УДК 657.01
Проблемы отражения компонента финансирования в российском учете
ЛИСОВСКАЯ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
ЧИПУРЕНКО ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА,
доктор экономических наук, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблемам применения современных методов оценки в финансовом учете. Бухгалтерский учет на основе концепции «исторической стоимости» уже не является актуальным. В статье рассмотрены иные современные оценки, признанные допустимыми в финансовом учете. Наибольшее внимание авторы уделили методам дисконтирования. Авторы провели анализ положений Международных стандартов финансовой отчетности, которые требуют применения дисконтированных оценок. В статье приведены результаты исследования российских национальных стандартов учета и текстов их проектов. По мнению авторов, необходим ряд значительных шагов по внедрению современных методов оценки в практику российского бухгалтерского учета. В российском финансовом учете необходимо выработать единообразный подход к оценке коэффициента дисконтирования. В настоящий момент этот единый подход отсутствует. Решение этой важной задачи следует начать, по мнению авторов, с разработки методических рекомендаций. Такой документ будет первым шагом и базой для внедрения в практику российского учета современных методов оценки.
Ключевые слова: финансовая отчетность, объекты учета, методы оценки, дисконтирование, обесценение, оценка стоимости, МСФО.
The Problem of Financial Component Reflection in the Russian Accounting
IRINA A. LISOVSKAYA,
PhD, Professor of the Department of Accounting, Economic Analysis and Audit of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ELENA V. CHIPURENKO,
PhD, head of the Department of Accounting, Economic Analysis and Audit
of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article is devoted to the application of modern evaluation methods in financial accounting. Accounting based on the concept of«historical cost» is no longer relevant. The article describes other contemporary assessment which are recognized as acceptable in financial accounting. The greatest attention is paid to the methods of discounting. The authors have analyzed the provisions of the IFRS, which require the use of discounted estimates. The article gives the results of research of Russian national accounting standards and their projects. According to the authors, a number of significant steps is necessary towards the introduction of modern methods of evaluation in the practical application of Russian accounting. In the Russian financial accounting it is necessary to develop a uniform approach to the assessment of the discount factor. Currently, this unified approach is missing. According to the authors the solution to this problem should begin with the preparation of guidelines. Such a document shall become the first step and the basis for the introduction of the modern methods of evaluation into Russian accounting practices. Keywords: financial statements, accounting objects, valuation methods, discounting, depreciation, valuation, IFRS.
Словосочетание «реформирование бухгалтерского учета» стало уже привычным для российских специалистов, которые понимают, что изначально причины изменений объяснялись необходимостью «настройки» этого инструмента под рыночную экономику. Однако первая волна реформ, которая только набрала силу, сменилась следующей, связанной с переходом к применению Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). К сожалению, международный финансовый учет в настоящий момент тоже переживает этап роста и значительных перемен. По оценке Альфреда М. Кинга, «сегодня мы становимся свидетелями величайшей революции в бухгалтерском учете и финансовой отчетности с 1494 г., когда Пачоли написал свой трактат о принципе двойной записи в бухгалтерии. До последнего времени ведение бухгалтерского учета основывалось на затратах на приобретение активов (первоначальной стоимости), а доход представлял собой разницу между себестоимостью и ценой реализации объектов.
В течение последних 30 лет Совет по стандартам финансового учета США (FASB) и Совет по МСФО (IASB) переходят от учета по первоначальной стоимости приобретения к учету по справедливой стоимости....» [1].
На этом фоне международных проблем, возникших в связи с ограниченностью методов подготовки данных в финансовом учете, усугубляется ситуация в российской национальной системе учета, где в настоящее время наблюдается отставание российских учетных стандартов и сложившейся практики от МСФО,
рекомендаций по их применению и зарубежного опыта внедрения указанных нормативных документов. Можно констатировать, что на этом фоне российская национальная система учета попала в «зону сильной турбулентности» и как будто застыла в «ожидании». Последнее утвержденное Минфином России Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» ПБУ 24/2011 датировано 2011 годом. Целый комплекс проектов, готовых заменить устаревшие положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — стандарты по учету доходов, запасов, основных средств и прочих активов и операций — или дополнить имеющийся перечень, в том числе стандарты по учету аренды и вознаграждений работникам, так и остаются проектами в течение уже нескольких лет [2-5].
