УДК 340
ПРОБЛЕМЫ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ НОРМ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ТРУДОВОГО ПРАВА
PROBLEMS OF STIMULATION NORMS OF THE MODERN RUSSIAN LABOR LAW
В. В. ПОПОВА (V. V. POPOVA)
Анализируются понятие поощрительных норм, особенности поощрительных норм современного российского трудового права, определяются виды поощрительных норм данной отрасли права, основания и порядок их применения.
Ключевые слова: поощрительные нормы, трудовое право, трудовой кодекс, работодатель, работник, заслуги, награды, трудовая деятельность.
This article examines the concept of stimulation norms, particularity stimulation norms of the modern Russian labor law, specifies the types of stimulation norms of this branch of law, grounds and procedure of application.
Key words: stimulation norms, labor law, labor code, employers, employees, services, awards, labor work.
В современный период развития российского общества, когда в стране проводятся широкие социально-экономические и политико-правовые преобразования, особую актуальность приобретает проблема правовых поощрений. Широкое применение законодателем диспозитивного метода правового регулирования создаёт предпосылки активного и творческого использования субъектами права предоставляемых возможностей самостоятельно достигать желаемого правового результата, который в современных условиях может и должен обеспечиваться более широким использованием таких правовых средств, как меры поощрения. Недостаточный уровень развития многих социально ценных общественных отношений напрямую связан с недоиспользованием поощрительных норм [1].
Поощрительные нормы права в юридической литературе трактуются по-разному. С. С. Алексеев под поощрительными нормами права понимает нормы, устанавливающие меры поощрения за совершение действий, особо полезных для общества [2]. В. М. Баранов полагает, что поощрительные нормы права есть обеспечиваемые государством
указания общего характера о возможном или должном предоставлении определённой меры поощрения за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических или общественных обязанностей либо в достижении установленных результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности отдельных граждан и их коллективов в различных сферах жизни общества [3]. А. В. Малько определяет поощрительные нормы как меры юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия [4]. Из анализа этих определений видно, что поощрительные нормы применяются только тогда, когда благодаря соответствующему поведению субъекта права наступают благоприятные последствия как для государства, так и для общества в целом, а также для лиц, совершивших определённые действия. Хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, поощрение должно наступать не только за достижение результатов, превосходящих обычные требования, но и за постоянное выполнение своих обязан-
© Попова В. В., 2011
ностей, творческий подход и стремление улучшить свою деятельность.
Поощрительные нормы применяются в различных отраслях права, в их числе административное, трудовое, уголовное, уголовно-исполнительное и др. Подробнее остановимся на поощрительных нормах российского трудового права. В ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) закреплено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также условиями и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам. Из данного положения видно, что основанием применения поощрительных норм работодателем или государственными органами является заслуга.
Заслуга - это добросовестный, правомерный поступок, связанный со сверхисполнением субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения мер поощрения [5].
Заслуга характеризуется следующими чертами.
- Она сопряжена с социально-активным поведением, с исполнением позитивных обязанностей. Социально-активное поведение определяется как высшая форма правомерной, добровольной, сознательной, внутренне мотивированной и целеустремленной деятельности субъекта по превышению опосредованной правом цели и интенсивной деятельности [6].
- Это добросовестное отношение лица к своему долгу.
- Заслуга связана с достижением лицом общепризнанного полезного результата. Так, в ст. 55 («Поощрения и награждения за гражданскую службу») Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сказано, что «за безупречную и эффективную гражданскую служ-
бу применяются различные виды поощрения и награждения» [7].
Поощрительные нормы в трудовом законодательстве устанавливаются государством для регулирования трудовых отношений. А. В. Малько отмечает, что, к сожалению, поощрение до сих пор рассматривается как дополнительный способ правового воздействия [8]. Действительно, поощрительным нормам права отводится менее важное место, хотя поощрительные нормы являются способами стимулирования правомерного поведения. Основания и порядок поощрения не менее важны, чем основания и порядок назначения наказания [9].
В науке трудового права, где поощрения рассматриваются наиболее основательно и последовательно, их определяют как самостоятельные позитивные средства (льготы, надбавки, доплаты, компенсации и т. п.), участвующие в правовом регулировании трудовых отношений, наряду с мерами принуждения [10]. Сущность поощрения состоит в том, что работник не принуждается к тому или иному поведению под страхом наказания. У него имеется выбор в поведении, и он побуждается к такому поведению, в котором заинтересовано общество. Следовательно, хотя ограничивающие моменты присутствуют и в стимулирующем процессе, они не ликвидируют и не преуменьшают его побудительную сторону, а, наоборот, способствуют осуществлению стоящих перед поощрением целей.
Д. Н. Бахрах отмечает, что как метод осуществления государственной власти поощрение представляет собой систему способов поощрительного воздействия. Все средства позитивного стимулирования по способу их воздействия на поощряемых можно поделить на:
- моральные;
- материальные;
- смешанные;
- статутные [11].
