руб./год; Х5 - объем реализованного молока, Ц.
Результативным признаком Y выступает показатель себестоимости одного центнера молока, производимого в сельскохозяйственных предприятиях Курганской области.
При изучении влияния различных факторов на изменение себестоимости одного центнера молока нами была получена следующая регрессионная модель:
Y = - 0,2 3 9 4X 1 - 0, 1 623X2-
0,2081X3+23,7856X4+0,0073X5+652,323
(1)
Данная модель была составлена на основе данных годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий Курганской области. Значения коэффи-
циентов корреляции и детерминации составили 0, 9716 и 0,944 соответственно, что позволяет судить о высокой точности данной модели и значимости факторов. Таким образом, повышение концентрации поголовья, увеличение продуктивности животных, а также снижение стоимости кормов - основные составляющие возможного повышения конкурентоспособности молочного скотоводства Зауралья.
Повышение концентрации нам представляется нецелесообразным, так как затраты на строительство новых скотомест, закупку оборудования, а также самого скота, как показывает практика, не окупаются даже через 810 лет при рентабельности производ-
ства около 40 % [2]. В связи с этим основной упор должен быть сделан на повышение продуктивности коров, а также на оптимизацию кормовых рационов.
Повышение конкурентоспособности производителей молока поможет решить многие социально-экономические проблемы:
- улучшить условия жизни в сельской местности;
- увеличить объемы производимого молока;
- обеспечить продовольственную безопасность страны;
- уменьшить зависимость от импорта продукции;
- снизить темпы инфляции.
Литература
1. Гусаров В. М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002. 463 с.
2. Гатаулина Е. А. Окупятся ли кредиты для строительства мега-ферм в России? // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №5. С. 26-29.
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. М. ПИЩУЛОВ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории,
Уральский ГЛТУ
Т. А. МАЛЮК, аспирант,
Уральский ФЮИ
г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 37 Телефон: (343) 262-96-39 е-і^М: [email protected] г. Екатеринбург, ул. Родонитовая, 6-64 Телефон: 8-905-803-8003 е-таіі: [email protected]
Ключевые слова: профессионально-деловой туризм, проблемы наблюдение, методика анализа статистических показателей, туризм, выставочно-ярмарочная деятельность.
Профессионально-деловой туризм является для России одним из приоритетных, согласно Концепции федеральной целевой программы «Развитие внут-реннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2016 годы)».
Общее экономическое развитие, строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, интенсивный приход на российский рынок иностранных компаний будут определять дальнейший рост делового туризма в большинстве городов-мегаполисов. [1]
Для объективной характеристики состояния профессионально-делового туризма в Российской Федерации целесообразно использовать систему статистических показателей, учитывающих его составляющие и взаимосвязь с другими сферами экономики.
В настоящее время в России на официальном уровне отсутствует комплексная специализированная методи-
ка оценки развития профессиональноделового туризма как на уровне государства в целом, так и на уровне регионов и административно-территориальных единиц.
Для оценки состояния, проблем и перспектив развития профессионально-делового туризма в России необходимо учитывать его составляющие и взаимосвязь с другими сферами экономики.
Анализ состояния профессионально-делового туризма в Российской Федерации логично осуществлять исходя из его составляющих: деловые поездки (ко-мандировки); конгрессные мероприятия; выставочно-ярмарочные мероприятия; инсентив-туризм.
Перспективы развития этого вида туризма можно оценить посредством исследования инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности территории в целом и ее отдельных хозяйственных комплексов.
анализа, статистическое инсентив-туризм, конгресс-
Реализация потенциала профессионально-делового туризма в полной степени возможна лишь при наличии соответствующей туристской и деловой инфраструктуры, и, следовательно, их изучение позволит адекватно прогнозировать динамику профессионально-делового туризма относительно конкретной дестинации.
Однако существующая система официальных статистических показателей не позволяет провести всестороннее исследование по каждому из предложенных разделов.
Таким образом, комплексная методика оценки развития профессионально-делового туризма в Российской Федерации должна учитывать наличие четырех основных составляющих профессионально-делового туризма, а также определять организации, занимающиеся сбором и обработкой статистической информации по каждому из разделов, и валидные источники
100 Аграрный вестник Урала № 11-1 (77), 2010 г.
