УДК 29
Чеботарев Владислав Стефанович Tchebotaryov Vladislav Stefanovich
доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
doctor of economics, professor, chief of chair of economy and economic safety
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Тимченко Андрей Валентинович Timchenko Andrey Valentinovich
кандидат экономических наук, профессор, начальник кафедры финансов, налогов и кредита Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (economics), professor, ^ief of chair of finance, taxes and credit Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Проблемы правового регулирования финансирования государством
физической культуры и спорта
Problems of legal regulation of financing by the state of the physical culture and sport
Настоящая статья посвящена обзору проблем при организации финансирования социальной сферы в области спорта. Данная проблема крайне важна и в политическом, и в экономическом аспекте, поскольку определяет способность государства обеспечить финансирование своих социально-экономических функций без ущерба экономической безопасности Российской Федерации. Однако в настоящее время в процессе финансирования расходов, направляемых на развитие спортивных организаций и зрелищных мероприятий, зачастую полностью отсутствует прозрачность и обоснованность. Как правило, общественность из сообщений СМИ узнает, как государство обеспечивает функционирование очень важной для развития здоровья нации сферы. Данная работа анализирует принципы хозяйственного функционирования спортивных организаций, а также исследует источники их финансирования и эффективность их использования.
Ключевые слова: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, бюджетное послание, резервные фонды, источники финансирования, федеральная целевая программа, внебюджетные фонды, межбюджетные трансферты.
The present article is devoted to the review of problems at the organization of financing of the social sphere in the field of sport. This problem is extremely important both in political, and in economic aspect as defines ability of the state to provide financing of the social and economic functions without damage of economic security of the Russian Federation. However, now in the course of financing of the expenses aimed at the development of the sports organizations and spectacular actions often completely there is no transparency and validity. As a rule, the public learns from messages of mass media how the state provides functioning of the nation, very important for development of health, the sphere. This work analyzes the principles of economic functioning of the sports organizations, and also investigates sources of their financing and efficiency of their use.
Keywords: federal budget, budgets of subjects, budgetary message, reserve funds, financing sources, federal target program, off-budget funds, interbudgetary transfers.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию на 2014 год отметил, что дальнейший быстрый рост бюджетных расходов уже маловероятен. Необходимы качественные решения в области повышения эффективности бюджетной политики при условии выполнения всех социальных обяза-
тельств государства. При этом бюджетная система должна сохранять устойчивость и сбалансированность. Вторым важнейшим направлением выделена оптимизация структуры бюджета, выявление внутренних резервов с целью их дальнейшего перераспределения для решения стратегических задач даже при неблагоприятных внешних условиях [1].
Российское законодательство определяет спорт как сферу социально-культурной деятельности общества, а физическую культуру как часть культуры в совокупности ценностей, норм и знаний,создаваемых и используемых обществом для физического и интеллектуального развития человека, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации через физическое воспитание и физическое развитие [2]. Следовательно, можно рассматривать спортивную сферу как важную компоненту социального развития общества в целом, направленную и материально, и духовно на каждого гражданина.
Однако на сегодняшний день мы наблюдаем серьезные диспропорции в финансировании элитного спорта или спорта высших достижений и массового спорта, призванного укреплять и развивать здоровье всей нации в целом. При этом зачастую массовый спорт в лице детского и юношеского спорта испытывает острый финансовый дефицит, в то время как в области спорта высших достижений допускаются серьезные нарушения. Авторы полагают на основе имеющихся сведений из различных источников, что в указанной области совершаются и преступления. Такую же точку зрения разделяют и некоторые депутаты Государственной Думы и члены Совета Федераций, как, например, великий хоккеист XX века Вячеслав Фетисов. Ярким примером того, что при возросшем объеме финансирования профессионального спорта мы имеем обратно пропорциональный результат, являются итоги выступлений сборных команд в 2014 году: хоккей на Олимпиаде и футбол, баскетбол и волейбол на чемпионатах мира. Это итог крайне неэффективного использования финансов в сфере спорта высших достижений.
