Юридические науки
УДК 316.346.32
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА СОСТОЯНИЕ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ
Е. В. Герасимова, Воронежский институт МВД России (Воронеж, Россия),
gev89515464242@yandex.ru
Аннотация. В статье излагаются вопросы медицинского освидетельствования несовершеннолетних на состояние наркотического опьянения, рассматриваются проблемы взаимодействия в данном вопросе медицинских учреждений и правоохранительных органов.
Ключевые слова: наркомания, несовершеннолетний, наркотические средства, психоактивные вещества, медицинское освидетельствование.
В последние годы в стране отмечается значительное «омоложение» наркомании, когда несовершеннолетние активно вовлекаются в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Статистика 2015 года показывает, что более 60% наркоманов -это молодые люди в возрасте от 17 до 35 лет, 20% составляют дети и только 15% - люди старше 35 лет. Значительно выросла доля малолетних детей в возрасте до 14 лет употребляющих наркотики - с 6,3% до 9,0%, а также ненаркотические психоактивные вещества - с 27,5% до 32,2%.
С 1993 года до настоящего времени рост уже больных наркоманией оценивался в 19 раз. При этом число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков в десятки раз выше, чем зарегистрированных в медицинских учреждениях.
Тяжесть и отрицательная динамика этой социальной патологии среди детей и подростков обусловлена, в первую очередь, социально-экономическими и геополитическими факторами. Интеграция России в мировую рыночную систему автоматически включила ее в сферу мирового наркобизнеса как страны сбыта, транзита и производства наркотиков. Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие у молодежи догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения.
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента к стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, протесту к обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.
Общество оказалось неготовым к противодействию массовому потреблению наркотикам, особенно в детско-подростковой среде. Принимаемые меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались безрезультатными. Система образования и здравоохранения, научные учреждения в связи с крайне скудным финансированием, отсутствием специальных кадров, неразвитыми сетью и материально-технической базой учреждений не смогли быстро разработать и внедрить современные средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией.
Практическое изучение вопроса о профилактике наркомании показало, что отсутствие конкретных законодательных актов, четко регламентирующих порядок взаимодействия между субъектами профилактики, приводит к различному целеполаганию в получении конечного результата их деятельности.
Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 4, пункт 2) [1] особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2] к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.
На пути решения поставленных задач профилактики стоит целый ряд серьезных препятствий.
Первое - Федеральной закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусматривает оказание наркологической (в том числе реабилитационной помощи) исключительно в учреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимым обеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним и молодежи в учреждениях системы образования, получивших в установленном законом порядке лицензию на указанный вид деятельности. До сих пор отсутствует федеральный закон призванный регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим наркотическими средствами, в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).
Во исполнение пункта 3.2.5 протокола заседания Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 25 декабря 2002 года № 3, Министерство здравоохранения России только переработало проект Федерального закона «О предупреждении наркомании и токсикомании», который до настоящего времени не прошел этап согласования.
Второе - действующее законодательство допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотических средств только по постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя или судьи. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков. Иногда приходится ждать недели, за это время наркотик выводится из организма и в результате экспертный анализ
биологических сред подростка, подозреваемого в употреблении наркотиков, не дает положительного результата.
Данное требование идет в разрез с положениями Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел утвержденной Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 [3], согласно которым инспектора ПДН обязаны проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, но только с теми, кто состоит у них на профилактическом учете.
В соответствии с Приказом МВД России № 845, в целях предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, должностные лица ПДН должны своевременно информировать органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. Обратная связь, когда органы здравоохранения информируют сотрудников полиции о фактах обращения к ним лиц, страдающих одним из названных видов зависимости, отсутствует. При этом медики ссылаются на Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [4] и статью 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан [5], согласно которым разглашение врачебной тайны без согласия пациента или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, т.е. сотрудники ПДН полностью исключаются из данного перечня.
В ряде субъектов Российской Федерации существуют региональные законодательные акты, регламентирующие порядок взаимодействия между всеми субъектами профилактики.
В частности, приказ Самарской областной администрации предписывает главврачам при поступлении несовершеннолетних с признаками отравления алкоголем или психоактивными веществами информировать об этом органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, учреждения службы семьи, наркодиспансер, управление министерства организации медпомощи женщинам и детям [6].
В связи с жалобами родителей, Верховный суд РФ от 5 февраля 2014 г. № 46-АПГ13-18 в своем определении законности действия данного приказа разъяснил, что указанный документ направлен на координацию действий руководителей учреждений здравоохранения в области правоотношений, которые, в свою очередь, регулируются Законом № 120-ФЗ и не противоречит ему.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 120-ФЗ органы управления здравоохранением организуют выявление, учет, обследование и лечение несовершеннолетних указанной группы риска. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается, в частности, путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с потреблением наркотических средств и психотропных веществ, путем проведения мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний
и борьбе с ними.
