^нтггш + I ■ I I ■
^ Образование в сфере культуры 185
студента в позиции сотрудничества, что гарантирует последовательное становление профессионально-личностных компетенций не только до уровня интериоризованных, но и рефлексивных;
5) учёными также подчёркивается значимость такого явления, как культурно-лингвистическая среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, пересмотра прежних и выработки новых смыслов.
странному языку является положение о том, что образовательный процесс в данном случае следует выстраивать как диалог студента и преподавателя, студента и его коллег, диалог с текстом, даже с самим собой в рамках усвоения учебного материала. Другими словами, диалог в этом смысле рассматривается как универсальная характеристика лингвогуманитарной ситуации, обусловливающей субъектное развитие будущего специалиста, и связан с преобразованием позиции преподавателя и позиции
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ
Ж. В. Чечина
ГОУ ЦДТ «Свиблово»
В данной статье рассматриваются проблемы организаций образовательного процесса и развития художественно-творческих способностей школьников средствами хореографического искусства.
Ключевые слова: образовательный процесс на уроке хореографии, художественная дидактика, креативность и художественно-творческие способности.
This article discusses the problems of organization of educational process and development of artistic and creative abilities of students by means of choreography.
Key words: educational process in the classroom choreography, art didactics, creativity and artistic creativity.
Размышляя над проблемами организации образовательного процесса на роке хореографии, мы не можем не отметить, что в каждом уроке присутствует и целостность, и логическая завершенность, и ограниченность временными рамками, и план работы, и состав участников. Урок - это, бесспорно, показатель: работы учителя и учеников. Если речь идет о привычных внешних (формальных) признаках этой работы, то здесь никаких проблем нет: особой сложности для любого учителя не составит продемонстрировать все внешние показатели успешности своей деятельности: и ло-
гику, и четкость, и организованность, и соответствие занятия плану. И даже - совсем туманный «аспект взаимодействия семьи и школы». Мы же придерживаемся несколько иного мнения об уроке, представляя его в качестве главной формы организации учебного процесса: форма, которая представлена в современной педагогике как внешний вид, наружное очертание. Такое понимание формы снимает необходимость обращаться к тому, как считает С.В. Кульневич, «...что понятие формы в первую очередь определяется тем, что она оформляет, чему она придает определен-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 185-188
.....
ш
186 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь
ный вид. Эти "что" и "почему" - содержание, форма - это то, что выражает содержание. Причем не только структурное содержание урока - организационный момент, постановку цели, опрос, задание и т.д., но и то, на чем все это стоит, из чего вытекает, какие ценности для развивающейся личности содержит. Поэтому речь должна вестись о целостности урока, как единстве его формы и содержания» (1, с. 26). Соглашаясь с автором, мы встаем на позицию того, что в современной педагогике урок не является условием реализации целостности образовательного процесса. Однако необходимо обратиться к специфике данного исследования и выявить особенности хореографического урока, который в силу своей художественности, не всегда соответствует тенденциям и положениям общей дидактики.
Появление концепции В.Н. Нилова о хореографическом образования и основанных на ней программы и методического пособия стало заметным явлением в педагогической жизни. Таким образом, В.Н. Нилов вывел систему хореографического образования на новый уровень мышления, где культура мышления формируется в процессе познания школьного «предмета», который сам является хранилищем духовности, «всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество», и при этом рассматривает жизнь и искусство в философском аспекте. Поэтому нет другого пути, кроме как перевести преподавание хореографического искусства на философский уровень (Нилов, 1998).
Рассмотрим примеры того, как на практике современными учителями хореографии осуществляется процесс преподавания и какого уровня мышление развивают они у учащихся на своих уроках.
Первое, что приходится отметить, это примитивизация содержания хореографического искусства в общеобразовательной школе. К сожалению, многие считают, что урок хореографии в школе должен носить характер радостного действа, где учащиеся могут если не отдыхать, то выходить с урока лишь с положительными впечатлениями. Дру-
гую вариацию на тему «урок хореографии» предлагают на сегодняшний день педагоги -так называемые последователи системы элементарного развития творческих способностей школьников. Урок хореографии наполняется различными пластическими движениями, определяющими настроение музыки и средства выразительности, он полон творческими ритмическими импровизациями и т.д. Еще один момент, которым страдает современное хореографическое образование, - излишняя теоретизированность. Подобную теоретизацию на уроках хореографии в общеобразовательной школе следует ограничивать «чувством меры в изложении фактов, цифр, цитат». Следующей крайностью все той же излишней теоретизации является тот факт, что уроки хореографии в школе отличаются насыщенной информацией, высоким темпом работы, повышенной интенсивностью учебно-познавательной деятельности учащихся, разносторонностью видов творческой деятельности. Таким образом, урок хореографии сводится к простому исполнению движений, к сумме видов деятельности и организационным перестановкам.
И если на каждом таком уроке, знакомясь с новым хореографическим произведением, школьники и будут говорить о содержании, форме, фактуре, средствах выразительности, то это все еще останется просто терминологически оформленным констатирующим знанием. А поскольку такая мыслительная деятельность идет вне единства с содержанием, а также вне единства частных проявлений в контексте общего целого - художественной идеи произведения, то подобная практика если и не вредит, то точно не развивает мышление ученика.
Все эти положительные достижения науки, в том числе и последних лет по-прежнему не находят практического применения в школе. Выход на проблемность художественного замысла, на диалектичность внутри идеи произведения искусства, на содержательность исследуемой формы имеет место лишь в редких работах, мало того, встречает
07_Tä6ägTääieä_.p65 186 1 01.12.2011, 18:04
.....
