Причина О. С., Орехов В. Д., Щенникова Е. С.
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА PISA
7. ЭКОНОМИКА ТРУДА. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
7.1. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА PISA
Причина Ольга Сергеевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Финансы и кредит» РГСУ; проректор по науке МИМ ЛИНК
Место работы: Российский государственный социальный университет; Международный институт менеджмента ЛИНК, г. Жуковский
olgaprichina @mail. ru
Орехов Виктор Дмитриевич, кандидат технических наук, директор научно-образовательного центра Место работы: Международный институт менеджмента ЛИНК, г. Жуковский
Щенникова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, первый проректор Место работы: Международный институт менеджмента ЛИНК, г. Жуковский
Аннотация: в условиях перехода современного мира к экономике, ориентированной на знание, и при росте актуальности инклюзивной модели развития возрастает внимание общества к качеству образования и его эффективности. Богатые страны имеют больший потенциал для того, чтобы повышать качество образования и, соответственно, выигрывать в формировании человеческого капитала. Задачей данной работы было определить, есть ли реальная возможность странам, имеющим более низкий ВВП на душу населения, сокращать разрыв в качестве подготовки трудовых ресурсов и конкурентоспособности работников.
Методология исследования базируется на количественном анализе динамики оценок школьников для различных дисциплин и стран. Выявлено влияние ВВП на душу населения на оценки школьников различных стран.
Показано, что страны с относительно низким ВВП на душу населения могут догонять более богатые и более эффективно использовать свои ресурсы для качественной подготовки подрастающего поколения и роста человеческого капитала. При этом повышение ВВП на душу населения создает закономерную возможность роста образовательных успехов молодых людей.
Результаты работы могут использоваться для планирования развития образования. Они будут полезны работникам образования, а также при долговременном планировании в сфере образования и экономики труда.
Ключевые слова: PISA, качество образования, тест, международный, человеческий капитал, знания, трудовые ресурсы, инклюзивное развитие, эффективность образования, ВВП на душу населения.
THE PROBLEM OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING OF HUMAN RESOURCES AND OF FORMATION OF COMPETITIVENESS OF WORKERS: ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE PISA PROJECT
Pricina Olga S., Doctor of Economic Science, Professor, Professor of Depertment «Finance and credit»; Vice-Rector for Science International Institute of Management LINK
Place of employment: Russian state social University; International Institute of Management LINK, Russia, Zhukovsky
Orekhov Viktor D., PhD at technical sciences, director of scientific-educational center Place of employment: International Institute of Management LINK, Russia, Zhukovsky
Schennikova Elena S., PhD in economics, professor, first vice-rector
Place of employment: International Institute of Management LINK, Russia, Zhukovsky
Проблемы экономики и юридической практики
1'2018
Annotation: with the transition of the modern world to a knowledge-oriented economy and the growing relevance of an inclusive development model, the public's attention to the quality of education and its effectiveness is growing. Rich countries have more potential to improve the quality of education and consequently to win in the formation of human capital. The objective of this paper was to determine whether there is a real opportunity for countries with lower GDP per capita to narrow the gap in the quality of labor training and competitiveness of workers.
The methodology of the study is based on a quantitative analysis of the dynamics of schoolchild assessments for different disciplines and countries. The influence of GDP per capita on the assessments of schoolchildren of different countries was revealed. It is shown that countries with relatively low per capita GDP can catch up with the richer and use their resources more effectively for the qualitative training of the younger generation and the growth of human capital. At the same time, an increase in GDP per capita creates a logical opportunity for the growth of educational success for young people.
The results of the work can be used to plan the development of education. They will be useful for education workers, as well as for long-term planning in the field of education and labor economics.
Keywords: PISA, quality of education, test, international, human capital, knowledge, labor resources, inclusive development, educational efficiency, GDP per capita.
Современная ступень исторического развития общественного производства характеризуется тем, что происходит переход к экономике, ориентированной на знание, и доминированию человеческого капитала в составе национального богатства большинства стран.
Все более актуальным становится использование инклюзивной модели экономического развития [1, 2, 14, 15, 16], ориентированной на формирование и реализацию индивидуального трудового потенциала всех работников. Инклюзивная модель развития открывает новые ресурсы для роста человеческого капитала и багажа знаний человечества, что особенно актуально для восстановления темпов роста мировой экономики в период демографического перехода.
