3.3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ
Лизунов А. С., аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Волжской государственной академии водного транспорта.
Аннотация: анализируются положения Уголовно-
процессуального кодекса и иных федеральных законов, определяющих порядок производства доследственной проверки, формулируются конкретные предложения по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: возбуждение уголовного дела,
доследственная проверка, источники уголовнопроцессуального права.
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PRODUCTION PROCEDURES PREINVESTIGATION CHECKS
Lizunov A. S., The department of criminal law studies The Volga state academy o f water transport.
Annotation: analyzes the provisions of the Criminal Procedure Code and other federal laws that determine how the production of pre-investigation checks. On this basis, we formulate concrete proposals for improving legislation.
Keywords: criminal proceedings, pre-investigation checks, sources of criminal procedural law.
В настоящее время совокупность познавательных средств, которые предоставлены органам и должностным лицам уголовного судопроизводства на этапе доследственной проверки носит строго ограниченный характер. К числу этих средств законодатель относит следующие:
- три следственных действия - осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование;
- производство документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов с привлечением к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;
- возможности давать органу дознания обязательные для исполнения поручения о проведении оперативнорозыскных мероприятий;
- истребование имеющихся в распоряжении средств массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
Причем, такие следственные действия, как осмотр места происшествия и освидетельствование до возбуждения уголовного дела могут быть произведены, как следует из текста закона, только в случаях, не терпящих отлагательства. Авторы комментария к Уголовно-процессуальному кодексу поясняют, что эти случаи «предопределяются степенью опасности утраты следов преступления под воздействием определенных лиц или природных явлений (например, атмосферных осадков) и отсутствием возможности обеспечить их сохранность в
неизменном виде путем ограничения доступа к месту происшествия граждан, животных, технических средств»1. Поэтому строго следуя букве закона, можно заключить, что в отсутствии вышеперечисленных обстоятельств, следует признать невозможным производство названных следственных действий до возбуждения уголовного дела.
В то же время общеизвестно, что предпосылкой успеха в раскрытии любого преступления является оперативное закрепление следов, оставленных им в материальном мире и сознании человека. Признаваемая как на теоретическом, так и на практическом уровне, существующая нехватка таких средств несет в себе негативное влияние на раскрываемость преступлений, нередко ставит органы уголовного судопроизводства в тупик, при определении наличия (отсутствия) основания для возбуждения уголовного дела, затрудняет квалификацию совершенного деяния. Сказанное детерминирует необходимость дополнительного поиска познавательно-удостоверительных
мероприятий, производство которых допустимо в рамках доследственной проверки.
Весьма странно эту очевидную проблему решает законодатель. Принимая новые федеральные законы, посвящённые деятельности отдельных
государственных органов и служб, он включает в их содержание нормы, регламентирующие процедурные аспекты производства доследственной проверки, тем самым, по сути, вторгается в сферу правового регулирования УПК РФ.
Так, в частности произошло с ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ2 и ФЗ «О следственном комитете РФ» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ3. К примеру, п. З ч. 1 ст. 1З ФЗ «О полиции»,
предоставляет должностным лицам органов внутренних дел, в связи с проверкой
зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, право
вызывать в полицию граждан и должностных лиц, получать, в том числе и по поручению следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки,
документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.
К какому федеральному закону отсылает данная норма остаётся загадкой. Ведь УПК РФ не предполагает возможности осуществления привода до возбуждения уголовного дела. Не знает УПК РФ и такой процедуры, как получение объяснения от граждан и должностных лиц.
В п. 5 ч. 1 этой же статьи предусмотрено право полиции на этапе доследственной проверки беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения, посещать государственные и
муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с
персональными данными граждан, имеющими
1 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Науч. ред. Томин В.Т. Поляков М.П. 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С. 511.
2 Российская газета № 5401 от 8 февраля 2011 г.
3 Российская газета № 5375 от 30 декабря 2010 г.
Лизунов А. С.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ
отношение к проверке заявлений и сообщений о преступлениях.
На несовершенство данного положения справедливо обратил внимание Д. А. Лобачев. «УПК РФ не предусматривает таких действий органов дознания, к которым относится и полиция, как «посещение органов и объединений», ознакомление с документами и материалами. Уголовно-процессуальные нормы, регулирующие осмотр (ст. 176-177), обыск (ст. 182), выемку (ст. 183), закрепляют чёткую процедуру
«посещений» и «ознакомлений», обязательную
фиксацию «увиденного», «прочитанного» в
соответствующем протоколе, а также с помощью
4
предусмотренных в законе технических средств» .
В п. 13 ч. 1 ст. 13 рассматриваемого закона своеобразным путем была, по нашему мнению, предпринята попытка решить проблему фактического задержания лица по подозрению в совершении
преступления до возбуждения уголовного дела.
Рассматриваемое законоположение наделило полицию правом доставлять граждан, то есть
осуществлять их принудительное препровождение, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения вопроса на месте).
При этом усматривается определенная схожесть в некоторых положениях ФЗ «О полиции» и ФЗ «О следственном комитете РФ», связанные с полномочиями компетентных должностных лиц по производству доследственной проверки5.
