УДК 343
Гендель С. В. студентка Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России) Россия, г. Тула
ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ
Аннотация: в статье анализируются проблемы государственного регулирования миграционной политики в России. Рассмотрены вопросы развития уголовного и администаритвного законодательства в сфере миграции; общие вопросы развития законодательства в сфере миграции.
Ключевые слова: миграция, организация незаконной миграции, административная ответственность, уголовная ответственность.
Handel S. V., a student
at the Tula Institute (branch) All-Russian State University of Justice
(RPA of the Ministry of Justice of Russia)
Tula, Russia
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE STATE MIGRATION POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: the article analyzes the problems of state regulation of migration policy in Russia. The issues of the development of criminal and administrative legislation in the field of migration are considered; general issues of the development of legislation in the field of migration.
Keywords: migration, organization of illegal migration, administrative responsibility, criminal liability.
В целом миграционное законодательство России довольно запутано. Процесс усложняется реформированием системы государственной власти и ликвидацией ФМС.
Несмотря на позицию многих развитых стран (в том числе России), состоящую в том, что надо применять селективный подход для въезда мигрантов высокой квалификации и дефицитных профессий, на практике все эти страны привлекают малоквалифицированную рабочую силу, необходимость в которой будет существовать еще длительное время. Важно найти оптимальную модель регулирования, которая позволила бы максимально использовать как внутренние трудовые ресурсы, так и
мигрантов, и при этом обеспечила бы нормальную ассимиляцию мигрантов в принимающей стране.
В сложившейся сегодня ситуации, как никогда ранее, требуются уточнение масштабов трудовой миграции и управление ее потоками. Так, в 2022 г. доля мигрантов, объявивших работу целью приезда в РФ, составила не более 1/6 занятых, а фактически и легально работающих - всего 2,9%, тогда как остальные могут быть вкладом нелегальной миграции.
С одной стороны, это обусловлено целым рядом новых факторов сокращения трудовых ресурсов и экономически активного населения: большой смертностью от пандемии (более 835 тыс. чел.), выбытием с рынка труда вследствие мобилизации и добровольного набора в армию по контракту свыше 700 тыс. чел., релокацией в связи с началом СВО, по разным оценкам, от 420 до 600-700 тыс. чел., сокращением численности пенсионеров - почти вдвое большим, чем ожидалось до пенсионной реформы, оттоком работающих пенсионеров из сферы занятости вследствие отсутствия индексации пенсий (с 2016 г. их число сократилось с 15,3 млн до 7,9 млн чел.) и др. Если до пандемии численность трудовых ресурсов в балансе РФ прогнозировалась с ростом (90,4 млн чел. на 2023 г.), а после пандемии - 89
млн чел., то сегодня этот показатель составляет, по нашим расчетам, 87-87,5
12
млн чел. 12
С другой стороны, вопреки западным прогнозам о коллапсе российской экономики, она выстояла и развивается, растет численность занятого населения с соответствующим сокращением безработицы. Теоретически массовому использованию труда внешних трудовых мигрантов есть альтернатива - повышение производительности труда. Однако пандемия, санкционный режим и ведение СВО не позволяют России сегодня в полной мере реализовать варианты такой модели развития. Поэтому (при сохранении задачи повышения производительности труда) кроме привлечения иностранной рабочей силы, которая является экстенсивным источником пополнения трудовых ресурсов и смягчения дефицита кадров, необходимо расширять сегмент экономически активного населения (молодежи, пенсионеров, членов домохозяйств и др.).
8 августа 2024 г. Президент Российской Федерации подписал два федеральных закона, которые вступят в силу через 180 дней после дня их официального опубликования: «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 248-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 260-ФЗ. Согласно первому закону полиция получит право принимать решения об административном выдворении иностранных граждан из Российской Федерации за совершение определенных административных правонарушений. Также в нем уточняется порядок содержания данных лиц в
12 Колесникова О. А., Маслова Е. В., Околелых И. В. Современные проблемы внешней трудовой миграции населения в России и их регулирование // Социально-трудовые исследования. 2024. №54(1).
4(1). С.111.
Iй .
специальных учреждениях, вводится административная ответственность за оказание услуг иностранным гражданам, включенным в реестр контролируемых лиц, если оказание таких услуг запрещено или ограничено. Вторым законом вводится правовой режим высылки иностранных граждан.
Закрепленный в законодательстве режим высылки будет действовать в отношении иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации без законных оснований, после внесения соответствующих данных в реестр контролируемых лиц. Прекращение действия режима будет происходить
13
путем исключения из реестра контролируемых лиц13.
Разработка реестра и контроль за его функционированием возложены на МВД России, а сроки его создания и особенности работы будут определены Правительством Российской Федерации.
При рассмотрении дел о нарушениях миграционного законодательства необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица одновременно могут содержать признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо разграничивать таковые между собой;
В случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в России с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию; представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
Автор считает, что важным вопросом в сфере миграции связаны с отграничением предусмотренных ими преступлений от сходных административных правонарушений. При рассмотрении дел о нарушениях миграционного законодательства необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица одновременно могут содержать признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо разграничивать таковые между собой.
В ст. 322.1 УК РФ можно было бы внести следующие квалифицирующие признаки: п. «а» ч. 2 - «с использованием информационных технологий»; п. «б» ч. 2 - «совершенное группой лиц по предварительному сговору»; п. «а» ч. 3 - «совершенное организованной преступной группой»; п. «б» ч. 3 - «с целью совершения преступления на территории РФ или с целью вербовки лиц для участия в международной террористической деятельности, распространения крайних религиозных и
13 Емельянов В. М. Инновации миграционного законодательства как стимул повышения эффективности деятельности полиции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2024. № 3 (69). С. 38.
иных реакционных взглядов, создания международных преступных сообществ, участия в запрещенных в РФ террористических организациях»; п. «в» ч. 3 - «с использованием должностного или иного служебного положения»; п. «г» ч. 3 - «совершенных в крупном размере».
Использованные источники:
1. Емельянов В. М. Инновации миграционного законодательства как стимул повышения эффективности деятельности полиции // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2024. - № 3 (69). - С. 38-46.
2. Колесникова О. А., Маслова Е. В., Околелых И. В. Современные проблемы внешней трудовой миграции населения в России и их регулирование // Социально-трудовые исследования. - 2024. - №54(1). - С.111-116.