ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемы повышения конкурентоспособности и антикризисное управление учебным заведением высшего профессионального образования
П.В. Криночкин
Кризис представляет собой нормальное состояние функционирования учебного заведения, позволяющее снять накопившиеся проблемы развития, создать условия роста, повысить конкурентоспособность. Кризисы имеют объективные причины, но субъективное восприятие менеджментом. В связи с этим в современных условиях перманентной неустойчивости экономической деятельности необходимо научиться управлять кризисом. Понимание естественности и закономерности возникновения кризисов приводит к применению постоянных процедур антикризисного управления. Использование антикризисных стратегий повышает конкурентоспособность образовательного учреждения, создает возможность занять достойную конкурентную позицию на рынке образовательных услуг.
Ключевые слова: образование, учебное заведение, конкурентоспособность, кризис, антикризисное управление, платежеспособность
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 4 (25). С. 65-72.
Развитие современного образовательного учреждения невозможно без кризисов. Кризис представляет собой нормальное состояние функционирования учебного заведения, позволяющее снять накопившиеся проблемы развития, создать условия роста, повысить конкурентоспособность.
Учебное заведение проходит закономерные циклы своей жизни: формирование, рост, высший пик развития и угасание. Переход от цикла к циклу сопровождается кризисом. На стадии формирования и роста кризисы воспринимаются как необходимая данность, на стадии высшего пика развития и угасания — как угроза развала и банкротства.
Кризисы имеют объективные причины, но субъективное восприятие менеджментом. В связи с этим в современных условиях перманентной неустойчивости экономической деятельности необходимо научить-
Криночкин Павел Вячеславович — кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Уральского гуманитарного института. Адрес для корреспонденции: [email protected].
ся управлять кризисом, воспринимая его не как что-то исключительное и чрезвычайно опасное, а как нормальное состояние функционирования учебного заведения.
В общем виде можно предположить, что возникновение кризиса — это закономерный результат развития как экономики в целом, так и конкретного образовательного учреждения, отсутствие кризисов — это признак стагнации и смерти.
Кризис — это цепь событий, отрицающая существующее состояние образовательного учреждения, способная изменить его положение и требующая принятия незамедлительных решений.
Причины кризиса проявляются в симптомах, т.е. в событиях или явлениях, развитие которых учебное заведение не может прогнозировать с высоким уровнем достоверности.
Причина кризиса — события или явления, вследствие которых появляются симптомы и нарастают отрицательные факторы.
Общие причины кризиса в образовательных учреждениях аналогичны причинам кризисов в коммерческих организациях. Их можно разделить на внешние и внутренние.
Внешними причинами кризисов для образовательных учреждений высшего профессионального образования являются:
♦ состояние рынка труда и его потребности;
♦ демографическая ситуация в стране;
♦ незавершенность институтов, регулирующих образование;
♦ низкая платежеспособность населения;
♦ низкий уровень научно-технического и информационного развития;
♦ низкий уровень подготовки в общеобразовательной школе;
♦ низкий общий уровень культуры общества;
♦ конкуренция государственных и негосударственных образовательных учреждений.
К внутренним причинам кризиса учебного заведения можно отнести:
♦ состояние содержания и технологии обучения;
♦ недостаточный уровень квалификация профессорско-преподавательского состава;
♦ неразвитость корпоративной культуры учебного заведения;
♦ недостаточно эффективная система стимулирования труда в учебном заведении;
♦ недостаточная величина ресурсного обеспечения учебного процесса;
♦ использование устаревших маркетинговых стратегий и методов привлечения студентов;
♦ низкий уровень делового и финансового менеджмента.
Причины кризисам проявляются в симптомах — нарастании финансовых проблем, отрицательных тенденций, расстройстве деловых связей, потере имиджа учебного заведения.
Основными последствиями кризисов образовательного учреждения высшего профессионального образования являются:
1) в области внешних отношений:
♦ потеря имиджа ученого заведения;
♦ снижение набора студентов на первый курс и в целом контингента учащихся;
2) в области организации и обеспечения учебного процесса:
♦ ухудшение управляемости учебными процессами;
♦ снижение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава;
♦ уменьшение расходов на развитие учебно-материальной базы;
3) в области корпоративных отношений:
♦ замораживание или снижение расходов на оплату труда;
♦ усиление напряжение в коллективе;
♦ повышение текучести кадров;
4) в области финансов:
♦ уменьшение доходов образовательного учреждения и относительный рост расходов;
♦ рост кредиторской задолженности;
♦ относительное увеличение расходов на оплату коммунальных услуг;
♦ ухудшение структуры баланса учебного заведения.
