рует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации образовательного процесса, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса [1]. Используя межпредметные связи, преподаватель английского языка развивает такие качества знаний студенческой молодежи, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления студентов, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию чужого языка. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления студентов и расширяют их кругозор. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания студентов в обучении английского языка. Преподаватель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию и обучению.
Актуальность межпредметных связей в обучении английского языка в ВУЗе очевидна. Таким образом, существование синтезированных
наук в образовательном процессе - это необходимость сегодняшнего дня.
Библиографический список
1. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.
2. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред.
Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2003. - 274 с.
3. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. - 224 с.
4. СериковГ.Н. Образование и развитие человека. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.
5. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
6. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2001. - 81 с.
И.Ю. Зыков
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
В современных условиях здоровье человека является основой для воспитания гармонично развитой личности, надежным фундаментом освоения ценностей культуры, профессиональной деятельности и образования.
К сожалению, состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность студентов пока еще не достигли желаемого уровня. Кроме того, с каждым годом растет число обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Количество таких студентов сегодня составляет 30-40% от общего количества студентов. При этом прослеживается отрицательная тенденция - прогрессирующее увеличение числа больных студентов при переходе от одного курса к другому, снижение сопротивляемости организма, которое предрасполагает студентов к развитию болезней. Это вызывает серьезные опасения специалистов.
В свете современных представлений о здоровье человека возрастает значение рационально организованного физического воспитания в вузе, которое становится важнейшим фактором обеспечения высокого функционального состояния организма и оптимальной умственной работоспособности студентов.
Физическая культура в вузе выступает как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. В государственном образовательном стандарте определены приоритеты личности в области физической культуры, представлено и содержательно-технологическое обеспечение единства физического воспитания и самовоспитания в интересах личностного и профессионального развития каждого студента. Кроме того, подлинный интерес, истинную активность и укрепление здоровья может обеспечить такая организация физкультурно-спортивной деятельности, которая направлена на активный отдых, содержательное
438
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
© И.Ю. Зыков, 2009
развлечение и организацию свободного времени учащейся молодежи.
С момента поступления в вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфических для высшей школы и совершенно отличающихся от предыдущей образовательной среды, а это, в свою очередь, приводит к истощению и срыву адаптации.
Анализ научно-методической литературы показал, что исследования в области совершенствования современной системы физического воспитания в вузах посвящены, главным образом, методике занятий со студентами основной и подготовительной медицинскими группами, что не в полной мере решает проблему улучшения процесса адаптации студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (Е.В. Перепелюкова, 2005; Е.Ю. Овсянникова, 2006). Работы, направленные на оптимизацию процесса физического воспитания в специальных медицинских группах, отражают подходы к планированию занятий с группами студентов, имеющих сходные заболевания (И.М. Николаичева, 1997; Т.Г. Коваленко, 2000). В то же время специальные медицинские группы, как правило, формируются без учета характера вторичных отклонений в состоянии здоровья таких студентов. В связи с этим возникает необходимость поиска нового подхода к планированию учебного процесса по физическому воспитанию, который бы способствовал адаптации студентов специальной медицинской группы к условиям обучения в вузе, обеспечивая повышение оздоровительной эффективности занятий, и, в то же время, создавая возможности для индивидуализации физических нагрузок.
Процесс адаптации студентов специальной медицинской группы к учебной деятельности имеет свои сложности. Лишь при глубоком осмыслении всех составных компонентов процесса адаптации возможно эффективно и правильно использовать имеющиеся в высших учебных заведениях возможности и средства физического воспитания для успешной работы с такими учащимися.
Совершенствование системы адаптивного физического воспитания для учащихся специальных медицинских групп является актуальной проблемой, решение которой поможет устранить имеющиеся недостатки в физическом развитии и физической подготовленности таких студентов,
создаст условия для качественной готовности их к жизни и труду (Л.С. Выготский, 1995).
Повышение адаптивных возможностей организма студентов может быть обеспечено при использовании специально подобранных комплексов физических упражнений.
В процессе физкультурно-оздоровительной работы со студентами специальной медицинской группы основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия индивида, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития.
Анализ существующих методик адаптивного физического воспитания в вузах говорит об отсутствии преемственности между их содержаниями на различных формах занятий, не уделяется достаточного внимания дифференцированному и индивидуальному подходам при организации и проведении занятий с учащимися специальных медицинских групп, подбору физкультурно-оздоровительных и коррекционно-развивающих средств адаптивного физического воспитания.
В научной литературе не выявлено публикаций, касающихся разработки непрерывных педагогических воздействий физкультурно-оздоровительными и коррекционно-развивающими средствами в процессе адаптивного физического воспитания на различных формах занятий со студентами специальных медицинских групп.
По всей вероятности именно поэтому занятия по адаптивному физическому воспитанию в вузах со студентами специальных медицинских групп не всегда обеспечивают их оптимальное физическое развитие и физическую подготовленность.
Отсюда возникают противоречия:
- между современными требованиями к учебной деятельности и низким уровнем адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям жизни;
- между объективной необходимостью создания оптимальных условий для адаптации студентов первых курсов, с одной стороны, и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью данной проблемы в области физического воспитания, с другой;
- между наличием высоких интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок у первокурсников специальной медицинской группы в период адаптации к условиям обучения в выс-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
439
шем учебном заведении и отсутствием системы непрерывных оптимальных педагогических воздействий средствами адаптивного физического воспитания в рамках процесса физического воспитания.
Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в разработке таких педагогических средств и технологий, при которых процесс адаптации студентов специальной медицинской группы высших учебных заведений к условиям их жизнедеятельности в процессе непрерывного адаптивного физического воспитания станет процессом продуктивным и эффективным.
В этой связи особое значение приобретают исследования, направленные на поиск эффективных форм и средств адаптивного физического воспитания с учащимися специальных медицинских групп, уточнения их взаимодействия и определения нового содержания.
Важно правильно выбирать физкультурнооздоровительные и коррекционно-развивающие средства, позволяющие успешно использовать механизмы компенсации в процессе физического воспитания с целью коррекции отклонений в физическом развитии и физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп, а, следовательно, обеспечение продуктивного и эффективного процесса адаптации к новым социальным условиям (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., 2001).
Становится очевидной необходимость осуществления специальных исследований с целью повышения эффективности непрерывных и последовательных педагогических воздействий в процессе адаптивного физического воспитания с уча-
щимися специальной медицинской группы как условия улучшения показателей их физического развития, повышения уровня физической подготовленности, и, как следствие, обеспечение продуктивного и эффективного процесса адаптации к новым социальным условиям.
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995. - С. 147-173.
2. Коваленко Т.Г. Биоинформационные оздоровительные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: Дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2000. - 364 с.
3. Николаичева И.М. Физическая подготовка девушек специальных медицинских групп среднего учебного заведения на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: Дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1997. - 159 с.
4. ОвсянниковаЕ.Ю. Методика коррекции физического развития и физической подготовленности глухих школьников в процессе непрерывного адаптивного физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 20 с.
5. Перепелюкова Е.В. Оптимизация психофизиологического состояния студенток-первокурс-ниц специальной медицинской группы в процессе занятий оздоровительным шейпингом: Дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2005. - 213 с.
6. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова; под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. -400 с.
440
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009