Научная статья на тему 'Проблемы организации занятий физическим воспитанием со студентами специальной медицинской группы'

Проблемы организации занятий физическим воспитанием со студентами специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыков Илья Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации занятий физическим воспитанием со студентами специальной медицинской группы»

рует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации образовательного процесса, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса [1]. Используя межпредметные связи, преподаватель английского языка развивает такие качества знаний студенческой молодежи, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления студентов, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию чужого языка. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления студентов и расширяют их кругозор. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания студентов в обучении английского языка. Преподаватель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию и обучению.

Актуальность межпредметных связей в обучении английского языка в ВУЗе очевидна. Таким образом, существование синтезированных

наук в образовательном процессе - это необходимость сегодняшнего дня.

Библиографический список

1. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

2. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред.

Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2003. - 274 с.

3. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. - 224 с.

4. СериковГ.Н. Образование и развитие человека. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

5. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.

6. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

7. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2001. - 81 с.

И.Ю. Зыков

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

В современных условиях здоровье человека является основой для воспитания гармонично развитой личности, надежным фундаментом освоения ценностей культуры, профессиональной деятельности и образования.

К сожалению, состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность студентов пока еще не достигли желаемого уровня. Кроме того, с каждым годом растет число обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Количество таких студентов сегодня составляет 30-40% от общего количества студентов. При этом прослеживается отрицательная тенденция - прогрессирующее увеличение числа больных студентов при переходе от одного курса к другому, снижение сопротивляемости организма, которое предрасполагает студентов к развитию болезней. Это вызывает серьезные опасения специалистов.

В свете современных представлений о здоровье человека возрастает значение рационально организованного физического воспитания в вузе, которое становится важнейшим фактором обеспечения высокого функционального состояния организма и оптимальной умственной работоспособности студентов.

Физическая культура в вузе выступает как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. В государственном образовательном стандарте определены приоритеты личности в области физической культуры, представлено и содержательно-технологическое обеспечение единства физического воспитания и самовоспитания в интересах личностного и профессионального развития каждого студента. Кроме того, подлинный интерес, истинную активность и укрепление здоровья может обеспечить такая организация физкультурно-спортивной деятельности, которая направлена на активный отдых, содержательное

438

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© И.Ю. Зыков, 2009

развлечение и организацию свободного времени учащейся молодежи.

С момента поступления в вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфических для высшей школы и совершенно отличающихся от предыдущей образовательной среды, а это, в свою очередь, приводит к истощению и срыву адаптации.

Анализ научно-методической литературы показал, что исследования в области совершенствования современной системы физического воспитания в вузах посвящены, главным образом, методике занятий со студентами основной и подготовительной медицинскими группами, что не в полной мере решает проблему улучшения процесса адаптации студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (Е.В. Перепелюкова, 2005; Е.Ю. Овсянникова, 2006). Работы, направленные на оптимизацию процесса физического воспитания в специальных медицинских группах, отражают подходы к планированию занятий с группами студентов, имеющих сходные заболевания (И.М. Николаичева, 1997; Т.Г. Коваленко, 2000). В то же время специальные медицинские группы, как правило, формируются без учета характера вторичных отклонений в состоянии здоровья таких студентов. В связи с этим возникает необходимость поиска нового подхода к планированию учебного процесса по физическому воспитанию, который бы способствовал адаптации студентов специальной медицинской группы к условиям обучения в вузе, обеспечивая повышение оздоровительной эффективности занятий, и, в то же время, создавая возможности для индивидуализации физических нагрузок.

Процесс адаптации студентов специальной медицинской группы к учебной деятельности имеет свои сложности. Лишь при глубоком осмыслении всех составных компонентов процесса адаптации возможно эффективно и правильно использовать имеющиеся в высших учебных заведениях возможности и средства физического воспитания для успешной работы с такими учащимися.

Совершенствование системы адаптивного физического воспитания для учащихся специальных медицинских групп является актуальной проблемой, решение которой поможет устранить имеющиеся недостатки в физическом развитии и физической подготовленности таких студентов,

создаст условия для качественной готовности их к жизни и труду (Л.С. Выготский, 1995).

Повышение адаптивных возможностей организма студентов может быть обеспечено при использовании специально подобранных комплексов физических упражнений.

В процессе физкультурно-оздоровительной работы со студентами специальной медицинской группы основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия индивида, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития.

Анализ существующих методик адаптивного физического воспитания в вузах говорит об отсутствии преемственности между их содержаниями на различных формах занятий, не уделяется достаточного внимания дифференцированному и индивидуальному подходам при организации и проведении занятий с учащимися специальных медицинских групп, подбору физкультурно-оздоровительных и коррекционно-развивающих средств адаптивного физического воспитания.

В научной литературе не выявлено публикаций, касающихся разработки непрерывных педагогических воздействий физкультурно-оздоровительными и коррекционно-развивающими средствами в процессе адаптивного физического воспитания на различных формах занятий со студентами специальных медицинских групп.

По всей вероятности именно поэтому занятия по адаптивному физическому воспитанию в вузах со студентами специальных медицинских групп не всегда обеспечивают их оптимальное физическое развитие и физическую подготовленность.

Отсюда возникают противоречия:

- между современными требованиями к учебной деятельности и низким уровнем адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям жизни;

- между объективной необходимостью создания оптимальных условий для адаптации студентов первых курсов, с одной стороны, и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью данной проблемы в области физического воспитания, с другой;

- между наличием высоких интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок у первокурсников специальной медицинской группы в период адаптации к условиям обучения в выс-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

439

шем учебном заведении и отсутствием системы непрерывных оптимальных педагогических воздействий средствами адаптивного физического воспитания в рамках процесса физического воспитания.

Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в разработке таких педагогических средств и технологий, при которых процесс адаптации студентов специальной медицинской группы высших учебных заведений к условиям их жизнедеятельности в процессе непрерывного адаптивного физического воспитания станет процессом продуктивным и эффективным.

В этой связи особое значение приобретают исследования, направленные на поиск эффективных форм и средств адаптивного физического воспитания с учащимися специальных медицинских групп, уточнения их взаимодействия и определения нового содержания.

Важно правильно выбирать физкультурнооздоровительные и коррекционно-развивающие средства, позволяющие успешно использовать механизмы компенсации в процессе физического воспитания с целью коррекции отклонений в физическом развитии и физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп, а, следовательно, обеспечение продуктивного и эффективного процесса адаптации к новым социальным условиям (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., 2001).

Становится очевидной необходимость осуществления специальных исследований с целью повышения эффективности непрерывных и последовательных педагогических воздействий в процессе адаптивного физического воспитания с уча-

щимися специальной медицинской группы как условия улучшения показателей их физического развития, повышения уровня физической подготовленности, и, как следствие, обеспечение продуктивного и эффективного процесса адаптации к новым социальным условиям.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995. - С. 147-173.

2. Коваленко Т.Г. Биоинформационные оздоровительные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: Дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2000. - 364 с.

3. Николаичева И.М. Физическая подготовка девушек специальных медицинских групп среднего учебного заведения на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: Дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1997. - 159 с.

4. ОвсянниковаЕ.Ю. Методика коррекции физического развития и физической подготовленности глухих школьников в процессе непрерывного адаптивного физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 20 с.

5. Перепелюкова Е.В. Оптимизация психофизиологического состояния студенток-первокурс-ниц специальной медицинской группы в процессе занятий оздоровительным шейпингом: Дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2005. - 213 с.

6. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова; под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. -400 с.

440

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.