Последствия кризисов в учебном заведении высшего профессионального образования начинают ощущаться практически с первых моментов их возникновения, но носят длительный и часто не фатальный характер. Это связано с длительным циклом образовательного процесса. Так, бакалавры дневного отделения набираются на четыре года. При возникновении кризиса учебного заведения в первый год обучения студентов, если учебное заведение не будет лишено лицензии на ведение образовательной деятельности и аккредитации, в течение всего срока обучения студенты будут продолжать учиться и оплачивать обучение. Таким образом, финансовый кризис начнет проявляться со следующего учебного года, после того как учебное заведение не сможет провести набор студентов на первый курс.
Понимание естественности и закономерности возникновения кризисов приводит к применению постоянных процедур антикризисного управления.
Антикризисные процедуры включают в себя диагностику отрицательных явлений, разработку стратегий поведения менеджмента в условиях кризиса и мероприятий по их преодолению.
Средствами диагностирования кризиса служат анализ и экспертиза.
Первым этапом применения антикризисных процедур являются процедуры, связанные с диагностикой финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния учебного заведения.
Кризисное финансовое состояние требует от менеджмента организации принятия ряда сложных решений с высоким уровнем риска, использование приемов и методов управления, которые не применялись в традиционных условиях.
Оценка финансового состояния учебного заведения производится с помощью инструментов финансового анализа. В ходе оценки проводятся горизонтальный и вертикальный анализ баланса, расчет финансовых коэффициентов, анализ ликвидности баланса, оценка делового потенциала образовательного учреждения.
В ходе анализа проблем, связанных со снижением доходов учебного заведения, необходимо разделить все существующие кластеры на составляющие и выделить наиболее проблемные элементы в разрезе специальностей и форм обучения.
Анализируя финансовые коэффициенты, необходимо установить соотношение средств и источников, эффективность использования ресурсов организации.
Наиболее часто встречающийся набор показателей финансового состояния включает в себя расчет платежеспособности, рентабельности, финансовой устойчивости и ликвидности.
Наиболее важными для нормального функционирования учебного заведения являются показатели ликвидности и платежеспособности.
Коэффициент быстрой ликвидности как отношения денежных средств учебного заведения к краткосрочным обязательствам показывает, насколько платежеспособно учебное заведение на определенный момент.
Коэффициент платежеспособности как соотношение суммы остатка денежных средств плюс притока денежных средств с предполагаемым оттоком денежных средств по обязательствам учебного заведения позволяет определить, насколько образовательное учреждение будет способно рассчитываться по своим обязательствам в ближайшей перспективе.
Данные коэффициенты наиболее важны и показательны для учебного заведения в связи с тем, что при их ухудшении у учебного заведения возникает острая потребность в денежных средствах, которые получить в виде кредитов в банке для образовательного учреждения достаточно сложно. Кредиты для учебного заведения непомерно дороги при низкой рентабельности образовательных услуг.
Одновременно с нарушением платежеспособности возникают ре-путационные издержки, которые могут оказать влияние на отток студентов и будущий набор.
Снижение рентабельности, на наш взгляд, не оказывает серьезного влияния на кризисное состояние учебного заведения. Это объясняется тем, что целью образовательного учреждения не является получение максимальной прибыли. Инвесторов, вкладывающих денежные средства в учебное заведение, часто не интересует доход от вложенного капитала. Эффект для них носит социальный и репутационный характер.
Показатели финансовой устойчивости также имеют достаточно отдаленное отношение к образовательным учреждениям. Основная часть рассчитываемых показателей связана с использованием активов и, в первую очередь, их материального содержания. Материальные ресурсы в составе затрат учебного заведения и структуре баланса составляют небольшую часть, поэтому рассчитывать коэффициент оборачиваемости активов, продолжительность их оборота и оборачиваемость запасов не имеет смысла. Эти показатели, если и оказывают влияние на финансовое состояние учебного заведения, то самое минимальное.
Таким образом, для диагностики кризисного состояния образовательного учреждения можно выбрать четыре основных показателя: доходы, расходы образовательного учреждения, платежеспособность и ликвидность.
