Научная статья на тему 'Проблемы правоприменения при назначении медицинского освидетельствования несовершеннолетних на состояние наркотического опьянения'

Проблемы правоприменения при назначении медицинского освидетельствования несовершеннолетних на состояние наркотического опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
893
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / DRUG ADDICTION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINORS / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / NARCOTIC DRUGS / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / MEDICAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимова Е. В.

В статье излагаются вопросы медицинского освидетельствования несовершеннолетних на состояние наркотического опьянения, рассматриваются проблемы взаимодействия в данном вопросе медицинских учреждений и правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасимова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of enforcement when purpose of medical examination of minors to drugs intoxication

The article outlines the questions of medical examination of minors on state of drug intoxication, discusses the problems of interaction of medical institutions and law-enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «Проблемы правоприменения при назначении медицинского освидетельствования несовершеннолетних на состояние наркотического опьянения»

Юридические науки

УДК 316.346.32

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА СОСТОЯНИЕ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ

Е. В. Герасимова, Воронежский институт МВД России (Воронеж, Россия),

gev89515464242@yandex.ru

Аннотация. В статье излагаются вопросы медицинского освидетельствования несовершеннолетних на состояние наркотического опьянения, рассматриваются проблемы взаимодействия в данном вопросе медицинских учреждений и правоохранительных органов.

Ключевые слова: наркомания, несовершеннолетний, наркотические средства, психоактивные вещества, медицинское освидетельствование.

В последние годы в стране отмечается значительное «омоложение» наркомании, когда несовершеннолетние активно вовлекаются в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Статистика 2015 года показывает, что более 60% наркоманов -это молодые люди в возрасте от 17 до 35 лет, 20% составляют дети и только 15% - люди старше 35 лет. Значительно выросла доля малолетних детей в возрасте до 14 лет употребляющих наркотики - с 6,3% до 9,0%, а также ненаркотические психоактивные вещества - с 27,5% до 32,2%.

С 1993 года до настоящего времени рост уже больных наркоманией оценивался в 19 раз. При этом число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков в десятки раз выше, чем зарегистрированных в медицинских учреждениях.

Тяжесть и отрицательная динамика этой социальной патологии среди детей и подростков обусловлена, в первую очередь, социально-экономическими и геополитическими факторами. Интеграция России в мировую рыночную систему автоматически включила ее в сферу мирового наркобизнеса как страны сбыта, транзита и производства наркотиков. Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие у молодежи догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения.

Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента к стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, протесту к обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.

Общество оказалось неготовым к противодействию массовому потреблению наркотикам, особенно в детско-подростковой среде. Принимаемые меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались безрезультатными. Система образования и здравоохранения, научные учреждения в связи с крайне скудным финансированием, отсутствием специальных кадров, неразвитыми сетью и материально-технической базой учреждений не смогли быстро разработать и внедрить современные средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией.

Практическое изучение вопроса о профилактике наркомании показало, что отсутствие конкретных законодательных актов, четко регламентирующих порядок взаимодействия между субъектами профилактики, приводит к различному целеполаганию в получении конечного результата их деятельности.

Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 4, пункт 2) [1] особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2] к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.

На пути решения поставленных задач профилактики стоит целый ряд серьезных препятствий.

Первое - Федеральной закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусматривает оказание наркологической (в том числе реабилитационной помощи) исключительно в учреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимым обеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним и молодежи в учреждениях системы образования, получивших в установленном законом порядке лицензию на указанный вид деятельности. До сих пор отсутствует федеральный закон призванный регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим наркотическими средствами, в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).

Во исполнение пункта 3.2.5 протокола заседания Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 25 декабря 2002 года № 3, Министерство здравоохранения России только переработало проект Федерального закона «О предупреждении наркомании и токсикомании», который до настоящего времени не прошел этап согласования.

Второе - действующее законодательство допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотических средств только по постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя или судьи. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков. Иногда приходится ждать недели, за это время наркотик выводится из организма и в результате экспертный анализ

биологических сред подростка, подозреваемого в употреблении наркотиков, не дает положительного результата.

Данное требование идет в разрез с положениями Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел утвержденной Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 [3], согласно которым инспектора ПДН обязаны проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, но только с теми, кто состоит у них на профилактическом учете.

В соответствии с Приказом МВД России № 845, в целях предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, должностные лица ПДН должны своевременно информировать органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. Обратная связь, когда органы здравоохранения информируют сотрудников полиции о фактах обращения к ним лиц, страдающих одним из названных видов зависимости, отсутствует. При этом медики ссылаются на Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [4] и статью 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан [5], согласно которым разглашение врачебной тайны без согласия пациента или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, т.е. сотрудники ПДН полностью исключаются из данного перечня.

В ряде субъектов Российской Федерации существуют региональные законодательные акты, регламентирующие порядок взаимодействия между всеми субъектами профилактики.

В частности, приказ Самарской областной администрации предписывает главврачам при поступлении несовершеннолетних с признаками отравления алкоголем или психоактивными веществами информировать об этом органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, учреждения службы семьи, наркодиспансер, управление министерства организации медпомощи женщинам и детям [6].