В связи с этим отметим, досудебное производство, как и уголовный процесс в целом, начинаются с момента поступления сообщения о преступлении (п. 9 ст.5 УПК РФ). В свою очередь ч. 1 ст. 1 УПК РФ предписывает, что порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции Российской Федерации. Стало быть, в качестве нормативной правовой основы производства доследственной проверки следует рассматривать исключительно УПК РФ. В Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказам МВД РФ от 04.05.2010 № 333, однозначно определено, что проверка сообщения о происшествии, содержащего признаки преступления, осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации6.
Кроме этого, осуществляемое подобным путем расширение полномочий государственных органов и должностных лиц, компетентных производить доследственную проверку носит избирательный характер. Поясним свою позицию более подробно. Статья 144 УПК РФ в числе субъектов, наделенных правом производить доследственную проверку, называет: дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа. Должность следователя помимо органов внутренних дел и
4 Лобачёв Д. А. Закон «О полиции» «вторгся» в уголовнопроцессуальную сферу. // Уголовное судопроизводство. 2011. № 3. С. 9.
5 Сравним, например положения п. 3 ч.1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и положения п. 4. Ч.1 ст.7 ФЗ «О следственном комитете РФ.
6 "Российская газета" от 25 июня 2010 г. № 138.
Следственного комитета РФ учреждена ещё в двух ведомствах: Федеральной службе безопасности и в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ). Анализ ФЗ «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ7 позволяет заключить, что в названном нормативно правовом акте, в отличие от ФЗ «О полиции» и ФЗ «О следственном комитете РФ», отсутствуют какие-либо указания, связанные с
процедурой производства доследственной проверки.
В числе органов дознания ст.40 УПК РФ называет:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и
входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру
межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы
исполнительной власти, наделенные в соответствии с
федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) органы Федеральной службы судебных приставов;
3) командиры воинских частей, соединений,
начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы государственного пожарного надзора
федеральной противопожарной службы.
В ФЗ «О Судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118- ФЗ8 и в ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ9, процедура производства доследственной проверки, также не
регламентирована.
В этом смысле сотрудники органов внутренних дел и следователи Следственного комитета РФ, как должностные лица, уполномоченные производить доследственную проверку, находятся в более
выгодном положение по сравнению со своими коллегами из других ведомств. Таким образом, можно сказать, что законодатель наделяет не равными возможностями государственно-властные субъекты, занимающие с позиции УПК РФ одинаковое правовое положение.
Можно предложить два различных выходы из сложившейся проблемной ситуации. Первый -перенести в УПК РФ нормы иных федеральных законов, регламентирующих отдельные процедурные аспекты производства доследственной проверки. Этот вариант является наиболее предпочтительным, хотя с позиции законодательной техники, его воплощение в жизнь представляется достаточно сложным и затратным процессом. В качестве второго альтернативного способа решения проблемы можно предложить внести определенные коррективы в ч. 1 ст. 1 УПК РФ. Используя опыт ранее действующего УПК РСФСР 1960 г. представляется возможным изложить указанную норму в следующей редакции: порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации и иными принятыми в соответствии с ним федеральными законами.
7 Российская газета от 12 апреля 1995 г. № 72.
8 Российская газета от 5 августа 1997 г. № 149.
9 Российская газета от 5 января 1995 г. № 3.
Список литературы:
1. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Науч. ред. Томин В.Т. Поляков М.П. 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С. 511.
2. Российская газета от 8 февраля 2011 г. № 5401.
3. Российская газета от 30 декабря 2010 г. № 5375.
4. Лобачёв Д. А. Закон «О полиции» «вторгся» в уголовнопроцессуальную сферу. //Уголовное судопроизводство. 2011. № 3. C. 9.
5. Российская газета от 25 июня 2010г. № 138.
6. Российская газета от 12 апреля 1995 г. № 72.
7. Российская газета от 5 августа 1997 г. № 149.
8. Российская газета от 5 января 1995 г. № 3.
Reference list:
1. The commentary to the Criminal-procedural code of the Russian Federation / Tomin V.T. Polyakov A.V. - 2012. -P. 511.
2. The Russian newspaper of 8 February, 2011. № 5401.
3. The Russian newspaper of 30 December, 2010. № 5375.
4. Lobachev D. A. The law «On police» «invaded» in the penal sphere. // Criminal proceedings. - 2011. - № 3.
5. The Russian newspaper of June 25. 2010. № 138.
6. The Russian newspaper of April 12. 1995. № 72.
7. The Russian newspaper of August 5. 1997. № 149.
8. The Russian newspaper of January 5. 1995. № 3.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность и научная новизна данной статьи обуславливается тем, что в последнее время были внесены существенные коррективы в процедуру производства
доследственной проверки, в результате вступления в силу федеральных законов «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и «О следственном комитете РФ» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ.
Автором рассматриваемой статьи было проведено сравнительное исследование положений названных законов, качающихся производства доследственной проверки с нормами УПК РФ. На этой основе были выявлены
существующие противоречия в законодательных актах, сформулированы конкретные предложения по их
устранению.
В заключении делается вывод о необходимости перенести в УПК РФ нормы иных федеральных законов,
регламентирующих отдельные процедурные аспекты
производства доследственной проверки, либо внести
изменения в ч. 1 ст. 1 УПК РФ.
Статья Лизунова А. С. на тему: «Проблемы правового регулирования процедуры производства доследственной проверки» соответствует по своему содержанию требованиям, которые предъявляются к подобному виду работ и рекомендуется к публикации.
доктор юридических наук,
профессор, заслуженный юрист РФ
Г. Н. Королёв