УДК 656.71
ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ АЭРОПОРТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.С. ЛУЦКАЯ
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Афанасьевым В.Г.
В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме сокращения количества аэропортов в Российской Федерации. Многие специалисты в области гражданской авиации изучают вопрос количества аэропортов, необходимого для удовлетворения существующего и перспективного спроса в осуществлении перевозок на территории Российской Федерации. В статье рассмотрены лишь самые главные аспекты, характеризующие вопрос открытия/закрытия международных аэропортов.
Ключевые слова: аэродромная сеть, хаб, международный аэропорт.
Проблема обоснования целесообразности открытия международных аэропортов на территории Российской Федерации в современных условиях является актуальной. Открытие международных воздушных перевозок напрямую связано со значительным объемом капитальных вложений и эксплуатантов, а также расходов на содержание контингента, обслуживающего эти перевозки.
Во времена Советского Союза большинство международных перевозок осуществлялось в основных аэропортах гражданской авиации СССР (Шереметьево, Пулково и др.).
В настоящее время в Российской Федерации появилось большое количество аэропортов, осуществляющих международные авиаперевозки. Данные аэропорты получили статус международных независимо от того, какой объем перевозок через них осуществлялся.
Общесистемный кризис гражданской авиации России привел к сокращению объемов авиатранспортной работы авиакомпаний с 1990 по 2006 гг. в 2,6 раза, количество отправок пассажиров из аэропортов страны в 3 раза.
Динамика количества аэропортов в Российской Федерации за период 1992-2010 гг. приведена на рис. 1.
Анализ динамики количества аэропортов на территории России показал сокращение их числа с 1992 г. по настоящее время с 1302 до 328.
В то же время обратная динамика прослеживается относительно международных аэропортов - их количество увеличилось с 19 до 71.
—1302
1400
§ 1200
н а
8 1000
о Й-
я 800 о
(5
ё 600 §
§ 400
а
200 0
1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010
Годы
□ Общее количество аэропортов □ Международные аэропорты
Рис. 1. Динамика количества аэропортов РФ в период 1992-2010 гг.
В табл. 1 приведен перечень международных аэропортов Российской Федерации по состоянию на 01.12.2009 г.
Таблица 1
Перечень международных аэропортов Российской Федерации (по состоянию на 01.12.2009 г.)
1.Абакан 28. Магнитогорск 55. Сочи
2. Анадырь 29. Майкоп 56. Ставрополь
3. Анапа (Витязево) 30. Махачкала 57. Сургут
4. Архангельск (Талаги) 31. Минеральные Воды 58. Сыктывкар
5. Астрахань (Нариманово) 32. Москва (Внуково) 59. Тюмень
6. Барнаул 33. Москва (Домодедово) 60. Улан-Удэ
7. Белгород 34. Москва (Шереметьево) 61. Ульяновск
8. Благовещенск 35. Мурманск 62. Уфа
9. Братск 36. Нальчик 63. Хабаровск
10. Брянск 37. Нижневартовск 64. Ханты-Мансийск
11. Владивосток (Кневичи) 38. Нижнекамск 65. Чебоксары
12. Владикавказ (Беслан) 39. Нижний Новгород 66. Челябинск
13. Волгоград (Гумрак) 40. Новосибирск 67. Чита (Кадала)
14. Воронеж 41. Омск (Центральный) 68. Элиста
15. Грозный 42. Оренбург 69. Южно-Сахалинск
16. Екатеринбург (Кольцово) 43. Орск 70. Якутск
17. Иваново (Южный) 44. Остафьево 71. Ярославль (Туношна)
18. Казань 45. Пермь
19. Иркутск 46. Петрозаводск
20. Калининград (Храброво) 47. Петропавловск-Камчатский
21. Кемерово 48. Провидения Бухта
22. Когалым 49. Псков (Кресты)
23. Комсомольск- на -Амуре 50. Раменское
24. Краснодар (Пашковский) 51. Ростов - на - Дону
25.Красноярск (Емельяново) 52. Самара (Курумоч)
26. Курск (Восточный) 53. Санкт - Петербург
27. Магадан 54.Саратов (Центральный)
Примечание: По материалам, представленным на сайте Федерального агентства воздушного транспорта, www.favt.ru.
На сегодняшний день многие из этих аэропортов, имея статус международных, обеспечивают незначительное количество международных перевозок, в то же время они имеют всю необходимую инфраструктуру для выполнения перевозок - в них установлены пункты пропуска через государственную границу.
Анализ фактического материала по пассажирским перевозкам на международных авиалиниях показал, что как и в предыдущие годы, основной объем международных перевозок осуществляется в следующих аэропортах: Внуково, Домодедово, Пулково, Шереметьево. Оставшийся незначительный объем перевозок распределился между остальными международными аэропортами Российской Федерации. Очевидно, что в остальных международных аэропортах был осуществлен меньший объем перевозок.
Разработка обоснования экономической целесообразности установления пункта пропуска является неотъемлемым требованием Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации (Росграница) перед принятием решения об открытии пункта пропуска.
В настоящее время не существует единой утвержденной методики для обоснования целесообразности открытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Очевидна необходимость разработки методики оценки целесообразности организации международных авиаперевозок в аэропортах Российской Федерации с целью определения граничных значений объема пассажирских перевозок, при котором установка пункта пропуска является эффективной как для аэропорта, так и для государства.