Усугубляет ситуацию домыслы и догадки о возможном «отказе» от ПБУ в пользу МСФО. В такой ситуации действительно встает вопрос о том, стоит ли продолжать попытки догнать современный финансовый учет или «одним шагом» перейти к его применению на основе МСФО?
Статистика не позволяет найти однозначный ответ на этот вопрос.
Ключевым документом, определившим реальное применение МСФО в российской учетной практике, явился специально разработанный Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (в ред. от 04.11.2014) (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ), которым установлено, что «на территории Российской Федерации
применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».
Введение Федерального закона № 208-ФЗ привело к необходимости «признания» международных стандартов на территории Российской Федерации. Для российской системы учета характерно законодательное регулирование, поэтому «признание» МСФО означало разработку процедуры и комплекса нормативных документов для введения стандартов в действие.
Изначально три типа организаций обязаны были формировать финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ: кредитные организации, страховые организации, а также иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (эмитенты).
По материалам Доклада о практике применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» в 2013-2014 гг. [6] на территории Российской Федерации насчитывалось около 1,5 тыс. организаций, на которых изначально распространялось действие Федерального закона № 208-ФЗ. Из общего числа наибольшую часть в 2013 г. составляли кредитные организации (около 65%), и только 6 % — это эмитенты, т.е. организации, которые не относятся к кредитным или страховым, но их ценные бумаги допущены к организованным торгам.
Для тех российских эмитентов, которые составляют финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным стандартам, например US GAAP1, законодательством была предусмотрена более поздняя дата перехода к применению МСФО — не ранее, чем с отчетности за 2015 г. Это исключение действует и в отношении организаций, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.
1 US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles (United
States)) — Общепринятые принципы бухгалтерского учета США.
В 2014 г. внесены изменения в Федеральный закон № 208-ФЗ (Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ), которые значительно расширили список лиц, обязанных перейти к применению МСФО. С отчетного периода за 2015 г. также должны формировать финансовую отчетность на основе МСФО, в том числе консолидированную отчетность:
• негосударственные пенсионные фонды;
• управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
• клиринговые организации.
В связи с изменениями в сферу действия Федерального закона № 208-ФЗ попали общественно значимые федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности. Однако у этих лиц обязанность формировать отчетность на основе МСФО возникнет не ранее, чем с отчетного периода, следующего за годом, в котором Правительством Российской Федерации будет утвержден конкретный список таких организаций.
Дополняют картину данные рейтинга «РБК 500» [7]: в настоящее время из 500 крупнейших российских организаций более половины (264 организации) ведут финансовый учет на основе национальных стандартов, а 205 организаций формируют финансовую отчетность на основе МСФО (и US GAAP). Выбор системы учета «в общих чертах повторяет очертания главных юрисдикций» [7]. Участники рейтинга «РБК 500» разделились на две примерно равные группы: в России зарегистрировано 239 компаний из 500 — 47,8%, из которых 87 — государственные компании и только 152 — частные компании. 183 организации из перечня топ-500 зарегистрированы за рубежом.
Однако, по оценке экспертов компании «РБК», выбор системы финансового учета, т.е. непосредственно регулирующих стандартов, «в меньшей степени зависит от страны регистрации и гораздо в большей — от публичности компании и наличия у нее кредитов западных финансовых организаций» [7].
Таким образом, цифры говорят о востребованности российских национальных стан-
дартов, а значит, и о необходимости их дальнейшего обновления.
Одной из важнейших методических и практических проблем российского бухгалтерского учета является отсутствие нормативных документов и, соответственно, практики применения дисконтированных оценок объектов учета. Вместе с тем широкое применение таких оценок предусмотрено требованиями МСФО и всеми, без исключения, зарубежными учетными стандартами (US GAAP, UK GAAP2 и др.).
