УДК 378636(7)
ББК 74.480: 65.9(2)27р30
Соколова Надежда Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра социальной работы, педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск Sokolova Nadezhqa Anatolyevna Doctor of Pedagogics,
Professor
Department of Social Work, Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Проблемы подготовки кадров для системы социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Problems of training for social protection and support for orphans and children left
without parental care
В статье представлен анализ требований к результатам обучения проекта профессионального стандарта специалистов органов опеки и попечительства и компетенций, формируемых в результате освоения Федерального образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению бакалавриата 040400 -«социальная работа», а также опыт работы в данном направлении факультета социального образования ЧГПУ.
The article presents an analysis of the requirements for the learning outcomes of the project professional standard specialists guardianship authorities and competences formed as a result of the development of the Federal state educational standard of higher professional education in the direction of undergraduate 040400 - "social work", as well as experience in this area of the Faculty of Social Education CSPU.
Ключевые слова: дескрипторы, неформальное образование, результаты обучения, дети-сироты, система социальной защиты.
Key words: descriptions , informal education, learning outcomes, orphans, the social protection system.
Одной из серьезных проблем системы социальной защиты и поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является подготовка кадров. В настоящее время она осуществляется в высших профессиональных образовательных учреждениях на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению бакалавриата 040400 -«социальная работа», принятый 8.12.2009г. Стандарт определяет содержание, виды профессиональной деятель-
ности, компетенции, которые должны быть сформированы в результате освоения стандарта. К основным видам профессиональной деятельности относятся: социально-технологическая, организационно-управленческая, исследовательская, социально-проектная.
Однако серьезной проблемой профессиональной подготовки, осуществляемой в вузах, является соответствие квалификаций по результатам обучения с требованиями работодателей. К сожалению, в сфере подготовки кадров для системы социальной работы до недавнего времени было сложно соотнести требования практики с содержанием профессионального обучения, что приводило зачастую к отсутствию координации действий образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения в подготовке кадров. В сентябре 2013 года был опубликован давно ожидаемый проект профессионального стандарта специалистов, работающих в сфере органов опеки и попечительства, в котором представлены трудовые функции, действия и, в связи с этим, необходимые знания, умения и иные характеристики.
Безусловный интерес представляло сопоставление содержания проекта профессионального стандарта с ФГОС ВПО, позволяющее выявить сходство и различия в подготовке социальных работников в образовательной системе и требованиях, предъявляемых учреждениями социальной защиты к своим сотрудникам. Для этого мы, опираясь на дескрипторы, представленные в этих документах, попытались их сопоставить. Под дескрипторами понимается описание результатов обучения, выраженных в терминах знаний, умений, компетенций [2, с.9]. Под результатами обучения - декларированный перечень того, что обучающийся должен изучить, освоить, продемонстрировать по завершению процесса обучения, выраженные в терминах знаний, умений, компетенций [2, с.17]. Результаты анализа представлены в табл.1 (курсивом выделены строки, имеющие различия в содержании стандартов).
Вестник ЧГПУ 12.2'2013
и*
№ п/п Область научного знания Дескрипторы проекта профессионального стандарта (09.2013 г.) Дескрипторы ФГОС (12. 2009 г.)
1 Русский язык Знание и умение грамотно излагать мысли, владение деловым языком Знание и умение грамотно излагать мысли, владение деловым языком
2 Социология Знание технологических основ социализации и социальной адаптации, умение проводить социолог. Исследования Знание основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности
3 Информатика Знание информационных технологий и владение ими, навыки работы с информационными базами данных Знание информационных технологий и владение ими, навыки работы с информационными базами данных
4 Математика Владение методами сбора, обработки и анализа статистической информации Знание и владение математическими методами исследования
5 Юриспруденция Знание и умение анализировать международное, российское, законодательство и применять на практике нормативно-правовые акты. Судебное делопроизводство Знание и умение анализировать международное, российское, законодательство и применять на практике норматив-но-правовые акты
6 Психология Знание и владение психологией общения, возрастной психологией, социальной психологией, психологией мотивации, депривации, деви-антологией, психологией социализации и социальной адаптации Знание основ общей и социальной психологии, психологии социальной работы
7 Конфликтология Владение технологиями разрешения конфликтов и содействие их разрешению Знание сущности, форм и технологий современных конфликтов и умение их разрешать
8 Педагогика Знание и владение технологиями педагогики воспитания, профессиональной педагогики Знание основ социальной педагогики и владение ее технологиями
9 Педагогика и психология детско-роди- Знание детско-родительских отношений и умение выявлять признаки и последствия жестокого обращения с детьми и пренебрежения нужда-
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Вестник ЧГПУ 12.2'2013 156
