Научная статья на тему 'Проблемы пожарной безопасности объектов хранения, технического обслуживания и ремонта автомобилей на газовом топливе'

Проблемы пожарной безопасности объектов хранения, технического обслуживания и ремонта автомобилей на газовом топливе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
648
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Васюков Г. В., Корольченко А. Я., Рубцов В. В.

Проанализированы требования нормативных документов в вопросах обеспечения пожарной безопасности помещений с газобаллонными автомобилями. Показаны существующие проблемы в нормировании данных объектов, рассмотрены возможные причины их возникновения и предложены возможные пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Васюков Г. В., Корольченко А. Я., Рубцов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Fire Safety of the Objects of Storage, Technical Service and Maintenance of Motor Vehicles Using Gaseous Fuel

The requirements of norms and rules in providing fire safety of placements with gas-balloon motor vehicles. The regulation problems of such objects are shown. The possible reasons of problems appearing at regulation of these objects are shown and ways for their solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы пожарной безопасности объектов хранения, технического обслуживания и ремонта автомобилей на газовом топливе»

УДК 614.841.48

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ХРАНЕНИЯ, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ

НА ГАЗОВОМ ТОПЛИВЕ

Г. В. Васюков*, А. Я. Корольченко**, В. В. Рубцов*

* Академия Государственной противопожарной службы МЧС России ** Московский государственный строительный университет

Проанализированы требования нормативных документов в вопросах обеспечения пожарной безопасности помещений с газобаллонными автомобилями. Показаны существующие проблемы в нормировании данных объектов, рассмотрены возможные причины их возникновения и предложены возможные пути решения.

Проблемы рационального использования топливно-энергетических ресурсов и охраны окружающей среды привели к необходимости применения газа в качестве моторного топлива. Так, в отечественной практике уже в 1934 г. в качестве моторного топлива использовался природный газ. В настоящее время в России достаточно широко для этих целей применяется компримированный природный (КПГ) и сжиженный углеводородный (СУГ) газы. Общее количество автомобилей с газовым оборудованием в России составляет около 340 тысяч (по данным ГосНИИАТ). Но несмотря на значительный опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей (ГБА), вопросы оценки пожарной опасности указанного вида транспорта и, как следствие, способы обеспечения его пожарной безопасности требуют существенной доработки.

При обеспечении пожарной безопасности объектов хранения, технического обслуживания (ТО) и технического ремонта (ТР) ГБА должны выполняться требования следующих документов: ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования" [1], СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" [2], НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" [3] и СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей" [4]. Последний СНиП [4] имеет ссылки на требования ОНТП 01-91 "Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта" [5], ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" [6] и РД 3112199-98 "Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе" [7]. Причем нормы ВСН 01-89 не распространяются на объекты хранения легковых

автомобилей (из разъяснения вопросов применения требований СНиП 21-02-99 и ВСН 01-89 Управлением технормирования Госстроя России и ГУГПС МВД России от 30.10.00). В табл. 1 представлены требования нормативных документов к объектам хранения, ТО и ТР ГБА.

Анализ данных, приведенных в табл. 1, показывает, что требования к помещениям с ГБА аналогичны требованиям к взрывоопасным помещениям. Таким образом, формально СНиП [4] предлагает относить помещения для хранения ГБА к взрывопожароопасной категории А. Но если категория помещения А, то само нахождение в нем автомобиля недопустимо, так как электрооборудование автомобилей не является взрывозащищенным, а система выхлопа неискробезопасная.

При формальном отношении к помещениям с ГБА как к взрывопожароопасным СНиП [4] имеет ссылки нанормативные документы [5 - 8], которые допускают относить указанные помещения к категории В при выполнении определенных требований (см. табл. 1, п.п. 5 и 6). Эти положения принципиально не различаются, но необходимо напомнить, что требования [6] не распространяются на объекты хранения легковых автомобилей, а нормы [7] относятся к автомобилям, работающим только на КПГ, и до настоящего момента данный документ не согласован с ГУГПС МЧС России, поэтому юридически данный документ не может использоваться для определения требований к помещениям с ГБА.