Задачей современного бухгалтерского учета является формирование и представление внешним пользователям финансовой отчетности, которая позволяет не только констатировать финансовое состояние организации на отчетную дату, но и, что самое главное, отразить отсроченные обязательства и доходы, что предполагает широкое применение дисконтированных оценок. Только такой подход к формированию финансовой отчетности позволяет корректно:
• определить справедливую стоимость целого ряда объектов учета (например, финансовых инструментов), оценка которой базируется на расчете чистого совокупного денежного потока, который способны генерировать рассматриваемые объекты;
• рассчитать чистые активы организации;
• оценить риски организации, связанные как со структурой привлеченного капитала (т.е. риск возможных снижения и утраты финансовой устойчивости), так и с ликвидностью бухгалтерского баланса (т.е. риск утраты платежеспособности);
• при необходимости выполнить процедуры обесценения активов;
• оценить рыночную стоимость организации, которая необходима в случае ее продажи или покупки, а также в случае инвестирования в эту организацию капитала и т.д.
В самом общем случае под дисконтированием понимается процедура определения на текущий момент стоимости суммы денежных средств, которая должна быть получена в установленный момент времени в будущем.
Величину дисконтированного денежного потока рассчитывают по следующей формуле:
ДДП = ДПБП/(1 + сду,
(1)
где ДДП — дисконтированный денежный поток;
ДПБП — денежный поток будущего периода;
СД — ставка дисконтирования;
п — период дисконтирования.
Под дисконтированной (приведенной) стоимостью денежного потока понимается величина ожидаемого в будущем денежного потока, дисконтированная на основе установленной процентной ставки (ставки дисконтирования).
Таким образом, как видно из формулы (1), дисконтированная стоимость денежного потока равна произведению его будущей суммы (например, чистого денежного потока, полученного от использования актива (группы активов)) на коэффициент дисконтирования. Коэффициент дисконтирования в свою очередь определяется по следующей формуле:
Кд = 1/(1 + Сд)",
(2)
где КД — коэффициент дисконтирования; СД — ставка дисконтирования; п — период дисконтирования.
Из формулы (2) следует, что коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы. Его экономическое содержание заключается в том, что он характеризует стоимость одной денежной единицы при окончании периода дисконтирования. Уровень коэффициента дисконтирования зависит в первую очередь от ставки дисконтирования.
В российских учетных стандартах требование применения дисконтированных оценок содержится в двух ПБУ: ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»3 и ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»4.
2 UK GAAP (Generally Accepted Accounting Practice (UK)) — Общепринятая практика бухгалтерского учета в Великобри-
3 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010): приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н (в ред. от 06.04.2015).
4 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02: приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н (в ред. от 06.04.2015).
Положение по бухгалтерскому учету 8/2010 уделяет основное внимание классификации и порядку формирования суммы оценочных и условных обязательств и условных активов, в целом реализуя логику МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»5. ПБУ 8/2010, раскрывая сущность и порядок представления информации об оценочных и условных обязательствах, дает перечень фактов хозяйственной жизни и событий, при которых применение дисконтирования необходимо. К числу таких фактов (событий) относятся судебные споры, предстоящее закрытие отдельных подразделений, выдача гарантийных обязательств и др. Согласно ПБУ 8/2010 эти факты должны быть классифицированы (т.е. отнесены к оценочным или условным обязательствам или условным активам) и в зависимости от существенности последствий и вероятности их осуществления должны быть отражены в отчетности в соответствии с установленным порядком. Последствия условных фактов, вероятность осуществления которых невысока (менее 50%), отражаются исключительно в пояснительной записке. В случае если вероятность превышает 50%, то необходимо формировать оценочные обязательства, признаваемые расходами отчетного периода, и отражать их величину в бухгалтерском балансе отдельной строкой.
