УДК 657.6
Зоткина Елена Владимировна
преподаватель кафедры менеджмента организации Тольяттинского государственного университета тел.: (927) 788-32-63
ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВЫ УЧЕТА ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Zotkina Elena Vladimirovna
lecturer of the chair of management of organization, Togliatti State University tel.: (927) 788-32-63
PERSPECTIVES PROBLEMS OF ACCOUNTING THE TRANSACTION COSTS IN SYSTEM OF ENTERPRISE MANAGEMENT
Аннотация:
В статье рассмотрены различные подходы к формированию трансакционных издержек, проведен анализ, позволяющий выявить, что все издержки делятся на укрупненные группы ex ante и ex post (возникающие до и после заключения сделки) и на внутренние и внешние, на издержки, относящиеся к готовому продукту (Product Costs), и издержки, относящиеся к периоду времени (Period Costs), а также фиксированные (постоянные) и переменные.
Ключевые слова:
трансакционные, классификация трансакционных издержек, потери, система, управление трансакционными издержками.
The summary:
The article considers the various approaches to the formation of the transaction costs, the analysis is conducted, which allowing to reveal that all costs are divided into groups of aggregated ex ante and ex post (occurring before and after the transaction) and to internal and external, to the costs related to the finished products (Product Costs), and costs related to the period of time (Period Costs), as well as fixed (constants) and variables.
Keywords:
transaction, classification of transaction costs, losses, management system of transaction costs.
Существует достаточно большое количество способов, благодаря которым предприятие может получать прибыль и в дальнейшем превращать ее в реальные деньги. И для каждого способа наиболее существенным фактором является фактор существования издержек, т. е. тех расходов, которые должна понести организация в процессе своей деятельности, направленной на получение прибыли. Если организация не уделяет должного внимания издержкам, то это может впоследствии привести к неконтролируемому процессу повышения расходов предприятия, вследствие чего величина прибыли закономерно уменьшается и зачастую становится отрицательной, т. е. деятельность начинает приносить убытки.
На практике на данный момент несущественное количество внимания уделяется руководителями предприятий и их сотрудниками на осуществляемые внутренние и внешние процессы, в результате которых возникают издержки.
На наш взгляд, основной причиной может являться их недостаточно детальное изучение и описание, где и когда они могут возникать, в результате каких процессов и на каком из этапов жизненного цикла продукции. Зачастую им просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек, их взаимозависимости и зависимости от ключевых факторов предпринимательской деятельности. В то же время руководители организаций, начинают осознавать, что издержки необходимо выявлять и уметь ими управлять, т. е. уметь находить пути для их снижения. На начальной стадии принципиальным действием со стороны руководства организации является принятие решения о том, что следует потратить время, энергию, а также деньги для того, чтобы детально проанализировать основные осуществляемые процессы внутри и вне организации, в которых она принимает непосредственное участие и в результате чего организация понесла некоторые расходы, включающие в себя
издержки. Также научиться их находить на начальных этапах каждого процесса и подпроцесса, а в дальнейшем приобрести навыки в управлении ими.
Трансакционные издержки являются по своей природе социальными потерями, как их трактует теория общего равновесия, они препятствуют позитивным процессам и ускоряют негативные [1, с. 9].
В экономической литературе категория трансакции (это понятие впервые было введено в научный оборот Дж. Коммонсом) понимается предельно широко и используется для обозначения как обмена товарами, так и различными видами деятельности или юридическими обязательствами.
В настоящее время в научных кругах нет единого мнения по поводу понятия трансакционных издержек. И это является предметом жесткой критики, например, М. Олсон пишет, что многие экономисты «смешивают в одну кучу все недостатки рынка под общим названием трансакционные издержки» [2, с. 89].
В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» [3, с. 108] и возникают из-за ценности информации и ее асимметричности распределения между сторонами обмена.
К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки по поддержанию экономических систем на ходу. Чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот. К. Эрроу рассматривает также трансакционные издержки как «эквивалент трения в механических системах». Как трение в физике затрудняет движение и ведет к потере энергии, так и трансакционные издержки препятствуют опертивному заключению сделок между экономическими агентами [4, с. 139].