Без учета юридической стороны вопроса анализ требований данных документов свидетельствует, что если взрывоопасное помещение, в котором находится ГБА, оборудовать автоматической системой контроля воздушной среды, аварийной вентиляцией и обеспечить их электропитание по 1-й категории надежности, то образование взрывоопас-

ТАБЛИЦА 1. Требования нормативных документов к объектам хранения, ТО и ТР автомобилей на КПГ и СУГ

Требование пожарной безопасности

№ п/п

Нормативный документ

ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования" [1]

1. ГОСТ 12.1.004-91 п. 1.2. Объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на

предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений, на требуемом уровне.

Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанных систем должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10 - 6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.

п. 1.6. Классификация объектов по пожарной и взрывопожарной опасности должна производиться с учетом допустимого уровня их пожарной опасности (требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности), а расчеты критериев и показателей ее оценки, в том числе вероятности пожара (взрыва), — с учетом массы горючих и трудногорючих веществ и материалов, находящихся на объекте, взрывопожароопасных зон, образующихся в аварийных ситуациях, и возможного ущерба для людей и материальных ценностей.

СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" [2]

НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопо-жарной и пожарной опасности" [3]

п. 1.6. Разрешение на отступления от требований настоящих норм по конкретным объектам в обоснованных случаях производится Госстроем России при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления, согласованных органом управления Государственной противопожарной службы МВД России.

п. 6.6. Не допускается размещать помещения класса Ф5 категорий А и Б под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания более 50 чел., а также в подвальных и цокольных этажах.

п. 7.6. В зданиях класса Ф5 помещения категорий А и Б следует, если это допускается требованиями технологии, размещать у наружных стен, а в многоэтажных зданиях — на верхних этажах.

п. 7.7. В подвальных и цокольных этажах не допускается размещать помещения, в которых применяются или хранятся горючие газы и жидкости, а также легковоспламеняющиеся материалы, за исключением специально оговоренных случаев.

п. 7.27. Выбор размеров здания и пожарных отсеков, а также расстояний между зданиями следует производить в зависимости от степени их огнестойкости, класса конструктивной и функциональной пожарной опасности и величины пожарной нагрузки, а также с учетом эффективности применяемых средств противопожарной защиты, наличия и удаленности пожарных служб, их вооруженности, возможных экономических и экологических последствий пожара.

п. 2. Категории взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий определяются для наиболее неблагоприятного в отношении пожара или взрыва периода, исходя из вида находящихся в аппаратах и помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, особенностей технологических процессов.

п. 6. При расчете значений критериев взрывопожарной опасности в качестве расчетного следует выбирать наиболее неблагоприятный вариант аварии или период нормальной работы аппаратов, при котором во взрыве участвует наибольшее количество веществ или материалов, наиболее опасных в отношении последствий взрыва.

п. 7. Количество поступивших в помещение веществ, которые могут образовать взрывоопасные газовоздушные или паровоздушные смеси, определяется исходя из следующих предпосылок:

а) происходит расчетная авария одного из аппаратов согласно п. 6;

б) все содержимое аппарата поступает в помещение;

в) происходит одновременно утечка веществ из трубопроводов, питающих аппарат по прямому и обратному потокам в течение времени, необходимого для отключения трубопроводов; ...

е) длительность испарения жидкости принимается равной времени ее полного испарения, но не более 3600 с.

Помещение относится к взрывоопасной категории А, если в нем обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28°С в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа.

Продолжение табл. 1

№ п/п

Нормативный документ

Требование пожарной безопасности

4. СНиП 21-02-99 п. 4.5. Автостоянки (АС) закрытого типа для автомобилей с двигателями, работающи-

"Стоянки авто- ми на КПГ и СУГ, встраивать в здания иного назначения и пристраивать к ним, а так-

мобилей" [4] же располагать ниже уровня земли не допускается.