В связи с жалобами родителей, Верховный суд РФ от 5 февраля 2014 г. № 46-АПГ13-18 в своем определении законности действия данного приказа разъяснил, что указанный документ направлен на координацию действий руководителей учреждений здравоохранения в области правоотношений, которые, в свою очередь, регулируются Законом № 120-ФЗ и не противоречит ему.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 120-ФЗ органы управления здравоохранением организуют выявление, учет, обследование и лечение несовершеннолетних указанной группы риска. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается, в частности, путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с потреблением наркотических средств и психотропных веществ, путем проведения мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний

и борьбе с ними.

В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий[5]. Факт пребывания несовершеннолетнего в состоянии какого-либо опьянения может указывать на совершение в отношении него либо им самим противоправных или антиобщественных действий.

С 2007 года совместным приказом ГУВД по Челябинской области и региональным Министерством здравоохранения главным врачам наркологических учреждений здравоохранения рекомендовано информировать ПНД ОВД о выявленных и (или) направленных сотрудниками правоохранительных органов несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества [7].

Аналогичный документ принят в 2014 году и в Воронежской области [8].

В течение года, до июня 2012 г. на территории Воронежской области действовал закон «О некоторых мерах, направленных на сохранение жизни и здоровья граждан на территории Воронежской области» [9], предусматривающий административную ответственность за неисполнение законодательства, устанавливающего порядок выписки, отпуска и учета лекарственных препаратов, содержащих кодеин и его соли прекратил свое действие.

Кроме этого, вопросы профилактики наркомании, в том числе и в подростковой среде, нашли свое отражение в государственной программе профилактики Воронежской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (принята Постановлением Правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 г. № 1205) [10].

Несмотря на наличие такого количества нормативных документов, регламентирующих порядок и методы проведения профилактики наркомании, практически отсутствует прямое взаимодействие врачей-наркологов и сотрудников правоохранительных органов по выявлению фактов немедицинского употребления наркотических средств несовершеннолетними. Вся работа сводится к проведению просветительских профилактических мероприятий в образовательных учреждениях и лишь эпизодически, к непосредственному выявлению несовершеннолетних наркоманов сотрудниками полиции

Информация же о наркозависимых лицах, в том числе подростках, самостоятельно обратившихся к врачам-наркологам, остается недоступной практически для всех субъектов профилактики.

Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствование законодательства и обеспечение вмешательства на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды.

Совместно с МВД России, Минздравом России, ФСКН России, иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, взаимного информирования и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях. Для однозначного решения

этой проблемы необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон «О персональных данных» и статью Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Подводя итог сказанному, следует конкретизировать основные проблемные вопросы, которые стоят на пути решения поставленных задач профилактики наркотизации молодежи:

1. Отсутствие федерального закона, призванного регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим наркотическими средствами, в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).

2. Проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков.

3. Отказ органов здравоохранения в предоставлении полиции информации об обращении к ним лиц, страдающих наркозависимостью, ссылаясь на врачебную тайну и конфиденциальность персональных данных.

Литература

1. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 219.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

3. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 // БНА ФОИВ. - 2014. - № 11.

4. О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3451.

5. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.

6. О совершенствовании деятельности учреждений здравоохранения Самарской области по выявлению несовершеннолетних, употребляющих алкогольную или иную спиртосодержащую продукцию, потребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие психоактивные вещества: приказ министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 01.11.2010 № 2102 // Медицинский информационный вестник. - 2010. - № 44 (693).

7. Об организации взаимодействия органов внутренних дел с наркологической службой в вопросах раннего выявления несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества: совместный приказ Министерства здравоохранения Челябинской области и Главного управления внутренних дел Челябинской области № 461/743 от 31.10.2007 // Информационный портал «Урал-регион», www.ural-region.net.

8. О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Воронежской области: закон Воронежской области от 10.06.2014 N 83-ОЗ // Информационная система "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru, 17.06.2014, "Молодой коммунар", N 45, 20.06.2014

9 О некоторых мерах, направленных на сохранение жизни и здоровья граждан на

территории Воронежской области'7/Закон Воронежской области 29.11.2011 N 172-ОЗ (принят Воронежской областной Думой 24.11.2011, утратил силу 1.06.2012). Портал Воронежской области в сети Интернет // www.govvrn.ru, 20.01.2014.

10. Об утверждении государственной программы Воронежской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: постановление Правительства Воронежской обл. от 31.12.2013 N 1205 (ред. от 06.11.2014). Информационный портал Воронежской области в сети Интернет // www.govvrn.ru, 20.01.2014.

ri Gerasimova E.V. Problemy pravoprimenenija pri naznachenii medicinskogo

osvideteI'stvovanija nesovershennoletnih na sostojanie narkoticheskogo op'janenija II Nauka. Mysl'. - № 5-2. - 2016.

© Е. В. Герасимова, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. The article outlines the questions of medical examination of minors on state of drug intoxication, discusses the problems of interaction of medical institutions and law-enforcement agencies.

Keywords: drug addiction, minors, narcotic drugs, psychoactive substances, medical examination.

— • — Сведения об авторе

Евгения Валериевна Герасимова, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Воронежский институт МВД России (Воронеж, Россия).

— • —

Подписано в печать 10.04.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.