В п. 20 ПБУ 8/2010 установлено, что «в случае если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты или меньший срок, установленный организацией в учетной политике, такое оценочное обязательство оценивается по стоимости, определяемой путем дисконтирования его величины...» При этом здесь же указано, что ставка дисконтирования, применяемая организацией:
«а) должна отражать существующие на финансовом рынке условия, а также риски,
5 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 37
«Резервы, условные обязательства и условные активы» (в ред. от 26.08.2015) // приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (в ред. от 21.01.2015).
специфичные для обязательства, лежащего в основе признаваемого оценочного обязательства;
б) не должна отражать суммы уменьшения или увеличения налога на прибыль организации, которые отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, а также риски и неопределенности, которые были учтены при расчете будущих денежных выплат, вызванных оценочным обязательством...»
Однако положения п. 20 ПБУ 8/2010 не только не раскрывают даже основ методики обоснованного определения ставки дисконтирования, но не дают даже самых общих методических подходов к решению этой сложной задачи. Таким образом, даже при применении ПБУ 8/2010 выбор ставки дисконтирования осуществляется на основе профессиональных суждений бухгалтера о рисках организации и его представлений о ее возможном уровне. При этом необходимо иметь в виду, что, например, формирование оценочных обязательств в соответствии с требованиями ПБУ 8/2010 приводит к уменьшению прибыли, которая является ключевым показателем результативности финансово-хозяйственной деятельности организации. Таким образом, неверный выбор ставки дисконтирования долгосрочных оценочных обязательств обязательно приведет к искажению величины нераспределенной прибыли организации.
Аналогичная ситуация и с ПБУ 19/02. В настоящее время объем, содержание и сложность указанного ПБУ не сопоставимы с аналогами — отдельными МСФО, посвященными учету финансовых инструментов. Но применительно к рассматриваемому вопросу нас интересует только один аспект — позиция ПБУ 19/02 в отношении применения дисконтированных оценок.
В п. 23 ПБУ 19/02 указано, что «по долговым ценным бумагам и предоставленным займам организация может составлять расчет их оценки по дисконтированной стоимости. При этом записи в бухгалтерском учете не производятся.
Организация должна обеспечить подтверждение обоснованности такого расчета».
Из представленного текста следует, что у организации отсутствует обязанность выполнять расчеты, оперируя дисконтированными
оценками, поскольку, как сказано в п. 23 ПБУ 19/02, применение дисконтирования является ее правом. Учитывая наличие проблемы, связанной с недостаточной квалификацией у значительной части российских бухгалтеров, можно сделать вывод, что они будут формировать такие оценки только при острой необходимости (например, при необходимости формировать консолидированную отчетность, которая должна быть составлена на основе применения методов и подходов МСФО; при осуществлении вида деятельности, финансовая отчетность по которому формируется по МСФО согласно действующему отраслевому законодательству (например, в банковской сфере) или иных ситуациях).
Если организация решит, что она будет применять дисконтирование при учете финансовых инструментов, ей необходимо ввести соответствующее положение в свою учетную политику и отражать расчет дисконтированной стоимости указанных финансовых вложений в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Эти данные носят справочный характер для пользователей отчетности.
Далее в п. 42 ПБУ 19/02 зафиксировано, что следует раскрыть информацию «. по долговым ценным бумагам и предоставленным займам — данные об их оценке по дисконтированной стоимости, о величине их дисконтированной стоимости, о примененных способах дисконтирования (раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах)». Однако, так же как и в случае с ПБУ 8/2010, не представлено никаких рекомендаций в отношении методики расчета коэффициента дисконтирования.
Кроме того, следует отметить, что ни ПБУ 8/2010, ни ПБУ 19/02 не раскрывают содержание термина «дисконтированная стоимость». Определение рассматриваемому термину применительно к денежным потокам, связанным с инвестированием, дано в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов6. Согласно подразд. 2.7 этого документа «Дисконтированием денежных потоков называется приведение их разновременных
6 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России 21.06.1999 № ВК 477).
(относящихся к разным шагам расчета) значений к их ценности на определенный момент времени, который называется моментом приведения и обозначается через 1:0».
