7. Тюленева А. Вас ищет... контрафакт // Квартирный ряд. 2011. 22 июля.
8. Ханин С.В., Ханина Е.С. Контрафакт как угроза экономической безопасности в России // Актуальные проблемы правовой теории и практики. Н. Новгород, 2007. Ч. 2. С. 122-123.
9. Сухаренко А.Н. Противодействие обороту контрафактной продукции на территории Таможенного союза // Юридический мир. 2013. N 3. С. 40-43.
10. Коробкова К. Что можно изображать на продукции? // ЭЖ-Юрист. 2013. N 35.
11. Чумаченко А.Е. Контрафакт как социально-правовое и криминальное явление: Направления и средства его предупреждения органами внутренних дел // Юридический мир. 2007. N 2. С. 42-43.
12. Афанасьева Е.Г. Ответственность за нарушения исключительных прав на товарные знаки и иные средства индивидуализации // Предпринимательское право. 2015. N 2. С. 52-59.
13. Мазин С.С. Зарубежный опыт развития рынка торговли строительными материалами // Вестник Евразийской академии административных наук. 2011. N 1. С. 89-94.
Федотова ю.г.,
кандидат юридических наук, [email protected] Центр экспертных исследований факультета национальной безопасности; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119606, г. Москва, просп. Вернадского, 84
FEDoTovA Yu.G.,
candidate of Legal Sciences,
Expert Studies center
of National Security Faculty;
Russian Presidential Academy
of national Economy and Public Administration,
vernadsky Аve. 84, Moscow, 119606,
Russian Federation
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат. статья посвящена проблемам правового регулирования привлечения граждан к участию в защите государственной границы Российской Федерации с учетом современных военных угроз, характеризующихся смещением в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. На основе анализа действующего общефедерального административного законодательства, законодательства приграничных субъектов Российской Федерации, а также муниципальных правовых актов автор выявляет пробелы правового регулирования участия граждан в обеспечении пограничной безопасности и приводит рекомендации об их устранении. определив правовую природу института участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства как формы народовластия, автор статьи обосновывает, что привлечение граждан к участию в обеспечении обороны страны и безопасности государства предполагает применение правовых средств ограничения прав и свобод человека и гражданина, что влечет применение со стороны уполномоченных государственных органов ограничительных мер в отношении граждан. Поскольку участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства предполагает реализацию конституционных прав и свобод на участие в управлении делами государства, получение информации, государству корреспондируют обязанности по применению стимулирующих и защитных мер в отношении граждан. гарантиями правового статуса граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства являются гарантии реализации прав и обязанностей и гарантии охраны и защиты правового статуса граждан, применение которых в деятельности уполномоченных органов заключается в реализации стимулирующих и защитных правовых мер обеспечения участия граждан в рассматриваемой деятельности.
Ключевые слова: государственная граница; безопасность; военная угроза; участие; добровольная народная дружина.
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF CITIZENS' PARTICIPATION IN PROTECTION OF THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article is devoted to the problems of legal regulation of encouraging citizens to participate in the protection of the RF state border, based on contemporary military threats characterized by penetration into the RF information and internal spheres. Basing on the analysis of current federal administrative legislation, legislation of the RF border regions and municipal legal acts, the author reveals the gaps in the legal regulation of citizens' participation in ensuring border security and provides recommendations for their elimination. Having defined the legal nature of the institute of citizens' participation in ensuring the national defense and state security as a form of democracy, the author proves that encouraging citizens to participate in ensuring the national defense and state security involves the use of legal means of restricting the rights and freedoms of man and citizen, which implies the use of restrictive measures against citizens by the authorized state bodies. Since the participation of citizens in ensuring the national defense and state security involves the implementation of constitutional rights and freedoms to participate in state administration and to obtain information, the state is obliged to apply the stimulating and protective measures in respect of citizens. Guarantees of the implementation of rights and obligations as well as guarantees of protection of citizens' legal status are guarantees of the legal status of citizens as subjects of ensuring national defense and state security. Implementing these guarantees in the activities of the authorized bodies is the realization of stimulating and protective legal measures to ensure citizens' participation in the considered activities.
