УДК 330.322.5
А.С. ГОЛИКОВА
ассистент кафедры финансов Полесский государственный университет г. Пинск, Республика Беларусь
Статья поступила 5 апреля 2018г.
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО УЧАСТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ИХ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены условия возникновения дополнительного эффекта бюджетов при предоставлении государственной финансовой поддержки на реализацию инвестиционных проектов. Автором также изучены условия, при которых дополнительный эффект становится потерянным, и обосновано, в чем его отличие от выпадающих доходов. В целях повышения точности оценки бюджетной эффективности инвестиционных проектов разработана и апробирована методика оценки потерянного дополнительного эффекта.
Ключевые слова: инвестиционный проект, государственная финансовая поддержка, выпадающие доходы, дополнительный эффект, потерянный дополнительный эффект, бюджеты, внебюджетные фонды
PROBLEMS OF EVALUATION OF STATE FINANCIAL PARTICIPATION IN THE IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS IN DETERMINING THEIR BUDGET EFFICIENCY
Abstract. The origin of budget additional effect when providing state financial aid for investment project implementation is studied in the article. The author has investigated the conditions under which the additional effect becomes to be a lost one, it has also been grounded how it differs from shortfalls in budget revenues. In order to improve the accuracy of budget efficiency estimation of investment projects a technique of lost additional effect estimation has been worked out and tested.
Keywords: investment project, state financial aid, shortfall in revenues, additional effect, lost additional effect, budgets, extra-budget funds
Введение. Финансовое участие государства в реализации инвестиционных проектов принимает формы прямой и косвенной государственной поддержки. Прямая финансовая поддержка представляет собой «передачу государственных ресурсов» [1, с. 27], т.е. предоставление субсидий, бюджетных займов и ссуд, грантов и иных форм, относимых к расходам бюджетов и внебюджетных фон-
дов Республики Беларусь3. Непрямая, или косвенная государственная поддержка, за-
3 В данной статье бюджеты разделяются и рассматриваются нами на двух уровнях: местных бюджетов и республиканского бюджета. Внебюджетные фонды включают государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН), а также
ключается в «отказе государства от получения дохода, который оно могло бы получить» [1, с. 27]. Она может быть представлена различными формами, наиболее общими из которых являются освобождение от уплаты налогов, снижение налоговых ставок, взимание льготных процентных ставок по предоставленным во временное пользование ресурсам финансовых организаций, предоставление инвестиционных или налоговых вычетов. Оценка эффективности от финансового участия государства в реализации инвестиционных проектов может быть проведена с различных позиций: социальной [2, с. 115— 116; 3, с. 406-407], экологической [4, с. 137; 5, с. 43], экономической [6; 7], отраслевой [8, с. 60, 9, с. 32], экспортной [10, р. 104], валютной [10, р. 104], бюджетной [8, с. 60; 11] эффективности. Следует отметить, что при оценке бюджетной эффективности, цель которой состоит в определении влияния результатов осуществления проекта на доходы и расходы бюджетов всех уровней [8, с. 60], в расчеты включаются суммы денежных средств, выделенные в рамках предоставленных форм прямой государственной поддержки. Это обосновывается тем, что в соответствии с общими принципами оценки эффективности инвестиционных проектов в расчет должны включаться только реальные денежные потоки [8; 12; 13; 14]. Формы косвенного государственного финансового участия приводят только к снижению поступлений в бюджеты, а следовательно, не относятся к реальным денежным потокам. Заметим, что при предоставлении поддержки предприятиям стран-членов Европейского Союза, формы косвенного участия учитываются при расчете максимальной суммы государственной поддержки [15]. Кроме того, рядом стран, в том числе и РФ, недопоступившие за определенный финансовый год денежные средства в результате косвенного финансового участия государства в реализации инвестиционных проектов учитываются в виде выпадающих доходов при планировании бюджетов на очередной финансовый год [16].
Следует заметить, что предоставление некоторых как прямых, так и косвенных форм государственной финансовой поддержки может приводить к снижению поступлений в бюджеты по налогу на прибыль при сравне-
внебюджетные централизованные инвестиционные фонды.
