ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Е. Гусев, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор, кафедра менеджмента Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова
Организация - один из важнейших факторов многогранного и целенаправленного воздействия на эффективность функционирования системы управления на предприятиях.
Следует отметить, что понятие "организация” используется весьма широко и нередко трактуется противоречиво, отчасти по причинам семантического характера. Слова "орган" и "организация" имеют общий корень, но их смысловое значение различное. Слово "орган" происходит от греческого слова "органон" -орудие, инструмент; "организм"- от французко-го "организацион", которое само произошло от позднелатинского "органицо" - сообщаю
стройный вид, устраиваю. Термин "организация" означает также объединение людей по производству, переработке и реализации продукции, что юридически было закреплено в Гражданском кодексе РФ (ст.48 и далее) (1) или же по управлению производством (предприятием).
Организация никогда не существует сама по себе. Основополагающей конструкцией, от которой производна организация, является система. Поэтому она никогда не существует вне системы, а системы не могут быть таковыми, если они не организованы.
Поскольку организация - атрибут системы, внутреннее её свойство, она характеризует состояние системы. Практически эго означает, что организовать систему управления на предприятиях - значит определить необходимый состав элементов этой системы, создать соответствующий уровень её организованности, установить порядок, предписывающий определенные взаимоотношения между работниками и органами управления, их обязанности и права, а также взаимосвязи системы управления с управляемым объектом.
В концептуальном плане необходимо рассмотреть, прежде всего, категорию "организация системы управления предприятием", а затем проблемы по её формированию, функционированию, совершенствованию и развитию в рыночных условиях. Часто некоторые исследователи называют это понятие просто - "организация управления", что, по нашему мнению, не совсем верно. Рассмотрим некоторые подходы.
Л.С.Бляхман дает следующее определение: "Организация управления предприятием - система регламентации прав, обязанностей, меры ответственности и последовательности действий подразделений управляющей системы, призванная обеспечить рациональное сочетание ее элементов, методов, а также этапов и видов деятельности, взаимосвязей всех звеньев друг с другом и с объектом управления" (2).
Заслуживает особого внимания подход, предложений профессорами Д.С. Малиным и
В.И. Мухиным из Госуниверситета - Высшая школа экономики. По их мнению, «под организацией системы управления понимается совокупность процессов, действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимодействия между частями целого, т.е. процесс "создания системы» (3).
Хотелось бы отметить, что хотя между категориями "организация" и "управление" суще-ствует диалектическая связь, но это вовсе не исключает глубокого понимания их сущности. Если сущностью управления является активизация целенаправленной деятельности посредством различных методов воздействия, то сущность организации управления состоит в создании объективных условий для эффективного функционирования системы управления на преднрияши.
В нас тоящее время в проблеме организации систем управления на сельхозпредприятиях Курской области, да и всей страны, речь может
идти о её формировании. Вызвано это тем, что в ускоренном режиме в 1992г. была проведена перерегистрация колхозов и совхозов. К 1 октябрю 1992г. эту процедуру прошли 255 (45,9%) хозяйств области, при этом 301 (54,1%) сохранили свой статус колхозов и совхозов. Однако на I января 1993г. перерегистрацию прошли 96% хозяйств, из них 20% сохранили свой правовой статус.
Реорганизация сельхозпредприятий в области продолжается. К концу 2006 г. их насчитывалось 468 (в 2003 г. - 733), в том числе ОАО - 36, ЗАО - 45, ООО - 297, СГІК - 131, государственных унитарных - 6, иных правовых форм- 3. Преимущественное развитие получили
ООО. Так, за период с 2001 г. их численность увеличилась в 10,6 раза. Численность СІІК, наоборот, уменьшилась в 3,6 раза. Такую динамику вряд ли можно признать обоснованной, так как ООО как организационно-правовая форма мало отличается по результативным показателям хозяйственной деятельности. Частая «ломка» сложившихся форм хозяйствования приводит к неуверенности в управлении и к зл оу погреб л ен и ям.
Переход сельхозпредприятий к рыночным структурам поставил их в сложные условия. В справке Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ (2002г.) значение этого процесса оценивается так: "На состояние сельского хозяйства повлияла неготовность аграрного менеджмента управлять производством в новых условиях, а также ускоренная, практически не ориентированная на сохранение накопленного в сельском хозяйстве производственного потенциала, реорганизация колхозов и совхозов"(4).
