Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования процедуры производства доследственной проверки'

Проблемы правового регулирования процедуры производства доследственной проверки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1128
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ДОСЛЕДСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА / ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА / CRIMINAL PROCEEDINGS / PRE-INVESTIGATION CHECKS / SOURCES OF CRIMINAL PROCEDURAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лизунов А. С.

анализируются положения Уголовно-процессуального кодекса и иных федеральных законов, определяющих порядок производства доследственной проверки, формулируются конкретные предложения по совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PRODUCTION PROCEDURES PRE-INVESTIGATION CHECKS

analyzes the provisions of the Criminal Procedure Code and other federal laws that determine how the production of pre-investigation checks. On this basis, we formulate concrete proposals for improving legislation.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования процедуры производства доследственной проверки»

3.3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ

Лизунов А. С., аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Волжской государственной академии водного транспорта.

[email protected]

Аннотация: анализируются положения Уголовно-

процессуального кодекса и иных федеральных законов, определяющих порядок производства доследственной проверки, формулируются конкретные предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела,

доследственная проверка, источники уголовнопроцессуального права.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PRODUCTION PROCEDURES PREINVESTIGATION CHECKS

Lizunov A. S., The department of criminal law studies The Volga state academy o f water transport.

[email protected]

Annotation: analyzes the provisions of the Criminal Procedure Code and other federal laws that determine how the production of pre-investigation checks. On this basis, we formulate concrete proposals for improving legislation.

Keywords: criminal proceedings, pre-investigation checks, sources of criminal procedural law.

В настоящее время совокупность познавательных средств, которые предоставлены органам и должностным лицам уголовного судопроизводства на этапе доследственной проверки носит строго ограниченный характер. К числу этих средств законодатель относит следующие:

- три следственных действия - осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование;

- производство документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов с привлечением к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;

- возможности давать органу дознания обязательные для исполнения поручения о проведении оперативнорозыскных мероприятий;

- истребование имеющихся в распоряжении средств массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Причем, такие следственные действия, как осмотр места происшествия и освидетельствование до возбуждения уголовного дела могут быть произведены, как следует из текста закона, только в случаях, не терпящих отлагательства. Авторы комментария к Уголовно-процессуальному кодексу поясняют, что эти случаи «предопределяются степенью опасности утраты следов преступления под воздействием определенных лиц или природных явлений (например, атмосферных осадков) и отсутствием возможности обеспечить их сохранность в

неизменном виде путем ограничения доступа к месту происшествия граждан, животных, технических средств»1. Поэтому строго следуя букве закона, можно заключить, что в отсутствии вышеперечисленных обстоятельств, следует признать невозможным производство названных следственных действий до возбуждения уголовного дела.

В то же время общеизвестно, что предпосылкой успеха в раскрытии любого преступления является оперативное закрепление следов, оставленных им в материальном мире и сознании человека. Признаваемая как на теоретическом, так и на практическом уровне, существующая нехватка таких средств несет в себе негативное влияние на раскрываемость преступлений, нередко ставит органы уголовного судопроизводства в тупик, при определении наличия (отсутствия) основания для возбуждения уголовного дела, затрудняет квалификацию совершенного деяния. Сказанное детерминирует необходимость дополнительного поиска познавательно-удостоверительных

мероприятий, производство которых допустимо в рамках доследственной проверки.

Весьма странно эту очевидную проблему решает законодатель. Принимая новые федеральные законы, посвящённые деятельности отдельных

государственных органов и служб, он включает в их содержание нормы, регламентирующие процедурные аспекты производства доследственной проверки, тем самым, по сути, вторгается в сферу правового регулирования УПК РФ.

Так, в частности произошло с ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ2 и ФЗ «О следственном комитете РФ» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ3. К примеру, п. З ч. 1 ст. 1З ФЗ «О полиции»,

предоставляет должностным лицам органов внутренних дел, в связи с проверкой

зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, право

вызывать в полицию граждан и должностных лиц, получать, в том числе и по поручению следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки,

документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.

К какому федеральному закону отсылает данная норма остаётся загадкой. Ведь УПК РФ не предполагает возможности осуществления привода до возбуждения уголовного дела. Не знает УПК РФ и такой процедуры, как получение объяснения от граждан и должностных лиц.

В п. 5 ч. 1 этой же статьи предусмотрено право полиции на этапе доследственной проверки беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения, посещать государственные и

муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с

персональными данными граждан, имеющими

1 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Науч. ред. Томин В.Т. Поляков М.П. 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С. 511.

2 Российская газета № 5401 от 8 февраля 2011 г.

3 Российская газета № 5375 от 30 декабря 2010 г.

Лизунов А. С.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ

отношение к проверке заявлений и сообщений о преступлениях.

На несовершенство данного положения справедливо обратил внимание Д. А. Лобачев. «УПК РФ не предусматривает таких действий органов дознания, к которым относится и полиция, как «посещение органов и объединений», ознакомление с документами и материалами. Уголовно-процессуальные нормы, регулирующие осмотр (ст. 176-177), обыск (ст. 182), выемку (ст. 183), закрепляют чёткую процедуру

«посещений» и «ознакомлений», обязательную

фиксацию «увиденного», «прочитанного» в

соответствующем протоколе, а также с помощью

4

предусмотренных в законе технических средств» .

В п. 13 ч. 1 ст. 13 рассматриваемого закона своеобразным путем была, по нашему мнению, предпринята попытка решить проблему фактического задержания лица по подозрению в совершении

преступления до возбуждения уголовного дела.

Рассматриваемое законоположение наделило полицию правом доставлять граждан, то есть

осуществлять их принудительное препровождение, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения вопроса на месте).

