роразвивающихся сегментов рынка, ведется активная патентно-лицензионная политика.
Выделяются следующие методы проектирования управленческих инноваций: бенчмаркинг, реинжиниринг бизнес-процессов, методология структурного анализа и проектирования SADT, проектный метод.
Библиографический список
1. Карлинская Е.В. Внедрение управленческих и социальных инноваций на российских предприятиях, как путь преодоления кризиса [Электронный ресурс]. 2011. URL://http://www.gosbook.ru/node/32378
2. Комаров В.Ф. Проблемы и методы внедрения управленческих инноваций // Регион: экономика и социология. 2011. - №1. С. 248-267
3. Усик Н.И. К вопросу об управленческих инновациях в свете экономических интересов в России
Faustova I.L
BARRIERS TO IMPLEMENTATION OF MANAGERIAL INNOVATIONS AND WAYS TO OVERCOME THEM
The article deals with the need to implement in Russian enterprises management innovation. Financial crises are always accompanied by and "crisis of control", which consists of the disparity between the current management structure of the scale and complexity of economic activity.
УДК 330.332 Т.В.Хорева, аспирант,
(Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»)
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
Стремительное технологическое развитие и процессы глобализации требуют качественно нового подхода к решению инфраструктурных задач. Определено, что реализация инфраструктурных проектов сопряжена с серьезными административно-правовыми, управленческими, политическими рисками. Предложены рекомендации по организационному обеспечению инновационно-инвестиционных процессов при реализации региональных инфраструктурных проектов.
Ключевые слова: региональные инфраструктурные проекты, центр государственно-частного партнерства, региональный инвестиционный фонд.
Инновационное преобразование отечественной экономики в силу географических масштабов России невозможно без реализации долговременных капиталоемких проектов, суть которых - создание мультипликативного эффекта в
социально-экономической сфере целых регионов, экономических районов и всей страны.
Статистические показатели и опросы предпринимателей демонстрируют, что инвестиционный климат в регионах России в целом неблагоприятен, однако существенно отличается от региона к региону. Эта неравномерность показывает, что не только федеральные законодатели и правоприменители, но и руководители регионов несут ответственность за инвестиционный климат. В условиях, когда федеральные органы власти заняли пассивную позицию в этом вопросе, инвестиционная инициатива должна исходить от регионов.
В этой связи, необходима работа по организационному обеспечению инвестиционной деятельности на региональном уровне с ориентацией на активный поиск и привлечение в региональные инфраструктурные проекты частных и институциональных международных инвесторов.
Прежде всего, в рамках реализации инфраструктурных проектов на региональном уровне необходимо решение целого ряда практических вопросов:
- выбор приоритетного для региона инвестиционного проекта;
- выбор между традиционным методом госзакупок и реализацией проекта на основе государственно-частного партнерства;
- распределение риска неполучения дохода от проекта между частным и госсектором;
- тестирование рынка для определения готовности частного сектора участвовать в проекте и условий его участия;
- правильный выбор консультанта.
Подготовленный Агентством стратегических инициатив «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» описывает нормативные и иные документы и организационные решения, которые должны быть приняты в субъекте для обеспечения благоприятного инвестиционного климата [1].
Согласно Стандарта минимальными условиями по привлечению инвестиций в регион должны быть:
1) ясная стратегия с обозначением приоритетов для инвестиций в регион;
2) личные гарантии инвесторам от главы региона;
3) наглядный план, дающий представление о перспективах развития инфраструктуры в регионе;
4) исчерпывающий перечень видов и форм господдержки инвестиций;
5) предотвращение создания административных барьеров и избыточного регулирования бизнеса;
6) публичное обсуждение с главой субъекта ключевых проблем и решений для инвесторов;
7) взаимодействие инвесторов с государством в лице профессионалов в сфере инвестиций;
8) возможности для открытия бизнеса в отсутствие инфраструктурных барьеров;
9) обеспечение бизнеса необходимыми кадрами;
10) постоянный рост профессионализма и мотивации специалистов органов власти, взаимодействующих с инвесторами;
11) обязательное участие коммерческих потребителей энергоресурсов в регулировании цен со стороны естественных монополий;
12) канал прямой связи инвесторов с руководством субъекта;
13) размещение всей необходимой информации для инвесторов на одном
сайте;
14) публичный отчет главы субъекта о достижениях и планах по привлечению инвестиций;
15) ясная процедура взаимодействия инвесторов с органами власти, прозрачный механизм отбора инвестпроектов, претендующих на господдержку.
