УДК 336.64
P.M. Eecmpamoe* ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА КОМПАНИИ КАК ДЕЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СНИЖЕНИЯ ЕЕ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ
В статье представлена информация о построении корпоративной системы управления рисками как механизма снижения финансовых рисков. Обращается внимание, что основой функционирования корпоративной системы управления рисками должна стать программа (регламент) управления рисками. Pассматривается алгоритм построения системы управления финансовыми рисками.
Ключевые слова: финансовый риск, программа (регламент) управления рисками, корпоративная система управления рисками, классификация финансовых рисков.
Управление финансовыми рисками компании представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации рисковыгх финансовыж решений, обеспечивающих всестороннюю оценку различных видов финансовых рисков и нейтрализацию их возможных негативныж финансовыж последствий [1, с. 30].
Процесс управления финансовыми рисками находит свое отражение в организации посредством формирования системы риск-менеджмента, или, как иногда ее назытают, корпоративной системы управления рисками (КСУР) организации.
Стоит отметить, что наличие КСУР в организации позволяет вести работу по управлению финансовыми рисками системно, планомерно.
Представляется, что формирование КСУР организации необходимо начинать с определения рисковой политики. По мнению экспертов, управление рисками следует регламентировать специальным внутренним документом — программой (регламентом) управления рисками [2—3]. Как правило, она включает следующие разделы:
— определение понятия «финансовый риск», принятое в организации;
— цели управления финансовыми рисками;
— классификация и подробное описание основных видов финансовыж рисков, с которыми может столкнуться компания;
— принципы управления различными видами финансовыж рисков;
— организация управления финансовыми рисками.
Безусловно, программа (регламент) управления финансовыми рисками, являясь внутренним документом компании, должна быть утверждена уполномоченным органом. В качестве уполномоченного органа может выступать общее собрание акционеров, совет директоров, единоличный либо
коллегиалыный исполнителыный орган организации. Полномочия каждого из перечисленных органов управления организации закрепляются в ее Уставе, а их наличие обусловливается различными факторами: организационно-правовой формой компании, масштабом деятелыности, стадией жизненного цикла, отраслевой принадлежностыю.
Итак, рассмотрим возможные разделы программы (регламента) управления рисками.
Определение понятия «финансовый риск», принятое в организации.
В настоящее время существует множество подходов к определению этого понятия, более того, каждый специалист, работающий в финансовой сфере, определяет риск по-своему. Однако остановимся на наиболее распространенных дефинициях данной категории.
Финансовый риск — это опасносты возникновения непредвиденныж потеры ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятелыности, неблагоприятными обстоятелыствами [4].
Финансовый риск — возможносты отклонения фактических резулытатов проводимыж финансовых операций от ожидаемыж (прогнозируемыж) [5, с. 354].
Представляется, что приведенные подходы к пониманию финансового риска наиболее полно отражают значение категории «финансовый риск».
Цели управления финансовыми рисками.
Как правило, основная целы, которую преследуют компании при создании КСУР, — это повышение эффективности работы, снижение потеры и максимизация дохода. Эксперты в качестве цели также выщеляют наиболее эффективное ис-полызование капитала и получение максималыно-го дохода, повышение устойчивости развития
* © Евстратов P.M., 2012
Евстратов Роман Михайлович ([email protected]), кафедра финансов Калужского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 248000, Российская Федерация, г. Калуга, ул. Чижевского, 17.
компании, снижение вероятности потери части или всей стоимости компании.
Однако главной целыю управления финансовыми рисками компании представляется выработка превентивных мер по недопущению возможного снижения рышочной стоимости компании [2].
Классификация и подробное описание основных видов финансовьхрисков, с которыми может столкнуться компания.
Финансовые риски предприятия характеризуются болышим многообразием и в целях подготовки и реализации эффективных управленческих решений требуют определенной классификации. В литературе выщеляют до одиннадцати признаков, по которым могут быты классифицированы финансовые риски. Наиболее целесообразным представляется остановитыся на классификации финансовых рисков, основанной на сущностном подходе [1, с. 23].