Такая эволюция социально-экономических отношений неизбежно ведет к росту внимания к качеству образования и эффективности вложения в него средств [14, 18]. Этот фактор весьма важен и для России, поскольку инвестиции в образование относительно невелики по мировым меркам, однако страна вышла в мировые лидеры по доле населения, относящейся к высококвалифицированной рабочей силе, имеющей профессиональное образование ~ 58% (третичное по международной классификации МСКО) [3].
Ориентация на инклюзивную модель развития требует вовлечения в трудовую деятельность всего населения, практически без исключения [17]. Россия в этом отношении достаточно последовательна, и не случайно занимает высокие позиции в рейтинге инклюзивности экономики [4]. Но такой подход требует и достаточно больших дополнительных затрат, в частности, на образование. В этих условиях возникает вопрос, насколько образование, полученное российскими учащимися, является реально качественным?
Исследование PISA
Удобную возможность для ответа на этот вопрос предоставляет исследование PISA (Programme for International Student Assessment) - программа международного мониторинга качества обучения 15-летних учащихся [5, 6]. Программа нацелена на оценку умений школьников получать полезную для жизненной практики информацию с использованием чтения, математики и естественных наук [7, 8]. Верхняя часть таблицы результатов PISA-2015 дана на рис. 1 [9].
Рис. 1. Результаты тестирования школьников PISA-2015.
Исследование PISA организует международный консорциум научных организаций, а также национальных центров и организаций OECD. Результаты тестирования школьников подводятся один раз в три года, причем циклически меняются приоритеты оценивания различных дисциплин. Основной из них уделяется 67% времени тестирования. В 2012 году ведущей была математическая грамотность, в 2015-м - естественнонаучная, в 2009-м - чтение [4, 10].
Хотя это исследование и не относится непосредственно к третичному образованию, однако 15-летний возраст является предстартовым для профессиональной подготовки, и его качество непосредственно влияет и на последующие успехи учащихся, а значит, позволяет реализовать кумулятивные эффекты увеличения человеческого капитала. К тому же в этом возрасте, в отличие от высшего образования, учащиеся разных стран получают достаточно однородные знания и навыки и поэтому можно достаточно корректно проводить международные сравнения. Фактически данное исследование нацелено на анализ возможностей увеличения человеческого капитала за счет различных вариантов реализации стратегии повышения качества среднего образования, которая широко используется в мире, особенно в развитых странах.
В принятой 26 декабря 2017 г. Государственной программе РФ «Развитие образования» [11] достижение плановых
Причина О. С., ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ
Орехов В. Д., РЕСУРСОВ И ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Щенникова Е. С. РАБОТНИКОВ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА PISA
показателей в рамках тестирования PISA определено в качестве целевого ориентира качества образования. Запланировано сохранение позиций РФ в 2018 году по естественно-научной грамотности (диапазон 30-34-е места) и по читательской грамотности (диапазон 19-30-е места). Планируется повышение позиций РФ в 2021 году по естественно-научной грамотности не ниже 30-го места, по читательской грамотности - не ниже 25-го места, по математической грамотности - не ниже 22-го места. К 2025 году в планах - повышение позиции России в программе PISA до 20-го места. В таблице 1 приведены указанные плановые показатели, а также места и баллы, полученные школьниками РФ в предыдущие годы. Как видно из таблицы, планируется достаточно быстрый рост позиций российских школьников, поэтому важно понять, насколько реальны такие планы.
Таблица 1
Показатели PISA для России в прошлом и планы
2009 2012 2015 2018 2021 2025
Естествознание Место 38 38 33 30-34 30
Балл 478 486 487
Чтение Место 43 26 19-30 25
Балл 475 495
Математика Место 37 35 25 22
Балл 468 482 494
В среднем Место 42 40 29 26 20
Балл 459 481 492
лись по показателям PISA к среднему показателю стран Организации экономического сотрудничества и развития. Также видно, что показатели школьников США, как и России, довольно нестабильны по времени.
Для того чтобы соотнести уровень оценок с благосостоянием стран, на рис. 4 представлена зависимость средних арифметических по дисциплинам оценок PISA-2015 от ВВП стран на душу населения - G/N в тысячах долларов США 2015 г. (по паритету покупательной способности - ППС) [13]. При этом для удобства оценки PISA (Р10) были нормированы к 10-балльным, т.е. разделены на 60.
--- -
* ** и» ^^
/ /
» - - - - • - - ✓ — Россия
—А—США -1-
Динамика показателей российских школьников
Рассмотрим динамику показателей российских школьников в предыдущие годы. По результатам 2015 года, как видно из рис. 1, они заняли 33-е место из 70 по естественно-научной грамотности. За 15 лет [12] оценки россиян (рис. 2) существенно выросли, при этом был ликвидирован провал в показателе по чтению, который появился в 2003 году, что, вероятно, связано с проблемами переходного периода в России.