У. Николсон разделяет трансакционные издержки на эксплицитные (плата за услуги посредников) и имплицитные (издержки поиска и сбора информации).
О. Уильямсон разделяет трансакционные издержки ex ante и ex post - возникающие до и после заключения сделки [5, с. 55] и выделяет три основные причины возникновения трансакционных издержек:
- неадекватность представлений и недостаточная осведомленность участников. Эту причину экономисты называют «ограниченная рациональность». Люди стремятся рационально принимать решения или, по крайней мере, рационально объяснять свои поступки;
- оппортунистическое поведение участников трансакции. Наиболее сильное влияние здесь оказывают нечеткое законодательство и низкий общий уровень доверия в обществе;
- отсутствие взаимозаменяемости товара или участника. Эту причину экономисты называют «специфичность активов». Все друг о друге знают все, но выбирать не из кого. Ситуация, когда рынок сужается [6, с. 229].
С. Малахов, ссылаясь на модель Уильямсона (основанную на вопросе «покупать или производить»), говорит, что трансакционные издержки - это разница между ценой предложения и возможно более низкой ценой, уплачиваемая покупателем в качестве альтернативы более высоким издержкам поиска, ожидания или производства [7, с. 92].
Часто за трансакционные издержки принимаются затраты и потери времени и других ценных ресурсов фирмы на разнообразные контакты фирмы со своим окружением, а также на внутренние коммуникации.
В теориях некоторых экономистов трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норг), но и в альтернативных способах экономической организации, и в частности в плановой экономике (Чанг, Алчиан, Демсец). Так, со-
гласно Чангу, максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что в конечном счете определяет ее неэффективность [8, с. 11].
Таким образом, существует большое количество трактовок рассматриваемого понятия. Проанализировав их, можно сделать вывод о том, что некоторые отечественные и зарубежные авторы пытаются дать достаточно обобщенное определение, большинство же авторов вкладывают свое непосредственное авторское восприятие в понятие трансакционных издержек, дают конкретизирующие определения в зависимости от области их исследования, акцентируя внимание лишь на отдельных составляющих компонентах.
Анализ издержек поможет разобраться в характере возникновения и поведения их на практике и в дальнейшем даст возможность создать систему управления издержками.
Следовательно, проанализировать издержки лучше, начав с описания их классификаций, которые помогут получить комплексное представление о свойствах и основных характеристиках издержек. Следует подчеркнуть, что издержки как исключительно сложное явление не могут быть представлены с помощью некоторой одной классификации. На практике существуют и ниже будут нами описаны различные подходы к классификации издержек, с точки зрения различных критериев их оценки и понимания.
Совокупность представленных классификаций позволит дать полное представление о возникновении издержек и их основных характеристиках. В самом общем случае любая организация может быть отнесена к производственной, торговой или организациям сферы обслуживания. Следует еще раз отметить, что описание классификации издержек не является самоцелью, а создает необходимые условия для последующего анализа издержек [9].
Основным признаком разделения издержек для общей классификации является место появления издержек и отношение издержек к различным сферам деятельности предприятия. На основе существующих классификаций на рисунке схематично показаны основные укрупненные группы трансакционных издержек:
Рисунок - Основные укрупненные группы трансакционных издержек
Данная схематическая классификация используется для упорядочивания издержек в рамках отчета о прибыли предприятия и для последующего сравнительного анализа отдельных видов затрат предприятия.
К рассмотренной выше классификации непосредственно примыкает классификация издержек по отношению к готовому продукту. Все издержки предприятия подразделяются на две группы:
- издержки, относящиеся к готовому продукту (Product Costs);
- издержки, относящиеся к периоду времени (Period Costs).
Признаком разделения издержек согласно данной классификации является способ, с помощью которого издержки относятся на себестоимость проданных товаров. Издержки первой группы включаются в себестоимость проданных товаров только тогда, когда готовая продукция, в состав которой вошли эти издержки, продана. До момента продажи эти издержки в составе товарно-материальных запасов предприятия представляют собой его активы, т. е. они материализованы в составе незавершенного производства или готовой продукции и хранятся на складе. Издержки второй группы включаются в отчет о прибыли, т. е. учитываются при расчете прибыли предприятия в течение того периода, когда они были фактически понесены. Характерным примером второй группы являются издержки, связанные с общим управлением предприятия [10].