п. 5.31. Помещения для хранения газобаллонных автомобилей следует предусматривать, как правило, в отдельных зданиях и сооружениях I, II, III и IV степеней огнестойкости класса С0. Помещения для хранения легковых газобаллонных автомобилей могут размещаться на верхних этажах отдельно стоящих автостоянок с автомобилями, работающими на бензине или дизельном топливе.

п. 5.32. Помещения для хранения газобаллонных автомобилей не допускается предусматривать:

а) в цокольном и подземном этажах АС;

б) в надземных АС закрытого типа с неизолированными рампами;

в) при хранении автомобилей в боксах, не имеющих непосредственного выезда наружу из каждого бокса.

п. 5.4. Категории помещений и зданий для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями НПБ 105. Помещения для хранения легковых автомобилей допускается относить к категориям В1 - В4, здания автостоянок легковых автомобилей — к категории В (за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе).

"Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных предприятий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывопо-жароопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок" (утвержден Минавто-трансом РСФСР в 1989 г.) и ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" [8]

Помещения для хранения, ТО и ТР подвижного состава с двигателями, работающими на СУГ и КПГ, относить к категории В при выполнении условий:

— при поступлении в помещение СУГ или КПГ в количестве, превышающем 2,713 и 2,267 г/м3 свободного объема помещения, необходимо выполнение следующих требований:

• однократный воздухообмен должен быть обеспечен постоянно действующей вытяжной вентиляцией с механическим побуждением во взрывозащищенном исполнении с резервной вытяжной системой и автоматическим вводом резерва;

• устройство системы эвакуационного освещения, выполненной во взрывозащищен-ном исполнении для среды ПАТ!;

• устройство системы автоматического контроля воздушной среды; при достижении в помещениях 20% НПВ с включением звукового и светового сигналов и отключением всех потребителей электроэнергии (за исключением приточных вентиляционных установок и аварийного освещения);

• при невозможности растворения газа до 0,1 НКПР за счет основных вентиляционных систем необходимо предусматривать аварийные вентсистемы.

РД 3112199-98 "Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе" [7]

Если помещение для хранения, ТО и ТР автомобилей, эксплуатируемых на КПГ, относится к категории А по взрывопожароопасности, то допускается относить его к категории В2 при выполнении следующих условий:

1) оборудование данного помещения системой автоматического контроля воздушной среды со следующими функциями:

• при достижении концентрации 1% об. КПГ:

— включение аварийной вытяжной вентиляции во взрывозащищенном исполнении, включение звуковой сигнализации и аварийного освещения;

— отключение всех прочих потребителей электроэнергии, за исключением систем противопожарной автоматики и связи;

2) установка системы аварийной вентиляции с необходимой кратностью воздухообмена;

3) электроснабжение перечисленных систем должно предусматриваться по 1-й категории надежности.

ной газовоздушной смеси в данном помещении будет исключено, и оно будет относиться к категории В. Разработчики документа показывают, что это допущение позволяет не выполнять ряд ограничительных требований, которые необходимы для

взрывопожароопасной категории помещения, а именно электрооборудование во взрывозащищен-ном исполнении, тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха, легкосбрасываемые ограждающие конструкции и некоторые другие. Но если в по-

Пуск двигателя на газе при отрицательной температуре !□ 0,7

Негерметичность топливной системы -7 ^

Утечка из-за неисправности оборудования ПАГЗС (при заправке) -11,4

При заправке от статического электричества !□ 0,7 Негерметичность оборудования со вспышкой в гараже ] 2,8

При ремонте газового оборудования в гараже ГР 3,6

Негерметичность оборудования со взрывом и разрушением гаража -11,4

Нарушение правил монтажа ] 2,2

ДТП со вспышкой газа !□ 0,7

ДТП со взрывом ГБ !□ 0,7

Негерметичность оборудования после проведения ремонта на СТО !□ 0,7

Неисправность электробензоклапана !□ 0,7

Негерметичность редуктора 5,6

Негерметичность оборудования при заправке ] 2,2

Переполнение смесительной камеры карбюратора и смешение газа и бензина 11,4

Вспышка в карбюраторе с последующим горением □ 2,2

Открытие сливного крана баллона по неосторожности. Попадание газа на выхлопную трубу !□ 0,7