Кризисное состояние учебного заведения требует управление, направленное на оптимизацию затрат и увеличение доходов. Важнейшим фактором такого управления является выбор стратегии поведения.
Основные стратегии антикризисного поведения можно разделить на три вида.
1. Стратегия сохранения включает в себя замораживание новых инвестиционных проектов, снижение затрат, совершенствование качества существующих образовательных технологий. Целью данной стратегии является переждать кризисное состояние и после его преодоления вернуться к развитию.
2. Стратегия преодоления путем развития. Данная стратегия основывается на философии естественности и закономерности кризис-
ных состояний. Принимая данную стратегию, учебное заведение преодолевает кризисное состояние путем развития, пересматривая всю систему организации своей деятельности, начиная с состава специальностей, форм и методов обучения, заканчивая корпоративной культурой и принципами управления.
3. Оптимальная стратегия представляет собой сочетание двух вышеназванных стратегий, которые могли бы при максимальной экономии и использовании имеющихся ресурсов, в первую очередь за счет институциональных изменений, помочь преодолеть кризис и обеспечить учебному заведению новое качество развития. Использование антикризисных стратегий в целом повышает конкурентоспособность образовательного учреждения.
Конкурентоспособность учебного заведения во многом определяется конкурентоспособностью его выпускников на рынке труда и, в конечном счете, качеством образовательных услуг. В основе качества образовательных услуг лежат уровень и актуальность программного обеспечения учебного процесса, квалификация профессорско-преподавательского состава, содержание и организация учебного процесса.
Под конкурентоспособностью высшего учебного заведения можно понимать обладание образовательным учреждением комплексом преимуществ в течение обусловленного времени на определенном сегменте рынка образовательных услуг в установленной географической зоне.
Конкурентоспособное учебное заведение должно обладать следующими преимуществами:
♦ Высоким уровнем организации научно-исследовательской работы, включая комплекс договоров как с российскими, так и с зарубежными заказчиками, позволяющих сформировать в вузе научное направление. Отражением результатов проведенных исследований в монографиях, статьях и учебных пособиях. Включением полученных в процессе исследований современных знаний в учебный процесс. Привлечением студентов к научной работе. Созданием системы постоянного обновления содержания обучения.
♦ Высококвалифицированным составом преподавателей, ведущих, наряду с преподавательской работой, и научные исследования. Возможностью привлекать к учебному процессу наиболее квалифицированных преподавателей других вузов и специалистов, работающих на предприятиях.
♦ Эффективной системой организации учебного процесса, включая оптимальный график расписания занятий и практик на предприятиях.
♦ Набором образовательных технологий, позволяющих использовать для обучения современные информационные системы.
♦ Полноценным методическим обеспечением учебного процесса, включая электронные курсы.
♦ Достаточным уровнем материально-технического обеспечения, включая учебные помещения и лабораторное оборудование.
♦ Прогрессивной формой управления образовательным учреждением полноценной системой маркетинга, сбалансированной организационной структурой, действенной системой стимулирования труда и обучения.
Формирование и реализации перечисленных преимуществ позволит учебному заведению преодолеть кризисное состояние и занять достойную конкурентную позицию на рынке образовательных услуг.
Литература
1. Авдошина З.А. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики // Корпоративный менеджмент. www.cfin.ru/management/ antirecessюnary_managment.shtml
2. Мохначев С.А. Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. Екатеринбург, 2010. 26 с.
3. Романова И.Б. Формирование системы стратегического управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. Липецк, 2007. 18 с.
4. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. М., 2003. 258 с.
Problems of increase of competitiveness and crisis management educational institution of higher professional education
Krinochkin Pavel — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Chair of accounting, analysis and audit of the Ural Institute for the Humanities Address for correspondence: [email protected]
Crisis is a normal state of functioning of the institution, allowing to remove accumulated problems of development, to create conditions of growth, to increase competitiveness. Crises have objective reasons, but subjective perception management. In this regard, in modern conditions of permanent instability of the economic activities it is necessary to learn how to manage the crisis. Understanding natural patterns of occurrence of crises
leads to the use of the standing procedures of crisis management. The use of anti-crisis strategies increases the competitiveness of educational institutions, creates the opportunity to gain a competitive position in the market of educational services.
Key words: education, educational institution, competitiveness, crisis, crisis management, solvency
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 4 (25). P. 65-72.