срок - 2007-2008 гг. Исп. КТСЗН, КЭРППТ, администрации районов Санкт-Петербурга.
Пункт 4.3. Создание центров социальной помощи семье и детям и социальнореабилитационных центров для несовершеннолетних на территориях районов Санкт-Петербурга. Срок
- 2007-2008 гг. Исп. администрации районов Санкт-Петербурга, КТСЗН, КЭРППТ, КС, КУГИ.
Пункт 4.7. Организация социального сопровождения выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок 2007-2008 гг. Исп. КО, КТСЗН.
Пункт 6.6. Развитие информационно-справочных служб на базе районных центров социальной помощи семье и детям. Срок 2007-2008 гг. Исп. администрации районов Санкт-Петербурга, КТСЗН.
- Закон Санкт-Петербурга «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» от 4 апреля 2006 г. № 100-15 (с изменениями, внесенными Постановлением Уставного суда СПб от 19 июня 2007 г. № 002/07-п).
Ст. 6. Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Пункт 1. Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, предоставляются для временного проживания на период специальной социальной защиты:
1.2. Детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей или иных законных представителей, на период до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Пункт 4.1. предусматривает разработку государственных стандартов, норм и нормативов социального обслуживания семей, имеющих детей в Санкт-Петербурге.
30 января 2008 г. за № 42-10 был принят Закон Санкт-Петербурга «О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга», который в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», определяет цели и устанавливает принципы формирования и применения государственных стандартов обслуживания населения Санкт-Петербурга, а также определяет порядок их установления.
В Перечне социальных групп населения Санкт-Петербурга, имеющих право на получение социальных услуг, под № 50 определен стандарт социальных услуг, предоставляемых выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, находящихся в сложной жизненной ситуации, в стандартной форме временного проживания (содержится в приложениях 1 и 2 к Закону № 42-10).
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ в ст. 1 сферу действия настоящего Федерального закона в п. 2 определил, что положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, «применяются... в т.ч. к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором».
Аналогичное положение закреплено в п. 5 гл. 3 «Правовой статус опекунов и попечителей», где сказано, что исполнение обязанностей опекунов и попечителей «возлагается на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Гл. 4 Закона - «Правовой режим имущества подопечных» - содержит закрепление и защиту имущественных прав, распоряжением имуществом подопечных.
Так, согласно п. 1 ст. 17 Закона, опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в т.ч. на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат; согласно п. 4 той же статьи, они также не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 Закона (п. 3 ст. 16 - «.по просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения. вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах»). При этом на опекунов и попечителей Закон налагает обязанности по приему по описи имущества подопечного от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения прав и обязанностей опекуна и попечителя (п. 1 ст. 18 Закона); обязанности по охране имущества подопечного (п. 4-5 ст. 18 Закона).
Статья 19 Закона. Распоряжение имуществом подопечных.
1. Общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.
3. Опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации. Расходование денежных средств подопечного, внесенных в кредитные организации, осуществляется с соблюдением положений гражданского законодательства о дееспособности граждан и положений пункта 1 ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4. Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При подаче заявления о выдаче разрешения опекун или попечитель обязан указать за счет какого имущества будет исполнено заемное обязательство.
5. Имущество подопечного не подлежит передаче в заем, за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости).
6. Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более пяти лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.
Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ внес отдельные изменения в гражданский и семейный кодекс. Кроме
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
этого, законодательство фиксирует целый ряд льгот и социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые представлены в таких законах, как:
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159.-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;
- Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ»;
- Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Закон Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 г. № 616-87 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
Далее приведены основные виды льгот, закрепленные в данных законодательных актах по разным сферам жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Льготы социальные:
- п. 4. ст. 6 ФЗ № 159. Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
- п. 8. ст. 6 ФЗ № 159. Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
- Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- п. 5. ст. 9 ФЗ № 159. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
- Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
- ст. 11 ФЗ № 195. Предоставление детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания.
Льготы жилищные:
- п. 1 ст. 8 ФЗ № 159. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
- Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
- п. 2. ст. 8 ФЗ № 159. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
- Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
- ст. 5 Закона СПб. № 616-87:
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие жилое помещение на праве собственности или праве пользования, сохраняют это право на указанное жилое помещение на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- оплата занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах -занимаемой жилой площади) в размере 100%;
- оплата коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и др. отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в размере 100% в пределах нормативов потребления указанных коммунальных услуг, установленных в Санкт-Петербурге;
- оплата топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива (для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления) - в размере 100%.
3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилого помещения на праве собственности или праве пользования, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти Санкт-Петербурга вне очереди жилыми помещениями, площадь которых не ниже норм, установленных законодательством Санкт-Петербурга.