нии с вариантом, если бы проект был реализован без нее. Зачастую экономистами [8, с. 387; 9, с. 240] данный альтернативный вариант не рассматривается, поскольку они исходят из предположения, что тогда проект вовсе не был бы реализован, что не всегда верно. Вследствие этого является актуальным определение условий, при которых государственное финансовое участие в реализации инвестиционного проекта приводит к снижению поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды, природы их возникновения и отличий, а также разработка методики, позволяющей рассчитать сумму доходов, недопоступающих в государственные фонды, для последующего их использования в расчете показателей бюджетной эффективности.
Основная часть. Как отмечалось нами ранее, формы косвенной государственной финансовой поддержки приводят к возникновению выпадающих доходов бюджетов и внебюджетных фондов, под которыми в данной работе мы будем понимать суммы денежных средств, недопоступающие в бюджеты в виде налогов и неналоговых платежей в результате предоставления льгот по их уплате предприятию, реализующему инвестиционный проект. Следует также заметить, что при реализации некоторых условий использование определенных форм государственной поддержки - как косвенной, так и прямой - может привести к снижению поступлений в бюджеты по налогу на прибыль, что предлагается нами называть потерянным дополнительным эффектом. Рассмотрим более подробно природу его возникновения.
Потерянный дополнительный эффект тесно связан с понятием дополнительного эффекта, под которым мы будем понимать прирост доходов бюджетов, возникающий при реализации проекта с привлечением государственного финансового участия, в результате увеличения прибыли финансируемого субъекта за счет предоставленной финансовой поддержки. Дополнительный эффект возникает в тех случаях, если предоставление государственной финансовой поддержки уменьшает затраты предприятия на производство и реализацию товаров (работ, услуг), учитываемых при расчете налога на прибыль, а следовательно, увеличивает размер налогооблагаемой базы указанного налога в сравнении с альтернативным вариантом, если бы государственная поддержка предоставлена не была.
Расчет налога на прибыль (PT) от реализации товаров (работ, услуг) в общем виде может быть представлен как произведение разности выручки от реализации (R) товаров (работ, услуг) без учета налогов, уплачиваемых из выручки, и затратами на ставку по налогу на прибыль (tp) (формула 1). Затраты на производство товаров (работ, услуг) включают в себя материальные затраты (MI), расходы на оплату труда (LC), отчисления в ФСЗН (SIC), амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам (DC) и прочие затраты (OC).
PTt = (R - MIt - LCt - SICt - DCt - OCt) x tp
(i)
Если сопоставить расчеты, проводимые по данной формуле с учетом и без учета участия государства в реализации инвестиционных проектов, то можно заметить, что при предоставлении определенных форм государственной финансовой поддержки суммы отдельных элементов затрат будут отличаться между собой. Соответственно, это изменит величину налогооблагаемой прибыли, что теоретически также повлияет на сумму налога на прибыль. Продемонстрируем возникновение дополнительного эффекта на простом примере. Предположим, что стоимость ввозимого на территорию Республики Беларусь оборудования составляет 80 тыс. рублей, а сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате, составляет 20 тыс. рублей, срок полезного использования оборудования, который совпадает со сроком реализации инвестиционного проекта, - 10 лет. Тогда при предоставлении государственной финансовой поддержки размер ежегодной суммы амортизационных отчислений по данному объекту основных средств, исчисленных линейным методом, составит 0,8 тыс. рублей, в то время как если поддержка не будет оказана, размер составит 1 тыс. рублей ежегодно. Таким образом, ежегодная сумма затрат, учитываемых при налогообложении, уменьшится на 0,2 тыс. рублей. Соответственно, на 0,2 тыс. рублей увеличится сумма прибыли, а величина налога на прибыль, исчисленная по стандартной налоговой ставке, теоретически увеличится на 0,036 тыс. рублей, что и будет являться дополнительным эффектом для бюджетов в результате предоставления освобождения от уплаты таможенных пошлин. Дополнительный эффект за весь срок полезного использования оборудования будет ра-
вен 0,36 тыс. рублей. Сумма дополнительного эффекта, рассчитанная таким образом, является максимальной для бюджетов, однако реальное значение может быть ниже. Для разделения понятий мы будем использовать термин максимального дополнительного эффекта, под которым будем понимать максимально возможную сумму денежных средств по налогу на прибыль, которую республиканский или местные бюджеты могут дополнительно получить при предоставлении государственной финансовой поддержки на реализацию инвестиционных проектов. Предприятию могут быть предоставлены несколько форм государственной финансовой поддержки. Тогда сумма максимальных дополнительных эффектов (MAE), полученных от предоставления различных форм государственной поддержки, будет выражена показателем совокупного максимального дополнительного эффекта.