—*— Мягенагикл —В—Чдсяве
—*—I * I i [ Ki i iiI i, науки —Средшгй балл
2003 2006 2 MI У 2012 2015 Рис. 2. Динамика результатов российских участников мониторинга PISA.
Как видно из рис. 2, несмотря на то, что дисциплина, которую проверяют более тщательно, меняется год от года, существенного влияния на показатели по этой дисциплине не заметно. Поэтому уместно для характеристики качества образования в стране использовать среднее значение по трем оценкам, которое ведет себя значительно более консервативно, чем отдельные показатели. Вероятно, это отражает тот факт, что при изменяющихся видах заданий некоторые из них могут оказаться непонятными школьникам отдельных стран (есть ограничения по адаптации текстов при переводе).
Сравнение результатов школьников США, России и стран ОЭСР (рис. 3) показывает, что в 2015 году российские школьники значительно улучшили результаты и вплотную приблизи-
ло
430
4 НО
470
4110
450
2ШШ 2003 200(1 2 009 2012 2015
Рис. 3. Сравнение результатов школьников США, России и ОЭСР.
Сравнение позиций различных стран показывает, что, в основном, более высокие оценки получают страны с высоким ВВП на душу населения. Основная группа значений примерно линейно зависит от ВВП на душу населения. Однако, за счет некоторых, значительно отклоняющихся от общей зависимости точек, линейная аппроксимационная прямая в логарифмической системе координат (двоичный логарифм) имеет заметно меньший угол наклона (dy/dx), чем угол наклона основной группы значений.
Среди немногих исключений в положительную сторону находится Вьетнам (Р10 = 8,4; G/N = 6,03 тыс. долл.) и, в меньшей степени, Молдова (Р10 = 7,0; G/N = 5,05 тыс. долл.). Более низкие, чем основная группировка стран, оценки PISA-2015 характерны для ряда государств с очень высоким ВВП на душу населения (Катар, ОАЭ и Лихтенштейн), а также для Таиланда и Уругвая. Если отбросить значения, соответствующие этим семи странам, то аппроксимационная прямая достаточно хорошо соответствует основной группе точек.
* *
♦ ♦♦а* *
« ^ 0,8 ]л(*)+4,9 * * ♦
♦ ♦ *♦ ♦
♦ ►
ш
4 S 16 J2 <й
ВВП I. iv нип.н'иин ни Ш1Г, [Mi .: и. (I. 1,1 i Ь
Рис. 4. Зависимость оценки PISA-2015 от ВВП на душу населения. На рис. 5 выделен крупным размером и штриховкой ряд характерных точек: Россия - черный кружок, среднее значение для стран OECD - кружок со штриховкой, США - треугольник, Япония - ромб, Израиль - квадрат.
Проблемы экономики и юридической практики
1'2018
_ О II > IIК .1 l'ISA средняя, норм II рос H 11:1 к 11 их. 1.1 l.l"l:
Sí
Iß ■ i-
y = I.J !□(!) +
ss
H It И Й4 12*
|1|)|[ iiii.iyiiey ii.ii: I г. 111 ]u ПТТС , ihic mi 201 Sil, l)li
Рис. 5. Основная группа оценок P10(G/N). Видно, что для России, как и для стран OECD, оценка Р10=8,2, что незначительно выше, чем для США (Р10=8,1), однако по показателю места в таблице это на 3 места выше. Более существенное отличие можно заметить с учетом показателя ВВП на душу населения. Это позволяет утверждать, что система образования России более эффективно использует свой ВВП для образования молодежи, чем страны ОЭСР и США.
Япония характерна тем, что ее показатель PISA один из наиболее высоких среди крупных стран. Однако с учетом фактора ВВП на душу населения видно, что для Японии уровень эффективности образовательной системы (по соотношению оценок PISA-2015 и ВВП на душу населения) примерно такой же, как и для России. Еще одной характерной точкой является оценка школьников Израиля, которая ниже, чем у России: и по абсолютному значению, и с учетом ВВП на душу населения.
В сложившейся ситуации проведенное исследование показывает, что рост ВВП на душу населения создает закономерную возможность улучшения образовательных успехов молодых людей.
Впрочем, как показывает практика, не все страны, при реализации данной стратегии роста человеческого капитала, в равной мере пользуются своими возможностями, и Россия находится в числе наиболее успешных по этому показателю в настоящее время.
