УДК 347
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ НА КРУПНОСТЬ СДЕЛОК ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
THE PROBLEMS OF TRANSACTIONS ASSESSMENT OF THE SIZE OF A TRADING COMPANIES, APPLYING THE SIMPLIFIED SYSTEM OF TAXATION
О.С. ФИЛИППОВА (O.S. FILIPPOVA)
Освещается проблема определения крупной сделки в организации, освобожденной от ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Ключевые слова: крупная сделка, активы общества, имущество общества, бухгалтерский баланс, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.
The article is devoted to the problem of determination of a major transaction in a company, free from an accounting and a copulation of accounting book.
Key words: major transaction, asset of company, property of company, balance sheet, company, applying the simplified system of taxation.
В соответствии с действующим законодательством о хозяйственных обществах, крупная сделка, совершенная с нарушением требований, предусмотренных для ее заключения и одобрения, может быть признана недействительной по иску общества или акционера (участника). Крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов (имущества) общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату [1].
Как следует из законов, критерии крупности сделки соотносятся с балансовой стоимостью активов (имущества) общества. Однако законодатель не раскрывает понятий «активы □ и «имущество □ общества, в то время как уяснение содержания последних необходимо, поскольку влияет на определение размера сделки и необходимость одобрения уполномоченным органом.
Что следует понимать под «балансовой стоимостью активов» общества? Согласно информационному письму Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 октября 2001 г. № ИК-07/7003 «О балансовой
стоимости активов хозяйственного общества» под балансовой стоимостью активов общества в целях признания сделки в качестве крупной следует понимать валюту баланса общества, т. е. сумму оборотных и внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса общества. Таким образом, наличие у общества, планирующего заключить потенциально крупную сделку, бухгалтерского баланса является необходимым как для самого общества, так и для организации-контрагента в целях оценки сделки на крупность.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете □ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (далее □ У СН), освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением ведения учета основных средств и нематериальных активов. Указанное означает, что получение бухгалтерского баланса от орга-
© Филиппова О.С., 2010
низации, применяющей УСН, будет весьма затруднительным.
Как верно было отмечено О. Ломидзе и
Э. Ломидзе, при введении УСН Министерство финансов РФ стремилось к упрощению бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, но при этом не было учтено, что данные о балансовой стоимости активов общества могут иметь значение не только для налоговых правоотношений, но и для гражданско-правовых [2].
Напомним, согласно п. 2.1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее □ НК РФ), организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн рублей. В связи с таким ограничительным порогом по доходам УСН получила широкое распространение в организациях малого и среднего бизнеса. Эти организации, как и другие участники хозяйственного оборота, приобретают и отчуждают имущество, привлекают заемные и кредитные средства для развития своей деятельности, выступают поручителями и залогодателями, а значит, в ряде случаев заключают крупные сделки. Но как определить, что сделка является крупной, определить стоимость активов, если организация освобождена от ведения бухгалтерского учета и, соответственно, составления отчетности?
Так, ФАС Западно-Сибирского округа отказался признать сделку недействительной, указав, что, поскольку не представлены данные бухгалтерской отчетности за требуемый период, сделать вывод о том, что совершенная сделка является крупной, не представляется возможным [3]. Аналогично и ФАС Северо-Западного округа посчитал недоказанным утверждение о том, что оспариваемая сделка являлась крупной и при ее заключении требовалось решение общего собрания. Суд указал: надлежащих документов в подтверждение того факта, что балансовая стоимость не завершенного строительством здания ангара превышает 25 % балансовой стоимости активов организации, представлено не было [4]. Примером компромисса можно назвать решение ФАС Уральского округа. Суд посчитал, что поскольку органи-
зация на упрощенной системе частично освобождена от бухучета, то для выяснения, относится ли сделка к крупной, достаточно справки о балансовой стоимости активов [5]. Что касается ведения отчетности, то ФАС Дальневосточного округа признал, что требование составлять бухгалтерскую отчетность по форме и в объеме согласно ст. 13 Закона № 129-ФЗ, от чего предприятие освобождено тем же Федеральным законом и гл. 26.2 НК РФ, неправомерно [6]. ФАС Западно-Сибирского округа в своем решении указал: то обстоятельство, что организация применяет УСН и освобождена от обязанности ведения бухгалтерского баланса, послужило для суда первой инстанции основанием считать доказанным факт совершения обществом крупной сделки, которая единогласного одобрения со стороны участников общества не получила [7]. Из приведенных решений видно, что судебная практика по рассматриваемому вопросу складывается по-разному, а в некоторых случаях совсем не в пользу акционеров или участников общества, чьи интересы призван защищать институт крупных сделок.
По оценкам специалистов, обязанность юридического лица составлять бухгалтерскую отчетность (независимо от его размера и применяемого к нему режима налогообложения) напрямую вытекает из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее □ ГК РФ), Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др. В ГК РФ и федеральных законах об организациях различных организационно-правовых форм содержатся нормы об обязательном утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления. При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и законодательства об организациях различных организационно-правовых форм необходимо применять положения ГК РФ и принятого в соответствии с ним Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» Соответственно, общества с ограниченной ответственностью, применяющие УСН, согласно ГК РФ и указанным федеральным законам, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке, установленном
Федеральным законом CD бухгалтерском учете □ (независимо от наличия в нем нормы об освобождении этих организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [8]. Указанное в отношении обществ с ограниченной ответственностью в равной степени распространяется и на акционерные общества.