Совокупный максимальный дополнительный эффект возникает только в том случае, когда сумма всех дополнительных эффектов, возникающих при предоставлении государственной финансовой поддержки меньше рассчитанного значения налога на прибыль в период времени t4 Если же данное условие не выполняется, то можно сказать, что на сумму разницы налога на прибыль и максимального дополнительного эффекта возникает потерянный дополнительный эффект. Следует отметить, что несмотря на то, что и выпадающие доходы, и потерянный дополнительный эффект являются по сути недопоступившими доходами бюджетов, однако природа их различна. Выпадающие доходы возникают именно по тому налогу или неналоговому платежу, по которому была предоставлена льгота. Потерянный дополнительный эффект возникает только по налогу на прибыль, при этом форма государственной финансовой поддержки не связана с освобождением или снижением суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджеты.
Ниже представлена методика оценки потерянного дополнительного эффекта, включающая в себя следующие этапы:
1. Определение, вызывает ли используемая форма государственной финансовой поддержки возникновение дополнительного эффекта для бюджетов и, в случае положительного ответа, значение какого элемента
Период времени t зачастую принимают равным одному году
затрат уменьшается за счет ее предоставления.
2. Расчет максимальных значений дополнительного эффекта, а при предоставлении нескольких форм государственного финансовой поддержки, приводящих к возникновению дополнительных эффектов, совокупного максимального дополнительного эффекта по каждому году реализации проекта.
3. Сопоставление планируемой суммы налога на прибыль по проекту и совокупного максимального дополнительного эффекта по каждому году реализации проекта, определение суммы потерянного дополнительного эффекта и его отражение в расчетных таблицах в зависимости от формы собственности предприятия, реализующего инвестиционный проект, на уровне республиканского или местных бюджетов.
Этапы и проводимые в их рамках действия по оценке потерянного дополнительного эффекта представлены в виде блок-схемы на рисунке 1.
Раскроем более подробно этапы по оценке потерянного дополнительного эффекта.
1. Исходя из того, возникает ли дополнительный эффект в результате предоставления государственной финансовой поддержки, возможно ли нивелирование данного эффекта за счет применяемой в настоящее время методики расчета налога на прибыль, либо используемые формы не приводят к появлению дополнительного эффекта для бюджетов, нами были выделены три группы форм государственной финансовой поддержки (таблица 1). Из представленных в таблице 1 данных можно заключить, что дополнительный эффект возникает только в тех случаях, когда государственная финансовая поддержка оказывает влияние на величину затрат, а следовательно, и сумму налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
В целом нами были выделены четыре элемента затрат, величины которых подвержены влиянию: материальные затраты, амортизационные отчисления, отчисления в ФСЗН и прочие затраты. При определении
облагаемой налогом прибыли не учитываются в составе затрат «безвозмездные средства, поступающие в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов, внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, сформированных республиканскими органами государственного управления в соответствии с законодательством, из бюджета Союзного государства и использованные по целевому назначению» [17], поэтому данные формы были отнесены нами к категории тех, по которым дополнительный эффект нивелируется действующей методикой расчета налога на прибыль.
2. В зависимости от используемых форм государственной поддержки дополнительный эффект может иметь место как в периоды предоставления, так и в периоды, когда государственная финансовая поддержка не предоставляется:
1) При предоставлении форм государственной финансовой поддержки, которые приводят к уменьшению стоимости принятого к бухгалтерскому учету объекту основных средств, а следовательно, и амортизационных отчислений, дополнительный эффект рассчитывается на протяжении всего периода расчета по нему амортизационных отчислений. Зачастую этот период равен сроку полезного использования оборудования.
2) При использовании форм поддержки, которые уменьшают размер затрат, учитываемых при определении размера прибыли, подлежащего налогообложению, дополнительный эффект рассчитывается только в том году или на тот период, на который ему была предоставлена поддержка государства.
В таблице 2 представлены формулы расчета дополнительного эффекта в зависимости от формы предоставляемой государственной поддержки и элемента затрат, величина которого изменяется в результате финансового участия государства в реализации инвестиционного проекта.
Рисунок 1 - Схема проведения оценки потерянного дополнительного эффекта
Источник: собственная разработка.