При переключении с газа на бензин 2,2

При переключении с бензина на газ 2,8

КЗ в электроклапане газовой магистрали 11,4

Старение резиной мембраны 1-й камеры редуктора !□ 0,7

Рарушение при эксплуатации электроклапана бензиновой магистрали !□ 0,7 Нарушение при эксплуатации электроклапана газовой магистрали 12,2

Поджог ~| 2,8

60

10 60 %

РИС.1. Причины пожаров на ГБА за 1998 - 2003 гг., %

мещении исключено возникновение взрывоопасной газовоздушной смеси и его допустимо относить к категории В, то почему на него распространяются ограничительные требования [4], приведенные в табл. 1? Логично предположить, что данные требования также могут не выполняться.

Такое положение в вопросе нормирования объектов хранения, ТО и ТР ГБА является следствием отсутствия однозначной оценки пожарной опасности данного вида транспорта. Основное различие в пожарной опасности автомобилей на жидком и газовом топливе в том, что газ в топливной системе автомобиля находится под давлением (КПГ — до 20 МПа, СУГ — до 1,6 МПа). Соответственно, подразумевается большая вероятность утечки газа через неплотности соединений. Это подтверждают данные, собранные в 42-х субъектах РФ за 1998 -2003 гг. о пожарах на ГБА, из которых следует, что

60% пожаров возникли из-за негерметичности топливной системы (рис. 1).

Однако следует отметить, что современная техника уплотнений достаточно надежна при давлениях, значительно превышающих используемые на ГБА. Подавляющее количество пожаров на ГБА не возникло бы при условии соблюдения их владельцами элементарных правил эксплуатации газового оборудования, изложенных в п.п. 10.2.3, 10.2.7 руководства [9] для юридических лиц и в руководствах по эксплуатации газобаллонного оборудования для физических лиц, в частности, при проверке герметичности соединений перед эксплуатацией автомобиля и перекрытии расходного вентиля перед постановкой автомобиля на стоянку.

Утечки возможны и для двигателей на жидком топливе, причем показатели пожарной опасности

ТАБЛИЦА 2. Показатели пожарной опасности моторных топлив

Показатель пожарной опасности

Вид топлива Т °С ^ всп 5 ^ Т °С ^ воспл 5 ^ Т °С ^ самовоспл , ^ Концентрационные пределы распространения пламени, % Максимальное давление взрыва, Минимальная энергия зажигания,

нижний верхний кПа мДж

Метан - - 535 5,28 14,1 706 0,28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пропан 96 550 470 2,3 9,4 843 0,25

Бутан 69 500 405 1,8 9,1 843 0,25

Бензин А-76 -29,4 300 347 0,76 5,16 0,23

Бензин АИ-93 -36,6 300 278 0,76 5,16 0,23

Примечание. Твсп — температура вспышки, Твоспл — температура воспламенения, Тсамовост — температура самовоспламенения.

АР, кПа 90 80 70 60 50 40 30 2010 0

=й=й=й=й=

1 2 3 4 5 6 7 8 10 11 12 13 14 15 16

Свободный объем помещения, тыс. м

РИС.2. Зависимость давления взрыва от объема помещения (расчет произведен при условии разгерметизации бензобака и баллона с СУГ одинаковой емкости — 50 л): 1 — ГБА; 2 — автомобиль на бензине

основных составляющих газового моторного топлива ниже, чем у жидкого (табл. 2) [10 - 13].

Основным критерием, по которому определяют категорию помещений по взрывопожароопасности, является величина расчетного избыточного давления АР, которое возникнет при сгорании образующихся парогазовоздушных смесей. Пороговым значением АР является 5 кПа (см. табл. 1, п. 3). На рис. 2 представлена зависимость избыточного давления взрыва АР от объема помещения.