В данных Методических рекомендациях уделено внимание определению ставки дисконтирования, которая в этом документе называется «нормой дисконта». В частности, в вышеуказанном подп 2.7 указано: «Норма дисконта (Е) является экзогенно задаваемым основным экономическим нормативом, используемым при оценке эффективности ИП7.
В отдельных случаях значение нормы дисконта может выбираться различным для разных шагов расчета (переменная норма дисконта). Это может быть целесообразно в случаях:
• переменного по времени риска;
• переменной по времени структуры капитала при оценке коммерческой эффективности инвестиционных проектов».
В приложении к данному документу раскрываются особенности учета фактора времени, т.е. дается описание определения ставок дисконтирования применительно к инвестиционным проектам. Однако содержание и используемая терминология делают его трудно применимым для целей бухгалтерского учета.
В остальных 22 действующих ПБУ и иных нормативных документах, регулирующих вопросы ведения бухгалтерского учета и отражения отдельных объектов учета в финансовой отчетности, отсутствуют даже упоминания о необходимости применения дисконтированных оценок.
Эта точка зрения поддерживается отечественными специалистами. Так, О. Е. Орлова [8] применительно к облигациям отмечает: «Никаких указаний, каким образом рассчитывать дисконтированную (приведенную) стоимость облигации, Минфин в ПБУ 19/02 не дал». Несмотря на то, что, как отмечает О.Е. Орлова, в финансовой литературе дисконтирование описано многократно, «официальных источников, раскрывающих методику вычисления приведенной стоимости финансовых инструментов (а на самом деле — любых объектов бухгалтерского учета), явно маловато» [8].
7 ИП — инвестиционный проект.
В проектах ПБУ, размещенных в настоящее время на сайте Минфина России, содержание которых по сравнению с действующими учетными стандартами существенно больше приближено к МСФО, устанавливаются требования по применению дисконтированных оценок.
Вместе с тем представленные для обсуждения проекты ПБУ также не дают четкой и полной картины применения дисконтирования в учетных процессах.
Во-первых, по-прежнему отсутствуют какие-либо нормативные документы в части расчета коэффициента дисконтирования, предназначенные непосредственно для применения для целей бухгалтерского учета. Несмотря на наличие множества методик и трудов специалистов в области инвестиционного и финансового менеджмента по вопросу применения дисконтированных оценок, следует отметить, что российские бухгалтеры привыкли работать с документами, предназначенными именно для такой целевой аудитории. В связи с этим при разработке новых проектов ПБУ целесообразно описать хотя бы основные подходы к решению этой задачи, а не исходить из того, что все знают величину ставки дисконтирования.
Во-вторых, особенности применения дисконтированных оценок к отдельным объектам учета в проектах ПБУ представлены крайне нечетко. Так, Л. В. Сотникова отмечает, что «в проекте ПБУ 5/2012 негласно присутствует метод дисконтирования будущих денежных потоков, «скрывающийся» за следующей формулировкой: при приобретении запасов на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или меньший срок, установленный организацией в учетной политике, в себестоимость запасов включается сумма, которая была бы уплачена организацией при отсутствии отсрочки (рассрочки)» [9]. При этом в указанном проекте ПБУ не приведены никакие расчеты, которые позволили бы отечественным бухгалтерам начать практическое освоение методов дисконтирования, понимания процесса формирования ставок дисконтирования и тех изменений в финансовой отчетности, которые неизбежны при внедрении вышеуказанного метода.
Кроме того, И. А. Слободняк отмечает, что при условии оплаты предоставленной отсрочки платежа не единовременно, а несколькими частями в учете могут возникнуть дополнительные сложности, связанные с тем, насколько корректным является допущение о том, что ставка дисконтирования неизменна в период действия отсрочки [10].
Необходимо отметить, что совершенствование отечественного бухгалтерского учета проходит в направлении сближения с МСФО, и отсутствие обоснованных подходов к решению проблемы получения корректных дисконтированных оценок препятствует решению задачи этого сближения. Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что необходимо решение ряда методических вопросов в части установления порядка определения уровня ставки дисконтирования.