Это также позволяет утверждать, на примере России, что страны с относительно низким ВВП на душу населения могут догонять более богатые и более эффективно использовать свои ресурсы для качественной подготовки подрастающего поколения и роста человеческого капитала. Особенно показателен пример Вьетнама, который занял в 2015 году восьмое место в тестировании PISA (в 2012-м - 17-е место) при ВВП на душу населения примерно втрое меньше, чем у РФ, и десятикратно по сравнению с США.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 95,34%.
Список литературы:
1. Авдокушин Е.Ф, Иванова В.Н. Инклюзивное развитие: основные направления, базовые предпосылки и возможные ограничения. Вопросы новой экономики. №3, 2014. С. 4-13.
2. The Growth Report: Strategies for Sustained Growth and Inclusive Development. Commission on Growth and Development. - 2008. www.growthcommission.org
3. Капелюшников Р.И. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? препринт WP3/2011/09 [Текст] / Р. И. Капелюшников; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 68 с. https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document /69565182
4. Кувшинова О., Базанова Е. Росссия на13-м месте среди 78 развивающихся стран по инклюзивности экономики. Ведомости.
16.01.2017. https://www.vedomosti.ru/economics/artides/2017/01/16/ 673218-rossiya
5. PISA-2015 Results in Focus. OECD 2016. http://www.sel-gipes.com/uploads/1/2/3/3/12332890/2016_-_oecd_-_pisa_ re-sults_in_focus.pdf
6. PISA 2015 Database. OEDC. 2016.
7. Кравцов С.С. Итоги участия в международном исследовании PISA-2015. http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/RON_PISA_Kravtsov.pdf
8. Основные результаты международного исследования PISA-2015. Центр оценки качества образования ИСРО РАО.
9. Saltelli A. International PISA tests show how evidence-based policy can go wrong. DjgBlogger 2017. https://www.djgblogger.com/international-pisa-tests-show-how-evidence-based-policy-can-go-wrong/
10. Жебровская О.О. Международные сравнительные исследования PISA. 2013. http://inga-dymova.ru/data/documents/PISA.pdf
11. Государственная программа РФ «Развитие образования». Постановление правительства РФ № 1642 от 26 декабря 2017 г.
12. Мониторинг и оценка качества процесса обучения PISA. MEDELLE. - 2017. http://www.education-medelle.com/
13. Список стран по ВВП (ППС) на душу населения. Википедия, 2017. https://ru.wikipedia.org/wiki/
14. Ленковская Р.Р., Волкова М.А. Образовательные услуги в гражданском праве России. В сборнике: Проблемы и перспективы современной юридической науки Сборник статей по итогам научно-практического семинара. 2017. С. 66-72.
15. Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебник/ Москва, 2016.
16. Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Москва, 2017.
17. Kuzakhmetova S.Y., Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L. International tour operators' responsibility guarantees in developing legislation in the Russian Federation// Tourism Management Perspectives. 2016. Т. 20. С. 66-69.
18. Ситдикова Л.Б., Каурова О.В., Малолетко А.Н. Механизм реализации саморегулируемых организаций в системе обеспечения качества в выполнении работ и оказании услуг. Гражданское право. 2016. № 3. С. 27-31
РЕЦЕНЗИЯ
Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества образования и его эффективности, значимость которой возрастает в условиях доминирования человеческого капитала в составе национального богатства стран и исчерпания традиционных резервов роста производительности труда.
Предметом анализа являются результаты международного мониторинга PISA применительно к 15-летним школьникам.
Авторы показали, что высокий ВВП на душу населения создает закономерную возможность для более высоких образовательных успехов молодых людей. Вместе с тем, страны с относительно низким ВВП на душу населения могут догонять более богатые в качестве образования и более эффективно использовать свои ресурсы для подготовки подрастающего поколения и роста человеческого капитала.
Особая значимость работы состоит в количественном обосновании того факта, что Россия относится к числу стран, эффективно использующих свои инвестиции в образование.
Выводы, полученные в работе, могут использоваться для планирования развития образования. Они будут полезны работникам образования и экономики труда.
В целом, статья авторского коллектива Причины О.С, Орехова В.Д. и Щенниковой Е.С. отражает современные подходы к вопросам экономики труда и рекомендуется для опубликования в научном журнале.
Заведующая кафедрой экономики ипредпринимательства Экономического факультета Российского Государственного социального университета Д-р экон. наук, профессор
Г.И. Андрющенко