Также издержки можно классифицировать по характеру поведения. Согласно этой классификации, основным признаком является зависимость изменения издержек в связи с изменением какого-либо базового показателя. В качестве последнего обычно используется объем проданных товаров. В соответствии с эти признаком издержки подразделяют на два вида: фиксированные (постоянные) и переменные. Переменные издержки - это такие издержки, которые меняются (в целом) прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства и продаж (в предположении, что издержки на единицу продукции остаются почти постоянными, стабильными). Постоянные издержки - это такие издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства и продаж за какой-то определенный период времени (например, год). К переменным издержкам относятся затраты на сырье и материалы, энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства), комиссионные с продаж (если они определяются объемом продаж), зарплата рабочим (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производства). Примерами фиксированных издержек являются затраты на амортизацию зданий и оборудования, амортизацию предоперационных расходов, аренду и лизинг (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства), проценты по кредитам, заработная плата служащих, управляющих, контролеров (которые, по предположению, не изменяются при изменении уровня производства), общие административные расходы [11].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующие классификации трансакционных издержек по принципу деления на внутренние и внешние, до и после заключения сделки, на издержки, относящиеся к готовому продукту (Product Costs) и издержки, относящиеся к периоду времени (Period Costs), а также фиксированные (постоянные) и переменные недостаточно обоснованы и могут быть подвержены кардинальным изменениям, что подтверждает недостаточную изученность и проработанность проблемы, а также актуальность данного направления исследований.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Мартынов С.В. Трансформация структуры трансакционных издержек смешанной экономики : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Саратов, 2010. С. 9-11.
2. Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия (двухфакторная модель трансакционных издержек) // Вопросы экономики. 1996. № 10. С. 89-102.
3. Горшков В., Маркова В. Стратегия диверсификации завода // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5. С. 108-111.
1. Martynov S.V. Transformatsiya struktury transaktsionnyh izderzhek smeshannoy ekonomiki : avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. Saratov, 2010. P. 9-11.
2. Malahov S. Nekotorye aspekty teorii nesovershen-nogo konkurentnogo ravnovesiya (dvuhfaktornaya model' transaktsionnyh izderzhek) // Voprosy ekonomiki. 1996. No. 10. P. 89-102.
3. Gorshkov V., Markova V. Strategiya diversifikatsii zavoda // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2001. No. 5. P. 108-111.
4. Олейник А. Институциональная экономика : учеб.-метод. пособие. (Тема 5. Теорема Коуза и трансакционные издержки) // Вопросы экономики. 1999. № 5. С. 139-158.
5. Ульямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и «отношенческая» контрактация. СПб., 1996. С. 55-56.
6. Мартынов С. Сущность категории трансакционных издержек // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 4 (28). С. 229-232.
7. Малахов С. Указ. соч.
8. Мартынов С.В. Указ. соч.
9. Савчук В. Управление издержками предприятия и анализ безубыточности // Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.cfin.ru/management/costing/index.sht т1 (дата обращения: 24.09.2011).
10. Там же.
11. Там же.
4. Oleynik A. Institutsional'naya ekonomika : ucheb.-metod. posobie. (Theme 5. Teorema Kouza i transaktsionnye izderzhki) // Voprosy ekonomiki. 1999. No. 5. P. 139-158.
5. Ul'yamson O.I. Ekonomicheskie instituty kapital-izma. Firmy, rynki i “otnoshencheskaya” kon-traktatsiya. SPb., 1996. P. 55-56.
6. Martynov S. Sushchnost' kategorii transaktsionnyh izderzhek // Vestnik Saratovskogo gosudarstven-nogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 2009. No. 4 (28). P. 229-232.
7. Malahov S. Op. cit.
8. Martynov S.VOp. cit.
9. Savchuk V. Upravlenie izderzhkami predpriyatiya i analiz bezubytochnosti // Korporativniy menedzhment [Electronic resource]. URL: http://www.cfin.ru/management/costing/index.sht ml (date of access: 24.09.2011).
10. Ibid.
11. Ibid.