Рассмотрим порядок финансирования современного спортивного клуба. По типовому Уставу спортивного клуба источниками формирования денежных средств и иного имущества являются:
— реализация прав на трансляцию спортивного зрелища;
— поступления от продажи билетов, абонементов, У!Р-лож и т. д.;
— поступления от продажи рекламной деятельности;
— поступления от реализации клубной атрибутики;
— спонсорская помощь;
— добровольные пожертвования;
— от осуществления прочих видов коммерческой деятельности.
Как правило, клубы стараются скрывать бюджетное финансирование, так как оно запрещено законом. Статья 38 Закона «О физической культуре и спорте в РФ» [2] определяет порядок бюджетного финансирования только сборных команд по уровням государственного и муниципального управления. С момента выхода Закона в 2007 году только прокуратура Приморского края в год выхода нормативного акта инициировала перерегистрацию спортивных клубов, финансируемых бюджетом субъекта, в сборные команды Приморья. Остальные субъекты на сегодняшний день финансируют
региональные клубы за счет своих бюджетов незаконно, следовательно нанесли им крупный ущерб.
Из 16 команд футбольной премьер-лиги — 9 финансируются из бюджетов субъектов. Еще 4 — так называемыми госкомпаниями и только 3 клуба имеют единоличного акционера: «Спартак», «Краснодар» и «Анжи» [3]. Общий объем финансирования футбольных клубов за прошедший сезон 2013—2014 годов составил 1 487 млн долл., из них частники вложили — 295 млн долл., а госкомпании — 785 млн долл. [4]. Следовательно, из бюджетов субъектов на содержание клубных футбольных команд было затрачено более 400 млн долл. При этом из 785 млн долл., выделенных госкомпаниями, 580 млн долл. — средства естественных монополий: ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «Россети». А это означает, что бремя содержания футбольных спортивных клубов автоматически ложится на потребителей услуг естественных монополий, многие из которых и не пользуются этим зрелищем. Кроме футбола, некоторые госкомпании финансируют и другие клубы в хоккее, баскетболе и других видах спорта, а также спортивные федерации и профессиональные лиги. Помимо российского футбола некоторые наши монополисты поддерживают и иностранный футбол. Так, ОАО «Газпром» финансирует футбольный клуб немецкой высшей лиги «Шальке-04», который представляет крупнейший промышленный Рурский район ФРГ, мотивируя это тем, что ФРГ крупнейший европейский потребитель продукции нашего газового монополиста. Но это две разные вещи — купля-продажа и меценатство. Когда осуществляется меценатство своего покупателя, это очень смахивает на коммерческий подкуп, бремя которого опять-таки ложится на потребителей. Европейский монополист объясняет эту помощь необходимостью повышения узнаваемости газового гиганта за границей и улучшения своего имиджа. Помимо немецкого клуба в числе опекаемых ОАО «Газпром» сербский футбольный клуб «Црвена Звезда». В 2009 году наш газовый меценат впервые освоил зарубежный рынок нефтепереработки. Дочернее предприятие ОАО «Газпром» — ОАО «Газпром нефть» выкупила контрольный пакет акций главной сербской нефтяной компании N!Э, тем самым направив самые крупные объемы инвестиций в Сербию. Но и в этом случае налицо ущемление прав отечественных потребителей. При этом суммы контрактов по поддержке иностранных клубов по информации монополиста составляют коммерческую тайну, что не может быть правомерно, так как контрольный пакет акций ОАО «Газпром» находится в руках правительства, а значит в руках общества и всего российского народа.
Исходя из анализа описанной выше ситуации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации инициировали запрет для госкомпаний по финансированию спортивных клубов. В ноябре 2013 года в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федераль-
188
Юридическая наука и практика
ного закона "О естественных монополиях"». Запрет планировали распространить на следующие госкомпании: ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть», ОАО «Россе-ти», ОАО «Ростелеком», холдинг МРСК, Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации, ФГУП «Почта России», их дочерних и зависимых обществ. Однако при мощнейшем лобби этих же компаний закон так и не принят.