В отличие от отечественных ПБУ, в МСФО применению дисконтированных оценок уделено особое внимание. Так, из действующих в настоящее время МСФО в 17 выдвинуто требование о применении дисконтирования. В каждом из этих МСФО вопросы дисконтирования излагаются с учетом характерных особенностей рассматриваемых объектов учета или категорий. Так, например, для раскрытия экономического содержания ставки дисконтирования предлагаются следующие определения. Ставка дисконтирования — это:
• ставка, которая отражает текущие рыночные оценки временной стоимости денег и рисков, характерных для данного актива, представляет собой ту отдачу, которую потребовали бы инвесторы, если бы они должны были выбрать вариант инвестирования, который бы создал движение денежных средств, суммы, распределение во времени и структура риска которого были эквивалентны тем, которые предприятие ожидает получить от актива (п. 56 МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»8);
• ставка до налогообложения, отражающая текущие рыночные оценки: (а) временной стоимости денег и (b) рисков, характерных для данного актива, и по которым не производилась
8 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» (в ред. от 26.08.2015) // приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (в ред. от 21.01.2015).
корректировка расчетных оценок будущих потоков денежных средств (п. 55 МСФО (IAS) 36);
• ставка, которая возникает из наблюдаемых ставок доходности по сопоставимым активам или обязательствам, обращающимся на рынке. Соответственно, предусмотренные договором, обещанные или наиболее вероятные потоки денежных средств дисконтируются по наблюдаемой или расчетной рыночной ставке для таких условных потоков денежных средств (т.е. рыночной ставке доходности) (п. В18 МСФО (IFRS) 13) «Оценка справедливой стоимости»9;
• ставка, используемая для дисконтирования обязательств по плану вознаграждений по окончании трудовой деятельности (как финансированным, так и нефинансированным), которая определяется на основе рыночной доходности высококачественных корпоративных облигаций по состоянию на конец отчетного периода (п. 83 МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»10).
Даже этот очень неполный перечень определений и характеристик ставки дисконтирования отражает внимание разработчиков МСФО к созданию условий для правильного понимания сущности рассматриваемой категории, а также тот факт, что при выборе ее величины могут быть использованы различные подходы.
9 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (в ред. от 17.12.2014) // приказ Минфина России от 18.07.2012 № 106н «О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».
10 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» (в ред. от 17.12.2014) // приказ Минфина России от 18.07.2012 № 106н «О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что действующие российские ПБУ не раскрывают порядок выбора ставки дисконтирования, что создает (а) условия для некорректного расчета дисконтированных оценок (в первую очередь долгосрочных обязательств) организаций и (Ь) трудности в освоении МСФО, курс на сближение с которыми провозглашен.
Однако во всех проектах ПБУ, размещенных на официальном сайте Минфина России, предполагается использование дисконтированных оценок. Вместе с тем, как и в случае с действующими ПБУ, в них не представлены методики расчета ставки дисконтирования, и они не дополнены иными нормативными документами, позволяющими отечественным бухгалтерам обоснованно решать проблему расчета указанной ставки.
Безусловно, в настоящий момент требуется разработка и применение единообразного подхода к процедурам дисконтирования в российской практике финансового учета в целях соблюдения требований сопоставимости и достоверности информации, предоставляемой пользователям.
При этом следует отметить, что некоторая база для решения этой проблемы уже имеется. Например, в методических рекомендациях, регулирующих порядок определения комплекса оценок, представляемых в финансовой отчетности кредитных организаций, вопросы определения ставки дисконтирования представлены более широко и глубоко. При этом во всех рассмотренных методических рекомендациях имеются примеры расчета дисконтированных оценок применительно к различным ситуациям и экономическим условиям. Это позволяет говорить о наличии предпосылок формирования более качественной финансовой отчетности.
Литература
1. Кинг А. Оценка справедливой стоимости для финансовой отчетности. Новые требования FASB. М.: Альпина Паблишер, 2011.
2. Проект Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/projects/ (дата обращения: 12.10.2015).
3. Проект Положения по бухгалтерскому учету «Запасы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/projects/ (дата обращения: 12.10.2015).