Таблица 1 - Классификация форм государственной финансовой поддержки в зависимости от возникновения дополнительного эффекта
Группы форм государственной финансовой поддержки Формы государственной финансовой поддержки
I - формы государственной финансовой поддержки, приводящие к возникновению дополнительного эффекта - финансовая помощь - безвозмездные отчисления бюджетов и внебюджетных фондов (альтернатива - заимствование денег на финансовом рынке); - ресурсы банков, предоставленные в рамках кредитных продуктов по льготной процентной ставке, бюджетные ссуды и займы (альтернатива - кредиты по рыночной процентной ставке); - освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе оборудования (альтернатива - уплата пошлины); - освобождение от уплаты или снижение ставок по налогам, сборам, пошлинам (земельный, экологический налог, налог на недвижимость, на добычу природных ресурсов, таможенные пошлины по приобретаемым сырью и материалам), неналоговым платежам, (альтернатива - взимание в полном объёме).
II - формы финансовой поддержки, нивелируемые применяемой в настоящее время методикой расчёта налога на прибыль - возмещение части процентов по кредитам; - финансовая помощь5;
III - формы государственной финансовой поддержки, не приводящие к возникновению дополнительного эффекта через высвобождение денежных средств, по которым взимается налог на прибыль - освобождение от уплаты налога на прибыль или снижение налоговой ставки по нему; - освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию РБ оборудования, сырья и материалов; - снижение ставки НДС по реализуемым товарам и услугам; - инвестиционный вычет; - предоставление гарантий Правительства РБ или местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам и внешним займам.
Источник: собственная разработка.
Таблица 2 - Расчёт максимального дополнительного эффекта по элементам затрат и формам государственного финансового участия в реализации проекта
Элемент затрат Форма государственной финансовой поддержки Расчёт максимального дополнительного эффекта
1 2 3
Амортизационные отчисления6 Финансовая помощь из бюджетов и внебюджетных фондов7 MAEt -TIP xt (2) ' N р где TIP - общая сумма процентных платежей по кредиту, включённых в полную первоначальную стоимость долгосрочных активов8; N - срок полезного использования оборудования.
5 Несмотря на то, что финансовая помощь, предоставленная из бюджетов и внебюджетных фондов, не учитывается в качестве доходов при расчёте налога на прибыль, однако реализация альтернативного варианта подразумевает привлечение средств на финансовом рынке под определённый процент, что обязывает нас включить данную категорию государственной финансовой поддержки также в первую и вторую группы.
6 Мы исходим из предположения, что амортизационные отчисления рассчитываются с помощью линейного метода, однако указанный метод расчёта может быть заменен любым другим в зависимости от учётной политики предприятия.
7 В зависимости от того, когда начисляются проценты по кредитным продуктам, использованным для приобретения основных средств (до ввода в эксплуатацию или после), финансовая помощь или ресурсы банков, предоставленные по льготной процентной ставке, могут быть отнесены к различным элементам затрат: амортизационные отчисления или прочие затраты.
8 Рассчитывается как сумма процентных платежей по кредиту, относимая на увеличение стоимости объектов основных средств и определённая по средней годовой процентной ставке, которая предоставляется банками по долгосрочным кредитам.
Окончание таблицы 2
1 2 3
Прочие затраты Финансовая помощь избюд-жетов и внебюджетныхфон-дов MAEt = Aip х (3) где AIPs - годовые выплаты процентов по кредитным продуктам, которые определяются исходя из средней процентной ставки по кредиту; s - период начисления процентов по кредиту банка.
Амортизационные отчисления Освобождение от уплатыта-моженных пошлин при ввозе объекта основных средств TCD (4) MAEt=-х t t N р где TCD - сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате в бюджеты при ввозе оборудования и включаемых в полную первоначальную стоимость долгосроч- 9 ных активов .
Амортизационные отчисления Предоставление кредитных продуктов по льготнойпро-центной ставке10 ATIP (5) MAEt =-х tB N р где A TIP - прирост процентных платежей, не уплачиваемых банку в результате предоставления кредитных продуктов по льготной процентной ставке и относимых на увеличение стоимости объекта основных средств11.
Прочие затраты Предоставление кредитных продуктов по льготнойпроцентной ставке MAEt = AAIPt х tp (6) где AAIPt - прирост годовых выплат процентов по кредитным продуктам.
