Бурдо Е. П.
УДК 367.64
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бурдо Евгений Петрович,
кандидат юридических наук,
Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка Администрации Главы Республики Марий Эл, доцент кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: burdo@gov.mari.ru
В работе рассматриваются правовые основы институтов опеки и попечительства.
Ключевые слова: органы опеки и попечительства, несовершеннолетние.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, где гарантируется достойная жизнь всем гражданам [1]. То есть государство берет на себя заботу о благосостоянии своих граждан, при этом особое внимание уделяется наименее защищенным слоям общества, не имеющим возможности самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Прежде всего, это касается несовершеннолетних детей.
Лишение родителей родительских прав, ограничение их в родительских правах, смерть родителей, их болезнь, признание их недееспособными, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты детских прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, согласно п. 1 ст. 121 СК РФ служат основаниями для отнесения несовершеннолетнего к категории детей, лишившихся родительского попечения [2]. Одним из наиболее распространенных способов защиты таких детей становится их передача в семью, заменяющую родительскую, т. е. под опеку (попечительство).
Острота вопроса, связанного с семейным устройством детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство), усугубляется, с одной стороны, тем, что финансовый кризис в России, начавшийся осенью 2014 г., только набирает обороты [3], с другой стороны тем, что численность детей, оставшихся без попечения родителей, несмотря на ежегодное уменьшение, остается весьма высокой. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, их количество определяют следующие цифры: в 2007 г. - 727 100 чел., в 2008 г. - 714 000, в 2009 г. -705 200, в 2010 г. - 731 000, в 2011 г. - 654 400, в 2012 г. - 643 700, в 2013 г. - 647 800 чел. [4]. По Республике Марий Эл численность детей, оставшихся без попечения родителей, за 2010-2013 гг. распредели-
лась следующим образом: в 2010 г. - 354 чел., в 2011 г. - 373 чел., в 2012 г. - 334 чел., в 2013 г. - 328 чел. [5]. К тому же важной особенностью российской ситуации является высокая и постоянно растущая доля социальных сирот (сирот, родители которых живы) в общей их численности [6, с. 9].
Что же касается их устройства, то, по данным Министерства образования и науки России, под опеку (попечительство) в 2007 г. было передано 52 800 детей, в 2008 г. - 53 100, в 2009 г. - 56 900, в 2010 г. -51 597, в 2011 г. - 42 991, в 2012 г. - 39 154, в 2013 г. - 36 448 детей, что составляет более 65 % от всех форм семейного устройства детей, утративших родительское попечение [7].
В Республике Марий Эл, по данным Министерства образования и науки Республики Марий Эл, под опеку (попечительство) за 2010-2013 гг. было передано 710 детей. Из них: в 2010 г. - 213 чел., в 2011 г. -183 чел., в 2012 г. - 150 чел., в 2013 г. - 164 чел., что составляет 51,5 % от всех форм семейного устройства детей, утративших родительское попечение [5].
Опека и попечительство были известны в течение многих веков, корни их уходят в римское право. В России публичное значение опеке и попечительству придал Петр I. В дальнейшем Екатериной II заведование опекой было устроено на сословных началах: каждое сословие получило свои опекунские учреждения. В советский период нормы об опеке и попечительстве закреплялись семейным законодательством, при этом КЗАГС РСФСР 1918 г. и КЗоБСО РСФСР 1926 г. отошли от принципа добровольности и предусматривали принудительный порядок назначения опекунов и попечителей. Лишь КоБС РСФСР 1969 г. провозгласил принцип добровольности при осуществлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Кардинальные перемены в регулировании отношений в сфере опеки и попечительства были связаны с принятием части первой ГК РФ и с перемещением общих норм об опеке и попечительстве в гражданское право путем закрепления правил об установлении, осуществлении и прекращении опеки и попечительст-
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
57
Практика реализации норм Конституции Республики Марий Эл
ва как в отношении взрослых, так и в отношении несовершеннолетних детей в ст. ст. 31-40 ГК РФ. При этом в СК РФ осталась гл. 20, посвященная опеке и попечительству как форме воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, из семейного права были удалены нормы, регулирующие отношения, не являющиеся семейными: отношения между опекуном (попечителем) и взрослым подопечным.
В настоящее время базовыми нормативноправовыми актами в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми являются СК РФ, ГК РФ и Закон об опеке и попечительстве.
Главная цель установления опеки над несовершеннолетними детьми сводится к реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, что предопределяет семейно-правовую природу и назначение института опеки и попечительства в отношении таких детей. Основные правила установления опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, сформулированы в ст. 145 СК РФ. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекун назначается ребенку также при недостижении его родителем возраста 16 лет. При этом воспитание ребенка осуществляется опекуном совместно с несовершеннолетними родителями в силу прямого указания закона. Примерный перечень случаев, при которых устанавливается опека или попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, предусмотрен в п. 1 ст. 121 СК РФ.
Статья 145 СК РФ содержит ряд положений в связи с принятием Закона об опеке и попечительстве. В частности, назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия; передача братьев и сестер под опеку разных лиц не допускается, за исключением случаев, когда такая передача отвечает интересам детей. Законом об опеке и попечительстве введены институт предварительной опеки и нормы о назначении опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних.