На современном этапе к числу основных видов систематических и несистематических финансовый рисков предприятия относятся следующие.
Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки на финансовом рышке (как депозитной, так и кредитной). От-рицателыные финансовые последствия этого вида риска проявляются в дивидендной политике организации, в краткосрочный: финансовых инвестициях и некоторыж других финансовых операциях.
Валютный риск. Этот вид риска присущ организациям, ведущим внешнеэкономическую дея-телыносты. Он проявляется в недополучении предусмотренных доходов в резулытате непосредственного воздействия изменения обменного курса иностранной валюта, исполызуемой во внешнеэкономических операциях компании, на ожидаемые денежные потоки от этих операций.
Ценовой риск. Этот вид риска состоит в возможности финансовыж потеры, связанныж с неблагоприятным изменением ценовыж индексов на активы, обращающиеся на финансовом рынке. Такими активами могут выступаты акции, производные ценные бумаги, золото и другие.
Риск снижения финансовой устойчивости организации генерируется несовершенством структуры капитала (чрезмерной долей исполызуемых заемных средств), порождающим несбалансирован-носты положителыного и отрицателыного денежных потоков предприятия по обьемам.
Риск неплатежеспособности (или риск несбалансированной ликвидности) предприятия генерируется снижением уровня ликвидности оборотных активов, порождающим разбалансированносты положителыного и отрицателыного денежных потоков предприятия во времени.
Кредитный риск имеет место в финансовой деятелыности компании при предоставлении ею товарного (коммерческого) или потребителыского
кредита покупателям. Формой его проявления является риск неплатежа или несвоевременного расчета за отпущенную предприятием в кредит готовую продукцию.
Инвестиционный риск характеризует возмож-носты возникновения финансовых потеры в процессе осуществления инвестиционной деятелыно-сти предприятия. В соответствии с видами этой деятелыности разделяются и виды инвестиционного риска — риск реалыного инвестирования и риск финансового инвестирования.
Инновационный финансовый риск связан с внедрением новых финансовых технологий, ис-полызованием новыж финансовыж инструментов и т. п.
Депозитный риск отражает возможносты невозврата депозитных вкладов (непогашения депозитных сертификатов). Он встречается относителыно редко и связан с неправилыной оценкой и неудачным выбором коммерческого банка для осуществления депозитных операций предприятия.
Прочие виды финансовыж рисков. Группа прочих финансовых рисков доволыно обширна, но по вероятности возникновения или уровню финансовых потеры она не столы значима для предприятий, как рассмотренные выше. К ним относятся риски стихийныж бедствий и другие аналогичные форс-мажорные риски, которые могут привести к потере не толыко предусматриваемого дохода, но и части активов организации; риск несвоевременного осуществления расчетно-кассовыж операций; риск эмиссионный, криминогенный и другие.
Принципы управления различными видами финансовых рисков.
Управление рисками начинается с выгавления и оценки всех возможных угроз, с которыми компания сталкивается в процессе своей деятелыности. Затем осуществляется поиск алытернатив, то есты рассматриваются менее рискованные варианты осуществления деятелыности с возможностыю получения тех же доходов. При этом необходимо обеспечиты эффективносты исполызуемых приемов, т. е. сопоставляты затраты на реализацию менее рискованной сделки и размеры риска, который удастся снизиты.
После того как риски выгавлены и оценены, руководство должно решиты, приниматы эти риски или уклонятыся от них. Принятие рисков подразумевает, что компания берет на себя ответствен-носты по самостоятелыному предотвращению и ликвидации последствий этих рисков. Руководство компании также может уклонятыся от рисков, то есты либо избегаты видов деятелыности, связанных с данными рисками, либо страховаты их.
Организация управления финансовыми рисками.
Успех программы (регламента) управления рисками во многом зависит от правилыной организа-
ции службы управления рисками и разграничения полномочий по оценке, управлению и контролю рисков между подразделениями или центрами ответственности.