Прочие затраты Освобождение от уплаты налогов, включаемых всебе-стоимость продукции MAE = ATPt х tp (7) где ATPt - сумма налоговых платежей, начисляемых за год12.
Прочие затраты Снижение ставок по налогам, включаемых в себестоимость продукции MAEt = AATPt х tp (8) где AATPt - годовой прирост суммы налоговых плате- «13 жей .
Материальные затраты Освобождение от уплатыта-моженных пошлин по ввозимым материалам и сырью MAE = Ср х tp (9) где CPt - сумма таможенных платежей, начисляе-мых 14 за год .
Отчисления в ФСЗН Расчёт суммы обязательных страховых взносов на часть дохода, равную однократному размеру средней заработной платы -with -RB (10) MAE = (W -W )хtSI ( ) -with где Wt - размер средней заработной платы по предприятию одного работника с учётом реализации проекта; -RB Wt - размер средней заработной платы по Республике Беларусь в расчёте на одного работника; tsi - установленная ставка по отчислениям в ФСЗН (нанимателей и работников предприятия);
Источник: собственная разработка.
9 Определяется как произведение ставки таможенной пошлины и стоимости создаваемого объекта основных средств.
10 Под льготной процентной ставкой в данной работе понимается ставка, устанавливаемая ниже рыночной (стандартной), и под которую предприятиям, реализующим инвестиционный проект, предоставляются денежные средства на условиях срочности, возвратности, платности (банками и за счёт средств бюджетов и внебюджетных фондов).
11 Определяется как разность суммы процентных платежей, подлежащих уплате в банк, при предоставлении кредита на стандартных условиях и суммы процентных платежей, уплачиваемых банку по льготной процентной ставке.
12 Определяется как произведение налоговой базы по налогу, по которому предоставляется освобождение от уплаты, на налоговую ставку, установленную законодательно.
13 Определяется как разность суммы налоговых платежей, уплачиваемых по налоговой ставке, установленной законодательством, и суммы налоговых платежей, исчисленных по сниженной налоговой ставке.
14 Определяется как произведение налоговой базы по налогу, по которому предоставляется освобождение от уплаты, на налоговую ставку, установленную законодательно.
3. При сопоставлении планируемой суммы налога на прибыль по проекту и совокупного максимального дополнительного эффекта необходимо учитывать, реализуется ли проект на действующем предприятии либо создается новое. Если анализ проводится по новому предприятию, создаваемому в рамках реализации инвестиционного проекта, то для сравнения с максимальным дополнительным эффектом используется величина налога на прибыль, подлежащего к уплате (стр. 2.2 таблицы 4-16 бизнес-плана инвестиционного проекта [18]). Если же объектом анализа являются действующие предприятия, то для оценки дополнительного эффекта бюджетов нами будет использоваться условная величина: налог на прибыль по проекту (pт¡prolect). Данный показатель будет рассчитываться по формуле 11:
ртрщес1 = (трупЛ _ тршЛоШ )Х ^ (П)
где TPw'th - налогооблагаемая прибыль предприятия, рассчитываемая с учётом реализации проекта в год V,
TPtmthout - налогооблагаемая прибыль предприятия, рассчитываемая без учёта реализации проекта в год t.
Дальнейшее сравнение аналогично как для новых предприятий, так и для действующих: значение налога на прибыль по проекту по каждому периоду реализации сравнивается со значением совокупного максимального дополнительного эффекта:
1) Если сумма налога на прибыль по проекту больше суммы совокупного максимального дополнительного эффекта, то дополнительный эффект от предоставления предприятию, реализующему инвестиционные проект, государственной финансовой поддержки возникает для республиканского или мест-
ных бюджетов, а бюджетные потоки не требуют корректировки.
2) Если сумма налога на прибыль по проекту в период времени t меньше совокупного максимального дополнительного эффекта, но больше нуля, то дополнительный эффект для республиканского или местных бюджетов на данном временном отрезке возникает лишь частично. Поскольку только часть сгенерированной по проекту прибыли позволит бюджетам получить дополнительный эффект, то на сумму потерянного дополнительного эффекта (LAE) должны быть скорректированы потоки бюджетных средств (формула 12):
LAEt = PTtproJect _ TAEt (12)
3) Если налог на прибыль по проекту меньше нуля, то дополнительный эффект для республиканского или местных бюджетов не возникает, и денежные потоки бюджетных средств должны быть скорректированы на всю сумму совокупного максимального дополнительного эффекта, который в данном случае считается потерянным для бюджетов.
