Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ'

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
миграция / организация незаконной миграции / административная ответственность / уголовная ответственность. / migration / organization of illegal migration / administrative responsibility / criminal liability.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Гендель С. В.

в статье анализируются проблемы государственного регулирования миграционной политики в России. Рассмотрены вопросы развития уголовного и администаритвного законодательства в сфере миграции; общие вопросы развития законодательства в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Гендель С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE STATE MIGRATION POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

the article analyzes the problems of state regulation of migration policy in Russia. The issues of the development of criminal and administrative legislation in the field of migration are considered; general issues of the development of legislation in the field of migration.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ»

УДК 343

Гендель С. В. студентка Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции

(РПА Минюста России) Россия, г. Тула

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

Аннотация: в статье анализируются проблемы государственного регулирования миграционной политики в России. Рассмотрены вопросы развития уголовного и администаритвного законодательства в сфере миграции; общие вопросы развития законодательства в сфере миграции.

Ключевые слова: миграция, организация незаконной миграции, административная ответственность, уголовная ответственность.

Handel S. V., a student

at the Tula Institute (branch) All-Russian State University of Justice

(RPA of the Ministry of Justice of Russia)

Tula, Russia

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE STATE MIGRATION POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article analyzes the problems of state regulation of migration policy in Russia. The issues of the development of criminal and administrative legislation in the field of migration are considered; general issues of the development of legislation in the field of migration.

Keywords: migration, organization of illegal migration, administrative responsibility, criminal liability.

В целом миграционное законодательство России довольно запутано. Процесс усложняется реформированием системы государственной власти и ликвидацией ФМС.

Несмотря на позицию многих развитых стран (в том числе России), состоящую в том, что надо применять селективный подход для въезда мигрантов высокой квалификации и дефицитных профессий, на практике все эти страны привлекают малоквалифицированную рабочую силу, необходимость в которой будет существовать еще длительное время. Важно найти оптимальную модель регулирования, которая позволила бы максимально использовать как внутренние трудовые ресурсы, так и

мигрантов, и при этом обеспечила бы нормальную ассимиляцию мигрантов в принимающей стране.

В сложившейся сегодня ситуации, как никогда ранее, требуются уточнение масштабов трудовой миграции и управление ее потоками. Так, в 2022 г. доля мигрантов, объявивших работу целью приезда в РФ, составила не более 1/6 занятых, а фактически и легально работающих - всего 2,9%, тогда как остальные могут быть вкладом нелегальной миграции.

С одной стороны, это обусловлено целым рядом новых факторов сокращения трудовых ресурсов и экономически активного населения: большой смертностью от пандемии (более 835 тыс. чел.), выбытием с рынка труда вследствие мобилизации и добровольного набора в армию по контракту свыше 700 тыс. чел., релокацией в связи с началом СВО, по разным оценкам, от 420 до 600-700 тыс. чел., сокращением численности пенсионеров - почти вдвое большим, чем ожидалось до пенсионной реформы, оттоком работающих пенсионеров из сферы занятости вследствие отсутствия индексации пенсий (с 2016 г. их число сократилось с 15,3 млн до 7,9 млн чел.) и др. Если до пандемии численность трудовых ресурсов в балансе РФ прогнозировалась с ростом (90,4 млн чел. на 2023 г.), а после пандемии - 89

млн чел., то сегодня этот показатель составляет, по нашим расчетам, 87-87,5

12

млн чел. 12

С другой стороны, вопреки западным прогнозам о коллапсе российской экономики, она выстояла и развивается, растет численность занятого населения с соответствующим сокращением безработицы. Теоретически массовому использованию труда внешних трудовых мигрантов есть альтернатива - повышение производительности труда. Однако пандемия, санкционный режим и ведение СВО не позволяют России сегодня в полной мере реализовать варианты такой модели развития. Поэтому (при сохранении задачи повышения производительности труда) кроме привлечения иностранной рабочей силы, которая является экстенсивным источником пополнения трудовых ресурсов и смягчения дефицита кадров, необходимо расширять сегмент экономически активного населения (молодежи, пенсионеров, членов домохозяйств и др.).

8 августа 2024 г. Президент Российской Федерации подписал два федеральных закона, которые вступят в силу через 180 дней после дня их официального опубликования: «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 248-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 260-ФЗ. Согласно первому закону полиция получит право принимать решения об административном выдворении иностранных граждан из Российской Федерации за совершение определенных административных правонарушений. Также в нем уточняется порядок содержания данных лиц в

12 Колесникова О. А., Маслова Е. В., Околелых И. В. Современные проблемы внешней трудовой миграции населения в России и их регулирование // Социально-трудовые исследования. 2024. №54(1).

4(1). С.111.

Iй .

специальных учреждениях, вводится административная ответственность за оказание услуг иностранным гражданам, включенным в реестр контролируемых лиц, если оказание таких услуг запрещено или ограничено. Вторым законом вводится правовой режим высылки иностранных граждан.

Закрепленный в законодательстве режим высылки будет действовать в отношении иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации без законных оснований, после внесения соответствующих данных в реестр контролируемых лиц. Прекращение действия режима будет происходить

13

путем исключения из реестра контролируемых лиц13.

Разработка реестра и контроль за его функционированием возложены на МВД России, а сроки его создания и особенности работы будут определены Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении дел о нарушениях миграционного законодательства необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица одновременно могут содержать признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо разграничивать таковые между собой;

В случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в России с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию; представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Автор считает, что важным вопросом в сфере миграции связаны с отграничением предусмотренных ими преступлений от сходных административных правонарушений. При рассмотрении дел о нарушениях миграционного законодательства необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица одновременно могут содержать признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо разграничивать таковые между собой.

В ст. 322.1 УК РФ можно было бы внести следующие квалифицирующие признаки: п. «а» ч. 2 - «с использованием информационных технологий»; п. «б» ч. 2 - «совершенное группой лиц по предварительному сговору»; п. «а» ч. 3 - «совершенное организованной преступной группой»; п. «б» ч. 3 - «с целью совершения преступления на территории РФ или с целью вербовки лиц для участия в международной террористической деятельности, распространения крайних религиозных и

13 Емельянов В. М. Инновации миграционного законодательства как стимул повышения эффективности деятельности полиции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2024. № 3 (69). С. 38.

иных реакционных взглядов, создания международных преступных сообществ, участия в запрещенных в РФ террористических организациях»; п. «в» ч. 3 - «с использованием должностного или иного служебного положения»; п. «г» ч. 3 - «совершенных в крупном размере».

Использованные источники:

1. Емельянов В. М. Инновации миграционного законодательства как стимул повышения эффективности деятельности полиции // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2024. - № 3 (69). - С. 38-46.

2. Колесникова О. А., Маслова Е. В., Околелых И. В. Современные проблемы внешней трудовой миграции населения в России и их регулирование // Социально-трудовые исследования. - 2024. - №54(1). - С.111-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.