тельских отношений ми ребенка
10 Технология социальной работы Знание, владение технологиями реализации административных регламентов предоставления услуг, умение составлять и выполнять их. Умение разрабатывать и эффективно применять социальные технологии, владение высокой культуры реализации технологий
11 Экономика Знание видов и форм социальных выплат детям-сиротам, владение их расчетами Знание содержания, организации и планирования экономических процессов в социальной работе
12 Менеджмент Знание инфраструктуры социальной защиты детства, основ управление персоналом, владение навыками командообразования Знание принципов и методов управления, целепола-гания в социальной сфере, умение оценить качество социального обслуживания
13 Делопроизводство Знание стандартов и владение навыками оформления документации, работы с электронным документооборотом
14 Медицина Понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития; знание оснований для отнесения к группам здоровья Основы современного медицинского знания
Как видно из таблицы имеются существенные расхождения между дескрипторами проекта профессионального стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. Прежде всего, стоит выделить расхождения, касающиеся предметно-содержательной части стандартов. Некоторых дисциплин, предусмотренных профессиональным стандартом, в ФГОС нет. Это, например, педагогика и психология детско-родительских отношений и делопроизводство, к которым работодателями предъявляются достаточно серьезные требования. Так, в сфере детско-родительских отношений специалист должен знать причины, признаки и критерии семейного и детского неблагополучия; представлять, из каких параметров складывается состояние благополучия ребенка (физическоепсихологическое, социальное); владеть навыками выявления признаков пренебрежения нуждами ребенка, последствий жестокого обращения; уметь общаться с родителями и детьми разных возрастных групп. В плане делопроизводства, специалист должен владеть стандартами оформления деловых бумаг, актов, запросов, электронным документооборотом, а также правилами хранения документов.
По ряду дисциплин профессиональным стандартом и ФГОС выдвигаются различные требования к их содержанию. Эти различия касаются практической ориентированности знаний. Так, в профессиональном стандарте указано, что специалист должен знать и владеть психологией общения, социализации, социальной адаптации, депривации, возрастной, социальной психологией, девиан-тологией. ФГОС предусматривает знание общей и социальной психологии, а также психологии социальной работы, не поясняя, что конкретно под этим понимается. Рассмотрим представления об одном из самых важных курсов «Технология социальной работы» в профессиональном стандарте и ФГОС. Профессиональный стандарт предъявляет требования владения конкретными технологиями, необходимыми для практической деятельности: технологии обследования жилья, проведения экспертиз, предоставления различных социальных услуг и т.п. В ФГОС говорится об умении разрабатывать, эффективно применять и владеть высокой культурой реализации технологий. Безусловно, это важные
157 Вестник ЧГПУ 12.2'2013
навыки и знать основы технологического процесса в социальной работе необходимо, но хотелось бы конкретизации видов технологий в ФГОС.
Система менеджмента качества образования, действующая несколько лет в Челябинском государственном педагогическом университете, позволила нам спрогнозировать и решить вышеобозначенные проблемы подготовки специалистов (в данном случае термин «специалист» употребляется не с точки зрения квалификации, а в толковании «сотрудник») для социальной сферы.
Изначально подготовка кадров для социальной сферы осуществлялась нами в постоянном взаимодействии с учреждениями социальной защиты населения. Формами такого взаимодействия стали совместные научно-практические конференции, методические семинары, «круглые столы», социологические опросы руководителей учреждений социальной сферы - баз учебных, производственных и исследовательских практик. Это позволило нам определить запросы учреждений социальной сферы к качеству подготовки кадров и скорректировать в соответствии с этим содержание подготовки студентов. По результатам этой работы в вариативную часть учебного плана были внесены такие дисциплины как «Основы психологического консультирования семьи и психокоррекции семейных отношений», «Социальная работа с приемными семьями», «Возрастная психология», «Психология трудных жизненных ситуаций», «Психология общения», «Делопроизводство» и т.п. В настоящее время учебный план, откорректированный с учетом интересов работодателей, позволяет нам готовить студентов, востребованных учреждениями социальной сферы.
Профессиональные качества будущего работника социальной сферы формируются не только в ходе аудиторных занятий, но и в процессе неформального образования, осуществляемого добровольно в свободное от учебы и работы время, способствующего реализации интеллектуального, творческого, коммуникативного потенциала личности. Формы неформального образования разнообразны: конкурсы научных работ и социальных проектов, волонтерские акции (в том числе и международные) для ветеранов труда и детей-сирот, олимпиады, социальный театр, институт дополнительных творческих профес-Вестник ЧГПУ 12.2'2013 158
сий и т.п. Подобные формы неформального образования позволяют решать несколько проблем, связанных с успешной профессиональной социализацией будущих социальных работников:
• формирование реальных представлений о будущей профессии;
• освоение основ научных исследований в социальной сфере;
• формирование навыков взаимодействия с разными категориями клиентов;
• развитие творческого потенциала студентов;
• освоение инновационных социальных технологий и т.п.