Расходы, связанные с предоставлением жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год.
4. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством может быть предоставлена льгота по уплате налога на имущество физических лиц на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
- ст. 2 Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
- В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
- Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.
Льготы медицинские:
- п. 1. ст. 7 ФЗ № 159. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в т.ч. проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
- п. 2. ст. 7 ФЗ № 159. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторнокурортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Льготы по проезду:
- п. 2. ст. 7 ФЗ № 159. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторнокурортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
- п. 10. ст. 6 ФЗ № 159. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
- Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Льготы на отдых:
- п. 2. ст. 7 ФЗ №159. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторнокурортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Льготы в области труда:
- п. 6. ст. 9 ФЗ №159. Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
- п. 2. ст. 11 ФЗ №124. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
- Трудовой кодекс № 197-ФЗ. В содержании трудового договора с несовершеннолетним выпускником детского дома (сиротой), равно как и с любым другим несовершеннолетним, должны быть закреплены следующие условия:
- при приеме на работу не устанавливается испытательный срок;
- должно быть установлено сокращенное рабочее время: от 14 до 16 лет - 24 часа в неделю; от 16 до 18 лет - 36 часов в неделю; если ребенок учится, то на половину меньше - т.е. или 12 часов, или 18 часов;
- ежегодный очередной оплачиваемый отпуск составляет 31 календарный день;
- если ребенок совмещает работу с обучением в вечерней школе, училище, колледже или в вузе, то ему предоставляется право на оплачиваемые дополнительные учебные отпуска для сдачи экзаменов; а при обучении в вечерней школе - сокращенная рабочая неделя или сокращенный рабочий день;
- несовершеннолетнего не могут принять на подземные работы, работы с вредными и опасными условиями труда, а также работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию
(игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах; производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, изделиями наркотического и токсического направления), а также, если она связана с переноской и передвижением тяжестей, превышающей предельные нормы;
- несовершеннолетнего не могут направлять в командировки; привлекать к сверхурочным работам; к работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (кроме творческих работ, работ в области искусства, спорта и кино);
- не могут заключать договоры о полной материальной ответственности;
- оформлять трудовые договоры по совместительству;
- работодатель по своей инициативе может расторгнуть трудовой договор только с согласия государственной инспекции по труду и комиссии по делам несовершеннолетних (кроме случая ликвидации предприятия);
- работодатель не имеет право не предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, отозвать из отпуска и заменить отпуск денежной компенсацией.
Льготы по образованию:
- п. 1. ст. 6 ФЗ №159.
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
4. Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
5. Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
6. Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в муниципальных образовательных учреждениях устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
8. Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
9. При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
10. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
- п. 3 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»: Прием детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего профессионального образования осуществляется вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.
Другие льготы:
- Ст. 333. 36, п. 1 пп. 2, 15 Налогового кодекса РФ. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:
- истцы - по искам о взыскании алиментов;
- истцы - при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка.
На практике нормативно-правовая база с различной степенью эффективности регулирует жизнедеятельность детей-сирот. Наиболее действенной опрошенные эксперты считают систему образования, суммарная оценка показателей разной степени эффективности составила 82,6%; далее следуют системы здравоохранения и социального обеспечения выпускников (пособия и льготы), эти системы считают эффективными по 69,5% процентов опрошенных. Система нормативно-правового обеспечения трудоустройства выпускников представляется результативной 56,4% опрошенных; систему защиты гражданских прав выпускников (честь, достоинство и т.п.) в качестве действенной оценили 54,6% специалистов; и, наконец, нормативно-правового обеспечения системы жилищного обеспечения воспринимается как эффективная в определенной степени лишь 52,2% респондентов.
Таким образом, в целом эффективность систем правового обеспечения выпускников сиротских учреждений крайне невысока, этим во многом и определяется широкий круг правовых проблем, с которыми сталкивается молодежь данной категории.
Несмотря на достаточно подробное законодательное закрепление жизнедеятельности выпускников интернатных учреждений, попадая в условия самостоятельной жизни, они сталкиваются с множеством правовых проблем.
Основные трудности данной категории молодежи обусловлены несовершенством функционирования системы правового сопровождения. К их числу относятся: отсутствие четких процедур, обеспечивающих эффективное решение правовых проблем выпускников, отсутствие доступной и оперативной системы юридической помощи, формальное отношение (незаинтересованность в оказании помощи) представителей организаций, обеспечивающих правовое решение проблем выпускников (отметили 77,3% опрошенных экспертов).