Очень широко на практике используются такие средства морального поощрения, как объявление благодарности, награждение грамотой. К военнослужащим, работникам органов внутренних дел, кроме того, применяются такие средства морального поощрения, как снятие ранее наложенного дисцип-
линарного взыскания, занесение в Книгу почета, награждение нагрудным знаком и т. д.
Самые распространенные материальные поощрения - премии и ценные подарки. Существует огромное разнообразие премий (в том числе государственные, правительственные, губернаторские, производственные). А ценным подарком может быть почти любой предмет материального мира, имеющий ценность. Например, сотрудники органов внутренних дел награждаются именным оружием.
Меры поощрения могут быть одновременно и моральными, и материальными. Такой смешанный характер воздействия имеет, например, досрочное присвоение очередного звания или присвоение звания на одну ступень выше, чем предусмотрено по занимаемой должности. Помимо морального, такая мера имеет и материальный эффект - увеличение размера получаемого оклада.
При строгом подходе статутные средства поощрения можно считать смешанными. Но их особенность в том, что они изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в орденоносца, заслуженного артиста (строителя, агронома, учителя, тренера, геолога и т. д.), почётного гражданина города. А это влечёт долговременные моральные и материальные последствия, получение различных льгот [12].
Поощрительные нормы, закреплённые в трудовом законодательстве, не являются исчерпывающими, что нашло закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации. Нормы трудового кодекса распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и обязательны для применения на всей территории России для всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Поскольку виды поощрений работников установлены государством, они вполне могут именоваться государственным поощрением в трудовом праве. Правда, государственное поощрение, закреплённое в локальном нормативном акте, содержащем нормы трудового права, становится одновременно поощрением работодателя и расценивается как поощрение конкретного юридического или физического лица [13].
Поощрительные нормы закрепляются в различных нормативных актах: например, в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст. 28 «Поощрения сотрудников таможенных органов»); в Федеральном законе о прокуратуре Российской Федерации (ст. 41.6 «Поощрения работников»); в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 «Поощрения за успехи в служебной деятельности») и т. п. [14].
В части второй ст. 191 ТК РФ закреплено, что за особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством. Государственные награды вручаются Президентом Российской Федерации. По поручению Президента Российской Федерации и от его имени государственные награды могут вручать:
а) Председатель Правительства Российской Федерации;
б) члены Правительства Российской Федерации, руководители федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов;
в) должностные лица Администрации Президента Российской Федерации;
г) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации;
д) руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации;
е) президенты государственных академий наук;
ж) командиры воинских частей, соединений, командующие объединениями. Президент Российской Федерации может поручить вручение государственных наград иным лицам [15].
Данные награды, безусловно, имеют большее значение и предоставляются за особые заслуги. Например, в указе Президента Российской Федерации от 1 октября 2005 г. «О награждении государственными наградами Российской Федерации сотрудников института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации». За заслуги в развитии приоритетных направлений юридической науки в подготовке научных кадров» наградить: орденом Почёта, орденом Дружбы, медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также присвоить почётные звания заслуженного деятеля науки Российской Федерации и заслуженного юриста Российской Федерации. Круг субъектов, подлежащих таким наградам, установлен в данном приказе. Также в распоряжении Правительства Российской Федерации от 21 октября 2005 г. «О награждении почётной грамотой и объявлении благодарности Правительства Российской Федерации сотрудникам данного института за заслуги в развитии российского законодательства, многолетний плодотворный труд»: наградить Почётной грамотой Правительства РФ и объявить благодарность Правительства РФ [16]. Государственные награды, помимо материальных благ, имеют в большей степени духовное удовлетворение, ибо они возвышают субъекта в глазах других.
«Если награды, устанавливаемые лицам, открывающим полезные истины, умножали и знания, и хорошие книги, то разве награды, раздаваемые благодетельной рукой суверена, не умножат число добродетельных поступков? Монета чести неисчерпаема и плодоносна в руках мудрого раздаятеля» [17].
Ч. Беккарий отмечает и важную роль того субъекта, который вручает награды, т. е. если награды вручает, например, президент - это, бесспорно, увеличивает значимость данного поощрения.
Поощрительные нормы, являясь по своей природе материально-правовыми нормами, требуют специфических форм реализации в виде особых процедур, которые в юри-
дической науке предложено называть поощрительным производством [18]. Поощрительные отношения складываются между различными субъектами права. В поощрительном производстве наблюдается множественность состава субъектов, среди которых выделяются: а) лидирующие, властные субъекты, выполняющие функции в «чужом» интересе; б) субъекты, которые поощряются. К лидирующим субъектам можно отнести достаточно широкий круг органов и должностных лиц: Президента и Правительство РФ, представительные органы, власти различных звеньев, центральные и местные органы управления, руководители предприятий, учреждений и организаций. Субъектами, в отношении которых решается вопрос о поощрении, являются физические лица, например: рабочие, служащие, сотрудники различных организаций, выполнившие свой общественный долг, совершившие подвиги, добившиеся успехов в спорте, науке и др.