В целом систему подготовки студентов к профессиональной деятельности в социальной сфере мы изложили в табл. 2.
Таблица 2.
Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности
№ п/п Проблема Действия Результат
1 Повышение качества образования - Конференции, «круглые столы» опросы, беседы с руководителями баз практик - Набор студентов Курсы: «Основы психологического консультирования семьи и психокоррекции семейных отношений», «Возрастная психология» Курсы по выбору «Социальная работа с приемными семьями», «Социальная работа с детьми-сиротами», «Психосоциальные технологии работы с семьей», «Психология трудных жизненных ситуаций», «Психология общения», «Ювенальное право» Факультативы «Делопроизводство» и т.п. - Проходной балл ЕГ на ф-т соц. образования- 61 балл
2 Расширение спектра образовательных программ - Введение новых профилей бакалавриата и магистратура по направлению «Социальная работа» -Лицензирование направления бакалавриата «Конфликтология» -Лицензирование магистратуры «Управление социальной работой» - Профили бакалавриата «Социальная работа с молодежью», «Социальная защита и об-
служивание семей и детей»
3 Мотивирование студентов на работу по специальности, помощь в профессиональной социализации -Участие в волонтерских акциях помощи ветеранам труда, детям-сиротам - Фестиваль «Это мы помо-гаемлюдям» - Социальный театр - Участие в конкурсах социальных проектов - 85 % бакалавров и 79,5 % специалистов выпуска 2013 г. работают по специальности - проведение 1 фестиваля школьных волонтерских объединений г. Челябинска -1 место в межрегиональном конкурсе социальных театров -1 место в конкурсе социальных проектов (Москва, 2011 г., III тур Всероссийской олимпиады)
4 Включение студентов в научноисследовательскую деятельность -Курсовые и квалификационные исследования -Участие в вузовских, региональных, российских студенческих конференциях по социальным проблемам - Подготовка научных статей студентов - Участие в II и III турах Всероссийских олимпиад -Лауреаты и победители всероссийских олимпиад (1и2 места на II туре Всероссийских олимпиад, 2место на III туре (Москва) - За прошлый учебный год опубликовано 44 студенческих статьи - Расширение проблематики квалификационных работ за счет заказов учреждений социальной сферы
5 Международное сотрудничество - Участие в международных волонтерских акциях - Повышение квалификации педагогов - Международные конференции - Ежегодно проводятся международные волонтерские акции (Германия, Южная Корея, Литва, Франция и т.п.) - Повышение квалификации преподавателей (Англия, Литва) -Очное участие в международных конференция (Италия), онлайн-конференция (США)
Учет мнения работодателей, корректировка учебных планов, широкое использование разнообразных форм неформального образования позволило получить достаточно высокие итоговые результаты работы факультета социального образования, выразившиеся в том, что 85% бакалавров и 79,5% специалистов выпуска 2013 г. работают по специальности. Однако следует выделить ряд проблем в Вестник ЧГПУ 12.2'2013 160
подготовке кадров для социальной сферы, требующих пристального внимания:
• обеспечение научно-методического сопровождения деятельности специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
• разработка и обоснование модели профессиональной социализации молодых сотрудников социальной сферы, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
• введение в практику работы вузов проведение квалификационных исследований по проблемам социального сиротства, исходя из запросов учреждений социальной защиты;
• обеспечение функционирования сетевого ресурса для оказания помощи специалистам социальной сферы, работающим с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
• выявление критерием и разработка диагностического инструментария для мониторинга уровня профессиональной компетентности специалистов работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Библиографический список
1. Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти
субъектов РФ и экспертов по вопросу реализации в субъектах РФ мер, направленных на профилактику социального сиротства, организацию деятельности по оказанию семьям, находящимся в социально-опасном положении, правовой, социально-педагогической, медико-психологической помощи: информационно-
аналитические материалы. - М., 2013.
2. Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона [Текст]. - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2010. - 117 с.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.qov.ru/dok/fqos/
Bibliography
1. All-Russian meeting of heads of executive authorities of subjects of the Russian Federation and experts on the implementation in the RF measures aimed at preventing child abandonment , organizing delivery of families in social risk , legal, social and educational , medical and psychological assistance : information analytical materials. - M., 2013 .
2. Development of Qualifications Framework for Higher Education in the Urals region [Text] . - Chelyabinsk publ CSU , 2010 . - 117 .
3. Federal state educational standards [electronic resource] . - Mode of access : http://mon.qov.ru/dok/fqos/