Методика оценки потерянного дополнительного эффекта была апробирована на бизнес-планах инвестиционных проектов четырёх предприятий Республики Беларусь, которые привлекали государство в качестве участника. Предприятиям были предоставлены следующие косвенные формы государственной финансовой поддержки инвестиционных проектов:
1) освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему;
Недополученные доходы бюджетов, млн долларов США Бизнес-план инвестиционного проекта по предприятию
А В С D
Выпадающие доходы 16,464 17,174 4,987 2,177
Потерянный дополнительный эффект 0,605 2,546 0,0 0,352
Итого 17,069 19,720 4,987 2,529
Источник: собственная разработка на основании данных бизнес-планов инвестиционных проектов анализируемых предприятий
Таблица 3 - Суммы недополученных доходов бюджетов при предоставлении государственной поддержки на реализацию инвестиционных проектов15
15 В целях соблюдения коммерческой тайны наименования предприятий были обозначены латинскими буквами
2) предоставление кредитов на реализацию инвестиционных проектов по льготной процентной ставке.
Как видим, предоставление указанных форм государственной поддержки приводит к возникновению выпадающих доходов на сумму таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, недопоступивших в бюджеты, а также, вероятно, потерянному дополнительному эффекту по кредитам, предоставленным по ставке процента ниже рыночной, и таможенным пошлинам.
Мы воспользовались формулами, приведенными в таблице 2 и рассчитали максимальный дополнительный эффект бюджетов от предоставления государственной поддержки. Поскольку все инвестиционные проекты планируется реализовать на действующих предприятиях, то по ним был рассчитан налог на прибыль по проекту. Полученные значения совокупного максимального дополнительного эффекта и налога на прибыль по проекту были сопоставлены между собой. Нами было получено, что в отдельные годы анализируемые предприятия генерируют в недостаточном объеме прибыль по проекту, что приводит к возникновению потерянного дополнительного эффекта. В таблице 3 представлены итоговые значения выпадающих доходов и потерянного дополнительного эффекта за весь срок реализации проектов.
Как видим, единственным субъектом хозяйствования, у которого не возникает потерянного дополнительного эффекта, является предприятие С. По остальным предприятиям значения потерянного дополнительного эффекта также различны. Так, на предприятиях А и D потерянный дополнительный эффект проявится в течение двух лет, в результате недополученный доход местных бюджетов составит 605 и 352 тыс. долларов США соответственно. Наибольшая сумма потерянного дополнительного эффекта по предприятию В: сумма дополнительного эффекта будет превышать величину налога на прибыль по проекту, в результате чего местные бюджеты за весь период реализации проекта недополучат денежные средства в размере 2,546 млн долларов США.
Выводы. Таким образом, нами было определено, что предоставление государственной финансовой поддержки приводит к снижению поступлений в бюджеты не только в виде выпадающих доходов, возникающих при предоставлении льгот по уплате налоговых и неналоговых платежей, но и потерян-
ного дополнительного эффекта. Это происходит, когда сумма дополнительного эффекта превышает значение налога на прибыль в период времени t. Под дополнительным эффектом мы понимаем прирост доходов бюджетов, возникающий при реализации проекта с привлечением государственного финансового участия, в результате увеличения прибыли финансируемого субъекта за счет предоставленной финансовой поддержки. В целях уточнения расчетов показателей бюджетной эффективности инвестиционных проектов нами была разработана методика оценки потерянного дополнительного эффекта. Апробация предложенной методики была проведена на бизнес-планах инвестиционных проектов четырех предприятий, в реализации которых государство выступало участником. Это позволит повысить качество проводимой оценки бюджетной эффективности, а также учесть все формы и эффекты от участия государства в реализации инвестиционных проектов.
Список литературы
1. Моргнер, М. Меры по совершенствованию процесса разработки и реализации государственных программ в Беларуси (аналитические записки [PP/04/2016]) [Электронный ресурс] / М. Моргнер, Г. Шима-нович, В. Ковалкин // Исследовательский центр ИПМ. - Режим доступа : http : //www.research.by/webroot/delivery/file s/pp2014r04.pdf. - Дата доступа : 09.08.2018.
