_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
3. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. - 784 с.
4. Сазонникова Е.В. «Культурное государство» и взаимосвязанные с ним понятия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». - 2011. - № 2 (11). - С.47-52.
5. Сазонникова Е.В. О теме диалога в науке конституционного права // Человек в глобальном мире: материалы Международной научной конференции (Воронеж, 18-20 мая 2015 г.) / под ред. Н.В. Бутусовой, Ию Ананиева. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015. - С.186-190.
© Дорохов В.А., 2016
УДК34
Я.С. Дунина
студентка Уральского института Управления РАНХиГС
при Президенте РФ г.Екатеринбург, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДАЧУ ВЗЯТКИ
ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ
Аннотация
В статье рассматривается краткий анализ развития законодательства, которое регулирует вопросы о даче взятки должностному лицу, а так же обозначены проблемы освобождения взяткодателя от уголовной ответственности.
Ключевые слова:
взятка, вымогательство, ответственность, взяткополучатель; освобождение от уголовной ответственности.
Коррупция, одной из основных составляющих которой является взяточничество, обсуждается во всем мире, борьба с ней ведётся еще с времён до нашей эры. В Ветхом Завете упоминается одна из божьих заповедей народу: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых»5. В XVII веке на Руси для определения видов взятки существовало несколько юридических названий: почести, поминки и посулы. Очень строго наказывались чиновники, вплоть до смертной казни Петром I6. Взойдя на престол Екатерина II, дала понять своему народу, что взяточничество будет строго наказываться и мириться с недугом она не собирается, а чиновникам - их проделки не укроются от ее ока.
Коррупция, составляет огромную проблему современного правового общества. В настоящее время дача взятки должностному лицу совершается ежедневно, так как ликвидировать в современной России это явление крайне сложно. По мнению Гришина Д.А. это связано в частности с высоким уровнем латентности данных преступлений7. Последствия взяточничества ведет к дезорганизации управленческой деятельности, ущемлению прав и законных интересов граждан, подрыву доверия населения к власти.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии
5 Ветхий завет. Глава 23., исх. 23.8
6 Полное собрание законов Российской империи. Т^. N0 2871.
7 Гришин Д.А. Вопросы освобождения от уголовной ответственности за должностные преступления // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2015. Т. 15. № 1. С. 141151
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
коррупции"8, Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и другие
" 9
нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.9
Взятка - это различного рода выгоды материального характера, получаемые должностным лицом за выполнение или невыполнение в интересах дающего или представляемых им лиц каких-либо действий (бездействия), если такое деяние входит в служебные полномочия субъекта либо он в силу должностного положения может способствовать таким деяниям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.10
Получение взятки может выразиться как в действии, так и в бездействии, достаточно сложном по содержанию, которое включает в себя:
1) принятие взятки должностным лицом как волеизъявление;
2) принятие взятки как получение имущественного блага.
В Уголовном кодексе РФ к статьям 290-291 имеются примечания, которые предусматривают условия для освобождения от уголовной ответственности за данные преступления:
1) В случае если к взяткодателю было применено вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о даче взятки должностному лицу, а точнее должно быть сообщено органу, имеющему право возбудить уголовное дело (право возбуждать уголовное дело возложено на - суд, прокурора, следователя, орган дознания). Важно, что бы до такого сообщения вышеуказанные органы не знали о даче взятки;
2) В случае если взяткодатель активно способствовал раскрытию или расследованию преступления.
3) Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию или пресечению преступления и добровольно сообщило органу, наделенному правом возбуждать уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Вымогательство, как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 О" судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"11 (далее - Постановление N 6), означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку в целях предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Вымогательство существует как в открытой, так и в завуалированной форме. Например, А. А. Ганин предлагал понимать под должностным вымогательством «требование взятки под угрозой применения насилия, либо под иной более опасной угрозой, которое поставило потерпевшего в тяжёлое или безвыходное положение»12. В данной области выделяется очень много проблем. Одна из них - признаётся ли лицо передающее взятку под вымогательством, потерпевшим?
Согласно ранее действовавшему постановлению Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 года «О судебной практике по делам о взяточничестве» такие лица не могут признаваться потерпевшими и им не возвращаются ценности, переданные должностному лицу в виде взятки13. В постановлении Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 года № 6 говорится о том, что если лицо, для предотвращения вредных последствий, было вынуждено передать вымогателю предмет взятки, то он подлежит возврату. В данном вопросе возникает коллизия, т.е. по логике Пленума Верховного Суда, раз предмет взятки возвращается, то
8 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 15.02.2016) "О противодействии коррупции"
9 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016)
10 Тимошенко И. «Взятка» в праве и русском языке / И. Тимошенко, Ф. Ходеев // Российская юстиция. - 2013. - № 10. - С. 14.
"Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»
12 Ганин А. А. Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 года в вопросах и ответах. — М., 1927. С.136
13 Гришин Д.А., Султанов В.Н. Ретроспективный анализ злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий (на основе Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 марта 1990 г. и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г.) // Вопросы управления. 2012. № 1 (1). С. 138-144.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
лицо должно признаваться потерпевшим, и следует, что его деяния не будет преступным. Отсюда следует, что признание лица потерпевшим и признание отсутствия в его деяниях состава преступления препятствуют освобождению лица, передавшего взятку под воздействием вымогательства, от уголовной ответственности со ссылкой на примечание к статье 291 УК РФ, но это наступит при условии, что взяткодатель действовал в пределах крайней необходимости. Таким образом, все взяткодатели могут ссылаться на данный речевой оборот уходить от ответственности. На наличие проблем в судебной практике применения освобождения от уголовной ответственности неоднократно указывалось Сабаниным С.Н. и Гришиным Д.А14.
По поводу освобождения лица от уголовной ответственности в случае добровольного сообщения органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 6 отметил, что, решая данный вопрос, следует иметь в виду следующее: сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель.
Данная рекомендация носит необязательный характер, так как решение Пленума не является источником права15. В качестве причин могут выступать самые разные побуждения как нравственного, так и иного характера, например, неуверенность в возможности скрыть преступление или страх перед наказанием. Проблема в том, что, теперь каждый кто давал взятку, может признаваться в совершённом действии в правоохранительные органы, заведомо зная, что его освободят от ответственности. Например гражданин А-работник паспортного стола, а гражданин Б- его клиент и хочет сделать заграничный паспорт в кратчайшие сроки за дополнительную плату. Работник паспортного стола соглашается, принимает взятку и отправляет документы на оформление паспорта вне очереди. Гражданин Б знает, что поступил неправомерно, перед тем как получать паспорт, пошёл полицию и сознался в даче взятки, тем самым освободив себя от ответственности.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод:
1- Наибольшее распространение коррупции, а именно дача взяток происходит именно в органах государственной власти
2- данные преступления очень трудно раскрываемы, а даже если и открывается какое-то дело, то под наказание попадают не те кто действительно виновен и наказание несоразмерно. Так например в одном муниципальном образовании мер в качестве подарка принял планшет Iphone - снятие с поста, позор, уголовное преследование и лишение свободы16. Ну а второй пример самого крупного коррупционного скандала стала Евгения Васильева, итог- домашний арест17.
3- Знание закона наших граждан о том, что они могут быть освобождены от ответственности, может привести к злоупотреблению правом.
Рассуждать о проблемах в данной области можно бесконечно много, все жалуются, что кругов взятки и коррупция, но ни кто не задумывается кто это порождает? Все привыкли использовать «конвертик с деньгами» для решения вопроса для достижения цели. Водить детей в садик без очереди, получить земельный участок побыстрее и т.д., но не стоит забывать, что всё начинается малого. Главная проблема -человеческий фактор, люди ищут пути удовлетворения своих потребностей в обиход принятых социальных и моральных норм , а главное -правовых норм, тем самым порождая взяточничество и коррупция. Решение этой проблемы лежит в первую очередь в нас.
Список использованной литературы:
1. Ветхий завет. Глава 23., исх. 23.8
2. Полное собрание законов Российской империи. T.V. No 2871.
3. Гришин Д.А. Вопросы освобождения от уголовной ответственности за должностные преступления // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2015. Т. 15. № 1. С. 141-151
14 Сабанин С.Н., Гришин Д.А. Применение судом института деятельного раскаяния // Уголовное право. - 2015. - № 2. -С. 52-56.
15 СМ., подр.: Гришин Д.А. Вопросы применения института деятельного раскаяния с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 3. С. 11-14
16 Областная газета свердловской области 29.04.2016, 16:14
17 Российская газета - Федеральный выпуск №6036 (60) 21.03.2013 00:25
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070
4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О противодействии коррупции"
5. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016)
6. Тимошенко И. «Взятка» в праве и русском языке / И. Тимошенко, Ф. Ходеев // Российская юстиция. -2013. - № 10. - С. 14.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»
8. Ганин А. А. Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 года в вопросах и ответах. — М., 1927. С.136
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»
10 Гришин Д.А., Султанов В.Н. Ретроспективный анализ злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий (на основе Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 марта 1990 г. и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г.) // Вопросы управления. 2012. № 1 (1). С. 138-144.
11 Сабанин С.Н., Гришин Д.А. Применение судом института деятельного раскаяния // Уголовное право. -2015. - № 2. - С. 52-56.
12 СМ., подр.: Гришин Д.А. Вопросы применения института деятельного раскаяния с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 3. С. 11-14
13 Областная газета свердловской области 29.04.2016, 16:14
14 Российская газета - Федеральный выпуск №6036 (60) 21.03.2013 00:25
© Дунина Я.С., 2016
УДК 342.25
Н.Н.Жадобина
к.ю.н., доцент
Сургутский государственный университет Институт государства и права г. Сургут. Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые правовые проблемы участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления и участия в публичных слушаниях.
Ключевые слова
Территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, муниципальные образования,
местное самоуправление
Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) - совершенно особенный институт в системе местного самоуправления. ТОС призвано стать одной из основ гражданского общества, повысить инициативность и заинтересованность жителей в решении своих насущных проблем путем самоорганизации.
Между тем, правовая природа и статус ТОС до настоящего времени надлежащим образом не определены в законодательстве о местном самоуправлении, о чем свидетельствуют продолжающиеся дискуссии в юридической науке [1; 2; 25].