Экономика
Методика анализа статистической информации, характеризующей профессионально-деловой туризм
-CL XL -CL
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
У------І
г і
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
-IZZZZL
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Рисунок 1
Методика анализа статистической информации, характеризующей профессионально-деловой туризм
Таблица 1
Подготовительный этап исследования развития профессионально-делового туризма в Российской Федерации
"Составляющие Направления^ Профессионально-деловой туризм
Деловые поездки ^ (командировки) Конгрессные мероприятия Выставочные мероприятия Инсентив-туризм
Состояние частичная информация в официал ьных статистических сборниках - статистические обзо р ы пр о ф и ль -ных организаций; - данные специальных интернет-порталов статистические обзоры профильных организаций экспертные оценки
Инфраструкту ра информация в официальных статистических сборниках - частичная информация в официальных статистических сборниках; - статистические обзоры профильных организаций статистические обзоры профильных организаций частичная информация в официальных статистических сборниках
Перспективы развития - экспертные оценки; - данные официальных статистических сборников экспертные оценки экспертн ые оценки экспертные оценки
данных, содержащие соответствующие результаты наблюдений.
Учитывая вышесказанное, методику можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).
Весь процесс исследования следует разделить на четыре основных этапа.
Первый этап - подготовительный
- включает в себя определение предмета исследования; классификацию объектов исследования; оценку наличия официальных статистических данных и потребности в недостающих статистических данных.
Второй этап - сравнительный -позволяет посредством выявления структурных взаимосвязей между исследуемыми объектами определить валидные источники статистической информации.
Третий этап - избирательный - подразумевает отбор и систематизацию статистических показателей для последующего анализа исходя из выявленной потребности в информации.
Четвертый этап - аналитический -включает непосредственно проведение аналитической работы и формулирование соответствующих выводов о состоянии объектов исследования.
Отразим подготовительный этап исследования развития профессионально-делового туризма в России (таблица 1).Предметом исследования является развитие профессиональноделового туризма в Российской Федерации.
Классификация объектов исследования включает в себя, с одной стороны, перечень составляющих профессионально-делового туризма, а с дру-
гой - выявленные направления анализа (состояние, инфраструктура и перспективы развития профессиональноделового туризма).
Исходя из представленной в таблице 1 информации можно сделать выводы относительно наличия статистических данных и потребности в них.
Что касается исследования первого направления - состояния профессионально-делового туризма в Российской Федерации, то можно сделать вывод о недостаточности и фрагментарности ведения статистического учета по всем его составляющим.
Так, не охвачены статистическим наблюдением показатели объемов реализации услуг по организации инсен-
тивтуров. Это обусловлено относительно низкой распространенностью явления в российской экономике и сложностью ведения статистического учета.
Количество как индивидуальных, так и коллективных поездок с деловыми и профессиональными целями не находит отражения в публикующихся
professional-business tourism, analysis problems, statistical monitoring, methods of the analysis of statistics, incentive tourism, congress tourism, exhibition and trade fair activity.
статистических данных. Посредством показателей въезда и выезда иностранных и российских граждан по целям поездок можно оценить лишь объемы въездного и выездного профессионально-делового туризма, что не позволяет учесть такой значительный сегмент, как внутренние поездки с профессиональными и деловыми целями.
В России отсутствует официальная статистика конгрессных мероприятий. Согласно различным источникам, таких мероприятий в среднем заявляется от полутора до трех с половиной тысяч ежегодно. Информация о фактах проведения и результатах мероприятий не систематизируется. В международной практике такие задачи является функциональными
обязанностями Конгрессных бюро. В настоящее время в России подобного рода структур пока нет. [2]
Одним из источников получения статистической информации относительно конгрессных мероприятий является Международная ассоциация конгрессов и конференций (1ССА), включающая более 938 членов из 85 стран-участниц. [3]
1ССА осуществляет постоянный мониторинг международных конгресс-ных мероприятий и публикует ежегодные статистические отчеты, а также обзоры динамики рынка конгрессных мероприятий за десятилетний период.