Передача детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание осуществляется органом опеки и попечительства по возмездному договору об осуществлении опеки и попечительства (договору о приемной семье), который является комплексным, поскольку носит смешанный характер.
Семейно-правовой статус опекуна (попечителя), его права и обязанности, призваны, во-первых, обеспечить реализацию принадлежащих подопечному ребенку его прав и законных интересов, во-вторых, реализовать личное право гражданина стать опекуном (попечителем) с учетом предусмотренных семейным законодательством требований, касающихся семейного воспитания подопечного.
58
Подопечный ребенок обладает правами, во многом совпадающими с правами всех несовершеннолетних, но реализуются им эти права в семье опекуна, который совместно с государством в лице органов опеки и попечительства обеспечивает их реализацию.
Среди существующих проблем применения норм об институте опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми можно выделить следующие:
1) проблема, касающаяся обеспечения системности и последовательности правовых норм, применяемых в сфере регулирования института опеки и попечительства;
2) проблема, связанная с правовым статусом несовершеннолетнего родителя в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, не состоящего в браке и неэмансипированного;
3) проблема относительно реализации полномочий органов опеки и попечительства в нематериальной сфере жизни подопечного.
Поддержим предложения, выдвинутые О. И. Ве-личковой, М. В. Еловым, А. И. Кнорозом, и с их учетом предлагаем внести следующие изменения и дополнения в действующее законодательство, регламентирующее особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми:
1) в целях обеспечения системности и последовательности правовых норм, применяемых в сфере регулирования института опеки и попечительства, представляется целесообразным:
- п. 1 ст. 1 Закона об опеке и попечительстве после слов «не полностью дееспособными гражданами» дополнить словами «, и не урегулированные гражданским законодательством»;
- п. 1 ст. 148.1 СК РФ после слов «возникают в соответствии с» дополнить словами «гражданским законодательством и»;
2) в целях обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних родителей и их детей представляется целесообразным во втором предложении п. 2 ст. 62 СК РФ слова «шестнадцати лет» заменить словами «восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия»;
3) в целях предоставления гарантий по реализации органами опеки и попечительства полномочий в нематериальной сфере жизни подопечного представляется целесообразным ч. 1 ст. 8 Закона об опеке и попечительстве дополнить пунктом 12 следующего содержания:
«12) проверка усвоения подопечным учебного материала, состояния его здоровья;».
Пункты 12 и 13, введенные Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 25.11.2013 № 317-ФЗ), соответственно считать пунктами 13 и 14.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Бурдо Е. П.
Литература
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 04.11.2014 № 333-ФЗ) // Российская газета. 1996. 27 янв.
3. По данным аналитиков в ближайшие два-три года реальные доходы населения в России могут снизиться на 10 %. Понимая это, в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. Президент России Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что «впереди время сложное, напряженное...». Свои надежды на будущее Президент России связывает с традиционными ценностями, переданными предками, в число которых, безусловно, вхо-
входит семья, материнство и детство. См.: Российская газета. 2014. 5 дек.
4. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ros
stat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения:
04.02.2015) . На 1 января 2015 г. население России насчитывало 146 270 033 чел., в том числе 26,6 млн. детей в возрасте до 18 лет. URL: http://www.statdata.ru/largest_regions_russia (дата обращения: 04.02.2015).
5. Министерство образования и науки Республики Марий Эл: Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2010-2013 годы. URL: http://марийэл.рф/minobr/pages (дата обращения: 04.02.2015).
6. Куропацкая Е. Г. Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4.
7. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения:
04.02.2015) .
E. P. Burdo
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
OF GUARDIANSHIP AND CUSTODY OF CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION
In the work legal bases of the institutions of guardianship and curatorship are examined.
Key words: the guardianship and custody, minors.
BURDO Evgeniy Petrovich - Candidate of Law, Authorized under the Head of the Republic of Mari El on Child Rights in the Administration of the Head of the Republic of Mari El, Assistant Professor of the Department of Civil law and the Process, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: burdo@gov.mari.ru.
УДК 340.1
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Кондратенко Зарина Камилевна,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: mati07@rambler.ru
В статье автор рассматривает понятие предупреждения юридических конфликтов и способы предупреждения юридических конфликтов, анализирует причины возникновения юридических конфликтов. Право рассматривается как регулятор общественных отношений, предупреждающий конфликты.
Ключевые слова: юридический конфликт, предупреждение юридического конфликта, причины юридического конфликта.
Под предупреждением конфликта понимают такое воздействие на элементы конфликта (объект, субъекты, мотивы их поведения и т. д.), при котором устраняются объективные и субъективные причины назревающего столкновения, разрешаются противоречия неконфликтными способами [13, с. 273]. Однако разрешение противоречий, а именно разрешение конфликта, представляет собой иной процесс. М. М. Васягина использует понятие «профилактика юридического конфликта», под которым понимает осуществляемую на общесоциальном, общеправовом,
индивидуальном, конкретном уровнях государственными органами, организациями, общественными объединениями в пределах своей компетенции с применением определенных средств и методов необходимую деятельность, направленную на проведение профилактических мероприятий по предупреждению, предотвращению и пресечению конфликтного поведения в правовой сфере, выявлению и устранению конфликтогенных факторов, то есть причин и условий, способствующих возникновению деструктивных юридических конфликтов, а также активному воздей-
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
59