Таким образом, произошли раздробление и изменение организационно-правового типа более чем 80% бывших крупных предприятий области-колхозов и совхозов. Значительная часть ресурсов и производственной деятельности переместилась из них в мелкое производство в хозяйства населения и фермерские хозяйства. Мировая же практика ориентирует предприятия на их объединение на кооперативной основе для защиты взаимных интересов, повышения эффективности производства, чтобы избежать экономическую зависимость от структур, составляющих внешнее окружение.
Изучение реалий свидетельствует о том, что принципиальных изменений в организации систем управления на многих сельхозпред-
приятиях области не произошло. Во-первых, имеет место сосуществование старых и новых форм и методов организации управления; во-вторых, отсутствует необходимое единство новых форм организации и управления и их содержание; в-третьих, отсутствует комплексный подход в создании условий надежного функционирования и развития систем управления, повышения их эффективности. Главная причина, конечно, состоит в том, что до настоящего времени не сформированы научные основы управления предприятиями в новых условиях.
Отметим специфические особенности системы управления предприятий, которые нужно учитывать при разработке механизма ее формирования. Первая - состоит в том, что система управления является субъектом управления конкретного предприятия, функционирующего в определенных условиях. Вторая - заключается в характере деятельности самой системы управления предприятием. Ее действия направлены как на выработку целей функционирования предприятия, гак и на организацию их реализации. контроль и мотивацию деятельности трудового коллектива, а также на регулирование взаимодействия предприятия с объектами внешней среды. Третья особенность системы управления связана с ее многомерностью, необходимостью формирования поэлементного и структурного её свойства, а также проектирования процессов управления по сферам деятельности.
Все действия по формированию, упорядочению и ре!-улированию функционирования системы управления предприятий должны осуществляться в соответствии с принципом совместимости. Он определяет самое главное-возможность дееспособности системы управления в существующих условиях. Дееспособность системы управления возможна при условии сочетаемости системы с характером экономики и уровнем развития экономических отношений АПК страны с правовым и организационным статусом предприятий, при обеспечении возможности системы предвидеть и предварять, воспринимать и реагировать на воздействия государства, внутренней и внешней среды, а также при соответствии системы управления достижениям научно-технического прогресса, организации и психологии в области управления.
Примеров несовместимости системы управления предприятия с объектами управления, государственным управлением много. Так, уже
с первых лет реформ несовместимость систем управления с экономической политикой государства явилась серьезной причиной подрыва дееспособности сельхозпредприятий. Переход экономики страны к рыночным отношениям поставил предприятия в сложные условия. Руководящие кадры предприятий не владели в начале реформ методологией маркетинга, стратегического управления, предпринимательства и финансового кредитования, методами управления акционерным капиталом и другими инструментами. Структуры управления соответствовали системе централизованного планового управления экономикой.
Как известно, деятельность любого предприятия происходит в динамичной внешней среде. Связи с внешней средой осуществляет, прежде всего, система управления предприятием, поэтому она должна к этой среде адаптироваться. Существуют два типа адаптации систем управления: во-первых, реактивная адаптация, когда изменения в системе происходят в ответ на произошедшие внешние изменения, а само предприятие выступает в роли догоняющего; во-вторых, проактивная адаптация, когда система управления прогнозирует направления динамики внешней среды, изменяется сама и изменяет управляемую подсистему.
Механизмом проактивной адаптации является проектирование (от латинского - брошенный вперед). Применительно к системе управления основную цель проектирования можно определить как создание системы, позволяющей эффективно использовать в интересах предприятия особенности внешней среды, активизируя свои сильные стороны и сводя к минимуму влияние собственных недостатков на конечные результаты деятельности. При этом можно назвать два основополагающих критерия оценки деятельности предприятия и соответственно его системы управления: целесообразность и эффективность. Под целесообразностью понимается умение делать нужную работу, а под эффективностью - умение экономично использовать имеющиеся ресурсы предприятия. Целесообразность важнее эффективности, поскольку предприятие изначально должно делать то, что нужно потребителям, и только в этом случае есть смысл говорить об эффективности его деятельности.
При формировании систем управления предприятий должное внимание нужно уделять процессу их проектирования, которой характе-
ризуется с двух точек зрения: содержательной и организационной.
С содержательной точки зрения выделяются такие этапы процесса проектирования: 1) формируются принципы проектирования; 2Определяются функции, которые должна выполнять система управления для достижения поставленных целей; 3) на основе функций управления определяются обязанности работников управления, средства для выполнения функций управления аппаратом управления; 4) формируются подразделения управления; 5) подразделения объединяются в единую структуру системы управления предприятием.
