ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ38 Лапо Валентина Федоровна, д.э.н., профессор Нечаева Наталья Анатольевна
Россия, г.Красноярск, Сибирский федеральный университет
Рассмотрены тенденции развития лесного комплекса Красноярского края, проблемы реализации приоритетных инвестиционных проектов. Предложены направления совершенствования политики привлечения инвестиций в лесной комплекс.
Key words: investment, wood industry, priority project, a stimulated action,
Lapo Valentina Fedorovna, Doct. Econ.Sci, professor Nechaeva Nataliya Anatolievna
Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University
Summary: We analyses a tendency of development wood industry in Krasnoyarsk territory and a problems of fulfilment of a priority investment projects in wood. We proposed actions to perfect a policy of attracting investment in the wood industry.
Красноярский край обладает крупнейшими запасами древесины в России: около 11 млрд. куб. м, в том числе хвойных пород - более 9 млрд. куб. м. Запасы спелых и перестойных насаждений - более 8 млрд. куб. м. По размеру площадей лесного фонда Красноярский край занимает 2-е место по России после Якутии. Основные запасы спелых и перестойных дре-востоев сосредоточены в малодоступных северо-восточных и северных районах края. По данным агентства лесной отрасли Красноярского края в регионе передано в аренду около 22 млн. га, что составляет около 14% земель лесного фонда. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) в 2011 году составил 77,6 млн. куб. м., освоение расчетной лесосеки - около 18%. Низкий процент использования расчётной лесосеки указывает на большой потенциал развития отрасли.
Среди причин отставания в освоения лесосек в крае - слабое развитие дорожной лесной инфраструктура. Общая протяженность автодорог на землях лесного фонда в крае составляет 148,8 тыс. км., в том числе дорог общего пользования - около 17 тыс. км, лесовозных дорог - примерно 106 тыс. км. (из них круглогодичных - немногим более 44 тыс. км.), протяжённость дорог-зимников - около 24 тыс. км. Доступными для лесодобычи являются около 26 млн. га земель лесного фонда. Для нормальной работы нормативная потребность в дорогах составляет не менее 10 км. на 1000 га
38 Работа поддержана Российским гуманитарным научным фондом и Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности (проект 1312-24002 «Развитие лесопромышленного комплекса Красноярского края: исследование эффективности методов государственной поддержки»).
эксплуатационного лесного фонда, фактический показатель плотности дорог в крае намного ниже нормативного.
В 2011 году на территории края было зарегистрировано 657 предприятий и организаций, занимающихся обработкой древесины и производством изделий из дерева, и 479 - занимающихся целлюлозно-бумажным производством, издательской и полиграфической деятельностью. Среднегодовая численность работающих в перечисленных сферах - 15,3 тыс. чел. и 5, 1 тыс. чел. С 2008 по 2011 годы предприятия отрасли демонстрировали отрицательный сальдированный финансовый результат и отрицательную рентабельность. В 2011 году зафиксировано заметное снижение количества предприятий и организаций в сфере обработки древесины и производстве изделий из дерева, произошло сокращение занятых. В сфере целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности за период с 2005 по 2011 годы количество предприятий увеличилось более чем в два раза, утроились показатели отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг. Численность занятых в 2006 - 2010 годах выросла по сравнению с 2005 годом более чем на тысячу человек, и лишь в 2011 опять сократилась до уровня 2005 года.
Выросло производство пиломатериалов, профилированных погонажных изделий и топливных гранул. По некоторым товарным позициям (шпалы, деревянные и оконные блоки) в 2011 году произошло заметное снижение выпуска. Практически по всем видам продукции ЛПК мощности в крае существенно недогружены. Наиболее благополучное положение на предприятиях по производству древесно-волокнистых плит: показатели загрузки в 2011 году составили 95%. Существенно выросла загрузка мощностей по производству пиломатериалов: с 55,8 в 2010 до 61,2% в 2011 годах; тем не менее, показатель ещё далек от оптимальной величины. Несмотря на то, что увеличились показатели загрузки мощностей по производству целлюлозы (более чем на 10%), древесно-стружечных плит (более чем на 6%), бумаги (более чем на 3%), по всем перечисленным видам продукции показатели загрузки остаются крайне низкими. В 2011 году загрузка мощностей по производству шпал составила 18,3%, древесно-стружечных плит -32,8%, целлюлозы - 38,4%, бумаги - 42,4%, что явно недостаточно для безубыточной работы предприятий. Следует отметить, что в 2011 году началось производство фанеры, загрузка мощностей пока остаётся на уровне 12,4% от возможного уровня.