Keywords: state border; security; military threat; participation; volunteers.
В настоящее время происходит изменение характера военных угроз и военных опасностей: они нарастают и смещаются в информационное пространство и внутреннюю сферу государства. В современных условиях происходит возрастание информационной составляющей террористической деятельности, стремительное развитие террористическими организациями информационно-пропагандистской инфраструктуры, а также проявление тенденций расширения в ряде регионов социальной базы терроризма, повышения уровня организации субъектов терроризма, развития связей между террористическими структурами, смыкания террористических структур с организованной преступностью [1, с. 143-147].
Российская Федерация является объектом непрерывной информационной и пропагандистской агрессии со стороны геополитических противников. Эффективный инструмент противостояния ей - различные формы участия граждан в обеспечении национальной безопасности, что является решением задачи объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации. Постановка такой задачи отражена в подп. «е» п. 21 Военной доктрины РФ, утвержденной Президентом РФ 25 декабря 2014 г., а также определяется в качестве общенациональной задачи Президентом РФ [2]. В связи с обострением обстановки на приграничных территориях в условиях проводимых военных действий в Сирии актуальными являются проблемы взаимодействия с местным населением
и предупреждения антиконституционных проявлений, акций провокационного характера, способных привлечь к участию значительное количество граждан, в том числе иностранных [3]. При этом общефедеральное законодательство, регулирующее привлечение граждан к участию в защите государственной границы, не является совершенным. Региональное законодательство, в свою очередь, не отражает необходимость решения поставленной в Военной доктрине РФ задачи.
Одним из ключевых факторов достижения успеха в пограничной деятельности и формирования на приграничной территории благоприятной обстановки, которая способствовала бы решению задач обеспечения пограничной безопасности, является привлечение потенциала местного населения и добровольных народных (казачьих) дружин. Согласно ст. 38 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон N 4730-1) граждане участвуют на добровольных началах в защите государственной границы в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин (далее -ДНД), в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах. Порядок привлечения граждан определяется Правительством РФ*.
* О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 15 апр. 1995 г. N 339 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 17. Ст. 1545.
члены ДНД и внештатные сотрудники привлекаются к защите государственной границы для выполнения совместно с пограничными органами поставленных задач. Решение задач по привлечению ДНД достигается поддержанием постоянного взаимодействия пограничного органа с органами исполнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления и осуществляется под постоянным контролем за организацией и состоянием работы по привлечению членов ДНД к защите государственной границы. Привлечение граждан к защите государственной границы в форме ДНД является широко применяемым, несмотря на пробелы в регулировании отдельных вопросов на общефедеральном уровне, а также в законодательстве субъектов РФ.
следует отметить, что законодательство об участии граждан в обеспечении общественного порядка предусматривает обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по организации такого участия. Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законом. органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней. Им может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Внештатные сотрудники полиции за активное содействие органам внутренних дел (полиции), оказание помощи полиции в выполнении возложенных на нее обязанностей могут поощряться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. органы государственной
власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству. Порядок предоставления органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций устанавливается законами субъектов РФ. Аналогичные положения могут быть закреплены при регулировании деятельности общественных объединений, участвующих в обеспечении обороны страны и безопасности государства.
согласно ст. 37 Закона N 4730-I органы местного самоуправления, организации и их объединения, общественные объединения и их должностные лица создают условия для участия граждан в защите государственной границы. В целом общефедеральное законодательство устанавливает основные положения. следует охарактеризовать правовое регулирование деятельности ДНД в законодательстве субъектов РФ, которое с учетом особенностей конкретного региона может повысить эффективность участия граждан в защите государственной границы. Региональное законодательство определяет такое участие как взаимодействие, устанавливая его основные направления, общие цели и задачи пограничных органов и ДНД*.