Избыточное давление взрыва при расчетной аварии с СУГ будет незначительно больше, чем при

аварии с бензином. Таким образом, при принятом детерминированном подходе к категорированию все помещения закрытых автостоянок с объемом меньше 9218 м3 при нахождении в них ГБА с емкостью баллона не менее 50 л должны быть отнесены к категории А (класс зоны В-1А). Но к этой же категории должны причисляться и все закрытые автостоянки с объемом меньше 7370 м3 при условии нахождения в них автомобилей с объемом бензобака не менее 50 л, а это более 80% всех автостоянок. Однако вышеперечисленные нормативные документы [5 - 8] допускают относить помещения данных автостоянок к категории В при условии размещения в них только автомобилей на жидком топливе, хотя последствия взрыва в обоих случаях будут примерно одинаковы. Необходимо также отметить, что нахождение в автостоянках ГБА никак не контролируется, несмотря на серьезные ограничительные требования к помещениям для их хранения (см. табл. 1). По действующим нормам ГБА не должны размещаться практически на всех существующих закрытых автостоянках. Как выполняется данное положение, известно всем.

Физико-химические свойства КПГ, СУГ и бензинов имеют как положительные, так и отрицательные стороны для эксплуатации их в качестве моторного топлива. Некоторые физико-химические

Таблица 3. Физико-химические свойства моторных топлив

Показатель Метан Пропан Бутан Бензин (для сравнения)

Химическая формула сн4 С3Н8 С4Н10 Смесь легких углеводородов

Молекулярная масса 16,04 44,096 58,123 -

Плотность газовой фазы при нормальных условиях, кг/м3 0,7168 (при 0°С) 1,87 (при 20°С) 2,5 (при 20°С) -

Плотность жидкой фазы, кг/м3 450 528 601 730

Критическая температура*, °С -82 97 152 -

Теплота сгорания низшая массовая, мДж/кг 50 46,3 47,3 44

Теплота сгорания низшая объемная, мДж/м3 34 86 112 -

Октановое число 117 112 102 76-98

Температура кипения при 101,3 кПа, °С -161,6 -42,1 -0,5 -

Стехиометрическое отношение:

• массовое 17 16 15 15

• объемное 9,5 24 31 -

Значение коэффициента избытка воздуха, соот- 2,0 - 0,65 ветствующее пределам воспламенения

1,7-0,4

1,67-0,35

1,18-0,29

Критическая температура —минимальная температура, при которой конкретный газ может находиться только в газовой фазе и не переходит в жидкую фазу ни при каком давлении.

2

Р, МПа

Пропан

Пропан 80%, бутан 20% Пропан 60%, бутан 40% Пропан 40%, бутан 60% Пропан 20%, бутан 80% Бутан

-20

0

20

40 г, °С

РИС.3. Зависимость упругости насыщенных пропан-бута-новых паров от температуры

расчета значения вероятности возникновения пожара и взрыва в помещениях с ГБА, позволяющие численно сравнить пожарную опасность автомобилей на бензине и газовом моторном топливе, на данный момент отсутствуют. Однако предварительный анализ данных о пожарах на ГБА с территории 42-х субъектов РФ за 1998 - 2003 гг. показал, что за указанный период произошел один пожар со взрывом и разрушением в помещении индивидуального гаража и зафиксировано 142 случая пожаров на ГБА.

Выводы

показатели газа как моторного топлива приведены в табл. 3.

Согласно [12] СУГ производится двух марок: летний ГТБА — пропан-бутан автомобильный с содержанием 50 ± 10% пропана, остальное бутан, и зимний ПА — пропан автомобильный с содержанием 90 ± 10% пропана. Сжиженная пропан-бутано-вая смесь находится в баллоне газотопливной системы в равновесии с насыщенным паром, поэтому давление в баллоне не зависит от количества сжиженного газа. Изменение давления насыщенных паров смеси пропана и бутана в зависимости от температуры в баллоне показано на рис. 3.