После принятия постановление правительства Российской Федерации от 30.06.07 N 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» в крае началась реализация приоритетных проектов. С 2008 года заметно увеличился объём инвестиций в отрасль (табл. 1).
Некоторые мощности уже введены в строй. Ожидается, что инвестиции в проекты позволят увеличить выпуск продукции лесного комплекса с высокой степенью переработки. Созданы или в ближайшее время будут созданы мощности по производству бумажной продукция, картон, бумаги
- на 1180 тыс. т; пиломатериалов - на 820 тыс. куб. м; плит ОББ, цемент-но-стружечных и древесно-стружечных плит - на 320 тыс. куб. м.; бруса клееного и шпонового (ЬУЬ), клееной строительной балки - на 135,72 тыс. куб. м.; погонажных изделий - на 114,72 тыс. куб. м.; фанеры, большефор-матной фанеры и гнуто-клееных изделий - на 350 тыс. куб. м.; ламинированных плит МДФ, ТИВБ - на 250, ты. куб. м.; мебели - на 5660,4 млн. руб. Кроме того, приняты к реализации проекты по производству целлюлозы и белёной термо-механической массы, столярных изделий, ДСП, в том числе, ламинированных, мебельного щита, технологической щепы, половой и паркетной доски, шпона. Налажен выпуск топливных гранул (пеллет), проведена модернизация производства мебели премиум-класса. В период 2012 - 2020 годы планируется запуск новых производств по выпуску стеновых панелей, топливных брикетов, древесного угля, крафт-целлюлозы, хвойной беленой целлюлозы, растворимой целлюлозы из березы и осины, мелованного картона, санитарно-гигиенической бумаги, инновационных продуктов биорефайнинга, мебели бизнес-класса.
Таблица 1. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности1) (в фактически действовавших ценах; млрд. рублей)
Красноярский край 2005 2008 2009 2010 2011
Инвестиции в основной капитал - всего 58,0 169,5 209,1 214,7 259,0
В обработку древесины и производство изделий из дерева 228,5 1385,1 1966,1 1582,9 3,4
В целлюлозно-бумажное производство; издательскую и полиграфическую деятельность 0,013 0,041 0,026 2,2 0,2
^Источник данных: Красноярский краевой статистический ежегодник, 2012: Стат.сб./Красноярскстат. - Красноярск, 2012. - 469 с.
Перечень приоритетных инвестиционных проектов, принятых к исполнению в лесопромышленном комплексе Красноярского края включает: ООО «Краслесинвест»; ООО «Енисейский фанерный комбинат»; ОАО «Ангара Пейпа»; ООО «Сиблес»; ООО «Минусинский лес»; ООО «КЛМ-ЭКО»; ООО «Управляющая компания «Мекран»; ЗАО «Новоенисейский ЛХК»; ООО Фирма «Мастер». Ожидаемый объем потребляемого сырья по всем проектам 13309,2 тыс. куб. м, размер расчётной лесосеки - 18948,4, тыс. куб. м. Однако, фактические инвестиции в проекты оказались намного ниже заявленных. Плановые параметры некоторых проектов в настоящее время изменены, например, для проекта ООО «Краслесинвест»; проект ОАО «Ангара Пейпа» приостановлен. Среди основных причин называют проблемы финансирования и энергообеспечения вводимых в эксплуатацию производств, проблемы отсутствия заёмного финансирования.
Реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов позволит к 2020 году увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджета края более чем на 3,5 млрд руб., создать более 4,3
тыс. рабочих мест, увеличить объем заказов смежных отраслей.
