СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ТЕРРИТОРИЙ
Волошина
Алена Станиславовна
Магистрант Дальневосточного государственного университета путей сообщения
Alena S. Voloshina
Graduate student of Far Eastern State Transport University
e-mail: [email protected] Подоба
Виталий Антонович
Кандидат экономических наук, доцент, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения
Vitaliy A. Podoba
Candidate of Economic Sciences, Docent, Professor of Far Eastern State Transport University
УДК 331.102.124:339.186:69
Проблемы организации подрядных тендеров
The problems of contract tenders organization
В работе проанализирована нынешняя ситуация в области подрядных тендеров. Торги используются в качестве эффективного способа определения участников инвестиционно-строительной деятельности на конкурсной основе. Поэтому необходимо ясное представление о том, какие основные этапы проходит проект строительства, каковы проблемы осуществления эффективной деятельности и пути их решения.
Ключевые слова и словосочетания: строительное предприятие, тендер, подрядчик, деловая активность, государственный закупки.
The current situation in the field of contract tenders is analyzed in this work. Trades are used as an effective way to identify participants of investment and construction activities on a competitive basis. Therefore, it is necessary to understand what the core stages of the construction project are, what the problems of effective activities" realization are and the ways to solve them.
Keywords: construction company, tender, contractor, business activity, government purchases.
В условиях постоянного совершенствования экономических отношений актуальной является проблема формирования и оживления рыночных механизмов регулирования капитального строительства, к которым относится и прием подрядных торгов.
Научная новизна исследования основывается на постановке и решении важнейших задач осуществления подрядных тендеров, развития и регулирования выбора поставщика через призму современной стадии рыночных преобразований, что позволило выделить пути усиления эффективности и качества осуществления конкурсов, а также дальнейшей реализации проектов.
Усовершенствование подхода к способу ценообразования и утверждению стоимости строительства позволяет организовать упорядоченность определения договорных цен на строительный продукт, принимая
во внимание согласование интересов заказчиков и подрядчиков.
Возникновение, формирование, рост, ослабление, кризис, стагнация - все это основные этапы жизненного цикла строительных организаций, влияющие на уровень деловой активности. В процессе постоянно изменяющегося уровня рыночной экономики данный показатель способен оценить как качество управления, так и степень адаптации строительной организации.
Деловой активностью называют совокупность мероприятий, благодаря чему осуществляется продвижение предприятия на рынке строительно - монтажных работ. В более узком смысле это понятие рассматривается как текущая коммерческая и производственная деятельность строительной организации.
В свою очередь, от факторов, влияющих на деловую активность, зависят определенные характеристики деятельности предприятия. Определенно, предприятие с низким уровнем деловой активности в сравнении с его конкурентами не в полном объеме будет функционировать, привлекать собственников и инвесторов, поддерживать повышение темпов роста показателей результативности.
К базовым факторам, ограничивающим деятельность строительных организаций, относят следующее: высокий уровень налогов, дефицит земли для строительства, территориальное планирование строительства, проблемы кадрового обеспечения строительного сектора в России и недостатки закона о государственных закупках в строительстве [1].
Условия и правила участия в подрядных тендерах являются основным препятствующим звеном. В законах, действующих в настоящее время в Российской Федерации и подзаконных актах, утвержден определенный порядок разработки, проверки и утверждения проектной документации, необходимой для строительства капитальных объектов, государственными органами. В частности, к ним относится Градостроительный кодекс РФ, Регламент о технической безопасности зданий и сооружений, постановление правительства РФ о составе и разделах проектной документации и другие нормативные документы. Также, для определения стоимости проектно - изыскательских и строительно - монтажных работ разрабатываются и используются сборники единичных расценок федерального (ФЕР) и территориального (ТЕР) уровней.
Следовательно, любая стадия жизненного цикла строительного объекта характеризуется нормативно -обоснованным определением и контролем стоимости проводимых работ. А стоимость обследовательских и изыскательских, проектных, строительно - монтажных, эксплуатационных и демонтажных работ определяется на основе проведенных сметных расчетов и составленных смет.
Далее, необходимо отметить, что сметные расчеты, рассчитанные для объектов, строительство которых финансирует государственный бюджет, подлежат обязательной экспертизе. То есть, минимально -необходимый объем финансовых средств для выполнения работ определяется при выполнении, проверке и утверждении сметных расчетов.