* о создании добровольных народных дружин на территории ольгинского муниципального района по охране государственной границы Российской Федерации: постановление главы ольгинского муниципального района Приморского края от 5 окт. 2009 г. N 326. uRL: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=548636 (дата обращения: 20 июля 2015 г.); о создании штаба народных дружин в Целинном районе: постановление главы Целинного района курганской области от 1 марта 2010 г. N 16. uRL: http://целинный-район.рф/documents/150. html (дата обращения: 20 июля 2015 г.).
В некоторых субъектах РФ организация участия граждан в обеспечении пограничной безопасности является задачей не только пограничных органов, но и органов местного самоуправления. Так, в Республике Калмыкия на районный штаб ДНД возлагаются функции руководства ее деятельностью, обучения и воспитания ее членов, организации работы по социальной защите членов ДНД, других граждан, правового воспитания местного населения по вопросам, отнесенным к компетенции пограничных органов. Районный штаб состоит из представителей органов местного самоуправления, пограничного управления, командиров ДНД, представителей иных ведомств. Начальник штаба назначается главой районного муниципального образования, его заместителем является начальник пограничного отдела (отделения) пограничного управления*. В иных субъектах РФ регулирование подобных вопросов носит рекомендательный характер**.
Штабы ДНД формируются в целях взаимодействия с пограничным управлением субъекта РФ***, что вполне обоснованно в силу общих целей данных субъектов и диспозитивных начал формиро-
вания штабов. В некоторых субъектах РФ законодательно установлены принципы участия граждан в защите государственной границы: уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, взаимодействие с органами государственной власти области и органами местного самоуправления, добровольность****. Участие граждан осуществляется в коллективной форме взаимодействия, возможно также сотрудничество (внештатное) и содействие (при разовом предоставлении информации, в качестве проводников, во временном ограничении или запрещении движения граждан и транспортных средств в пограничной зоне, в ограничении допуска граждан на отдельные участки местности, в обеспечении вынужденного пребывания их там и в выводе граждан с этих участков при проведении погранич-
ных поисков и операции*
). Следуетот-
метить прогрессивность законодательства некоторых субъектов РФ, предусматривающего ежемесячные выплаты за счет бюджета субъекта РФ, причем установлены единообразные выплаты лицам, участвующим в обеспечении общественной и
* О привлечении граждан к охране Государственной границы Российской Федерации на территории Республики Калмыкия: постановление Правительства Республики Калмыкия от 27 марта 2009 г. N 93 // Правительственная газета. 2009. N 29.
** Об организации участия граждан в защите Государственной границы Российской Федерации на добровольных началах: распоряжение Администрации Алтайского края от 10 марта 2009 г. N 60-р. URL: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=176751 (дата обращения: 20 июля 2015 г.).
*** О штабе добровольных народных дружин по защите Государственной границы Российской Федерации на территории Архангельской области: распоряжение Губернатора Архангельской области от 5 сент.
2011 г. N 676-р. uRL: http://www.regionz. ru/index.php?ds=1320060 (дата обращения: 20 июля 2015 г.); Об утверждении Положения о штабе добровольных народных дружин по защите Государственной границы Российской Федерации на территории Архангельской области: указ Губернатора Архангельской области от 2 сент. 2011 г. N 131-у // Волна. 2011. N 40.
**** об участии граждан в защите Государственной границы Российской Федерации на территории Еврейской автономной области: закон Еврейской автономной области от 22 мая 2013 г. N 300-03. URL: http://www. regionz.ru/index.php?ds=2200807 (дата обращения: 20 июля 2015 г.); Об участии граждан в защите Государственной границы Российской Федерации на территории Псковской области: закон Псковской области от 4 июня 2009 г. N 864-О3 // Псковская правда. 2009. N 110.
***** о порядке привлечения граждан к охране Государственной границы Российской Федерации на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район»: постановление главы Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области от 1 июня 2012 г. N 18. URL: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=1768316 (дата обращения: 20 июля 2015 г.); О порядке привлечения граждан к охране Государственной границы Российской Федерации на территории муниципального образования «Смидовичский муниципальный район»: постановление администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области от 22 мая 2012 г. N 879. URL: http:// www.regionz.ru/index.php?ds=1835539 (дата обращения: 20 июня 2015 г.).