Для поощрения работника за особые трудовые заслуги требуется издание акта о поощрении. В акте о поощрении должно быть указанно, за что поощряется работник, в чём выражается поощрение, будь-то ценный подарок, денежное вознаграждение, грамота и др., в каком размере будет поощрение и сроки выполнения данного акта. На наш взгляд, необходимо чётко указывать основания поощрения, чтобы субъект, совершивший необходимые заслуги, понимал, что его успехи не остались без внимания. После издания акта о поощрении (приказ, распоряжение, постановление) информация о данном акте, на наш взгляд, должна доводиться до сведения всего коллектива, тем самым показывается отношение руководства к успехам работников. Во-первых, у лица, в отношении которого был издан акт о поощрении, возникает чувство собственного достоинства. Во-вторых, у всего трудового коллектива появляются новые стимулы для дальнейшей успешной трудовой деятельности.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им
работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Важным аспектом является занесение информации об успехах работника в трудовую книжку, так как трудовая книжка является документом, подтверждающим данные награждения. На наш взгляд, законодателю необходимо заменить понятие «награждение» на «поощрение», так как поощрение является более широким понятием. Наградить - выдать награду, в качестве поощрения за заслуги, отличия, в знак благодарности. Важным является занесение в трудовую книжку помимо информации о выданных наградах также информации об объявлении благодарности, о выдаче ценного подарка и др., так как эта информация также характеризует работника с лучшей стороны и значительно выделяет его среди других.
Следует согласиться с Л. Д. Уховой, что анализ положений ТК РФ позволяет сделать вывод об отсутствии нормативного закрепления основополагающих принципов процедурного регулирования, общих и специальных требований к поощрительным процедурам, к их системе, регламентации очередности участников поощрения. Отсутствие процедуры может сделать невозможным оспаривание применения (неприменения) поощрения. Законодатель же возложил тяжесть процедурного регулирования на плечи локального нормотворчества [19].
В ст. 22 ТК РФ закреплено, что работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд. Тем самым законодатель даёт работодателю полную свободу в выборе вида поощрения и субъекта, который заслуживает данного поощрения. На наш взгляд, в содержание трудового договора, заключённого между работодателем и работником, необходимо закрепить положение, обязывающее работодателя применить к работнику поощрительные нормы за особые трудовые заслуги. В связи с данным предложением, на наш взгляд, является актуальной позиция Л. И. Каска, рассматривавшего общетеоретические проблемы правоприменения: «Специфичным для органов государства при этом является то, что их права по отношению к другим субъек-
там права являются одновременно их обязанностями перед государством в целом» [20]. Также в содержание данного договора необходимо внести положения о юридической ответственности работодателя: во-
первых, в случае неприменения к работнику поощрительных норм за особые трудовые заслуги, во-вторых, в случае нарушения работодателем требований поощрительной процедуры.
1. Дракина М. Н. К вопросу о соотношении понятий «поощрение» и «стимулирование» в юридической науке. // Юридическое образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 5.
2. Алексеев С. С. Общая теория права : в 2 т. -Т. 2. - М., 1982. - С. 80.
3. Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права. - Саратов, 1978. - С. 40.
4. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие. - М., 2004. - С. 229.
5. Там же. - С. 230.
6. Кожевников В. В. Правовая активность личности. - Омск, 1997. - С. 15.
7. Малько А. В. Льготная и поощрительная правовая политика. - СПб., 2004. - С. 198.
8. Там же. - С. 162.
9. Григорьев В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих // Конституционное и муниципальное право. -2003. - № 3. - С. 36.
10. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. - С. 54.
11. Бахрах Д. Н. Поощрение в деятельности публичной администрации // Журнал российского права. - 2006. - № 7. - С. 72.
12. Там же. - С. 73.
13. Винокуров В. А. Государственное поощрение в трудовом праве России // Современное право. - 2005. - № 2. - С. 49.
14. Малько А. В. Льготная и поощрительная правовая политика. - СПб., 2004. - С. 212.
15. Указ Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. -№ 37. - Ст. 4643. - С. 9606.
16. Распоряжение Президента Российской Федерации: «О поощрении коллектива института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» // Журнал Российского права. - 2005.
- № 12. - С. 156.
17. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / сост. и предисл. В. С. Овчинского. - М., 2004.
- С. 154.
18. Петров Г. М. Поощрение в государственном управлении. - Ярославль, 1993. - С. 63.
19. Ухова Л. Д. Поощрительные процедуры в трудовом праве (понятие и виды) // Трудовое право. - 2006. - № 6. - С. 19.
20. Королев А. И., Явич Л. С. Теория государства и права. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л., 1987.
- С. 467.