4. Проект Положения по бухгалтерскому учету «Учет вознаграждений работникам» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/projects/ (дата обращения: 12.10.2015).
5. Проект Положения по бухгалтерскому учету «Учет аренды» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/projects/ (дата обращения: 12.10.2015).
6. Доклад о практике применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» в 2013-2014 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/common/ upload/library/2014/12/main/doklad. pdf (дата обращения: 12.10.2015).
7. Игуменов В. Россия или офшор: где зарегистрировано 500 крупнейших компаний страны [Электронный ресурс]. URL: http://www.aeroflot.com/cms/files/http://www.rbc.ru/business/08/10/2015/56 1583d49a794756766bfe4f (дата обращения: 12.10.2015).
8. Орлова О.Е. Дисконтированная (приведенная) стоимость облигаций // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2013. № 20.
9. ComHUKoeaЛ.В. Проект ПБУ 5/2012 «Учет запасов»: что изменится // Бухгалтерский учет в строительных организациях. 2012. № 12.
10. Слободняк И.А. Вопросы оценки активов организации, оплаченных на условиях отсрочки платежа // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 5.
References
1. King A. Ocenka spravedlivoj stoimosti dlja finansovoj otchetnosti. Novye trebovanija FASB [Fair Value for Financial Reporting: Meeting the New FASB Requirements]. Moscow, Al'pina Pablisher — Alpina, 2011 (in Russ.).
2. Proekt Polozhenija po buhgalterskomu uchetu «Dohody organizacii» [A draft regulation on accounting «Incomes of organization» [Electronic resource]. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/ accounting/accounting/projects/ (accessed: 12.10.2015) (in Russ.).
3. Proekt Polozhenija po buhgalterskomu uchetu «Zapasy» [A draft regulation on accounting «Accounting for inventories»] [Electronic resource]. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/ accounting/accounting/projects/ (accessed: 12.10.2015) (in Russ.).
4. Proekt Polozhenija po buhgalterskomu uchetu «Uchet voznagrazhdenij rabotnikam» [A draft regulation on accounting «The accounting for employee benefits»] [Electronic resource]. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/projects/ (accessed: 12.10.2015) (in Russ.).
5. Proekt Polozhenija po buhgalterskomu uchetu «Uchet arendy» [A draft regulation on accounting «Accounting for lease». [Electronic resource] URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/ accounting/accounting/projects/ (accessed: 12.10.2015) (in Russ.).
6. Doklad o praktike primenenija Federal'nogo zakona «O konsolidirovannoj finansovoj otchetnosti» v 2013-2014 gg. [Report on the practice of application of the Federal law «On consolidated financial statements» in 2013-2014, the Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation] [Electronic resource]. URL: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/12/main/doklad. pdf (accessed: 12.10.2015) (in Russ.).
7. Igumenov V. Rossija ili ofshor: gde zaregistrirovano 500 krupnejshih kompanij strany [Russia, or offshore: where are 500 largest companies in the country registered] [Electronic resource]. URL: http://www.aeroflot.com/cms/files/http://www.rbc.ru/business/08/10/2015/561583d49a794756766bfe 4f (accessed: 12.10.2015) (in Russ.).
8. Orlova O.E. Diskontirovannaja (privedennaja) stoimost' obligacij [Discounted (present) value of the bonds]. Aktual'nye voprosy buhgalterskogo ucheta i nalogooblozhenija — Actual issues of accounting and taxation, 2013, no. 20 (in Russ.).
9. Sotnikova L.V. Proekt PBU 5/2012 «Uchet zapasov»: chto izmenitsja [Project PBU 5/2012 «Accounting for inventories»: what will change]. Buhgalterskij uchet v stroitel'nyh organizacijah — Accounting in construction organizations], 2012, no. 12 (in Russ.).
10. Slobodnjak I. A. Voprosy ocenki aktivov organizacii, oplachennyh na uslovijah otsrochki platezha [Evaluation issues of the organization's assets, paid on the deferred payment terms]. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet — International accounting, 2011, no. 5 (in Russ.).