государственной безопасности*. В других регионах применяются виды поощрения: объявление благодарности, награждение Почетной грамотой, нагрудным знаком, занесение на Доску почета, награждение ценным подарком. За особые заслуги и проявленные мужество и героизм члены ДНД представляются к награждению государственными наградами**.
В некоторых субъектах РФ помимо регионального законодательства приняты муниципальные нормативные правовые акты. однако в большинстве регионов регулирование рассматриваемых правовых отношений ограничивается нормами только муниципального уровня и охватывает не все приграничные территории. При этом следует отметить опыт регулирования на подзаконном уровне отбора членов ДНД и обеспечения условий их деятельности, в частности, предоставления помещений либо земельных участков в отдельных муниципальных образованиях субъектов РФ***.
* о мерах социальной поддержки граждан, участвующих в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, а также в защите государственной границы Российской Федерации на территории Астраханской области: постановление Правительства Астраханской области от 30 окт. 2013 г. N 438-П // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2013. N 48; о мерах социальной поддержки граждан, участвующих в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, а также в защите Государственной границы российской федерации на территории Астраханской области в составе добровольных народных дружин: постановление Правительства Астраханской области от 27 дек. 2007 г. N 570-П. иК1_: http://www. гедюп7.ги/тс1ех.рИр?с15=769573 (дата обращения: 20 июля 2015 г.).
** о создании добровольных народных дружин на территории ольгинского муниципального района по охране государственной границы Российской Федерации: постановление главы ольгинского муниципального района Приморского края от 5 окт. 2009 г. N 326. иК1_: http://www.regionz.ru/index. р1лр?с15=548636 (дата обращения: 20 июля 2015 г.).
*** о создании условий для участия граждан на добровольных началах в защите государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории Воронежской области: распоряжение Правитель-
Региональные законы об участии граждан в защите государственной границы отсутствуют во многих субъектах РФ, например, в Амурской, Брянской, Волгоградской, Калининградской, Курганской, Курской, Магаданской, Мурманской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тюменской, Челябинской областях, Забайкальском, Камчатском, Краснодарском, Хабаровском краях, республиках Дагестан, Северной осетии - Алании, Тыве, Чукотском автономном округе, чего нельзя сказать, например, о состоянии законодательства в сфере участия граждан в охране общественного порядка, при этом необходимость их принятия не менее актуальна [4].
Исследователи отмечают проблемы низкой информированности граждан об их правах и гарантиях их реализации [5, c. 14-20], в то время как право на информацию - одно из наиболее важных прав человека. Реализация права человека на информацию, обеспечение свободного доступа к информации, имеющей общественное значение, информационная от-
ства Воронежской области от 13 сент. 2011 г. N 648-р. uRL: http://www.regionz.ru/index. php?ds=1292143 (дата обращения: 20 июля 2015 г.); о создании условий для защиты Государственной границы Российской Федерации в Карачаево-Черкесской Республике: постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24 марта 2010 N 91. uRL: http:// www.regionz.ru/index.php?ds=604308 (дата обращения: 20 июля 2015 г.); о мерах по привлечению граждан к охране государственной границы Российской Федерации: постановление Правительства Чеченской Республики от 20 июня 2008 г. N 111. uRL: http://www.regionz. ru/index.php?ds=581586 (дата обращения: 20 июля 2015 г.); об утверждении типового Положения о районном (городском) штабе добровольных народных дружин по защите Государственной границы Российской Федерации: постановление Правительства Ленинградской области от 31 янв. 2012 г. N 27. uRL: http://www. regionz.ru/index.php?ds=1642744 (дата обращения: 20 июля 2015 г.); об утверждении Порядка поощрения граждан, оказывающих на добровольной основе содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка и содействие пограничным органам в защите государственной границы, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих: постановление Правительства Новосибирской области от 20 дек. 2010 г. N 257-П. URL: http:// www.regionz.ru/index.php?ds=1733012 (дата обращения: 20 июля 2015 г.).
крытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового, демократического государства. Реализация этого права обеспечивает реальное участие граждан в жизни государства [6, с. 152-163]. Особая заинтересованность участия граждан в деятельности общественных объединений патриотической, антиэкстремистской направленности будет состоять и в том, что все виды безопасности взаимосвязаны, государственные интересы связаны с интересами личности и общества.
Наибольшее участие граждан в обеспечении национальной безопасности государства осуществляется в периоды агрессии или ее угрозы. Как отмечают ученые, формирования ополченцев, как правило, появлялись всегда там, где складывалась особенно трагическая оперативно-стратегическая обстановка [7]. Современные военные угрозы направлены против народа конкретного государства - источника легитимации государственной власти, поэтому граждане не должны оставаться безучастными в этих процессах.
Граждане, противодействуя правонарушениям на государственной границе и приграничной территории, участвуют также в противодействии военным угрозам и опасностям, терроризму и экстремизму. Граждане заинтересованы в применении различных форм участия в обеспечении обороны страны и безопасности государства, с одной стороны, в связи с патриотическими воззрениями и убеждениями, а с другой стороны, в связи с осознанием необходимости защиты своих прав и законных интересов. Как известно, действующее законодательство не предусматривает должного реагирования на массовые нарушения прав и свобод, что представляет серьезную опасность в связи с использованием противником недовольства социально незащищенных категорий граждан и апеллированием к нарушениям прав групп населения в целях возбуждения вражды и ненависти. Именно о них идет речь в перечнях военных угроз и опасностей, обозначенных в Военной доктрине РФ.
Граждане как субъекты обеспечения национальной безопасности государства являются участниками отношений, регулируемых нормами конституционного, адми-
нистративного, военного и иных отраслей права, у которых на основе данных норм возникают определенные субъективные права и обязанности по обеспечению обороны страны и безопасности государства.
Элементами правового статуса граждан являются место и роль субъекта обеспечения национальной безопасности государства исходя из формы и вида осуществляемого участия (т.е. в пограничной сфере - всегда добровольное, индивидуальное или коллективное), общие и специальные права, имеющиеся в системе возникающих правоотношений, общие и специальные обязанности, возложенные на субъекта в системе правоотношений, ограничения общих и специальных прав, принадлежащих субъекту, юридическая ответственность за совершение правонарушений, гарантии. В соответствии с этим правовой статус может быть общим и специальным. Кроме того, следует выделить общую и специальную правоспособность и общую и специальную дееспособность.
Привлечение граждан к участию в защите государственной границы предполагает применение стимулирующих, ограничительных и защитных правовых мер и осуществление действий со стороны государственных органов. Такая позиция основана на том, что участие в обеспечении национальной безопасности, разновидностью которого является участие в защите государственной границы, является, во-первых, правом, формой народовластия, формой реализации права на участие в управлении государства и, во-вторых, обязанностью, долгом гражданина по защите Отечества, что по общему правилу не требует специальных разрешительных, удостоверяющих, регистрационных действий, но влечет применение соответствующих ограничений.
Поскольку правовой статус гражданина, участвующего в защите государственной границы, связан с реализацией права на участие в управлении делами государства и исполнением конституционных долга и обязанности защищать Отечество, то на гражданина возлагается ответственность, возникают дополнительные права и обязанности, вытекающие из существа его участия, он наделяется правом требования по предоставлению соответствующих условий для исполнения долга и обязан-
ности. обязанности имеют первостепенное значение даже в случаях добровольного, диспозитивного участия в обеспечении национальной безопасности. Наделение лица определенными обязанностями выступает одним из правовых средств ограничений прав и свобод, что позволяет говорить об особом месте последних в правовом статусе таких граждан.