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий[5]. Факт пребывания несовершеннолетнего в состоянии какого-либо опьянения может указывать на совершение в отношении него либо им самим противоправных или антиобщественных действий.
С 2007 года совместным приказом ГУВД по Челябинской области и региональным Министерством здравоохранения главным врачам наркологических учреждений здравоохранения рекомендовано информировать ПНД ОВД о выявленных и (или) направленных сотрудниками правоохранительных органов несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества [7].
Аналогичный документ принят в 2014 году и в Воронежской области [8].
В течение года, до июня 2012 г. на территории Воронежской области действовал закон «О некоторых мерах, направленных на сохранение жизни и здоровья граждан на территории Воронежской области» [9], предусматривающий административную ответственность за неисполнение законодательства, устанавливающего порядок выписки, отпуска и учета лекарственных препаратов, содержащих кодеин и его соли прекратил свое действие.
Кроме этого, вопросы профилактики наркомании, в том числе и в подростковой среде, нашли свое отражение в государственной программе профилактики Воронежской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (принята Постановлением Правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 г. № 1205) [10].
Несмотря на наличие такого количества нормативных документов, регламентирующих порядок и методы проведения профилактики наркомании, практически отсутствует прямое взаимодействие врачей-наркологов и сотрудников правоохранительных органов по выявлению фактов немедицинского употребления наркотических средств несовершеннолетними. Вся работа сводится к проведению просветительских профилактических мероприятий в образовательных учреждениях и лишь эпизодически, к непосредственному выявлению несовершеннолетних наркоманов сотрудниками полиции
Информация же о наркозависимых лицах, в том числе подростках, самостоятельно обратившихся к врачам-наркологам, остается недоступной практически для всех субъектов профилактики.
Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствование законодательства и обеспечение вмешательства на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды.
Совместно с МВД России, Минздравом России, ФСКН России, иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, взаимного информирования и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях. Для однозначного решения
этой проблемы необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон «О персональных данных» и статью Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Подводя итог сказанному, следует конкретизировать основные проблемные вопросы, которые стоят на пути решения поставленных задач профилактики наркотизации молодежи:
1. Отсутствие федерального закона, призванного регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим наркотическими средствами, в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).
2. Проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков.
3. Отказ органов здравоохранения в предоставлении полиции информации об обращении к ним лиц, страдающих наркозависимостью, ссылаясь на врачебную тайну и конфиденциальность персональных данных.
Литература
1. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 219.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
3. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 // БНА ФОИВ. - 2014. - № 11.
4. О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3451.
5. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
6. О совершенствовании деятельности учреждений здравоохранения Самарской области по выявлению несовершеннолетних, употребляющих алкогольную или иную спиртосодержащую продукцию, потребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие психоактивные вещества: приказ министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 01.11.2010 № 2102 // Медицинский информационный вестник. - 2010. - № 44 (693).
7. Об организации взаимодействия органов внутренних дел с наркологической службой в вопросах раннего выявления несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества: совместный приказ Министерства здравоохранения Челябинской области и Главного управления внутренних дел Челябинской области № 461/743 от 31.10.2007 // Информационный портал «Урал-регион», www.ural-region.net.
8. О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Воронежской области: закон Воронежской области от 10.06.2014 N 83-ОЗ // Информационная система "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru, 17.06.2014, "Молодой коммунар", N 45, 20.06.2014
9 О некоторых мерах, направленных на сохранение жизни и здоровья граждан на
территории Воронежской области'7/Закон Воронежской области 29.11.2011 N 172-ОЗ (принят Воронежской областной Думой 24.11.2011, утратил силу 1.06.2012). Портал Воронежской области в сети Интернет // www.govvrn.ru, 20.01.2014.
10. Об утверждении государственной программы Воронежской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: постановление Правительства Воронежской обл. от 31.12.2013 N 1205 (ред. от 06.11.2014). Информационный портал Воронежской области в сети Интернет // www.govvrn.ru, 20.01.2014.
ri Gerasimova E.V. Problemy pravoprimenenija pri naznachenii medicinskogo
osvideteI'stvovanija nesovershennoletnih na sostojanie narkoticheskogo op'janenija II Nauka. Mysl'. - № 5-2. - 2016.
© Е. В. Герасимова, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. The article outlines the questions of medical examination of minors on state of drug intoxication, discusses the problems of interaction of medical institutions and law-enforcement agencies.
Keywords: drug addiction, minors, narcotic drugs, psychoactive substances, medical examination.
— • — Сведения об авторе
Евгения Валериевна Герасимова, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Воронежский институт МВД России (Воронеж, Россия).
— • —
Подписано в печать 10.04.2016.
© Наука. Мысль, 2016.