В своей статистике Ассоциация учитывает только мероприятия международных ассоциаций, проходящие на регулярной основе в различных странах мира (не учитываются разовые мероприятия, а также мероприятия, инициаторами которых являются
корпорации). [4]
По данным ICCA, в мире насчитывается около 5 тыс. профессиональных международных ассоциаций, объединяющих национальные ассоциации и индивидуальных членов. ICCA собирает статистику о международных мероприятиях, соответствующих определенным критериям: в мероприятии должны принимать участие не менее 50 делегатов, оно должно быть представлено как минимум тремя странами, проводиться на регулярной основе, ротироваться как минимум между тремя странами и планироваться заранее, от двух до десяти лет. На основе анализа информации, предоставленной международными профессиональными ассоциациями в течение года, ICCA выпускает ежегодный статистический отчет, в котором обобщаются результаты сравнительного исследования. [5]
Что касается статистической информации о реализации выставочноярмарочной деятельности в Российской Федерации, то ее источниками выступают ежегодные статистические обзоры выставочно-ярмарочной деятельности членов Российского Союза выставок и ярмарок; ежегодные сборники Euro Fair Statistics (Европейская выставочная статистика) на английском языке, составляемые Обществом добровольного контроля статистики ярмарок и выставок Германии (FKM) и включающие в себя информацию о европейских выставках и ярмарках, статистика которых подтверждена данными независимого выставочного аудита.
Таким образом, в полной мере оце-
нить количественные характеристики выставочно-ярмарочных мероприятий (ВЯМ), проходящих в России, в условиях отсутствия данных официального статистического наблюдения в этой области не представляется возможным, так как, по различным оценкам, выставки, проводимые членами Российского Союза выставок и ярмарок, охватывают 50-60% от общего количества выставочных мероприятий, проводимых в стране, а выставки, статистика которых подтверждена данными независимого выставочного аудита, составляют около 5% от этого числа.
Проведенное исследование позволило реализовать сравнительный этап сбора и анализа статистической информации по оценке состояния профессионально-делового туризма в Российской Федерации
Результаты проведения избирательного этапа отражены на рисунке 2.
Как видно из рисунка, информацию о развитии инсентив-туризма в России можно получить лишь посредством использования экспертных оценок. Однако в исследуемых источниках автору не удалось найти подобных оценок. Таким образом, в настоящее время анализ предложенных показателей по этому разделу представляется затруднительным.
В целом объем рынка профессионально-делового туризма в Российской Федерации характеризуется цифрами порядка 500-800 млн долл. и ростом примерно на 20-25% в год [6], однако ведение точного статистического учета осложняется межотрасле-
Система сбора и анализа показателей, характеризующих состояние профессионально-делового туризма в РФ
Ч
Н
И
К
И
И
Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации
Российский Союз выставок и ярмарок
Общество добровольного контроля статистики ярмарок и выставок Г ермании
Всемирная Ассоциация выставочной индустрии
Международная ассоциация конгрессов и конференций
ОРГАНЫ
СТАТИСТИЧЕСКОГО
НАБЛЮДЕНИЯ
| Российский статистический ежегодник I Ежегодные статистические обзоры Еыставочно-ярмарочной деятельности членов РСВЯ Ежегодные статистические отчеты ICCA
h Данные специальных интернет-порталов
Euro Fair Statistics
Экспертные оценки
ОСНОВНЫЕ
СТАТИСТИЧЕСК
ПОКАЗАТЕЛ
1. Показатели динамики потоков туристов, путешествующих с профессионально-деловыми целями
1.1. въезд в Россию иностранных граждан и выезд за границу российских граждан по целям поездок
1.2. число пр ибы тий ин остр анны х
граждан в Россию по целям поездок____________
1.3. число Еыездов российских граждан
за границу по целям поездок__________________
2.1. ч исло
мероприятий
2.2. ч исло выставочно-ярмарочных
мероприя тий с неза висим ым
выставочным аудитом
2. Показатели развития вьставочно-ярм арочн ой д еятельност и
выставочно-я рм аро чных
2.3. оборот выставочно-ярмарочных мероприятий
2.4. число зкспонентов
2.5. число посетителей выставочно-ярмарочных мероприятий_________________________________
2.6. число выставочных операторов
2.7. территориальная структура выставочноярмарочных мероприятий____________________
3.1. число конгрессных мероприятий
3.2. структура конгрессных мероприятий по видам
3. Показатели раззития конгрессной деятельности
3.3. территориальная
конгрессных мероприятий
3.4. численность участников конгрессных мероприятий
3.5. ч^сло российских
представленных в ICCA
3.6. объем рынка конгрессных мероприятий
| 4. Показатели развития
I инсент ив-туризма
4.1. объем рынка инсентив-туризма
4.2. общее число инсентив-туристов
4.3. средняя численность участников инсентив-тура
4.4. средняя продолжител ьность инсентив-тура
| 4.5. средняя стоимость поездки на | одного участника инсентив-тура
И
С
ТО
Н Ф
О
Р
М
А
Ц
ИИ
И
Е
И
Рисунок 2
Система сбора и анализа показателей, характеризующих состояние профессионально-делового туризма в РФ1
1Составлено автором.