В правовом статусе граждан как участников правоотношений по защите государственной границы особое место занимают гарантии реализации прав и обязанностей, поскольку защита отечества -не только право и форма народовластия, но и долг и обязанность гражданина, следовательно, в его правовом статусе преобладают обязанности, что вызывает необходимость применения стимулирующих и защитных мер при привлечении граждан к участию в данной деятельности. Такими гарантиями правового статуса являются гарантии реализации прав и обязанностей и гарантии охраны и защиты правового статуса, применение которых в деятельности уполномоченных органов заключается в реализации стимулирующих и защитных правовых мер обеспечения участия граждан в рассматриваемой деятельности.
Гарантии реализации прав и обязанностей граждан включают в себя льготы, компенсации, различные формы материального и нематериального стимулирования, перечень которых не является закрытым и определяется формой и видом участия гражданина в обеспечении национальной безопасности. При этом чем большим объемом прав наделяется гражданин, тем больше ограничений в его правовом статусе, что предполагает соответствующее качественное и количественное увеличение обязанностей и применение стимулирующих и защитных мер. В связи с высокой социальной значимостью института участия граждан в защите государственной границы, сочетанием императивного и диспозитивного методов правового регулирования соответствующих правоотношений стимулирующие меры должны предусматривать применение как материального, так и нематериального стимулирования. Гарантии охраны и защиты правового статуса граждан включают общие и специальные способы защиты, определяемые в зависимости от вида правового
статуса гражданина как субъекта рассматриваемых правоотношений, привлечение к юридической ответственности за нарушение требований законодательства и др.
Гражданин как участник правоотношений по защите государственной границы наделен соответствующими правами и обязанностями, что дает основание для применения комплекса правовых средств ограничений, наивысшим в иерархии которых выступает наделение полномочиями, что предполагает введение обязанностей, ограничений пределов реализации прав, установление контроля, мер ответственности и способов защиты прав и свобод.
При участии гражданина в обеспечении пограничной безопасности в составе военной организации государства и при осуществлении взаимодействия к гражданину, наделяемому соответствующими полномочиями, применяются все виды ограничений прав и свобод (применение пределов реализации прав, введение контроля, установление обязанностей, изменение порядка и способов защиты прав, введение дополнительных мер ответственности и др.). В случае сотрудничества ограничения связаны с обязанностями и ответственностью, при содействии - с пределами реализации прав и свобод. Применяемые правовые средства ограничений прав и свобод обусловлены характером соответствующих общественных отношений.
основания (условия) введения ограничений прав и свобод граждан в целях обеспечения национальной безопасности в целом и ее видов: 1) нормативные (по источнику закрепления: конституционные и законодательные, по отраслевой принадлежности: конституционно-правовые и отраслевые) - допустимы конституционно, не противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права, определены федеральным конституционным законом, в соответствии с которым вводятся Президентом РФ (специальные правовые режимы чрезвычайного или военного положения) или федеральным законом, в соответствии с которым вводятся уполномоченным органом (правовой режим контртеррористической операции, меры воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ, и др.); 2) фактические: совокупность
юридических фактов, на основании которых уполномоченный орган принимает предусмотренные федеральным конституционным или федеральным законом меры ограничения прав и свобод в отношении граждан и организаций, в том числе иностранных. К ним относятся действия граждан или организаций, которые являются или могут стать основанием для возникновения угрозы основам конституционного строя, обеспечению обороноспособности страны и безопасности государства.
Учитывая совокупность применения ограничительных, стимулирующих и защитных мер к субъектам рассматриваемых правоотношений, необходимо устранить следующие пробелы в общефедеральном законодательстве. Необходимо привести Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с требованиями ст. 40 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» путем введения в содержание главы 18 статей, предусматривающих административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности граждан и организаций, участвующих в установленном порядке в защите государственной границы Российской Федерации, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц -от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, а также за совершение такими лицами действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций, в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
В целях стимулирования местного населения к участию в защите государственной границы Российской Федерации необходимо привести положения ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствие со ст. 29 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», включив в число полномочий органов государственной власти субъ-
екта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), создание условий для участия граждан (поддержки граждан и их объединений), участвующих на добровольных началах в защите государственной границы.