2. Волков, А.С. Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации / А.С. Волков. - М.: Вершина, 2006. - 256 с.
3. Мазоль, С.И. Инвестиционный анализ: пособие / С.И. Мазоль. - Минск : БГЭУ, 2009. - 538 с.
4. Гейдаров, М.М. Анализ инвестиционных проектов / М.М. Гейдаров. - Алматы : Алматинский коммерческий институт, 2002. - 254 с.
5. Никонова, И.А. Проектный анализ и проектное финансирование / И.А. Никонова. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 154 с.
6. Савчук, В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов [Электронный ресурс] / Интернет-проект «Корпоративный менеджмент». - 1998-2018. - Режим доступа : http://www.cfin.ru/finanalysis/savchuk/index. shtml. - Дата доступа: 01.08.2018.
7. Handbook on Economic Analysis of Investment Operations / P. Belli [et al.]. -Washington, DC: World Bank, 1998. - 209 p.
8. Виленский, П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: учеб. пособие / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2002. - 888 с.
9. Макаркин, Н.П. Эффективность реальных инвестиций : учеб. пособие / Н.П. Макар-кин. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 432 с.
10. Manual for Evaluation of Industrial Projects [Electronic resource] // United Nations Industrial Development Organization, 1987. - Mode of access : https://open.unido.org/api/documents/47 8815 6/download/MANUAL%20FOR%20EVAL UATIO№/o200F%20INDUSTRIAL%20PR 0JECTS%20(09985e.en). - Date of access : 30.09.2018.
11. Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 окт. 2009 г., № 493 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Ре-Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons /cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=959 02&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.983 9733910388206#019591803476886183. -Дата доступа: 12.08.2018.
12. Ширшова, В.В. Теория и практика инвестиционных расчетов: учеб. пособие / В.В. Ширшова, А.В. Королев. - Минск : Изд-во Гревцова, 2009. - 296 с.
13. Королёв, Д.Г. Основные требования к описанию и расчетам эффективности инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Республики Беларусь / Д.Г. Королев // Бизнес-планирование. -
2009. - №2. - С. 253-272.
14. Самошков, А.К. Краткий анализ оценки эффективности инвестиционных проектов по методике Всемирного банка и методике для нестационарной экономики [Электронный ресурс] / А.К. Самошков, А. Салинг // Электронный научный журнал «Проблемы региональной экономики». -
2010. - № 12. - Режим доступа :
https://elibrary.ru/download/elibrary_206796 10_48572671. pdf. - Дата доступа : 01.10.2018 г.
15. Transparency system» for regional aid for large investment projects [Electronic resource] // European Comission. - Mode of access:
http://ec.europa.eu/competition/state_aid/regi ster/msf_2015.pdf. - Date of access : 11.08.2018.
16. Tax expenditures [Electronic resource] // U.S. Department of the Treasury. - Mode of access: https: //www .treasury .gov/resource-center/tax-policy/Documents/Tax-Expenditures-FY2016.pdf. - Date of access : 15.06.2018.
17. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) [Электронный ресурс]: 19 дек. 2002 г., № 71-З: принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 дек. 2002 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г., №15-З // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
18. Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов [Электронный ресурс]: постановление Министерства экономики Респ. Беларусь, 31 авг. 2005 г., № 158: в ред. поставления Министерства экономики Респ. Беларусь от 10.05.2018 г., № 15 // Консультант-Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
References
1. Morgner M. Mery po sovershenstvovaniyu protsessa razrabotki i realizatsii gosudarstvennykh programm v Belarusi (analiticheskie zapiski) [Measures to improve the process of development and implementation of government programmes in Belarus]. IPM Research Center. Available at:
http://www.research.by/webroot/delivery/file s/pp2014r04.pdf. (accessed: 09.08.2018)
2. Volkov A.S. Investitsionnye proekty: ot modelirovaniya do realizatsii [Investment projects: from modelling to implementation]. Moscow: Vershina, 2006, 256 p.
3. Mazol' S.I. Investitsionnyy analiz [Invetment analysis] Minsk: BSEU, 2009, 538 p.
4. Geydarov M.M. Analiz investitsionnykh proektov [The analysis of investment
projects]. Almaty: Almaty Commercial Institute, 2002, 254 p.