Помимо федеральной льготы для приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в Красноярском крае действует целый ряд региональных постановлений, ориентированных на стимулирование инвестиций в экономику края. С 01.01.05 действует Закон от 30.09.04 № 122278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае». Он направлен на создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов, установление особых условий и гарантий инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории края. Режим наибольшего благоприятствования для инвесторов создаётся путем предоставления льгот по налогам; государственных гарантий края; бюджетных инвестиций в уставный капитал юридических лиц; бюджетных кредитов; инвестиционных налоговых кредитов; льгот по аренде недвижимого имущества; субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов или лизинговых платежей, уплачиваемых российским лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизинга для реализации инвестиционных проектов. Важным нормативно-правовым актом является Постановление Совета администрации края от 23.03.05 № 91-п «О государственной поддержке инвестиционной деятельности». Принят Закон Красноярского края от 08.11.07 № 3-674 «О налоге на имущество организаций». В соответствие с законом для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории края с объёмом капитальных вложений более 50 млн. рублей на проект, и выполнении ряда требований, устанавливается ставка налога на имущество в размере 1,1%. Освобождаются от уплаты налога на имущество предприятия, использующие для производства продукции древесные отходы.
На территории края действуют Законы от 19.02.09 № 8-2933 «Об особенностях предоставления инвестиционного налогового кредита в Красноярском крае», от 29.01.09 № 8-2839 «О порядке предоставления государственных гарантий Красноярского края» и от 01.12.11 № 13-6633 «Об участии Красноярского края в государственно-частном партнерстве». В 2011 году утверждена Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года, сформирована Технологическая платформа «Инновационные технологии комплексного использования лесных ресурсов». Технологическая платформа - это объединение представителей бизнеса, науки, образования и государства для модернизации и научно-технического развития лесного комплекса региона, достижения лидирующих позиций в области производства продукции с высокой добавленной стоимостью и повышения вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие региона.
Многообразие форм и методов, закрепленных законодательно или в нормативно-правовых актах, не всегда даёт механизмы их реализации и
достижения планируемых результатов. Поэтому целесообразно провести оценку методов с целью определения наиболее эффективных.
Основные задачи национальной лесной политики в России сегодня - это внедрение новых технологий на предприятиях лесопромышленного комплекса, разработка новых видов продукции, разработка новых направлений использования продукции лесопереработки, стимулирование внутреннего спроса на продукцию ЛПК. Только значительный внутренний спрос может обеспечить стабильность в работе отрасли и повысить её экспортные возможности. Только рост масштабов производства в стране позволит сформировать эффективную сферу НИОКР в области лесопереработки. Только развитие глубокой переработки в стране позволит возродить лесное машиностроение и НИОКР в области лесного машиностроения. Целесообразно возродить межрегиональное согласованное планирование инвестиций в лесной сектор, чтобы не дублировать уже строящиеся или построенные объекты, не усиливать внутреннюю конкуренцию, а перенаправить её на внешний рынок. Необходимо разработать «заградительные» меры на вывоз необработанной древесины из страны. Необходимо развивать транспортную инфраструктуру. Для её развития целесообразно расширять бюджетные дотации и совместное финансирование расходов. Помимо приоритетных проектов в области освоения лесов целесообразно поддерживать проекты развития лесного машиностроения.
Учитывая сложности долгосрочного планирования в стране, при нарушениях графиков реализации проектов более чем на 1 год необходимо заменить расторжение договоров аренды лесных участков и исключение проектов из перечня приоритетных на штрафные санкции. Следует совершенствовать систему подготовки кадров для всех звеньев лесопромышленного комплекса.
Среди критериев оценки проектов для получения статуса приоритетного целесообразно усилить роль показателей спроса продукции на внутреннем и внешнем рынке. В лесном комплексе стоит направить методы государственного стимулирования на развитие высокотехнологичных производств, выпуск новых конкурентоспособных импортозамещающих видов продукции, продолжить политику государственной поддержки переработки древесных отходов.