По мнению экспертов, существуют два основный подхода к организации управления рисками. Первый — так назытаемая концентрированная модель: все вопросы управления рисками концентрируются в рамках одного структурного подразделения, в которое входят юристы, экономисты, производственники, страховщики и т. д. Второй подход — управление рисками в рамках «распределенной» системы, когда создается относительно небольшое подразделение мониторинга рисков, а функции по непосредственному управлению ими передаются в другие отделы [3]. При таком подходе отдел мониторинга рисков разрабатытает корпоративную политику и специфические методики управления финансовыми рисками, осуществляет мониторинг всего процесса управления и передает функции по оперативному управлению в структурные подразделения компании, которые на основании разработанных методик управляют характерными для своего направления деятельности рисками, что часто позволяет избежать дублирования функций в рамках компании.
Приступая к разработке политики (регламента) по управлению рисками, необходимо быть готовым к кропотливой и сложной работе, в процессе которой предстоит тесно взаимодействовать с различными структурными подразделениями компании.
Представляется вполне логичным, что организации, имеющие хорошо разработанные программы (регламенты) управления рисками, значительно меньше страдают от крупныж потерь и реже выжодят из бизнеса в результате кризисных ситуаций.
В настоящее время в мире все большее распространение получает интегрированный подход к управлению рисками, когда управление осуществляется для всего спектра угроз бизнесу на основе унифицированных методик и алгоритмов.
Существует несколько различных стандартов управления рисками, а также огромное число рекомендованных отраслевыж практик. Схема, заложенная в таких документах, может быть использована как основа для внедрения КСУР.
В компаниях система управления финансовыми рисками обычно включает три основныж элемента [6]:
— создание критериев управления рисками (установление различного рода лимитов), для чего выявляется приемлемость риска (степень рискованности) лицами, принимающими ключевые решения (менеджмент, акционеры, а также инвесторы, клиенты и т. д.);
— идентификация (распознавание) рисков на предприятии, их оценка и измерение;
— мероприятия по оптимизации рисков.
Рассмотрим алгоритм построения системы управления финансовыми рисками.
Шаг 1. Создание в центральном офисе компании подразделения, отвечающего за вопросы управления финансовыми рисками.
Для этого необходимо определить заказчика деятельности (акционеры, генеральный, финансовый директора), выбрать организационную модель подразделения по управлению рисками (распределенная или концентрированная модель), разработать политику (регламент) управления рисками.
Шаг 2. Создание карты рисков компании.
Данный шаг будет необходимой начальной стадией для построения стратегии управления рисками компании. На этом этапе используются следующие методы:
— интервью с ключевыми специалистами;
— анализ корпоративной документации (бюджет, стратегия, корпоративное финансирование, используемая технология (в общем виде), политические риски, корпоративный рейтинг, качество корпоративного управления по аудиторским заключениям и прочее);
— анализ накопленной за время работы статистики (случаи отказов оборудования, нарушения договорныж условий поставщиками и т. д.).
Для компании карта рисков является базовым документом. Она содержит классификатор рисков, матрицу рисков и другую информацию, собранную подразделением по управлению рисками при первичном анализе. В ней также производится ранжирование рисков. Карта рисков должна быть рассмотрена и формально принята руководством компании.
Шаг 3. Разработка стратегии по управлению рисками.
Именно в стратегии формулируются принципы выбора механизма переноса рисков и их финансирования, определяются целевые показатели эффективности деятельности по управлению рисками, а также отмечается, какие риски управляются на уровне центральной компании, какие на уровне акционеров (если это уместно), какие остаются на уровне компаний.
По мнению экспертов, результатом данного этапа должна стать принятая стратегия управления рисками компании [7].
Шаг 4. Создание механизмов для оперативного управления рисками.
Для оперативного управления рисками (создания системы предотвращения внеплановыж потерь) нужно разработать следующие регламенты:
— взаимодействия подразделений, участвующих в процессе управления рисками;
— информирования об инцидентах;
— проведения внутренних и внешних аудитов системы предотвращения внеплановый: потеры;
— урегулирования внеплановый: потеры (со страховыми компаниями и внутри организации).