Бюджет главной футбольной организации страны — Российского футбольного союза (РФС) в 2013 году составлял 2,7 млрд руб. [5]. При том, что уже пять лет эта организация в долгах, как в шелках. На 27 ноября 2014 года задолженность РФС кредитным учреждениям составила 430 млн руб. [6]. Однако и при таком мощном финансировании, по словам финансового директора союза Вадима Пархачева, на детский футбол в эти годы направлялось всего от 25 до 36 млн руб. в год. При этом зарплаты первой десятки игроков после уплаты налогов и без учета премиальных выплат превышают 2,5 млрд руб. [3]. Хотя сфера физкультуры и спорта должна служить оздоровлению нации в целом и детей и юношества в частности.
Бюджет 2013 года [7] резко критиковался экспертами как имеющий антисоциальную направленность, поскольку в нем были существенно сокращены расходы на образование, культуру, здравоохранение. При этом предметом критики стал оборонно-промышленный комплекс, так как его финансирование было увеличено. Как показал 2014 год — вполне оправданно. А сфера спорта осталась в тени, хотя здесь требуется усиление внимания со стороны государства.
Если рассматривать финансирование хоккея, то там объемы финансирования еще выше. В континентальной хоккейной лиге официально объявленные зарплатные бюджеты клубов значительно превышают бюджеты футбольных клубов. Только на зарплаты игроков и тренеров там в сезоне 2013— 2014 годов было потрачено 13 млрд 230 млн руб. [9]. Это колоссальные деньги, учитывая, что большинство из них — это деньги народные. В баскетболе и волейболе цифры меньше, но бюджеты у большинства клубов закрыты.
Предложения по совершенствованию механизма финансирования спортивной сферы:
1. Запретить компаниям с государственным участием осуществлять прямое финансирование спор-тивныхклубов, федераций, профессиональных лиг
2. Категорически запретить компаниям с государственным участием финансировать зарубежные спортивные организации.
3. Осуществить постепенный перевод спортивных организаций на самоокупаемость путем формирования средств:
— от поступлений учредителей;
— средств, полученных за счет доходов от хозяйственной деятельности;
— государственных и муниципальных стипендий для содержания игроков сборных команд;
— средств, полученных от реализации клубом платных услуг;
— членских клубных взносов;
— средств, полученных от реализации программ клубных болельщиков;
— средств, полученных от предприятий, учреждений и организаций;
— средств, полученных в виде добровольных взносов юридических и физических лиц;
— средств, полученных от осуществления ре-дакционно-издательской деятельности, изготовления видео-, фотопродукции и других предметов клубной атрибутики;
— средств, полученных от проведения спортивных клубных праздников, сувенирных аукционов, выставок, лотерей и других мероприятий.
4. Запретить администрациям субъектов и муниципальных образований осуществлять финансирование спортивных клубов, федераций, профессиональных лиг за счет бюджетных средств.
Примечания
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. 2013. 13 декабря.
2. О физической культуре и спорте в РФ: федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 // Российская газета. 2007. 8 декабря.
3. URL: www.rfs.ru.
4. URL: www.Sports.ru
5. Российская газета. 2013. 5 апреля.
6. Известия. 2014. 30 ноября.
7. О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ // Российская газета. 2012. 7 декабря.
8. Тимченко А.В. Бюджетная система современной России: учебное пособие. Н. Новгород, 2014.
9. URL: www.khl.ru
Notes
1. Messag from the RF President to the Federal Assemble // Rossiyskaya gazeta. 2013. December 13.
2. About physical culture and sport in the Russian Federation: federal law of December 4, 2007 № 329-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2007. December 8.
3. URL: www.rfs.ru.
4. URL: www.Sports.ru
5. Rossiyskaya gazeta. 2013. April 5.
6. Izvestiya. 2014. November 30.
7. About the federal budget for 2013 and for the planned period 2014 and 2015: federal law of December 3, 2012 № 216-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2012. December 7.
8. Timchenko A.V. Budgetary system of modern Russia: manual. Nizhny Novgorod, 2014.
9. URL: www.khl.ru