При этом усматривается определенная схожесть в некоторых положениях ФЗ «О полиции» и ФЗ «О следственном комитете РФ», связанные с полномочиями компетентных должностных лиц по производству доследственной проверки5.

В связи с этим отметим, досудебное производство, как и уголовный процесс в целом, начинаются с момента поступления сообщения о преступлении (п. 9 ст.5 УПК РФ). В свою очередь ч. 1 ст. 1 УПК РФ предписывает, что порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции Российской Федерации. Стало быть, в качестве нормативной правовой основы производства доследственной проверки следует рассматривать исключительно УПК РФ. В Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказам МВД РФ от 04.05.2010 № 333, однозначно определено, что проверка сообщения о происшествии, содержащего признаки преступления, осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации6.

Кроме этого, осуществляемое подобным путем расширение полномочий государственных органов и должностных лиц, компетентных производить доследственную проверку носит избирательный характер. Поясним свою позицию более подробно. Статья 144 УПК РФ в числе субъектов, наделенных правом производить доследственную проверку, называет: дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа. Должность следователя помимо органов внутренних дел и

4 Лобачёв Д. А. Закон «О полиции» «вторгся» в уголовнопроцессуальную сферу. // Уголовное судопроизводство. 2011. № 3. С. 9.

5 Сравним, например положения п. 3 ч.1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и положения п. 4. Ч.1 ст.7 ФЗ «О следственном комитете РФ.

6 "Российская газета" от 25 июня 2010 г. № 138.

Следственного комитета РФ учреждена ещё в двух ведомствах: Федеральной службе безопасности и в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ). Анализ ФЗ «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ7 позволяет заключить, что в названном нормативно правовом акте, в отличие от ФЗ «О полиции» и ФЗ «О следственном комитете РФ», отсутствуют какие-либо указания, связанные с

процедурой производства доследственной проверки.

В числе органов дознания ст.40 УПК РФ называет:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и

входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру

межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы

исполнительной власти, наделенные в соответствии с

федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений,

начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы государственного пожарного надзора

федеральной противопожарной службы.

В ФЗ «О Судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118- ФЗ8 и в ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ9, процедура производства доследственной проверки, также не

регламентирована.

В этом смысле сотрудники органов внутренних дел и следователи Следственного комитета РФ, как должностные лица, уполномоченные производить доследственную проверку, находятся в более

выгодном положение по сравнению со своими коллегами из других ведомств. Таким образом, можно сказать, что законодатель наделяет не равными возможностями государственно-властные субъекты, занимающие с позиции УПК РФ одинаковое правовое положение.

Можно предложить два различных выходы из сложившейся проблемной ситуации. Первый -перенести в УПК РФ нормы иных федеральных законов, регламентирующих отдельные процедурные аспекты производства доследственной проверки. Этот вариант является наиболее предпочтительным, хотя с позиции законодательной техники, его воплощение в жизнь представляется достаточно сложным и затратным процессом. В качестве второго альтернативного способа решения проблемы можно предложить внести определенные коррективы в ч. 1 ст. 1 УПК РФ. Используя опыт ранее действующего УПК РСФСР 1960 г. представляется возможным изложить указанную норму в следующей редакции: порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации и иными принятыми в соответствии с ним федеральными законами.

7 Российская газета от 12 апреля 1995 г. № 72.

8 Российская газета от 5 августа 1997 г. № 149.

9 Российская газета от 5 января 1995 г. № 3.

Список литературы:

1. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Науч. ред. Томин В.Т. Поляков М.П. 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С. 511.

2. Российская газета от 8 февраля 2011 г. № 5401.

3. Российская газета от 30 декабря 2010 г. № 5375.

4. Лобачёв Д. А. Закон «О полиции» «вторгся» в уголовнопроцессуальную сферу. //Уголовное судопроизводство. 2011. № 3. C. 9.

5. Российская газета от 25 июня 2010г. № 138.

6. Российская газета от 12 апреля 1995 г. № 72.

7. Российская газета от 5 августа 1997 г. № 149.

8. Российская газета от 5 января 1995 г. № 3.

Reference list:

1. The commentary to the Criminal-procedural code of the Russian Federation / Tomin V.T. Polyakov A.V. - 2012. -P. 511.

2. The Russian newspaper of 8 February, 2011. № 5401.

3. The Russian newspaper of 30 December, 2010. № 5375.

4. Lobachev D. A. The law «On police» «invaded» in the penal sphere. // Criminal proceedings. - 2011. - № 3.

5. The Russian newspaper of June 25. 2010. № 138.

6. The Russian newspaper of April 12. 1995. № 72.

7. The Russian newspaper of August 5. 1997. № 149.

8. The Russian newspaper of January 5. 1995. № 3.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность и научная новизна данной статьи обуславливается тем, что в последнее время были внесены существенные коррективы в процедуру производства

доследственной проверки, в результате вступления в силу федеральных законов «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и «О следственном комитете РФ» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ.

Автором рассматриваемой статьи было проведено сравнительное исследование положений названных законов, качающихся производства доследственной проверки с нормами УПК РФ. На этой основе были выявлены

существующие противоречия в законодательных актах, сформулированы конкретные предложения по их

устранению.

В заключении делается вывод о необходимости перенести в УПК РФ нормы иных федеральных законов,

регламентирующих отдельные процедурные аспекты

производства доследственной проверки, либо внести

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изменения в ч. 1 ст. 1 УПК РФ.

Статья Лизунова А. С. на тему: «Проблемы правового регулирования процедуры производства доследственной проверки» соответствует по своему содержанию требованиям, которые предъявляются к подобному виду работ и рекомендуется к публикации.

доктор юридических наук,

профессор, заслуженный юрист РФ

Г. Н. Королёв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.