I I I ■ М I I I
Образование в сфере культуры 187
непонимание и неприятие со стороны современных теоретиков.
Так, Н.И. Тарасов в разделе «Школа», дает рекомендации молодым преподавателям хореографам, с чего начинается и как протекает процесс формирования, создания урока хореографии, центральным моментом которого является реализация «творческого замысла», идеи урока. Что же автор подразумевает под замыслом урока хореографии?.. «Разрабатывая урок хореографии, - пишет Н.И. Тарасов - надо помнить, что их идея может зависеть не только от программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемый программой осваивается». Нельзя не согласиться с той мыслью, что «замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее ваше и ваших учащихся восприятие жизни и хореографии как части этой жизни». Важно, считает автор, чтобы в концепции серии уроков проходила нить, демонстрирующая престижность освоения хореографического искусства, чтобы «у ребят появилась бы положительная мотивация к хореографическому образованию» (3, с. 7-8).
Однако все эти рекомендации носят частный характер, чтобы быть возведенными в ранг замысла урока хореографии. Причем тут престижность и современность, если хореография не мыслит этими категориями и никогда не станет средством популяризации личности в современном обществе. Не эта цель двигала миллионы людей к освоению и сопричастности к хореографическому искусству, но внутренняя сущность, ее эмоционально-образная природа, адекватная природе человеческой души, человеческой мысли, человеческого внутриустройства. И эти основы не могут уйти со временем или перестать быть актуальными на сегодняшний день. Они вечны, а значит, постижение хореографического искусства как отражения внутреннего мира каждого человека не должно зависеть от современного состояния культуры в мире и престижности ее освоения сегодня (2).
Вслед за общетеоретическим и практическим обзором происходящего в хореографическом образовании хотелось бы рассмотреть некоторые программы по хореографии, рекомендованные Министерством образования, вариативность использования которых также явление неоднозначное, так как принципиально разные понимания результата хореографического обучения, отсутствие единой стратегии в развитии художественного мышления учащихся, с одной стороны, и в связи с этим отсутствие единой методологии и единства формируемого мышления у будущих педагогов-хореографов, с другой стороны, -вот лишь некоторые, но весьма сущностные недостатки сложившейся ситуации.
Несомненным плюсом программ является трактовка урока хореографии «как урока искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея . вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др.». Автор исходит из необходимости «методологического осмысления процесса познания хореографического искусства» и выводят три концептуальной идеи:
- хореография отражает жизнь на философском уровне, отсюда хореография есть отражение диалектики жизни и ее содержание -это человеческий опят нравственно-эстетического оценивания мира, выраженный в художественно-пластических образах специфическим для данного искусства языком;
- познание хореографического искусства осуществляется как самостоятельная деятельность школьников по выявлению того, как реальное, приобретающее в нашем восприятии черты привычности, повседневности, обыденности и пр. становится художественным;
- деятельность преподавателя хореографии - это не работа по «трансляции» знаний, умений и навыков в их общепринятом, традиционном понимании, а его творчество в организации деятельности школьников в развитии у них художественно-творческих способностей.
.....
ш
Опираясь на анализ педагогической и методической литературы, который был сделан В.Н. Ниловым в области художественного образования и воспитания школьников средствами хореографического искусства, можно выделить три основных направления:
Первое - художественное воспитание развивается и функционирует на базе внешкольных учреждений культуры - клубов, Домов и Дворцов культуры.
Второе направление художественного образования развивается на базе хореографических отделений (образовательного уровня) Детских музыкальных школ (ДМШ) и Детских школ искусств (ДШИ), а также отдельных самостоятельных Детских хореографических и балетных школ (ДХШ).
Третье направление художественного воспитания средствами хореографического искусства в условиях общеобразовательной школы как внеклассная работа или факультативная по желанию (для этого в программе школы заложены часы для различных кружков самодеятельного творчества).
Анализируя педагогическую ситуацию в современной школе, можно отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к расширению использования хореографического искусства в общеобразовательных школах. Возникла не только потребность в систематическом целенаправленном хореографическом образовании на базе общеобразовательных
школ при взаимодействии с учреждениями культуры, но наметились тенденции формирования и развития новой структуры хореографического направления образования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Проведя данный экскурс по современному хореографическому образовательному пространству, мы можем сделать вывод, что:
- высокий уровень технократизма и дидактизма, присутствующий во многих педагогических системах, концепциях и трудах, демонстрирует отсутствие теоретического мышления и диалектической логики в их основе;
- понятие целостности педагогического процесса на уроке хореографии берется лишь в узко формальном смысле слова, а научные подходы, на которые ссылаются современные авторы, имеют, в сущности, одностороннее и поверхностное осмысление;
- проблема творческого развития ученика на уроке хореографии на сегодняшний день не решена системно, в целостности всех элементов и движущих сил данного процесса.
Как следствие всего перечисленного, урок хореографии не рассматривается авторами современных методик как целостный процесс, через категории содержания и формы, в котором содержание искусства, художественная идея произведения, а значит, и урока в целом, диктовали бы творческие задачи урока, определяли бы форму его построения.
Примечания
1. Кульневич, С. В. Современный урок: [научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. -Ростов-н/Д: Учитель, 2004. - Часть I.
2. Нилов, В. Н. Современное состояние хореографического искусства в художественном образовании детей и молодежи / В.Н. Нилов // Мир в котором я живу. Культурологические аспекты сложения целостной картины мира учащихся. - М., 2010. - С. 73-82.
3. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. - М.: Искусство, 1971.
07_îâôàçîâàièà_.p65 188 1 01.12.2011, 18:04