Во время проведения государственных закупок, конкурсов или аукционов в качестве стартовой устанавливается утвержденная сметная стоимость работ, а к одному из наиболее важных критериев при оценке претендентов государственными заказчиками относится стоимость, точнее сказать, уменьшение стоимости относительно начальной - сметной.
Исходя из этого следует вопрос, за счет каких элементов сметной стоимости участники могут делать скидку и побеждать на конкурсах/аукционах?
Естественно, ухудшение качества работ, репутации строительных организаций и возникновение коррупционных отношений между Заказчиком и победителями конкурса/аукциона, по основанию необходимости сокрытия результатов данной экономии, является итогом экономии на любой из перечисленных статей.
Разумные предложения:
- вычеркнуть оценку участников по условию цены для положительно установленных строительных продуктов;
- для уникальных строительных проектов ввести двухэтапные конкурсы проектирования и строительства с оценкой разработанных на первом этапе претендентами технико-экономических обоснований.
Формирование конкуренции в строительной отрасли - это ключевая цель подрядных аукционов. Преимущественно осуществляется исполнение подрядных торгов на строительство объектов, строительно-монтажные, проектные, изыскательские и другие работы, и, следовательно, гарантирование равноправия в участии в этих торгах отечественных и иностранных подрядчиков. Также целесообразно усовершенствовать процесс выдачи специального разрешения строительной, научной, проектной деятельности, сертификации продукции; укрепить государственный надзор за организационно-правовым порядком и качеством
Socio-Economic Development of the Areas
строительства. Это необходимое условие для защиты прав потребителей, оптимизации условий функционирования предприятий на строительном рынке.
Практика аукционов в строительстве в наше время постепенно расширяется. Однако аукцион остаётся менее выгодным, чем конкурс. Так, в настоящее время 84 % лотов торгуется на конкурсной основе, и лишь 16 % - на основе аукционов. Эффективность конкурсов составляет 5-20% по регионам (в среднем 14,3 %), тогда как эффективность аукционов - 3-16 % (в среднем 9,2 %).
Эффективность аукционов достигается посредством того, что в них выигрывают претенденты, оценивающие данные ресурсы наиболее высоко и, следовательно, использующие их с полной отдачей. Опираясь на имеющуюся информацию, участники рынка проводят собственную оценку актива, выдвигаемого на продажу.
Положительным фактором приобретения земельного участка у государства является относительно низкая цена, ведь стоимость, вероятно, может быть ниже рыночной приблизительно в три раза. Тем не менее, найти высококачественный земельный участок, подходящий для строительства, очень сложно. Бывает, что на открытые торги выставляются неликвидные земли, которые потребуют весомых денежных вложений для их освоения. Годные земли выставляются на закрытые аукционы, где заранее известно, кому достанется участок.
Необходимо отметить, что наиболее добропорядочно проводятся тендеры через интернет. Часто государство страдает от нечистых конкурсов. Одним из способов махинаций является целенаправленное снижение стоимости контракта заказчиком.
Главным фактором выполнения строительного проекта в срок является бесперебойное снабжение строительными материалами и другими ресурсами. Данный момент можно обеспечить исключительно благодаря преждевременному планированию поставок, прикрепленному к конкретным материалам, оборудованию и исполнителям.
Информационная модель с точными сведениями о необходимых материалах, которые будут произведены и поставлены, поможет создать избрание производителя до старта разработки проекта. В графике производства работ будут приняты все временные показатели по выпуску продукции производителем.
Действующая в настоящее время практика осуществления тендерных торгов, закреплённая законодательно, не удовлетворяет требованиям качества проектирования, интенсификации производства и обеспечения своевременности и качества поставок.
Перебои в снабжении являются результатом главных причин. Первая - это то, что торги осуществляются после стадии проектирования, когда работа уже в процессе, а те или иные материалы «нужны были вчера», и вторая причина - демпинг на торгах, поскольку в соответствии с текущим законодательством важным критерием выбора поставщика является наименьшая цена.