Для оценки взрывопожароопасности помещений с ГБА большое значение должны иметь условия образования взрывоопасных смесей при авариях. Для того, чтобы произошел взрыв, смесь пропана-бутана или метана с воздухом должна находиться между нижним и верхним концентрационными пределами воспламенения (см. табл. 2). Анализ пожаров на ГБА за 1998 - 2003 гг. показал, что все пожары происходили при определенной величине утечки газового топлива. Случаев полной разгерметизации газового баллона и практически моментального поступления газового топлива в помещение (такой вариант аварии принят в нормах [3] при расчете категории помещения) за указанный период не зафиксировано. Поле концентраций газовоздушной смеси по объему помещения с ГБА будет зависеть от величины утечки, коэффициента диффузии газа, работы вентиляции, объемно-планировочных особенностей здания и количества проемов в помещении. На основании анализа данных, полученных в работе [14], можно предположить, что в зависимости от вышеперечисленных особенностей помещений с ГБА при утечке газового топлива меньше определенной величины взрывоопасная смесь образовываться не будет.

Необходимо отметить, что образование взрывоопасной смеси в помещении с ГБА и возникновение источника зажигания имеют определенную вероятность, которая согласно п.п. 1.2, 1.6, 1.7 [1] должна учитываться при определении требований к таким помещениям. Статистические данные для

Требования пожарной безопасности для помещений с автомобилями на жидком и газовом топливе имеют большие различия. Очевидно, это можно объяснить отношением специалистов к топливной системе автомобиля на жидком топливе как к высоконадежной, при которой утечка бензина маловероятна. Однако в отношении утечек на ГБА большое значение имеет культура эксплуатации газового оборудования, а вероятность их на данный момент не определена из-за отсутствия статистических данных.

Существующая нормативная база не имеет единого подхода к требованиям пожарной безопасности объектов хранения, ТО и ТР ГБА. Это привело к тому, что практически все существующие закрытые автостоянки должны исключать нахождение в них ГБА. Много вопросов вызывает различие требований к помещениям хранения, ТО и ТР легковых ГБА на СУГ и КПГ. В связи с этим необходимо провести обоснование многих положений с использованием статистических и экспериментальных данных, в частности в вопросе категорирования помещений с ГБА.

Возможными способами решения вышеперечисленных проблем могут быть:

1. Установление для помещений хранения, ТО и ТР ГБА категории В по взрывопожароопас-ности с учетом выполнения компенсирующих мероприятий.

2. Сбор и анализ статистических данных о причинах пожаров на указанном виде транспорта и на его основе обоснование категории для помещений гаражей.

3. Оборудование на автостоянках отдельных мест для ГБА, снабженных специальными устройствами для предотвращения образования взрывоопасных концентраций газовых топлив.

4. Оборудование гаражей современными газоанализаторами довзрывных концентраций и системами вентиляции.

5. Повышение ответственности владельцев ГБА за выполнение правил эксплуатации газового оборудования.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общиетребования.

2. СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений.

3. НПБ 105-03. Определение категорий зданий, помещений и наружных установок по взрыво-пожарной и пожарной опасности.

4. СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей.

5. ОНТП 01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта.

6. ВСН 01-89. Предприятия по обслуживанию автомобилей.

7. РД 3112199-98. Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе.

8. Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных предприятий по взрывопо-жарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок (утвержден Минавтотрансом РСФСР в 1989 г.).

9. ВППБ 11-01-96. Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта.

10. Корольченко А. Я. Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ. в 2-х ч. — М.: Асс. "Пожнаука", 2000.

11. ГОСТ 2084-77. Бензины автомобильные. Технические условия.

12. ГОСТ 27578-87. Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта.

13. ГОСТ 27577-2000. Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия.

14. Комаров А. А.,Чиликина Г. В. Условия формирования взрывоопасных облаков в газифицированных жилых помещениях // Пожаровзрывобезопасность. 2002. Т. 11.№ 4. С. 24-28.

Поступила в редакцию 23.06.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.