Соблюдение перечисленных условий позволит создать в регионе благоприятный инвестиционный климат. При этом для внедрения Стандарта необходимы:
- ежегодно обновляемый План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе;
- ежегодное послание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
- наличие совета по улучшению инвестиционного климата.
Особенно значимое влияние на содержание Стандарта оказали меры, которые были приняты для обеспечения благоприятного инвестиционного климата руководством Республики Татарстан, Калужской области, Липецкой области, Пермского края, Свердловской области, Ульяновской области.
Инвестиционный климат Орловской области в настоящий момент нельзя охарактеризовать как благоприятный. Основными проблемами реализации инвестиционных проектов в Орловской области являются:
- неспособность региона подготовить и «упаковать» проект для инвесторов;
- конфликт полномочий и интересов региональных органов власти и органов местного самоуправления;
- отсутствие опыта в реализации проектов, а также квалифицированных кадров;
- отсутствие четкой политики по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
В этой связи в целях развития инвестиционного потенциала Орловской области, создания благоприятных условий для долгосрочных вложений в инфраструктурные проекты необходима реализация следующих мероприятий:
- внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти Орловской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата:
- утверждение Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры;
- принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность;
- создание Совета по улучшению инвестиционного климата;
- создание единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;
- совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность Орловской области;
- создание регионального инвестиционного фонда;
- развитие и использование схем государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций в экономику Орловской области;
- создание единого информационного пространства в сфере инвестиционной деятельности на территории региона.
В частности, для обеспечения эффективного развития инфраструктуры на региональном уровне органам государственной власти следует создать Региональный инвестиционный фонд. Региональный инвестиционный фонд представляет собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях реализации на территории региона инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Бюджетные ассигнования регионального инвестиционного фонда предоставляются для реализации инвестиционных проектов на конкурсной основе.
Бюджетные ассигнования регионального инвестиционного фонда предоставляются в форме:
1) осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности или предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности;
2) осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности, создаваемые в рамках концессионных соглашений;
3) финансирования разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности.
Финансовой основой создания таких институтов в регионах, имеющих устойчивую доходную базу, могли бы стать собственные фонды накопления по образцу федерального Стабилизационного фонда. Существование таких фондов повысило бы устойчивость финансовой системы в целом, так как избавило бы федеральный бюджет от необходимости поддерживать крупные и успешные, при хорошей экономической конъюнктуре, регионы в условиях кризиса (рисунок ).
Центр ГЧП
Поддержка реализации проектов
Создание условий для реализации проектов
Региональный инве- 4 У Г А Инвестиционный
стиционный фонд V J ^ / фонд
Финансирование и софинансирование проектов
Частный инвестор
Реализация инфраструктурного проекта
Рис. 1. Организационная схема управления реализацией инфраструктурных
проектов на региональном уровне
Базой для единого информационного пространства в сфере инвестиционной деятельности на территории Орловской области должен служить специализированный интернет-портал.
Интернет портал в наглядной форме должен содержать:
информацию об инвестиционной привлекательности региона; инвестиционную стратегию; линию прямых обращений;
регламент взаимодействия инвесторов с должностными лицами; меры господдержки;
информацию об инвестиционных проектах, реализуемых и планируемых к реализации на территории Орловской области.
Создание экспертного совета позволит повысить качество реализуемых на территории Орловской области проектов за счет разработки экспертным советом комплекса мероприятий по реализации и продвижению проектов, а также избежать субъективизма при рассмотрении и оценке проектов. Основной задачей экспертного совета является разработка комплекса мероприятий, предложений и рекомендаций по дальнейшей реализации и продвижению стратегических проектов.
В целях систематизации данных о стратегических проектах, необходимо утвердить порядок формирования и ведения реестра инфраструктурных проектов Орловской области.
Кроме того в Орловской области должен быть разработан регламент сопровождения всех категорий инвестиционных проектов, в рамках которого предоставляется полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса по принципу «единого окна», включая участие в региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, бизнес-ангелов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений.
Библиографический список
1. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. http://asi.ru/
T.V.Horeva
CHALLENGES OF ORGANIZATIONAL SUPPORT INNOVATIVE INVESTMENT PROCESS FOR THE IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS
The rapid technological development and globalization require a qualitatively new approach to solving the infrastructure problems. It was determined that the implementation of infrastructure projects involve significant administrative and legal, management, political risk Recommendations for organizational support innovation and investment processes in the implementation of regional infrastructure projects.