102
Аграрный вестник Урала
№ 11-1 (77), 2010 г.
вым характером данной сферы экономики и значительным мультипликативным эффектом от ее функционирования. Так, по другим имеющимся данным в 2007 г. объем российского рынка делового туризма составил 3 млрд долл., или 5% от общего объема рынка. Две тре-ти пришлось на командировки, остальное - на услуги для корпоративных пользователей. По прогнозам к 2013 г. деловой туризм составит уже 11% от общего объема рынка туризма. Пропорция сохранится: деловые поездки - 9 млрд долл., остальные состав-
ляющие - 3 млрд долл. Однако к мировому уровню - 17% в общем объеме туррынка - доля российского делового туризма приблизится не ранее 2020 г. [7]
Реализуем аналитический этап методики сбора и анализа статистической информации, характеризующей состояние профессионально-делового туризма в Российской Федерации.Та-ким образом, в условиях недостаточности официальной статистической информации, характеризующей состояние профессионально-делового ту-
Литература
ризма в Российской Федерации, важную роль в оценке показателей профессионально-делового туризма играют оптимизация и алгоритмизация процесса анализа статистических и аналитических материалов, позволяющих объективно описывать основные характерные черты составляющих данной сферы деятельности, и осуществление адекватных международных сравнений. Предложенная методика может стать основой для реализации данного процесса.
1. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2016 годы)»: Распоряжение Прави-тельства РФ от 19.07.2010 № 1230-р.
2. Говоров Л.В. Основные направления развития конгрессной деятельности в городе Москве // Материалы Первой московской конференции «Конгрессная дея-тельность. Основные задачи и направления развития». 11.03.2010 г.
3. Официальный сайт Международной ассоциации конгрессов и конференций www.iccaworld.com
4. Ходько С.Т. Зачем России национальное конгресс-бюро? // Электронная вер-сия журнала «Экспо Ведомости». 2006. № 5.
5. Третьяк Я. В Росии конгрессная статистика не ведется // Официальный сайт информационного агентства «Турин-фо» www.tourinfo.ru
6. Эбохон А. Специальный репортаж о российском рынке MICE-услуг // Элек-тронная версия журнала The Russia corporate world. 2009. Июль. № 6.
7. Богданова С. Туризм на пути в лучший мир // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. № 5. С. 17.
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
В. П. ЧЕРДАНЦЕВ, РЕГИОНАЛЬНОГО АПК
кандидат экономических наук, профессор, Пермская ГСХА П. Е. КОБЕЛЕВ (фото), аспирант, Пермская ГСХА.
г. Пермь, ул. Коммунистическая, 23 Тел/факс:+7 (342) 2-125-394 e-mail: [email protected]
Ключевые слова: информатизация сельского хозяйства, единое информационное пространство, информационный ресурс, стандарты.
Повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора экономики, неразрывно связано с созданием единого информационного пространства, охватывающего все уровни управления АПК и все группы субъектов сельского хозяйства. Это позволит сельскохозяйственными товаропроизводителями получать своевременную, качественную и достоверную информацию по интересующим их вопросам, предоставленную в определенном стандартизированном виде.
Под единым информационным пространством (ЕИП) следует понимать
- совокупность методов и средств взаимодействия в системе, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. [2]
Иными словами единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
- средства информационного взаи-
модействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и
организационно-нормативные доку-м ен ты ;
- стандарты и нормы, регламентирующие порядок создания, обработки, обмена информационными ресурсами. [3]
Как свидетельствует опыт передовых зарубежных стран, информатиза-
ция аграрной сферы является действенным фактором интенсивного развития и повышения эффективности сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей. Прямым следствием недостаточного учета этого важнейшего фактора является отставание в проведении реформ аграрном секторе.
В настоящее время в АПК ведется большая работа по созданию баз данных и программных продуктов, предназначенных для товаропроизводителей, органов управления, партнеров сельхозпредприятий по агробизнесу и других организаций. Но, к сожалению, информационный ресурс часто не становится достоянием всех категорий пользователей, ради которых он создается. Существующая система информатизации нуждается в значительном усовершенствовании, проведении организационных мероприятий и экспертизы достоверности информации, а также целесообразности внедрения той или иной разработки. В связи с