С такой позицией следует согласиться. В абзаце 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ указано, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.
По поводу ведения бухгалтерского учета в акционерных обществах, применяющих УСН, высказал свою позицию Конституционный суд Российской Федерации: ГОсвобо-ждение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает... необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме...» [9].
Из письма Минфина от 22.07.2004 г. № 03-03-05/1/85 можно сделать вывод о необходимости составления бухгалтерской отчетности организациями, применяющими УСН. Подразумевается, что организация, которая не вела бухгалтерский учет, но приняла решение о совершении крупной сделки, обязана восстановить бухгалтерский учет (такие рекомендации приведены в письме УФНС России по г. Москве от 11.11.2004 г. № 21-09/72969).
В июле 2006 г. Президиум ВАС РФ подготовил проект постановления CD применении п. 3 ст. 4 Федерального закона "D бухгалтерском учете Щ с которым предполагалось ознакомить Пленум. В проекте постановления говорилось: Закон № 129-ФЗ освобождает организации на упрощенной системе от бухучета для исчисления налогов и от сдачи бухгалтерской отчетности в налоговые органы, что не исключает таких обязанностей для реализации иных установленных законодательством целей. Текст проекта был размещен на сайте ВАС РФ [10]. Председатель ВАС РФ А.А. Иванов по вопросу вышеуказанного проекта сказал: «Повсеместное внедрение бухучета на малых предприятиях
□ абсурд»] □ и предложил поискать более приемлемый вариант сбора данных об их имущественном и финансовом состоянии. «Если бы проект был одобрен, это в немалой степени осложнило бы и без того нелегкую жизнь малому бизнесу, а смысл упрощенной системы налогообложения был бы попросту сведен на нет» [11].
Несмотря на существующие позиции по ведению бухгалтерского учета в организациях, применяющих УСН, большинство таких организации все же пользуются своим правом не вести бухгалтерский учет. Остается нерешенным вопрос: как определить крупную сделку в таких организациях? Выше приводился пример о том, что бухгалтерский баланс может заменить справка организации о стоимости активов. С таким подходом нельзя согласиться. Ведь в Федеральных законах «Об акционерных обществах □ и «Об обществах с ограниченной ответственностью» указано, что активы (имущество) общества определяются по данным его бухгалтерской отчетности, чем является бухгалтерский баланс, но не справка общества о величине активов. Кроме того, бухгалтерский баланс с отметкой налогового органа представляет собой документ бухгалтерской отчетности, в котором представлено то, как формировались активы организации. Справка же организации, составленная в произвольной форме, может не отражать всей необходимой и достоверной информации для оценки сделки на крупность.
В юридической литературе встречается мнение о том, что единственным способом получения сведений об активах организации для ее участника, оспаривающего совершенную такой организацией сделку по причинам ее крупности, □ получение сведений об учете ее основных средств и нематериальных активов, освобождения от ведения которого УСН не предусматривает [12]. Однако в этом же источнике указывается, что и в случае предоставления объективной информации о стоимости учитываемых основных средств и нематериальных активов она всё равно не будет как балансовой стоимостью всех активов организации, так и, соответственно, законным объектом для сравнения со стоимостью отчуждаемого (приобретаемого) имущества.
В связи с тем, что определить крупность сделки в организации, применяющей УСН, не представляется возможным, целесообразно одобрять в качестве крупной любую сделку такой организации, не учитывая сделок-исключений. Необходимо внести изменения в Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» дополнив статьи о крупных сделках нормами следующего содержания: «Сделки хозяйственного общества, которое не ведет бухгалтерский учет и не составляет бухгалтерскую отчетность, требуют одобрения в соответствии с правилами, установленными для крупных сделок □ Данная норма не распространяется на сделки-исключения, т. е. сделки, совершенные в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделки, связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделки, связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.
1. П. 6 ст. 79 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ ИОб акционерных обществах, п. 5 ст. 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ ИОб обществах с ограниченной ответственностью С]
2. Ломидзе О., Ломидзе Э. Крупные сделки хозяйственных обществ: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. □ 2003. □ № 1. □ С. 69.
3. Постановление от 18.12.2003 № Ф04/6482-1902/А46-2003. □ Доступ из СПС Гарант.
4. Постановление от 16.06.2006 № А26-
2584/2005-11. □ Доступ из СПС Гарант.
5. Постановление от 17.05.2005 № Ф09-1313/05-С5). □ Доступ из СПС Гарант.
6. Постановление от 19.04.2006 № Ф03-А04/06-2/589. □ Доступ из СПС Гарант. В соответствии с п. 1 ст. 13 указанного закона все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
7. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2009 г. № Ф04-4373/2009(10938-А45-8)
8. Панов М. Ведение бухгалтерского учета при
УСН // Бухгалтерские вести. □ иКЬ:
http://www.kadis.ru/daily/dayprof.phtml?id=66640
9. Определение КС РФ от 13.06.2006 № 319-О // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. □2006. □ № 24.
10. иКЬ: http://www.arbitr.ru/presidium/msg.asp?
id_meeting=119
11. Панов М. Указ. соч.
12. Забоев К. Крупные сделки коммерческих организаций. Некоторые спорные вопросы правоприменения // Хозяйство и право. □ 2005. □ № 7. □ С. 105.