К системе предотвращения внеплановый: потеры относится любая деятелыносты, способствующая сохранению собственности владелыцев предприятия. Традиционно в западной практике сюда относится и управление всеми расходами на осуществление подобной деятелыности. На российских же предприятиях стратегическое управление операционными рисками осуществляется либо на уровне локалыного предприятия, либо в непро-филыныгх подразделениях централыной компании (или в подразделении по промышленной безопасности и охране труда, что неверно в принципе, или в технологических службах, что порождает конфликт интересов) (см. подр. [8]).
Шаг 5. Построение системы мониторинга процесса управления рисками.
На данном этапе определяются механизмы оценки эффективности управляющих решений в системе. Для этого нужно:
— провести аудит корпоративной системы управления рисками;
— построиты систему информирования об изменениях;
— создаты систему мониторинга выгавленныгх рисков и мероприятий по их снижению;
— определиты механизм сохранения рабочей информации, рассматриваемой в процессе управления рисками [6].
Аудит системы является необходимым процессом при управлении рисками. Традиционно в ходе аудита эффективности системы рассматриваются:
— эффективносты расходования средств на мероприятия, связанные с управлением рисками;
— эффективносты работы внешних консулы-тантов;
— наличие механизмов реагирования на кризисные ситуации и эффективносты плана обеспечения непрерытности бизнеса компании;
— процедуры работы с ключевыми рисками.
Основное назначение внутреннего аудита компании заключается в анализе адекватности систе-
мы контроля за рисками и анализе соответствия принятых регламентов и принципов управления рисками фактически выполняемым мероприятиям. Второе, как правило, более актуально, так как зачастую то, что есть на бумаге, не выполняется на практике.
Таким образом, в целях организации действенной системы риск-менеджмента компании необходимо построение корпоративной системы управления рисками (KCУP), которая должна базироваться на программе (регламенте) управления рисками.
Библиографический список
1. Бланк ИА. Управление финансовыми рисками. К.: Ника-Центр, 2005. 600 с.
2. Евстратов P.M. Методологические особенности управления финансовыми рисками компании // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2 (2). С. 25-28.
3. Шаповалов В. Как управлять рисками // Финансовый директор: электронный практический журнал по управлению финансами компании. 2011. URL: http://fd.ru/themes.htm?art=103 (дата обращения: 30.11.2012).
4. Paйзбeрг БА., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИHФPA-M, 2006. 495 с.
5. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник. 2-е изд. М.: Эксмо, 2010. 768 с.
6. Габриелов A. Построение корпоративной системы управления рисками // Финансовый директор: электронный практический журнал по управлению финансами компании. 2011. URL: http://fd.ru/ themes.htm?art=1317 (дата обращения: 30.11.2012).
7. Pогaчeв A. Постановка системы риск-менеджмента в компании // Финансовый директор: электронный практический журнал по управлению финансами компании. 2011. URL: http://fd.ru/themes.htm? art= 1055 (дата обращения: 03.12.2012).
8. Катков Е.В. Теоретико-методологические основы инновационного развития экономико-производственных структур // Основы экономики, управления и права. 2012. № 4 (4). С. 50-53.
9. Бородин A.^, Бильчак Е.В. Концептуальная модель управления экологическими рисками // Вектор науки. Сер.: Экономика и управление. 2012. № 4. С. 20-23.
R.M. Evstratov*
PROBLEMS OF ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF RISK MANAGEMENT OF A COMPANY AS AN EFFECTIVE MECHANISM OF REDUCTION OF ITS FINANCIAL RISKS
Information about formation of corporative system of risk management as a mechanism of reduction of financial risks is represented for the audience. At the same time the author emphasizes that program (order) of risk management has to be the foundation of functioning of corporative system of risk management. Algorithm of formation of the system of financial risk management is considered.
Key words: financial risk, program (order) of risk management, corporative system of risk management, classification of financial risks.
* Evstratov Roman Mihailovich ([email protected]), the Dept. of Finance, Kaluga branch of Finance University under the Government of the Russian Federation, Kaluga, 248000, Russian Federation.