С организационной точки зрения в процессе проектирования системы управлением предприятием можно выделить три основных взаи-мопересекающихся этапа: 1) предпроектная
подг отовка; 2) проектирование; 3) внедрение.
Мы подробно остановимся на проектировании и формировании систем управления в связи с тем, что в ряде Курской области процесс реорганизации сельхозпредприятий стал использоваться как эффективное средство укрепление их экономики. Например, в Касгорен-ском районе на базе 7 экономически слабых или обанкротившихся хозяйств в 2006 г. создано ООО «Агропрома» «Русь» (дочерняя организация крупной ТИК «Евросервис». Все вошедшие хозяйства теперь имеют статус отделений. ООО погасил долг и хозяйств и стал инвестировать развитие с.-х. производство, особенно свекловодство. В 2007 г. площади под сахарной свеклой составили 10 тыс. га (25% пашни).
В 2003 г. в область пришло работать ООО «Иволга-Центр» и за это время освоило 180 тыс. га земли. В 2006 г. сельхозпредприятия ООО собрали 175,5 тыс. т зерна при урожайности 27,6 цс 1 га, сахарной свеклы собрано 508,3 тыс. т при урожайности 335,5 ц с 1 га. Много внимания уделяется развитию животгговодству. В развит ие АПК области ООО за 3 года вложило более 14,5 млрд. руб.
В области делались попытки по укрупнению хозяйств, чтобы за счет сильных общими усилиями укрепить финансовое состояние и слабых. Опыт работы в новых условиях ООО «Завет Ильича» Горшсченского и ООО «Орехово» Касгоренского районов показан, что данный эксперимент не оправдал себя. 11ервое хозяйство было обаггкрочено, а второе было вынуждено перейти под оценку внешнего инве-
стора.
Для вновь созданных предприятий области остро стоит проблема организации новых систем управления. Это значит определить необходимый состав элементов системы, создать соответствующий уровень их организованности, установить порядок, предписывающий определенные взаимоотношения между работниками и органами управления предприятий, их обязанности и права.
Несмотря на важность и необходимость организации систем управления предприятиями, главная роль в эффективной работе предприятий принадлежит их руководящим кадрам. Вот как на это ответил профессор Массачусетского технологического института Д.Хейр, когда его спросили об организационных новшествах в компаниях Америки. "Многокомпаний США, - отметил он, - имеют отличную организацию, но плохо работают. Многочисленные исследования последних лет указывают на то, что четко спланированные организационные схемы и структуры сами по себе ничего не дают. Главное - люди, руководители" (5).
Несколько слов о совершенствовании и развитии системы управления предприятием. Совершенствование - это улучшение по определенному критерию характеристик системы. Развитие - это начавшийся во времени процесс перехода системы управления из одного состояния в другое, который характеризуется наличием качественных преобразований системы в целом либо же привлечением в управлеггие качественно новых элементов, свойств и характеристик.
Совершенствование и развитие системы управления - это разноплановые явления. Многие изменения в системе управления происходят в результате совершенствования. Однако не всякое се совершенствование может рассматриваться в качестве мероприятий, приводящих к развитию системы). Исходным началом для развития системы управления является появление новых задач.
Монетаристская система управления не сочетается с кризисным положением сельхозпредприятий. В условиях огромной кредиторской краткосрочной задолженности на конец 2006 г. в сумме 9110,1 млн. руб., в том числе по платежам в бюджеты 824,4 млн. руб. сельхозпредприятия Курской области пытаются выйти из создавшегося положения путем формирования посреднических фирм по поставкам мате-
риалов, оборудования и реализации сельхозпродукции, введением сложных корпоративных схем с использованием налоговых льгот. Однако такие действия распыляют средства предприятий, не способствуют их развитию, не решают вопросов повышения конкурентоспособного статуса предприятий и продукции. Одновременно такие действия не пополняют доходную часть бюджета области и государства.
Литература
1. Гражданский Кодекс России. 4.1 и 2.-М: ЭКМОС,2000.
2. Бляхман Л.С., Маркин А.А. Организация управления социалистическим предприятием: Учеб пос. - М.: Высш. шк. - 1983. -С.43
3. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование
систем управления: Учебник. - М.: ГУ
ВШЭ,2002. - С. 78.
4. Кара-Мурза С.Г. Белая книга: Экономические реформы в России. 1991-2001 гг.-М.: Алгоритм, 2002.- С.297.
5. Мильнер Б.З. Проблемы управления в современной Америке. М.: Знание,- 1974.-№3. С. 9.