В настоящее время продолжает оставаться актуальным вопрос определения количества международных аэропортов, потребных для удовлетворения потребностей Российской Федерации в международных воздушных перевозках.
В последнее время у специалистов гражданской авиации существует неоднозначное мнение о роли крупных узловых аэропортов - потенциальных хабов в федеральной аэропортовой сети.
У сторонников формирования хабов на базе крупнейших российских аэропортов множество аргументов в их пользу, подтвержденных международным опытом. Наилучшими примерами могут служить аэропорты Цинциннати, Атланта и др.
Одной из предпосылок образования хабов является преимущество географического положения Российской Федерации. Одна треть площади страны по географическим признакам относится к Европе, а две трети страны - к Азии. Общее число государств, с которыми граничит Российская Федерация, составляет 15.
К тому же оптимальное географическое положение имеет столица России. Она находится на пересечении двух транспортных осей Запад-Восток и Север-Юг.
На сегодняшний день рынок международных перевозок имеет гораздо больший потенциал для дальнейшего роста, нежели внутренний.
На рис. 2 приведена схема потенциала рынка международных воздушных перевозок Российской Федерации.
Рис. 2. Потенциал рынка международных перевозок Российской Федерации
По результатам проведенных научных исследований было выявлено 12 потенциальных крупных узловых аэропортов-хабов (международных узловых аэропортов), которые обладают наибольшим потенциалом для того, чтобы в стратегической перспективе концентрировать и распределять основные международные пассажиро- и грузопотоки страны. При этом особенности и степень развитости инфраструктуры международных узловых аэропортов не принимаются как
необходимый критерий для отнесения аэропортов к данной подгруппе, так как некоторые такие аэропорты на данный момент имеют трансферный потенциал, но не имеют эффективной инфраструктуры терминалов, включая трансферную зону. Кроме того, в связи с незначительным влиянием на формирование пассажиро - и грузопотоков через аэропорт фактора нахождения аэропорта в зоне прохождения основных международных воздушных трасс (коридоров) над территорией страны, данный фактор не рассматривается при определении критериев отнесения к определенной группе аэропортов в рамках федеральной аэропортовой сети. Это обусловлено тем, что модель принятия решения авиакомпаниями, в том числе международными, о выполнении полетов в тот или иной аэропорт основывается на наличии платежеспособного спроса на авиаперевозки -другими словами, технические условия и ограничения на выполнение полета по маршруту до определенного аэропорта учитываются далеко не в первую очередь.
Также не в пользу учета фактора нахождения аэропорта в зоне прохождения основных международных воздушных трасс при определении его принадлежности к той или иной группе в рамках федеральной аэропортовой сети говорят последние достижения современного авиастроения, а именно появление воздушных судов, позволяющих выполнять перелеты с полной загрузкой с беспосадочной дальностью полета более 16000 км, что со временем будет все больше снижать потенциальную возможность рассматривать обслуживание транзитных рейсов аэропортами в качестве источника доходов.
Следует отметить, что по состоянию на сегодняшний день, ни один из крупных аэропортов Российской Федерации не является полноценным международным хабом. Количество стыковок в российских транспортных узлах гораздо меньше, это связано с недостаточностью пропускной способности наземной инфраструктуры для обслуживания миллионных потоков пассажиров и тысяч воздушных судов.
По результатам проведенных научно-исследовательских работ, после исследования маршрутной сети каждого аэропорта страны в Российской Федерации, определено 22 внутрирос-сийских узловых аэропорта. Данные 34 международных и внутрироссийских узловых аэропорта обслуживают порядка 80 % всех авиапассажирских перевозок в Российской Федерации.
В случае реализации идеи создания крупных международных аэропортов - хабов схема взаимосвязи аэропортов будет представлена следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Схема взаимосвязи аэропортов Российской Федерации
Идея сокращения аэропортов с международным статусом декларируется и Росавиацией и Минтрансом, поскольку эта мера позволит снизить государственные затраты на содержание пунктов пропуска. Однако ряд аэропортов не поддерживают такого решения, в связи с тем, что
отсутствие международного статуса не позволит многим из них получать доходы от осуществления чартерных рейсов, составляющих существенную часть доходов аэропортов. Очевиден тот факт, что доходы от чартерных рейсов получаются аэропортом только в летнее время года и в районе новогодних праздников; все же оставшееся время аэропорт простаивает, а государство содержит все необходимые службы.
Говоря о сокращении числа международных аэропортов необходимо помнить конституционное право жителей Российской Федерации на свободу перемещения. Очевидно, что это право обеспечивается в том числе и развитостью транспортной инфраструктуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. О концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ 1309-р от 11.09.08 г.
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. - М.: Экономика, 2000.
3. Право и безопасность / журнал 2(15). - Май 2005.
PROBLEMS OF OPENING INTERNATIONAL AIRPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Lutskaya A.S.
The article deals with some problems of development of the infrastructure of state boarder in the regions of international airports of Russian Federation.
Key words: aerodrome network, hub, international airport.
Сведения об авторе
Луцкая Алина Сергеевна, окончила МГТУ ГА (2007), младший научный сотрудник ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», автор 4 научных работ, область научных интересов - экономическая эффективность организации международных авиаперевозок.