5. Nikonova I.A. Proektnyy analiz i proektnoe finansirovanie [Project Analysis and Project Financing] Moscow: Alpina Publisher, 2012, 154 p.
6. Savchuk V.P. Otsenka effektivnosti investitsionnykh proektov [Electronic resouce] [The estimation of investment project efficiency]/ Internet-project «Corporate management». 1998-2018. Available at: http: //www .cfin.ru/finanalysis/savchuk/index. shtml. (accessed: 01.08.2018)
7. Handbook on Economic Analysis of Investment Operations P. Belli [et al.]. Washington, DC: World Bank, 1998, 209 p.
8. Vilenskiy P.L. Otsenka effektivnosti investitsionnykh proektov [The estimation of investment project efficiency] 2 ed. Moscow : Delo, 2002. 888 p.
9. Makarkin N.P. Effektivnost' real'nykh investitsiy [The efficiency of real investments]. Moscow: INFRA-M, 2013, 432 p.
10. Manual for Evaluation of Industrial Projects United Nations Industrial Development Organization, 1987. Available at: https: //open.unido.org/api/documents/478815 6/download/MANUAL%20F0R%20EVAL UATI0N%200F%20INDUSTRIAL%20PR 0JECTS%20(09985e.en). (accessed: 30.09.2018)
11. Ob utverzhdenii Metodiki rascheta pokazateley i primeneniya kriteriev effektivnosti regional'nykh investitsionnykh proektov, pretenduyushchikh na poluchenie gosudarstvennoy podderzhki za schet byudzhetnykh assignovaniy Investitsionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii [On Approval of the Technique of calculation of ratios and criteria application of regional investment projects, claiming to receive a state sid by budget allocation]: Decree of Ministry of Regional Development of Russia 30 October. 2009 , № 493 /Official site of «ConsultantPlus» Company. Available at: http: //www .consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ? req=doc&base=LAW&n=95902&fld=134&d st=1000000001,0&rnd=0.983973391038820 6#019591803476886183(accessed: 12.08.2018)
12. Shirshova V.V. Teoriya i praktika investitsionnykh raschetov [Theory and
practice of investment calculations]. Minsk: Izdatel'stvo Grevtsova, 2009, 296 p.
13. Korolev D.G. Osnovnye trebovaniya k opisaniyu i raschetam effektivnosti investitsionnykh proektov v sootvetstvii s zakonodatel'stvom Respubliki Belarus' [Main requirements to the description and calculation of investment project efficiency in accordance with the legislation of the Republic of Belarus]. BIZNES-PLANIROVANIE. 2009, no2, pp. 253-272.
14. Samoshkov A.K. Kratkiy analiz otsenki effektivnosti investitsionnykh proektov po metodike Vsemirnogo banka i metodike dlya nestatsionarnoy ekonomiki Electronic scientific journal «Problemy regional'noy ekonomiki». 2010. no 12. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_206796 10_48572671. pdf. (accessed: 01.10.2018)
15. «Transparency system» for regional aid for large investment projects [Electronic resource] European Comission. Available at: http ://ec.europa.eu/competition/ state_aid/ regi ster/msf_2015.pdf. (accessed: 11.08.2018)
16. Tax expenditures U.S. Department of the Treasury. Available at: https://www.treasury.gov/resource-center/tax-policy/Documents/Tax-Expenditures-FY2016.pdf. (accessed: 15.06.2018)
17. Nalogovyy kodeks Respubliki Belarus' (osobennaya chast') [Tax Code of the Republic of Belarus (Special part)]: 19 December, 2002, № 71-З: adopted by the House of Representatives on 15 November, 2002: accepted by Council of the Republic on 2 December, 2002: / ConsultantPlus. Belarus. Technology 3000 / ООО «YurSpektr», Natsional'nyy tsentr pravovoy informatsii Respubliki Belarus'. Minsk, 2018.
18. Ob utverzhdenii Pravil po razrabotke biznes-planov investitsionnykh proektov [On Approval of the Rules on Development of business-plans of investment projects]: Decree of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus, 31 August 2005, № 158: ConsultantPlus. Belarus. Technology 3000 / ООО «YurSpektr», Natsional'nyy tsentr pravovoy informatsii Respubliki Belarus'. Minsk, 2018.
ABOUT THE AUTHORS
GOLIKAVA H.S., Teachins Assistant, Finance Department, Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus
Received 5 April 2018