Следующая группа проблем определяется участием органов власти различных уровней в судьбе данной категории молодежи: «невнимание органов власти к проблемам выпускников» и «невнимание органов местного самоуправления к проблемам выпускников» - выделили по 68,2% участников опроса по каждому пункту. Несмотря на существующие законы, касающиеся вопросов права выпускников детских сиротских учреждений, 50,0% опрошенных специалистов полагает, что действенная законодательная база их жизнеобеспечения отсутствует.
Наиболее часто встречающимися нарушениями законодательства в деятельности институтов по обеспечению жизнедеятельности детей-сирот являются следующие:
- несвоевременность передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства по месту их жительства или пребывания (нарушение требований ч. 2 ст. 122 СК РФ);
- несоблюдение требований ч. 4 ст. 85 НК РФ в части передачи сведений о поступивших детях и их имуществе в налоговые органы;
- несоблюдение требований ч. 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по вопросу регистрационного учета данной категории детей;
- не истребуется согласие органа опеки и попечительства на перевод воспитанника в другое образовательное учреждение в противоречие требованию ст. 16 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 27. 06. 99 г.);
- нарушения сроков и порядка выплат и расходования денежных средств, предназначенных для личных нужд, установленных Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- несвоевременность принятия мер по защите пенсионных прав воспитанников;
- неэффективная деятельность по защите алиментных прав воспитанников;
- случаи невыплаты единовременного пособия воспитанникам после окончания обучения;
- несвоевременность проведения приватизации жилья, имеющегося у воспитанников сиротских учреждений;
- ненадлежащий контроль жилья, имеющегося у воспитанников;
- нарушения требований пожарной безопасности;
- случаи несвоевременного обращения администраций сиротских учреждений в суды с исками о лишении или ограничении родителей в родительских правах.
В 2006 г. прокуратура города, проанализировав состояние законодательства Санкт-Петербурга по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявила многочисленные нарушения в деятельности органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по опеке и попечительству над несовершеннолетними, в т.ч. при решении вопросов о назначении и выплате денежных средств опекунам (попечителям) на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря.
В течение 2005 г. опротестовано 212 распоряжений глав муниципальных образований по указанным вопросам, за два месяца 2006 г. - 73. За прошедший год прокурорами каждый третий протест принесен на незаконный правовой акт должностных лиц муниципальных образований, касающийся назначения опекунских пособий. Основная причина указанных нарушений заключалась в отсутствии порядка назначения денежных средств на содержание опекаемых детей, законодательно закрепленного на уровне субъекта федерации.
Как пример результативности деятельности по прокурорскому надзору за данной сферой деятельности можно привести Решение коллегии городской прокуратуры «О состоянии прокурорского надзора за законностью сделок с жилой площадью, принадлежащей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», состоявшегося 28 мая 2008 г. В решении коллегии отмечались факты несвоевременного предоставления жилья воспитанникам, предлагаемое жилое помещение не соответствовало требованиям технических и санитарных норм, допускались нарушения при сдаче жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним воспитанникам детских домов и школ-интернатов, в аренду и т.д. Принято соответствующее решение по устранению отмеченных нарушений.
Очевидно, что в настоящее время система правового сопровождения выпускников детских сиротских учреждений требует комплексного подхода к ее совершенствованию. В качестве мер по повышению ее действенности и эффективности можно выделить следующие:
- доработка подзаконных актов по ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так, в законе сказано, что «предприятиям., создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот. могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ» (ч. 2 ст. 9), что в данный момент затруднено вследствие отсутствия конкретизации, как по количеству рабочих мест, кругу субъектов, отвечающих за их создание, так и в части определения объема и меры ответственности за неисполнение, уклонение от требований закона; не регламентирован механизм реализации его положений.
- скорейшее принятие Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» и Федерального закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
- установление квотированных мест для приема сирот (на безъэкзаменационной основе) в суворовское и нахимовское училища, кадетские корпуса;
- усиление прокурорского надзора за защитой прав детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, включая и категорию выпускников детских сиротских учреждений;
- активизация работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- введение должности юриста в штатное расписание специально создаваемых центров постынтернатной адаптации или других подобных организаций;
- создание специальных центров правовой помощи (либо выделение отдельного направления в уже имеющихся) выпускникам детских домов и проведение регулярных встреч, бесед и т.п. сотрудников правоохранительных органов, юристов, социальных работников с выпускниками по широкому кругу правовых проблем, особо контролируя тех из них, кто склонен к девиантному (или делинквентному) поведению;
- введение должности сотрудника правоохранительных органов в штатное расписание специально создаваемых центров постинтернатной адаптации или других подобных организаций и закрепление выпускников, склонных к девиантному (или делинквентному) поведению, за соответствующими отделами милиции по месту их работы или учебы.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009