Это приводит к быстрому поиску поставщиков в последний момент и высокой вероятности возникновения перебоев в поставке, ведь поставщики с наименьшей ценой не в состоянии обеспечить свои обязательства в срок, так как экономят на всех других расходах. Кроме того, это отрицательно отражается на капитализации поставщиков и производителей, а также их налогооблагаемой базе, что, следовательно, приводит к приостановке развития компании и сокращению доходов государственного бюджета.
Действительно серьезной причиной многих проблем в строительстве является то, что в настоящее время не допускается указание в документации проекта конкретных поставщиков и производителей. Тендеры осуществляются на основе частичной информации об объекте поставки и его характеристиках, что ведет к несоответствию свойств приобретенного материала и оборудования показателям, изначально запроектированным инженерами.
В данном случае желательно учесть фактор продолжительности жизни проекта «Жизненный цикл (ЖЦ)» и объем издержек от необдуманных решений, не подразумевающих совокупную стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO). В ТСО набольшую часть занимают издержки, в большинстве случаев не относящиеся напрямую к расходам на строительство, а определяющие расходы связаны с приостановками в работе, неправильными решениями и их ликвидацией, страховыми и налоговыми затратами, расходами на обслуживание кредитов, расходами на эксплуатацию объекта и так далее. К основной статье издержек и повышения общей стоимости владения относится недополученная прибыль при продаже объекта строительства - значит, потребительские качества напрямую оказывают влияние на его балансовую стоимость, то есть на прибыль собственника и доходы бюджета государства. Вместе с тем, в разрезе жизненного периода объекта длительность процесса строительства равен 1% срока эксплуатации, при этом
на проектирование приходится 3% времени от строительства.
В данном контексте необходимо выделить американский опыт организации закупок по госзаказу. Так, имеется мощнейшая организация GSA — U.S. General Services Administration, деятельность которой направлена на сертификацию поставщиков и внесение их в базу данных компаний, где процедуры тендерных торгов исключены из закупок. Иначе говоря, если у поставщика имеется сертификат, то у государственных организаций появляется право на приобретение его продукции, исключая торги. Данная система способствует существенному снижению издержек и накладных расходов, ускорению процесса закупок и поставок, централизованному отбору самых безопасных поставщиков и контролю их действий. Сертификат данного образца придает солидность компаниям, и они стараются поддерживать статус, чтобы не лишиться престижности.
Строительные предприятия, следовавшие современным технологиям производства работ, владеют реальными данными об их себестоимости, проблеме осуществления и обладают практическим опытом в монтаже и наладке. Конструкция объекта имеет сильную зависимость от выбранной технологии его возведения.
Таким образом, исходя из опыта выделенной строительной организации, при разработке проекта от эскиза к стадии выпуска рабочей документации допускаются такие действенные распоряжения, которые в процессе строительства будут осуществлены без сбоев, связанных с познанием новых технологий.
Используя иной способ применения информационной модели на начальных стадиях выполнения проекта и отталкиваясь от действующих в настоящее время нормативов, подрядчики могут оперативно определить вероятные риски и свои возможности, а также получить средство планирования и мониторинга обстоятельства, которые будут опережать время. Вместе с тем, высвободившиеся ресурсы и дополнительная маржа позволят значительно улучшить технологическое и финансовое состояние отечественных подрядных организаций.
Таким образом, для усовершенствования системы подрядных тендеров необходимо вычеркнуть оценку участников по условию цены для положительно установленных строительных продуктов, а для уникальных строительных проектов ввести двухуровневые конкурсы проектирование плюс строительство с признанием выработанных на первой стадии претендентами технико-экономических обоснований. Обеспечить в периоде проектирования планирование поставок, которые привязаны к определенным материалам, исполнителям и оборудованию. Все это даст возможность сформировать информационную модель с подлинными данными о поставляемых материалах.
Библиографический список
1. Володина Е. Е. Особенности распределения радиочастотного спектра по результатам торгов в форме аукциона / Е. Е. Володина, Е. Е. Девяткин, Т. А. Суходольская. / Журнал «Труды НИИР» - 2013. - № 4.
2. Елистратов А. Деятельность генерального подрядчика в современных условиях: от лицензирования к саморегулированию // С. Савина, А. Елистратов.: Корпоративный юрист. - 2010. - № 1.
3. Чикичев А. В. Методические основы организации и проведения торгов по размещению заказа на подрядные работы в строительстве. - 2007.