На основе анализа правового института участия граждан в защите государственной границы и правового статуса его субъектов представляется возможным выделить ряд положений, которые необходимо учесть при разработке региональных законов об участии граждан в обеспечении пограничной безопасности:
1) участие граждан в защите государственной границы является формой народовластия и обусловлено необходимостью защиты конституционного строя государства. С точки зрения субъективного права участие выступает не только правом, оно является прежде всего обязанностью, долгом, необходимостью. Участие граждан в защите государственной границы возможно как в составе военной организации государства, так и без включения в ее состав, как на императивных, так и на диспозитивных началах;
2) участие граждан в защите государственной границы приобретает особую значимость в условиях изменения характера современной войны, содержания военных угроз и опасностей, в условиях, когда задачей противника является провоцирование социальных конфликтов, направление государства против граждан, а граждан - источника легитимации государственной власти - против своего государства. Необходимость применения участия в защите государственной границы усиливается в условиях сближения и взаимосвязи интересов государства, общества и личности, взаимозависимости видов безопасности, военных и иных угроз, их динамики;
3) задача государства состоит не просто в использовании институтов гражданского общества в защите государственной границы, но и в принятии необходимых стимулирующих, ограничительных и защитных мер при регулировании правового статуса соответствующих граждан и их объединений. Благодаря этому возможно решение
поставленной в Военной доктрине РФ задачи объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации. Таким образом, рассматриваемый правовой институт выступает своего рода национальной идеей, объединяющей российское общество на принципе равенства всех перед законом и судом;
4) привлечение граждан к участию в защите государственной границы предполагает применение правовых средств ограничения прав и свобод человека и гражданина (введение пределов реализации прав, установление обязанностей, мер ответственности, контроля) и, соответственно, применение со стороны уполномоченных государственных органов ограничительных мер;
5) поскольку участие граждан в защите государственной границы предполагает реализацию конституционных прав и свобод, то государству корреспондируют обязанности по применению стимулирующих и защитных мер в отношении граждан. Гарантиями правового статуса граждан как субъектов данных правоотношений являются гарантии реализации прав и обязанностей и гарантии охраны и защиты правового статуса, применение которых в деятельности уполномоченных органов заключается в реализации стимулирующих и защитных правовых мер обеспечения участия граждан в рассматриваемой деятельности.
Список литературы
1. Красинский В.В., Абалов И.Ю. Оценка будущих террористических угроз // Современное право. 2015. N 9. С. 143-147.
2. Заседание Совета Безопасности. Владимир Путин провел в Кремле расширенное заседание Совета Безопасности. Рассматривался проект Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47045 (дата обращения: 20.07.2015).
3. Глава ФСБ призвал укреплять границы: боевики ИГИЛ возвращаются в страны СНГ. URL: http://www. topnews.ru/news_id_83461.html (дата обращения: 3 сент. 2015 г.).
4. Казачество Колымы обладает немалым потенциалом в участии охраны государственной границы, и его необходимо сполна использовать. URL: http://magadan.er.ru/news/2012/7/6/kazachestvo-kolymy-obladaet-nemalym-potencialom-v-uchastii-ohrany-gosudarstvennoj-granicy-i-ego-neobhodimo-spolna-ispolzovat/ (дата обращения: 20 сент. 2015 г.).
5. Кизим А.А., Лемешко И.Г. Сертификация транспортно-экспедиционных услуг как фактор повышения конкурентоспособности малых предприятий логистического бизнеса // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. N 12 (55). С. 14-20.
6. Политанский В.С. Право на информацию в России и Украине: сравнительно-правовой анализ // PolitBook. 2013. N 3. С. 152-163.
7. Пилишвили Г.Д. Добровольческие военизированные формирования в годы Великой Отечественной войны (на примере народного ополчения и истребительных батальонов Курской области): дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. 234 с.